Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:45, реферат
Начиная изучение темы реферата, прежде всего, хотелось бы отметить ее актуальность в теоретическом и практическом аспектах. Местное самоуправление является непременным атрибутом любого современного демократического общества. Зарубежный муниципализм знает громадное количество разнообразных моделей и типов организации местного самоуправления. Различия в построении систем местного самоуправления зависят от многих факторов: политического режима, доминирующей в стране идеи организации власти и управления на местах, государственного устройства и административно-территориального деления государства, национальных традиций и пр.
1. Введение
2. Общая характеристика и основные принципы местного самоуправления
3. Системы местного самоуправления
4. Порядок формирования органов местного самоуправления
5. Порядок формирования органов местного самоуправления
6. Заключение
7. Список использованной литературы
Родоначальница
континентальной модели – Франция,
для которой высокая степень
централизации местного управления
и самоуправления является исторически
традиционной. Во Франции достаточно
долго существовала система многоуровневой
организации власти на местах, при
которой деятельность нижестоящих
звеньев в значительной степени
определялась и зависела (прежде всего
в административном и финансовом
смысле) от вышестоящих органов
Сравнивая англосаксонскую и континентальную модели местного самоуправления, следует иметь в виду, что в демократически развитых странах различия между этими двумя моделями не носят принципиального характера. Их современная форма, во многом являющаяся результатом проведенных реформ местного самоуправления, позволяет говорить об определенном сближении некогда весьма отличных муниципальных систем.
Наряду с рассмотренными моделями существуют варианты организации власти на местах, в той или иной степени вобравшие в себя черты каждой их них и обладающие собственными специфическими признаками. Эти модели получили название смешанных. К таким моделям можно отнести местное самоуправление в Германии, Австрии, Японии, в некоторых постсоциалистических и развивающихся странах.
Характерным признаком смешанной модели можно считать сочетание достаточно автономного местного самоуправления на низовом территориальном уровне с государственным управлением на более высоком.
Советская модель организации власти на местах была еще недавно широко распространена в странах «мировой системы социализма», а также в ряде развивающихся государств просоциалистического образца. Сейчас в той или иной форме она имеет место лишь в немногих странах, все еще сохранивших социалистическую ориентацию (Китай, Куба), а также в некоторых государствах бывшего Советского Союза.3
Перечень названных
моделей организации власти на местах
не является исчерпывающим: рассмотрены
наиболее типичные и часто встречающиеся
модели. Существуют также и весьма
специфичные варианты. В таких
своеобразных административно-
Уникальной самоуправляемой
общностью является киббуц в Израиле.
Киббуц – трудовая коммуна преимущественно
сельскохозяйственного профиля, построенная
на принципах добровольности членства,
совместного владения имуществом и
средствами производства, относительного
равенства в труде и
Система местного самоуправления
в современных государствах может
включать в себя по вертикали от
двух до пяти звеньев. Двухзвенная структура
административно-
Органы местного
самоуправления различаются по степени
централизации взаимоотношений
с вышестоящими органами. Одна система
местного самоуправления построена
на принципах прямого подчинения
нижестоящих органов
Во втором случае
органы местного самоуправления обладают
довольно большой самостоятельностью
по отношению к вышестоящим
Органы местного
самоуправления включают в себя выборные
муниципальные советы или комиссии
и образуемые ими исполнительные
органы. Общий порядок формирования
муниципальных советов и
Порядок выдвижения кандидатов в выборные органы местного самоуправления предусматривает различные способы реализации этих субъективных прав избирателей – чаще всего путем подачи петиции с подписями установленного законом числа жителей данного избирательного округа, обладающих полным объемом избирательных прав, в поддержку кандидата на должность члена муниципального совета. Кандидаты в муниципальные органы могут баллотироваться по партийным спискам, опираясь на поддержку определенной политической партии, или выступать как независимые кандидаты. Выборы осуществляются как по одномандатным округам, так и по многомандатным округам. Для определения результатов голосования используются как пропорциональная, так и мажоритарная избирательные системы. Мажоритарная система может предполагать и проведение выборов в два тура. На выборах в муниципальные органы запрещено введение императивного мандата. Депутаты муниципальных органов не связаны никакими наказами избирателей и не обязаны отчитываться перед избравшими их гражданами.5
Муниципальные советы формируются на определенные сроки. В США, например, органы местного самоуправления в зависимости от уровня избираются на 2 – 4 года, в Великобритании – на 4 года, причем состав муниципалитетов может обновляться по частям или переизбираться полностью. Численный состав органов местного самоуправления также различен, как правило, от нескольких депутатов до нескольких десятков. В муниципальные советы столиц государств, как правило, избирается более ста советников. Выборные муниципальные советы юридически возглавляет муниципальный аппарат управления, который осуществляет оперативную работу по руководству всей деятельностью муниципалитета. Срок полномочий депутатского корпуса органов местного самоуправления различен. В ряде кантонов Швейцарии он составляет 3 – 4 года, в Швеции, Норвегии, Португалии, Испании, Великобритании, Дании, Голландии, ФРГ (ряд земель) – 4 года, в Ирландии, Турции, Италии, на Кипре – 5 лет, в ряде земель ФРГ, Австрии – 5 – 6 лет, в Бельгии, Франции, Люксембурге – 6 лет.
Законодательством
ряда стран предусмотрены особые
требования к лицам, намеревающимся
занять должности в органах местного
самоуправления: годность к военной
службе, обязательное проживание или
место работы в пределах территории
органа местного самоуправления, уплата
местных налогов и т.д. В латиноамериканских
странах в соответствии с местным
законодательством не могут быть
избранными алькальдами и муниципальными
советниками члены любых
По-разному регулируется вопрос о совмещении депутатских мандатов: от решения совмещать сразу несколько мандатов (в Дании – на местном, региональном и парламентском уровне), а также системы двойного мандата на местном и региональном уровне (Норвегия, Швеция, Дания, Великобритания, Ирландия, Голландия, ФРГ) до одного депутатского мандата (Австрия, Бельгия, Франция). Австрия в виде исключения допускает совмещение мандата самого нижнего уровня с самым верхним (парламентским). В Италии не допускается совмещение мандатов на одном уровне (региональном, провинциальном и муниципальном), а также с мандатом члена парламента. В Люксембурге член местного органа самоуправления может одновременно быть членом национального парламента и Европарламента.
По структуре органы местного самоуправления, как правило, однопалатные. Двухпалатное построение этих органов чрезвычайно редко (например, муниципальный совет Нью-Йорка). Структура муниципального органа, как и его численный состав, определяются размерами территории и численностью населения.
Основной формой
деятельности органов местного самоуправления
являются сессии, проведение которых
регулируется местным законодательством.
В низовых территориальных
В пределах своей
компетенции органы местного самоуправления
принимают решения, дают заключения,
высказывают пожелания и
Решения органов местного
Основной
объем полномочий органов
Компетенция органов местного
самоуправления
Значительны полномочия органов местного самоуправления в социальной сфере, в частности, по оказанию социальной помощи малоимущим. Они включают в себя строительство и содержание домов для престарелых, ночлежек, строительство дешевого жилья, муниципальных школ, больниц, родильных домов за счет муниципальных доходов и т.д.
Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Они осуществляют деятельность в сфере местного хозяйства (выдача разрешений на право открытия магазинов, зрелищных предприятий, установление правил застройки городов и т.д.).
Полномочия в области охраны общественного порядка, защиты прав и свобод граждан включают в себя установление правил поведения в общественных местах, дачу разрешений или наложение запрета на проведение митингов, собраний, шествий, демонстраций, пикетов и других форм общественно-политической деятельности населения данного муниципального образования, издание предписаний по осуществлению санитарного надзора, медицинского обслуживания населения и т.д.
Важнейшие полномочия
органов местного самоуправления представлены
в бюджетно-финансовой сфере. В соответствии
с Европейской Хартией о
В органах местного самоуправления ряда зарубежных стран избираются или назначаются специальные категории должностных лиц со своей четко определенной компетенцией.
Неотъемлемой частью структуры органов местного самоуправления являются различные отделы и организации, аккумулирующие в себе различные сферы деятельности. Наиболее распространенные – отделы здравоохранения, полиции, финансов, пожарной охраны, общественных работ, социальных служб, рабочей силы, транспорта, коммунальных услуг, отдыха населения, по делам потребителей.