Муниципальные выборы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 11:12, реферат

Описание работы

Каждое государство заинтересовано в таких способах формирования и деятельности местной власти, которые отвечали бы его политике и поддерживались населением. Именно местное самоуправление призвано обеспечить достижение этих целей.
В отечественной истории существовало множество форм местного самоуправления: Новгородское вече, Общинное самоуправление, Сельское самоуправление времен Екатерины II, Дворянское самоуправление, Земское движение, Городское самоуправление конца XIX - начала XX веков, Государственное самоуправление советского периода. Их появление стало закономерным результатом осознания определенными группами людей своих интересов, потребностей в системе государственного устройства в конкретный исторический период.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1. Муниципальные выборы: понятие и особенности ………………..............5
2. Правовое регулирование муниципальных выборов …...…………..
3. Гарантии проведения муниципальных выборов
Заключение. …………………..……………………………………………....15
Библиографический список……………………

Файлы: 1 файл

д.з..doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правовое регулирование муниципальных выборов

Современная Россия претендует на звание правового государства. Такое положение закрепляет Основной закон страны – Конституция, об этом заявляют органы исполнительной власти нашей страны.

Но становление правового государства можно констатировать только в том случае, если созданы как законодательный массив, гарантирующий беспрепятственное осуществление прав человека и гражданина, так и механизм его реализации.

Основные начала организации и деятельности местного самоуправления на всей территории страны установлены, прежде всего, в Конституции РФ. Основной закон страны закрепляет: В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст.12 Конституции РФ). Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст. 3 Конституции РФ).[1]

Если Конституция устанавливает основные начала местного территориального самоуправления в РФ, то базисом такого законодательства, является Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым муниципальные выборы, т.е. выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан.[2]

Указанный закон определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.[3]

Наряду с названными законами можно выделить следующие законодательные акты:

- Федеральный закон от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» устанавливающий правовые нормы, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях нарушения указанных прав и утвержденное этим ФЗ «Временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах  РФ, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»[4];

- Областной закон Ростовской области «О местном референдуме в Ростовской области» от 19 мая 2006г. № 342-ЗС устанавливает правовые, финансовые и экономические основы осуществления местного самоуправления в Ростовской области.

Вторая группа нормативных актов – подзаконные нормативные акты.

По определенным вопросам местного самоуправления (система, структура, выборы и т.п.), особенно до их законодательной регламентации, издаются указы Президента Российской Федерации.

По функциональным вопросам, требующим единообразной регламентации в масштабах страны, принимаются постановления Правительства и ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти. Чаще всего это акты, общие для всех видов органов и организаций, включая органы местного самоуправления, реже – только для последних. Причем функциональный характер подобных актов должен всецело сообразовываться с законами и указами, ни в коей мере не выходя за их пределы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Гарантии проведения муниципальных выборов

Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов устанавливаются Федеральным законом № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. В нем с точки зрения обеспечения избирательных прав граждан урегулированы важнейшие элементы избирательного процесса: создание избирательных комиссий, составление списков избирателей, образование избирательных округов и участков, выдвижение и регистрация кандидатов, финансирование выборов, предвыборная агитация, голосование и подведение итогов выборов, а также некоторые другие.[5]

Помимо этого права граждан гарантируются в Уголовном кодексе Российской Федерации и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, которые предусматривают уголовную и административную ответственность за нарушение порядка выборов. Проживание гражданина на определенной территории, являющееся основанием для включения его в список избирателей, устанавливается в соответствии с Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Гарантии проведения муниципальных выборов со стороны федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут быть политическими, правовыми, организационными, материально-финансовыми. Политические гарантии связаны с проявлением государственной воли, направленной на проведение выборов в установленные сроки. Правовые сводятся к своевременному изданию федеральных законов и законов субъектов Федерации, а также других нормативных актов на этих уровнях по вопросам избирательных прав граждан, избирательного процесса, ответственности государственных органов, общественных объединений и должностных лиц за нарушение законодательства о выборах и за несоблюдение сроков проведения муниципальных выборов.

Финансовые гарантии связаны с выделением при необходимости средств на организацию и проведение выборов органам местного самоуправления. Законы о выборах органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации устанавливают общее правило, согласно которому организация и проведение муниципальных выборов осуществляются за счет средств соответствующих местных бюджетов. Однако некоторые законы предусматривают возможность оказания финансовой помощи органам местного самоуправления за счет средств бюджетов субъектов Федерации. К организационным гарантиям можно отнести, в частности, методическую помощь, которую органы государственной власти оказывают органам местного самоуправления, участвующим в избирательном процессе.


Заключение

 

Таким образом, рассмотрев данную тему, можно сделать вывод, что муниципальные выборы – это демократические свободные выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований, являющиеся высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти.

 

 

 


Библиографический список

Правовые акты

1. Конституция Российской Федерации 1993г. (в последней ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2009. 21 января.

2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. №131-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 06.12.2011. №411-ФЗ) // Собрание законодательства  РФ. 2003. № 40. Ст. 3822; Российская газета. 2011. 18 декабря.

3. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 20.10.2011. №287-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. №24. Ст.2253; Российская газета. 2011. 15 ноября.

 

 

1.      Федеральный закон от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (с изм. от 22.06.1998).

2.      Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» / Под ред. Ю.А. Тихомирова. – М., 1996.

3.      Веденеев Ю.А., Мостовщиков В.Д. Введение в избирательное право. Учебное пособие. М., 2003. – 204 с.

4.      Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / Отв. ред. А.А. Вешняков. М.: Изд-во НОРМА, 2003г. - 816 с.

5.      Миронов Н.М. Правовое регулирование муниципальных выборов и референдумов // Адвокат. - № 8, август. – 2004.

6.      Постовой Н.В. Муниципальное право России: Вопросы и ответы. - М.: Юрис­пруденция, 2002, 160с.

Муниципальное право Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. Ю.А. Дмитриева - М.: Профобразование, 2007, 685 с.

Веденеев Ю.А., Мостовщиков В.Д. Введение в избирательное право. Учебное пособие. М„ 2003. 204 с.

 

Мильшин Ю.Н., Чанов С.Е. Муниципальное право России: учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2007 г. – 404 с.



[1] Конституция Российской Федерации 1993г. (в последней ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2009. 21 января.

[2] Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. №131-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 06.12.2011. №411-ФЗ) // Собрание законодательства  РФ. 2003. № 40. Ст. 3822; Российская газета. 2011. 18 декабря.

[3] Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 20.10.2011. №287-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. №24. Ст.2253; Российская газета. 2011. 15 ноября.

[4]

[5] Постовой Н.В. Муниципальное право России: Вопросы и ответы. - М.: Юрис­пруденция, 2002, - с. 56


Информация о работе Муниципальные выборы