Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:36, статья
Наоборот, в сельском поселении добавляется комплекс факторов, усложняющих общий ход развития.
Основные задачи муниципального управления в сельской местности могут быть
сформулированыследующим образом.
Л. А. Кузнецова
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ВСЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Сельское поселение —
сложная социально-
функционирует и развивается в рамках государственной и региональной стратегий со-
циально-экономического развития, государственной и региональной политики, изме-
няющегося законодательства, которая нисколько не проще городской социально-
экономической системы. Наоборот, в сельском поселении добавляется комплекс фак-
торов, усложняющих общий ход развития.
Основные задачи муниципального управления в сельской местности могут быть
сформулированыследующим образом.
1. Организация самоуправления,
вовлечение активной части
процесс муниципального управления.
2. Поддержка
3. Регулирование
4. Содержание и развитие
инженерной инфраструктуры
служивания.
5. Содержание и развитие социальной сферыпоселений.
В настоящее время сложились разные системы местного самоуправления в сель-
ской местности, опирающиеся на одну из трех моделей:
− глава муниципального образования избирается населением и возглавляет ме-
стную администрацию; работу представительного органа организует избираемый из
числа депутатов председатель;
− глава муниципального образования избирается населением и возглавляет
представительный орган местного самоуправления; руководство местной администра-
цией возлагается на управляющего, нанимаемого по контракту на конкурсной основе;
− глава муниципального образования избирается из состава представительного
органа местного самоуправления,
а местную администрацию
щий, нанимаемый по контракту на конкурсной основе.
В соответствии с этими моделями сложились следующие типы организации ме-
стного самоуправления на сельских территориях:
− сельские административные районы, являющиеся муниципальными образо-
ваниями;
− сельские административные районы, входящие в состав объединенного му-
ниципального образования «город — район»;
− сельские административные районы, в которых функционируют территори-
альные органы государственной власти субъекта РФ;
− сельские округа или отдельные крупные сельские населенные пункты, вхо-
дящие в состав административных районов и являющиеся муниципальными образо-
ваниями;
− сельские округа, не являющиеся муниципальными образованиями;
− сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образования-
ми, входящие в состав сельских округов; в таких сельских населенных пунктах обыч-
но избираются старосты и могут создаваться органы территориального общественного
самоуправления.
Система местного самоуправления в сельской местности кардинальным обра-
зом изменилась после вступления в силу Федерального закона «Об общих принци-
пах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. 42
№ 131-ФЗ. Закон предусматривает осуществление во всех субъектах РФ двухуровне-
вой системы муниципальных образований в сельской местности — поселений и му-
ниципальных районов. На базе сельских населенных пунктов с 01.01.2006 г. функцио-
нирует 19 736 муниципальных образований — сельских поселений, объединенных в
1 805 муниципальных районов.
Федеральный закон № 131-ФЗ
просы местного значения между муниципальными районами и сельскими поселения-
ми и закрепил за каждым
уровнем соответствующее
Большое значение имеет изучение муниципальной социальной политики в сель-
ской местности. Современная ситуация в социальной сфере в сельской местности су-
щественно уступает городской. По данным на начало XXI в. в России на 100 сельских
поселений приходилось 26 детских дошкольных учреждений, 32 школы, 42 клуба, 30
учреждений здравоохранения.
За последнее десятилетие
личество участковых больниц,
спортивно-оздоровительных
образовательных учреждений,
общеобразовательных
В свете решений Федерального закона № 131-ФЗ муниципальная политика в
сельской местности должна быть переориентирована на достижение следующих
целей:
1. Развитие социальной
сферы сельских поселений,
городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы.
2. Создание социальных и экономических основ для повышения престижности
проживания в сельской местности.
3. Расширение рынка труда в сельской местности путем создания условия для
развития
4. Создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы сель-
скохозяйственными предприятиями и организациями в ведение органов местного са-
моуправления.
Как показывает практика последних лет, реализация этих целей возможна только
при условии решения таких задач, как повышение уровня занятости сельского населе-
ния, сохранение и создание новых рабочих мест; стимулирование привлечения и за-
крепления выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений в
сельской местности; повышение образовательного уровня учащихся сельских школ,
повышение качества образования; активизация культурной деятельности на селе и ря-
да других.
Поставленные задачи могут быть успешно решены, если, прежде всего, будет
приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы сельских посе-
лений на федеральном и региональном уровнях. Необходимо разработать эффектив-
ный экономический механизм, обеспечивающий содержание и эксплуатацию объектов
социальной сферысела на уровне нормативных требований.
Важную роль должно сыграть
повышение эффективности
риально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирова-
ния предприятий интегрированного типа. И, наконец, большое значение имеет форми-
рование правового и методического
обеспечения социального
В заключение необходимо отметить изменение задач и функций сельских орга-
нов местного самоуправления в социальной сфере в связи со вступлением в силу Фе-
дерального закона № 131-ФЗ. Многие из выполняемых ныне функций не включены в
перечни вопросов местного значения и приобретают статус государственных полно-
мочий, например вопросы социальной поддержки отдельных категорий граждан, а
также финансирование расходов на обеспечение образовательного процесса.
За сельскими поселениями в социальной сфере закрепляются вопросы, не тре-
бующие крупных затрат: 43
− организация библиотечного обслуживания сельского населения с помощью
библиотечного коллектора муниципального района;
− создание условий для организации досуга и обеспечения сельских жителей
услугами организаций культуры;
− выявление условий для массового отдыха сельских жителей и благоустройст-
во мест массового отдыха;
− оказание содействия органам местного самоуправления муниципальных рай-
онов в установлении опеки и попечительства нуждающимсяжителям.
Принятие Федерального закона
«Об общих принципах
самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ существенно
меняет концепцию местного самоуправления в России и требует дополнительного ос-
мысления и изучения. Прежде
всего, назрела настоятельная
зации форм и содержания деятельности сельских органов местного самоуправления в
социальной сфере.
По сложившейся практике представительные органы сельских муниципальных
образований ежегодно утверждают программы развития социальной сферы в качестве
составной части комплексных планов социально-экономического развития террито-
рий. В местных бюджетах утверждаются расходы на содержание и развитие социаль-
ной сферы.
В настоящее время необходимо наполнить конкретным содержанием такие пол-
номочия в социальной сфере
местной администрации
пального района, как:
− организация и координация работы учреждений социально-культурного на-
значения с учетом национально-культурных традиций населения;
− налаженность трудового обучения и профессиональной ориентации школь-
ников;
− обеспечение занятости населения оплачиваемых общественных работ по бла-
гоустройству;
− содействие устройству нуждающихся граждан в учреждения социального
обеспечения;
− получение от расположенных на территории муниципального образования
предприятий, организаций сведений о высвобождении работающих и др.
Для повышения качества жизни в сельской местности и, следовательно, для ор-
ганизации муниципального управления решающее значение имеет экономическая
деятельность. Характер и результаты этой деятельности определяются стратегической
ролью сельскохозяйственного производства в обществе и аграрной политикой госу-
дарства. Решающую роль в
решении задач подъема
вания условий жизни в сельской местности должен сыграть приорит
Информация о работе Некоторые особенности муниципального управления в сельской местности