Муниципальные системы зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Местное самоуправление начало развиваться в Европе еще в средние века. К XIX веку сложились и поныне существуют три основные системы местного самоуправления:
англосаксонская, при которой исключаются какие-либо представители центрального правительства на местах, а муниципалитеты самостоятельно осуществляют власть в пределах своих полномочий ( выход за эти пределы позволяет вмешиваться правительству);

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………....2.
Общая характеристика и основные принципы местного самоуправления…………………………………………….………….......3.
Системы местного самоуправления……………..……………….9.
Порядок формирования органов местного самоуправления………….20.
Компетенция органов местного самоуправления……………………..26.
Заключение………………………………………………….……………34.
Список литературы………………………………….…………….….….37.

Файлы: 1 файл

Муниципальные системы зарубежных стран.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

      Исполнительная  власть (мэр и его правительство) несут ответственность за поступление  доходов, а также за расходование бюджетных средств. В конце бюджетного года мэр должен представить отчет представительному органу об исполнении ежегодного бюджета. Как при осуществлении финансово-экономической политики, так и при подготовке отчета мэр обычно получает помощь от центральных органов управления, в частности, от департамента финансов.

      В органах местного самоуправления ряда зарубежных стран избираются или назначаются специальные категории должностных лиц со своей четко определенной компетенцией.

      В американских графствах, например, существует большое число выборных должностных  лиц, таких, как казначей, инспектор, асессор, регистратор, клерк, прокурор, шериф и др., полномочия которых определяются законодательством соответствующего штата и которые входят в структуру местного самоуправления. Казначей организует сбор налогов, хранение средств графства, выдачу средств, ассигнованных на различные местные нужды, контролирует расходование этих средств. Инспектор или инженер графства несет ответственность за проектирование дорог, мостов, установление границ, землеустройство и т.д. Асессор занимается выявлением и оценкой всех видов собственности, подлежащей налогообложению. Регистратор занимается регистрацией покупок, продаж, разделов, закладов и иных действий в отношении имущества, а также завещаний, свидетельств о браке, разводе и т.д. Клерк отвечает за надлежащее хранение и оформление документов графства, организацию регистрации избирателей, проведение голосования и подсчет поданных голосов. Шериф возглавляет полицию графства, управляет тюрьмой графства, осуществляет аресты. Прокурор осуществляет надзор за законностью, представляет графство в суде, консультирует совет графства и должностных лиц по юридическим вопросам.

      Неотъемлемой  частью структуры органов местного самоуправления являются различные  отделы и организации, аккумулирующие в себе различные сферы деятельности. Наиболее распространенные – отделы здравоохранения, полиции, финансов, пожарной охраны, общественных работ, социальных служб, рабочей силы, транспорта, коммунальных услуг, отдыха населения, по делам потребителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    Заключение 

     Эффективность государственного управления - это  проблема не только технологического характера, она многоаспектна и  многогранна. Зарубежный опыт показывает, что одной из существенных причин неэффективности государственного управления является отсутствие включенности большой массы людей в экономическую, политическую, социальную жизнь, что проецируется на всю социальную действительность. Основным механизмом включения общества в управленческие процессы является развитая система местного самоуправления.

       Мировая практика государственного управления свидетельствует о том, что вопросы местного значения эффективнее решаются на началах местного самоуправления, так как, во-первых, местные органы власти лучше осведомлены о реальном положении дел «внизу» и могут оперативно принимать решения, не согласовывая это бесчисленное множество раз с высшими «эшелонами» власти, а, во-вторых, при этом появляется возможность для создания «обратной связи» с населением. 
Замена административного контроля «сверху» за деятельностью местных органов власти на демократический контроль «снизу» делает эту форму общественно-государственного устройства не только более привлекательной, но и более эффективной, так как регулирование деятельности органов местного самоуправления и отдельных должностных лиц осуществляется самим населением, являющимся получателем услуг, и, следовательно, заинтересованным в их качестве.

     В мировой практике существуют две  основные модели местного самоуправления: англосаксонская и континентальная. Первая модель успешно функционирует в таких странах, как Великобритания, США, Канада и Австралия. Вторая уже долгое время действует в ряде стран континентальной Европы, Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока. Кроме того существует ещё ряд моделей, которые можно отнести к смешанному типу.

     Идеальной автономной моделью местного самоуправления является система с горизонтальным управлением, при которой каждый территориальный уровень власти обладает собственной, исключительной компетенцией, не пересекающейся по кругу полномочий и обязанностей с вышестоящими уровнями управления.

     При такой системе управления контроль за деятельностью местной власти осуществляют не верхние уровни управления, а население - либо непосредственно путем референдумов, выборов и других форм прямой демократии, либо через избираемые прямым голосованием представительные органы и должностные лица. В то же время нигде в мире не существует полностью горизонтального управления. И даже в максимально приближенных к такой схеме территориального устройства Соединенных Штатах Америки имеется некоторое государственное регулирование деятельности органов власти штатов, графств и городов со стороны министерств и ведомств, которое осуществляется косвенным образом: путем финансирования или финансирования различных национальных программ. 
Примером вертикального управления является так называемая интегрированная советская система местного самоуправления, при которой важнейшие политические решения принимались на верхнем «этаже» власти, а затем передавались по «одноканальной» схеме по всей вертикали территориального управления.

     Матричная схема управления предполагает взаимодействие властей как по вертикали, так  и по горизонтали, давая звеньям  управления возможность «многоканального» взаимодействия. При этом большое значение приобретает горизонтальное взаимодействие: между подразделениями внутри одной структуры управления, между различными автономными уровнями управления (межмуниципальная кооперация). 
В целом при всем многообразии различных моделей местного самоуправления в их развитии на сегодняшний день наблюдается ряд общих тенденций. 
• при всех моделях органы местного самоуправления формируются населением путем проведения выборов; 
• при всех моделях органы местного самоуправления обладают относительной самостоятельностью на основе закона; 
• при всех моделях органы местного самоуправления остаются относительно независимыми при решении вопросов муниципальной собственности, местного бюджета, налогов и так далее; 
• при всех моделях органы местного самоуправления, так или иначе, оказываются включенными в общую систему государственного управления посредством субординации с представителями центрального правительства. 
Следует отметить, что делегирование полномочий органам местного управления и самоуправления, безусловно, необходимое, но недостаточное условие совершенствования работы государственных органов. 
Таким образом, системы местного самоуправления зарубежных стран — континентальная модель (Франция и Германия) или иберийская (Испания, Португалия и некоторые испаноговорящие страны Латинской Америки) предусматривают различные варианты организации самоуправления муниципальных образований, допуская значительное участие государства в этой деятельности. Даже англосаксонская система, наиболее близкая к российской модели, предусматривает, например в США, в рамках административного контроля за деятельностью муниципальных образований передачу функций местного самоуправления администрации штата назначение или смещение властями штата местных должностных лиц, издание штатом правовых актов, обязательных для органов местного самоуправления.

                                              Список литературы         

  1. Баглай Н., «Конституционное право зарубежных стран»/ Норма –Инфра М, М., 2000.
  2. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. М., Юристъ, 2003.
  3. Барабашев Г.В., Шеремет К.Ф. Организация и функционирование местного самоуправления (опыт зарубежных стран). М., 2001.
  4. Бялкина Т., Старилов Ю. За все в ответе община: Местное самоуправление в Германии // Российская Федерация. 1994. N 10.
  5. Евдокимов В.Б., Старцев Я.Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. М.: Спарк, 2001.
  6. Европейская хартия о местном самоуправлении, принятая Советом Европы 15 октября 1985 г.
  7. Ковешников Е., «Муниципальное право»/ Норма – Инфра М, М., 2000.
  8. Местное самоуправление за рубежом: опыт, комментарии и рекомендации по применению / Науч. руков. А.Е. Когут. СПб., 1995.
  9. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. - М., 1996.
  10. Черкасов А., «Правовое регулирование местного управления в странах современного мира»/ «Федерализм, региональное управление и местное самоуправление», М., 2000

Информация о работе Муниципальные системы зарубежных стран