Некоторые особенности муниципального управления в сельской местности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:36, статья

Описание работы

Наоборот, в сельском поселении добавляется комплекс факторов, усложняющих общий ход развития.
Основные задачи муниципального управления в сельской местности могут быть
сформулированыследующим образом.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 16.02 Кб (Скачать файл)

Л. А. Кузнецова

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ВСЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Сельское поселение —  сложная социально-экономическая  система, которая

функционирует и развивается  в рамках государственной и региональной стратегий со-

циально-экономического развития, государственной и региональной политики, изме-

няющегося законодательства, которая нисколько не проще городской  социально-

экономической системы. Наоборот, в сельском поселении добавляется  комплекс фак-

торов, усложняющих общий  ход развития.

Основные задачи муниципального управления в сельской местности  могут быть

сформулированыследующим образом.

1. Организация самоуправления, вовлечение активной части сельских  жителей в

процесс муниципального управления.

2. Поддержка сельскохозяйственного  производства и агропереработки. 

3. Регулирование землепользования, планировки и застройки поселений. 

4. Содержание и развитие  инженерной инфраструктуры поселений  и сферы об-

служивания.

5. Содержание и развитие  социальной сферыпоселений.

В настоящее время сложились  разные системы местного самоуправления в сель-

ской местности, опирающиеся  на одну из трех моделей:

− глава муниципального образования  избирается населением и возглавляет  ме-

стную администрацию; работу представительного органа организует избираемый из

числа депутатов председатель;

− глава муниципального образования  избирается населением и возглавляет

представительный орган  местного самоуправления; руководство  местной администра-

цией возлагается на управляющего, нанимаемого по контракту на конкурсной основе;

− глава муниципального образования  избирается из состава представительного

органа местного самоуправления, а местную администрацию возглавляет  управляю-

щий, нанимаемый по контракту  на конкурсной основе.

В соответствии с этими  моделями сложились следующие типы организации ме-

стного самоуправления на сельских территориях:

− сельские административные районы, являющиеся муниципальными образо-

ваниями;

− сельские административные районы, входящие в состав объединенного  му-

ниципального образования  «город — район»;

− сельские административные районы, в которых функционируют  территори-

альные органы государственной  власти субъекта РФ;

− сельские округа или отдельные  крупные сельские населенные пункты, вхо-

дящие в состав административных районов и являющиеся муниципальными образо-

ваниями;

− сельские округа, не являющиеся муниципальными образованиями;

− сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образования-

ми, входящие в состав сельских округов; в таких сельских населенных пунктах обыч-

но избираются старосты и  могут создаваться органы территориального общественного

самоуправления.

Система местного самоуправления в сельской местности кардинальным обра-

зом изменилась после вступления в силу Федерального закона «Об общих  принци-

пах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. 42

№ 131-ФЗ. Закон предусматривает  осуществление во всех субъектах  РФ двухуровне-

вой системы муниципальных  образований в сельской местности  — поселений и му-

ниципальных районов. На базе сельских населенных пунктов с 01.01.2006 г. функцио-

нирует 19 736 муниципальных  образований — сельских поселений, объединенных в

1 805 муниципальных районов.  Федеральный закон № 131-ФЗ четко  разграничил во-

просы местного значения между  муниципальными районами и сельскими  поселения-

ми и закрепил за каждым уровнем соответствующее имущество  и источники доходов.

Большое значение имеет изучение муниципальной социальной политики в сель-

ской местности. Современная  ситуация в социальной сфере в  сельской местности су-

щественно уступает городской. По данным на начало XXI в. в России на 100 сельских

поселений приходилось 26 детских  дошкольных учреждений, 32 школы, 42 клуба, 30

учреждений здравоохранения. За последнее десятилетие значительно  сократилось ко-

личество участковых больниц, спортивно-оздоровительных сооружений, дошкольных

образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений.

В свете решений Федерального закона № 131-ФЗ муниципальная политика в

сельской местности должна быть переориентирована на достижение следующих

целей:

1. Развитие социальной  сферы сельских поселений, сокращение  разрыва между

городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы.

2. Создание социальных  и экономических основ для  повышения престижности

проживания в сельской местности.

3. Расширение рынка труда  в сельской местности путем  создания условия для

развития сельскохозяйственного  производства и роста доходов  сельскихжителей.

4. Создание условий для  завершения передачи объектов  социальной сферы сель-

скохозяйственными предприятиями  и организациями в ведение  органов местного са-

моуправления.

Как показывает практика последних  лет, реализация этих целей возможна только

при условии решения таких  задач, как повышение уровня занятости  сельского населе-

ния, сохранение и создание новых рабочих мест; стимулирование привлечения и за-

крепления выпускников высших и средних профессиональных учебных  заведений в

сельской местности; повышение  образовательного уровня учащихся сельских школ,

повышение качества образования; активизация культурной деятельности на селе и ря-

да других.

Поставленные задачи могут  быть успешно решены, если, прежде всего, будет

приоритетная государственная  поддержка развития социальной сферы  сельских посе-

лений на федеральном и  региональном уровнях. Необходимо разработать  эффектив-

ный экономический механизм, обеспечивающий содержание и эксплуатацию объектов

социальной сферысела  на уровне нормативных требований.

Важную роль должно сыграть  повышение эффективности использования  мате-

риально-технических и  кадровых ресурсов социальной сферы  села путем формирова-

ния предприятий интегрированного типа. И, наконец, большое значение имеет  форми-

рование правового и методического  обеспечения социального развития села.

В заключение необходимо отметить изменение задач и функций  сельских орга-

нов местного самоуправления в социальной сфере в связи  со вступлением в силу Фе-

дерального закона № 131-ФЗ. Многие из выполняемых ныне функций  не включены в

перечни вопросов местного значения и приобретают статус государственных  полно-

мочий, например вопросы социальной поддержки отдельных категорий  граждан, а

также финансирование расходов на обеспечение образовательного процесса.

За сельскими поселениями  в социальной сфере закрепляются вопросы, не тре-

бующие крупных затрат: 43

− организация библиотечного  обслуживания сельского населения  с помощью

библиотечного коллектора муниципального района;

− создание условий для  организации досуга и обеспечения  сельских жителей

услугами организаций  культуры;

− выявление условий для  массового отдыха сельских жителей  и благоустройст-

во мест массового отдыха;

− оказание содействия органам  местного самоуправления муниципальных  рай-

онов в установлении опеки  и попечительства нуждающимсяжителям.

Принятие Федерального закона «Об общих принципах организации  местного

самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ существенно

меняет концепцию местного самоуправления в России и требует  дополнительного ос-

мысления и изучения. Прежде всего, назрела настоятельная необходимость  конкрети-

зации форм и содержания деятельности сельских органов местного самоуправления в

социальной сфере.

По сложившейся практике представительные органы сельских муниципальных

образований ежегодно утверждают программы развития социальной сферы  в качестве

составной части комплексных  планов социально-экономического развития террито-

рий. В местных бюджетах утверждаются расходы на содержание и развитие социаль-

ной сферы.

В настоящее время необходимо наполнить конкретным содержанием  такие пол-

номочия в социальной сфере  местной администрации сельского  поселения и муници-

пального района, как:

− организация и координация  работы учреждений социально-культурного  на-

значения с учетом национально-культурных традиций населения;

− налаженность трудового  обучения и профессиональной ориентации школь-

ников;

− обеспечение занятости  населения оплачиваемых общественных работ по бла-

гоустройству;

− содействие устройству нуждающихся  граждан в учреждения социального

обеспечения;

− получение от расположенных  на территории муниципального образования

предприятий, организаций  сведений о высвобождении работающих и др.

Для повышения качества жизни  в сельской местности и, следовательно, для ор-

ганизации муниципального управления решающее значение имеет экономическая

деятельность. Характер и  результаты этой деятельности определяются стратегической

ролью сельскохозяйственного  производства в обществе и аграрной политикой госу-

дарства. Решающую роль в  решении задач подъема сельского  хозяйства и преобразо-

вания условий жизни в  сельской местности должен сыграть  приорит


Информация о работе Некоторые особенности муниципального управления в сельской местности