Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:17, реферат
Объектом должностных преступлений является предусмотренная соответствующими правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований РФ. Эта деятельность основывается на общественных отношениях, определяющих цели, задачи, содержание государственной и муниципальной службы.
Непосредственным объектом должностного преступления являются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства.
Содержащиеся в главе 30 УК РФ статьи предусматривают уголовную ответственность за так называемые должностные преступления или связанные с ними деяния.
Объектом должностных
преступлений является предусмотренная
соответствующими правовыми актами
деятельность государственных органов,
органов местного самоуправления, государственных
и муниципальных учреждений, Вооруженных
Сил Российской Федерации и воинских
формирований РФ. Эта деятельность
основывается на общественных отношениях,
определяющих цели, задачи, содержание
государственной и
Непосредственным объектом должностного
преступления являются права и законные
интересы граждан или организаций либо
охраняемые законом интересы общества
или государства.
Отличительная черта этих преступлений
заключается в том, что, посягая на нормальное
функционирование указанных органов и
учреждений, это преступление подрывает
не только их авторитет в обществе, но
и уверенность граждан в защищенности
их прав и законных интересов.
Объективная сторона рассматриваемых
преступлений связана с использованием
должностным лицом предоставленных ему
полномочий вопреки интересам службы.
Ряд статей рассматриваемой главы прямо
предусматривают последствия в виде существенного
нарушения прав и законных интересов граждан
или организаций либо охраняемых законом
интересов общества или государства (ст.
285-287, 293 УК РФ). Другие составы преступлений,
предусмотренные рассматриваемой главой
УК РФ в неявном виде, также исходят из
наличия последствий в виде существенного
вреда, например ст. 289 "Незаконное участие
в предпринимательской деятельности"
указывает на последствия в виде предоставления
незаконных льгот, преимуществ, покровительства
и т.д.; ст. 292 "Служебный подлог" указывает
на внесение в документ заведомо ложных
сведений или иное искажение их действительного
содержания. Таким образом, объективная
сторона должностных преступлений предполагает
наличие таких обязательных признаков,
как совершение указанных в диспозиции
соответствующих статей деяний вопреки
интересам службы, т.е. находящихся в противоречии
не только с задачами, но и с теми полномочиями,
выполнение которых непосредственно возложено
на должностное лицо; наступление определенных
последствий преступления и наличие причинной
связи между незаконными действиями (бездействием)
должностного лица и наступившими последствиями.
Глава 30 УК РФ характеризуется в целом
материальным содержанием ее составов.
В то же время в каждом конкретном случае
предполагается установить, какие именно
права и обязанности государственного
(муниципального) служащего использованы
вопреки интересам службы, каким актом
и в каком порядке служащий ими наделен.
Способы и формы совершения того или иного
должностного преступления могут быть
различными, но объединяет их то, что они
находятся в противоречии с интересами
службы.
Субъективная сторона рассматриваемых
деяний характеризуется наличием умысла
(прямого или косвенного) либо наличием
двух форм вины: умышленной применительно
к деянию и неосторожной применительно
к преступным последствиям.
Субъектом преступлений, предусмотренных
гл. 30 УК РФ, могут быть: а) должностные
лица, а в предусмотренных законом случаях
- иные государственные служащие; б) должностные
лица, в предусмотренных законом случаях
- иные служащие органов местного самоуправления;
в) лица, не входящие в этот перечень, если
соответствующий состав предусматривает
их ответственность наряду с ответственностью
государственных или муниципальных должностных
лиц (речь идет, в частности, о ст. 290, 291
УК РФ).
Основным специальным субъектом преступлений,
предусмотренных гл. 30 УК РФ, является
должностное лицо. Не случайно рассматриваемые
деяния называют должностными преступлениями.
Должностное лицо - это государственный
или муниципальный служащий, который постоянно,
временно или по специальному полномочию
осуществляет функции представителя власти
либо организационно-
Таким образом, понятие должностного лица
- более узкое, нежели понятие государственного
или муниципального служащего (служащего
государственного или муниципального
аппарата). Государственный служащий -
это гражданин, исполняющий возложенные
на него обязанности за вознаграждение,
выплачиваемое за счет средств бюджета
Российской Федерации или ее субъекта.
Соответственно муниципальный служащий
- это лицо, выполняющее возложенные на
него обязанности за вознаграждение из
средств бюджета органа местного самоуправления.
Любое должностное лицо является государственным
или муниципальным служащим, но не любой
такой служащий может рассматриваться
как должностное лицо. Служащие, не являющиеся
должностными лицами, несут ответственность
за преступления, предусмотренные гл.
30 УК РФ, только в случае прямого указания
на это в соответствующих составах, например
ст. 288, 292. Должностные же лица могут нести
ответственность по любой статье рассматриваемой
главы. Конечно, "просто" служащие
могут являться соучастниками (пособниками),
но исполнителями преступлений, предусмотренных
ст. 285-287, 289, 290, 293 УК РФ, могут быть только
должностные лица.
Представитель власти - это лицо, наделенное
распорядительными функциями в отношении
физических и юридических лиц независимо
от их служебной подчиненности. Например,
работник милиции вправе предложить любому
нарушителю прекратить противоправные
действия, а в случае отказа применить
предусмотренные законом меры. Представителями
власти являются, в частности, депутаты
Федерального Собрания, представительных
органов субъектов Федерации, члены Правительства,
судьи, прокуроры, следователи, судебные
исполнители, оперативные работники правоохранительных
органов, инспекторы контролирующих органов
и т.д.
Управленческие функции как признак должностного
лица связаны с руководством деятельностью
государственного (муниципального) органа,
учреждения, воинской части или учреждения
подразделений и служб и т.д. Управленческими
являются и функции по распоряжению государственным
(муниципальным) имуществом. Речь идет
о руководителях хозяйственных и финансовых
подразделений, служб, выделенных органов
и учреждений, о которых только что говорилось.
Должностными лицами и иными служащими,
несущими ответственность за преступления,
предусмотренные гл. 30 УК РФ, являются
только служащие государственных (муниципальных)
органов, учреждений, а также войск и воинских
формирований. Лица же работающие в коммерческих
и некоммерческих хозяйствующих организациях
и предприятиях, в том числе государственной,
муниципальной или смешанной форм собственности,
несут в аналогичных случаях ответственность
по статьям гл. 23 УК РФ.
В статьях 285-287 и 290 УК РФ применительно
к должностным лицам выделяется в свою
очередь более узкое понятие "лица,
занимающие государственные должности
Российской Федерации, а также главы органов
местного самоуправления". К лицам,
занимающим государственные должности
в смысле гл. 30 УК РФ, относятся президент
страны, председатели палат Федерального
Собрания РФ, председатель Правительства,
его заместители и министры, должностные
лица различных рангов на уровне субъектов
Федерации и т.д. Их перечень включен в
ст. 1 Федерального закона "Об основах
государственной службы в Российской
Федерации" и выделен в категорию "А".
Особенности злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий
Злоупотребление
должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ). Рассматриваемый
состав устанавливает ответственность
за использование должностным лицом своих
служебных полномочий: а) вопреки интересам
службы; б) из корыстной или иной личной
заинтересованности; в) повлекших существенные
нарушения прав и законных интересов граждан
или организаций либо охраняемых законом
интересов общества или государства.
Наряду с основным составом (ч. 1 ст. 285 УК
РФ) в ч. 2 и 3 ст. 284 УК РФ описываются квалифицированные
составы по признаку специального субъекта
в виде лица, занимающего государственную
должность, либо тяжких последствий. Если
максимум санкции по основному составу
- четыре года лишения свободы при наличии
альтернативных видов наказания, то максимум
санкции в квалифицированных составах
- соответственно семь лет и десять лет.
Объективная сторона деяния может осуществляться
как через действие, так и через бездействие,
но всегда с использованием служебных
(должностных) полномочий. Использование
лицом своего авторитета или авторитета
должности, связей, которые он приобрел
в связи со своим статусом, для получения
каких-либо льгот, преимуществ, выгод не
подпадает под признаки рассматриваемого
состава. Закон прямо указывает на то,
что должностные действия (бездействие)
виновного осуществляются во вред интересам
службы (буквально вопреки этим интересам).
Речь идет о нарушении целей и задач, во
имя которых виновный наделен правомочиями.
Причем речь идет не об абстрактно-оценочных
суждениях относительно нарушения, а о
конкретных указаниях на то, какие именно
нормативно обязывающие предписания должностное
лицо нарушило. Соответственно к делу
необходимо приобщать нормативные акты,
характеризующие функциональные обязанности
должностного лица и круг его правомочий
по их реализации.
Состав преступления, предусмотренный
ст. 285 УК РФ, обладает следующими признаками,
характеризующими его объективную и субъективную
стороны: использование должностным лицом
своих служебных полномочий вопреки интересам
службы; совершение преступления из корыстной
или иной личной заинтересованности; наступление
конкретных последствий преступления
- существенного нарушения прав и законных
интересов граждан или организаций либо
охраняемых законом интересов общества
или государства; наличие причинной связи
между действием либо бездействием должностного
лица и указанными последствиями.
Ответственность за злоупотребление должностными
полномочиями может наступить при наличии
у должностного лица корыстной или иной
личной заинтересованности.
Следственная и судебная практика достаточно
часто сталкивается со случаями злоупотреблений
должностными полномочиями исходя из
неправильно понятых интересов службы.
Например, руководитель учреждения принимает
на должность юрисконсульта жену крупного
начальника, не требуя от нее исполнения
функциональных обязанностей и даже явки
на работу. При этом должностное лицо рассчитывает
на установление доверительных отношений
с этим начальником в расчете на то, что
последний окажет содействие в выделении
средств для учреждения, помещений и т.д.
Такого рода случаи не исключают ответственности.
Субъективная сторона
преступления характеризуется прямым
или косвенным умыслом либо двумя
формы вины (в случае причинения
по неосторожности тяжких последствий
- ст. 27 УК РФ). Особенностью конструкции
ст. 285 УК РФ является включение в
число признаков состава - мотива.
Под корыстными побуждениями закон
имеет в виду стремление получить
выгоду материального характера, например
премию, квартиру, при отсутствии законных
оснований и т.д. Под иной личной
заинтересованностью имеются в
виду протекционистские, карьеристские,
родственные, дружеские, клановые побуждения
и т.п.
Субъект рассматриваемого деяния - специальный:
должностное лицо в смысле примечания
к ст. 285 УК РФ. В случае если речь идет о
лице, занимающем государственную должность,
делается ссылка на закон, в соответствии
с которым приобретен данный статус. Постоянное,
временное или по специальному поручению
возложение функций представителя власти,
организационно-
Нецелевое расходование
бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ) устанавливает
ответственность за направление и расходование
средств на цели, не соответствующие определенным
бюджетным законодательством.
Непосредственный объект преступления
- общественные отношения, обеспечивающие
нормальную деятельность органов государственной
власти и местного самоуправления по реализации
бюджетов соответствующих уровней. Предмет
преступления - бюджетные средства, расходуемые
нецелевым образом.
Объективную сторону преступления образуют:
а) нецелевое расходование бюджетных средств;
б) деяние, совершенное в крупном размере;
в) причинная связь между деянием в форме
нецелевого расходования бюджетных средств
и крупным размером.
Нецелевое расходование предполагает
использование бюджетных средств (федерального
бюджета, бюджета субъекта РФ или муниципального
образования на цели, не предусмотренные
утвержденным бюджетом, бюджетной росписью
или лимитами бюджетных обязательств
на соответствующий год и др.).
Преступление имеет материальный состав
и признается оконченным с момента причинения
ущерба в крупном размере.
Субъективная сторона преступления характеризуется
прямым умыслом. Виновный осознает общественную
опасность нецелевого расходования бюджетных
средств, предвидит причинение крупного
ущерба в результате своих действий и
желает этого.
Предусматривается также специальная
цель - использование бюджетных средств
не по их целевому назначению.
Субъект преступления наряду с признаками
общего субъекта - вменяемость и достижение
шестнадцатилетнего возраста - обладает
признаками специального субъекта - должностное
лицо, распорядитель бюджетных средств.
Квалифицирующими признаками по ч. 2 ст.
285.1 УК РФ является совершение деяния:
а) группой лиц по предварительному сговору
(см. ч. 2 ст. 35 УК РФ); б) в особо крупном размере.
В примечании к статье указано, что применительно
к ст. 285.1 и 285.2 УК РФ крупным размером признается
сумма бюджетных средств, превышающая
один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо
крупным размером - семь миллионов пятьсот
тысяч рублей.
Нецелевое расходование
средств государственных внебюджетных
фондов (ст. 285.2 УК РФ) отличается от
предыдущей статьи особенностями предмета
преступления. К предмету преступления
относятся средства государственных внебюджетных
фондов.
К государственным внебюджетным фондам
относятся фонды, образуемые вне бюджетов
РФ и субъектов РФ и предназначенные для
социального обеспечения по возрасту,
болезни, инвалидности и т.п., охраны здоровья
и бесплатной медицинской помощи (ст. 13
Бюджетного кодекса РФ - БК РФ). Расходование
средств государственных внебюджетных
фондов в соответствии с бюджетным законодательством
осуществляется только на соответствующие
цели.
Объективная сторона преступления заключается
в: а) нецелевом расходовании средств государственных
внебюджетных фондов; б) совершении расходования
в крупном размере; в) причинной связи
между деянием и преступными последствиями.
Преступление имеет материальный состав
и признается оконченным при причинении
ущерба в крупном размере.
С субъективной стороны преступление
характеризуется прямым умыслом. Виновный
осознает общественную опасность нецелевого
расходования средств государственного
внебюджетного фонда, предвидит причинение
крупного ущерба в результате своих действий
и желает их совершения.
Предусматривается также специальная
цель - использование средств государственных
внебюджетных фондов не по их целевому
назначению.
Субъект преступления наряду с признаками
общего субъекта обладает признаком специального
субъекта - должностное лицо-распорядитель
средств государственных внебюджетных
фондов.
Квалифицирующими признаками по ч. 2 ст.
285.2 УК РФ является совершение деяния:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в особо крупном размере, превышающем
семь миллионов пятьсот тысяч рублей.
Превышение должностных
полномочий (ст. 286 УК РФ). Данный состав
предусматривает ответственность и наказание
должностных лиц за действия, явно выходящие
за пределы их полномочий, при наличии
тех же последствий, которые предусмотрены
ст. 285 УК РФ. Особенностью построения данной
статьи является то, что наряду с квалифицированными
составами, предусмотренными ст. 285 УК
РФ (государственная должность виновного,
тяжкие последствия), в рассматриваемой
статье сохранены те же верхние пределы
санкций основного и квалифицированных
составов, а также предусмотрены дополнительные
квалифицирующие обстоятельства в виде
насилия или угрозы его применения и применения
оружия или специальных средств.
Объективная сторона рассматриваемого
преступления заключается в совершении
должностным лицом действий по службе,
которые явно выходят за пределы его полномочий,
повлекли существенное нарушение прав
и законных интересов граждан или организаций
либо охраняемые законом интересы общества
или государства, и эти действия находятся
в причинной связи с наступившими последствиями.
Т.е. состав - материальный, а действия
должностного лица существенно нарушили
права и законные интересы граждан или
организаций, а также охраняемые законом
интересы общества и государства. Причинение
любого последствия достаточно для признания
преступления оконченным.
Законодатель указывает на явный, т.е.
очевидный заведомо для виновного выход
за пределы полномочий.
Субъективная сторона преступления та
же, что и предусмотрена ст. 285 УК РФ. Однако
признаком состава повышения полномочий
мотив не является; это не означает необязательности
его установления, но уже в аспекте индивидуализации
ответственности и наказания.
Квалифицирующие обстоятельства (ч. 2 ст.
286 УК РФ) предусматривают: а) причинение
насилия или угрозы его применения; б)
применение оружия или специальных средств;
в) причинение тяжких последствий. При
этом виновный должен осознавать осуществление
им физического или психического насилия
в любой форме, включая угрозу.
Субъект деяния - специальный, охватываемый
общим понятием должностного лица.
Отказ в предоставлении
информации Федеральному Собранию Российской
Федерации или Счетной палате Российской
Федерации (ст. 287 УК РФ). Данный состав
впервые введен в уголовное законодательство.
По существу, речь идет о специальном случае
ответственности за превышение должностных
полномочий .
Объективная сторона преступления может
выражаться как в действиях, так и в бездействии
виновных. Ее содержанием во всех случаях
является неправомерный отказ в предоставлении
информации либо уклонение от ее предоставления,
либо предоставление заведомо неполной
или ложной информации.
Статья 287 УК РФ содержит наряду
с основным составом (ч. 1) также квалифицированные
составы (ч. 2, 3). В своей основе они
те же, что и в предыдущих статьях
гл. 30 УК РФ (государственная должность,
тяжкие последствия). Вместе с тем (и
это специфично для контролирующих
органов Федерального Собрания и
Счетной палаты РФ) дополнительно
предусмотрено усиление ответственности,
если отказ, уклонение от предоставления
информации или ее фальсификация
сопряжены с сокрытием
Субъективная сторона преступления составляет
прямой, косвенный умысел или две формы
вины в отношении тяжких последствий.
К числу последних здесь относятся и срыв
проверки, осуществляемой Счетной палатой,
срыв работы над законопроектом и т.д.
Субъект рассматриваемого деяния - специальный:
должностное лицо, причем, не любое, а лишь
то, которое по своему статусу или функциональным
обязанностям должно предоставлять информацию
(документы, материалы). Эта обязанность
может быть возложена нормативным правовым
актом, инструкцией, положением и т.п. При
отсутствии такой обязанности ответственность
должностного лица по этой статье исключается.
Присвоение полномочий
должностного лица (ст. 288 УК РФ). Непосредственный
основной объект посягательства здесь
тот же, что характеризовался применительно
к ст. 285, 286 УК РФ.
Объективная сторона преступления
выражается в следующих действиях (бездействие
здесь не может иметь место): а) в присвоении
себе полномочий должностного лица путем
обмана; б) в совершении в связи с противоправным
присвоением указанных полномочий конкретных
действий, которые повлекли существенное
нарушение прав и законных интересов граждан
или организаций; в) в причинной связи
противозаконных действий указанных лиц
с наступившими последствиями.
Поскольку рассматриваемая статья не
содержит указания на квалифицирующие
обстоятельства, тяжкие последствия, если
они охватывались или должны были охватываться
сознанием виновного, влекут квалификацию
по совокупности деяний. Если присвоение
полномочий осуществлено, например, путем
служебного подлога, необходима квалификация
по совокупности со ст. 292 УК РФ.
Субъективная сторона преступления здесь
та же, что и в ранее рассмотренных составах.
Субъект преступления - специальный, т.е.
государственный или муниципальный служащий,
не являющийся должностным лицом, не наделенный
по кругу обязанностей полномочиями представителя
власти, организационно-
Незаконное участие
в предпринимательской деятельности (ст.
289 УК РФ). Законодательством о государственной
службе запрещено ее сочетание с иной
оплачиваемой деятельностью, за исключением
научной, преподавательской и творческой.
Объективная сторона преступления выражается
в том, что вопреки установленному законом
запрету должностное лицо: а) учреждает
организацию, осуществляющую предпринимательскую
деятельность; б) участвует лично или через
доверенное лицо в управлении такой организацией;
в) предоставляет этой организации льготы
и преимущества либо оказывает ей покровительство
в иной форме.
В диспозиции этой статьи не указаны последствия
противоправных действий должностного
лица, однако к таким последствиям следует
отнести в качестве дополнительного непосредственного
объекта - подрыв авторитета органа либо
учреждения, которое представляет это
должностное лицо. Особенность данного
состава преступления состоит в том, что
ответственность за него может наступить
лишь при условии, что названные в ст. 289
УК РФ действия должностного лица были
связаны с предоставлением указанной
организации льгот и преимуществ или с
покровительством в иной форме.
Субъективная сторона преступления характеризуется
прямым умыслом: должностному лицу известно
об организациях, связанных с государственной
службой (ст. 11 Федерального закона "Об
основах государственной службы в Российской
Федерации"), и он сознательно их нарушает.
Закон не выделяет мотив в качестве элемента
субъективной стороны деяния, но его установление
необходимо для индивидуализации ответственности
и наказания. Представляется, что это -
те же мотивы, что указаны в ст. 285 УК РФ,
поскольку рассматриваемая норма представляет
собой специальный состав по отношению
к общему составу злоупотребления служебными
полномочиями.
Субъект преступления - специальный: должностное
лицо. Исключается ответственность, если
участие в предпринимательской деятельности
(например, вхождение в управленческий
орган концерна, фирмы) осуществляется
в соответствии с законным поручением
вышестоящего органа, например для участия
в управлении принадлежащим государству
(органу местного самоуправления) пакетом
акций. Государственный и муниципальный
служащий могут быть привлечены к уголовной
ответственности за незаконное участие
в предпринимательской деятельности лишь
при условии, что в период совершения этого
преступления указанные служащие были
наделены полномочиями должностного лица.
Служебный подлог
(ст. 292 УК РФ). Непосредственный объект
преступления - общественные отношения,
обеспечивающие нормальную деятельность
государственных органов или органов
местного самоуправления. В качестве предмета
преступления выступают официальные документы.
Объективная сторона рассматриваемого
преступления состоит во внесении в официальные
документы заведомо ложных сведений либо
внесении исправлений в указанные документы,
искажающих действительное содержание.
Официальным документом считается письменный
акт, удостоверяющий событие или факт,
имеющие юридическое значение и влекущие
соответствующие юридические последствия.
Чаще всего это документы, исходящие от
органов власти, предприятий, организаций,
учреждений различных форм собственности,
должностных лиц (отчетные, удостоверяющие
права и обязанности, содержащие просьбы
о предоставлении каких-либо прав, сообщения
о правонарушениях и т.д.). При этом речь
идет как о документах, исходящих из данного
органа, организации, учреждения, предприятия,
так и о входящей документации. Но подлог
возможен и в отношении документов, исходящих
от граждан (заявлений, дневниковых записей,
писем, если это нужно, например, для сокрытия
действительной причины смерти или причинения
вреда здоровью, оправдания допущенной
халатности и т.д.). Предметом подлога могут
быть и регистрационные записи.
Конкретные действия по подлогу официальных
документов заключается в изменении их
содержания путем приписки слов, изменения
номера, даты, удаления части текста с
внесением нового текста и т.д.
Состав преступления не охватывает последствий,
наступивших в результате подлога. Он
является формальным. В зависимости от
характера последствий возможна квалификация
по совокупности деяний, в том числе с
двумя формами вины.
Преступление считается оконченным с
момента совершения указанных в этой статье
действий независимо от того, был ли использован
по назначению подложный официальный
документ.
Субъективная сторона преступления характеризуется
прямым умыслом. В качестве элемента субъективной
стороны выделен мотив - корыстная или
иная личная заинтересованность. О его
содержании говорилось применительно
к злоупотреблению должностными полномочиями.
Субъект преступления - специальный. Им
может быть не только должностное лицо,
но и любой другой государственный или
муниципальный служащий.
Халатность (ст. 293
УК РФ). Непосредственный основной
объект преступления - общественные отношения,
обеспечивающие нормальную работу государственных
органов или местного самоуправления.
Дополнительный непосредственный объект
- общественные отношения, обеспечивающие
здоровье граждан, сохранность собственности
и иных охраняемых законом прав и интересов
общества и государства.
Объективная сторона рассматриваемого
преступления выражается в неисполнении
или ненадлежащем исполнении должностным
лицом своих обязанностей вследствие
недобросовестного или небрежного отношения
к службе. Обязательный элемент объективной
стороны - результат неисполнения или
ненадлежащего исполнения должностных
обязанностей в виде существенного нарушения
чьих-либо прав и законных (охраняемых
законом) интересов в крупном размере.
Крупным ущербом признается сумма, превышающая
сто тысяч рублей.
Халатность, как и большинство других
составов, предусмотренных гл. 30 УК РФ,
требует достоверного установления круга
обязанностей должностного лица с конкретным
указанием, каким нормативном актом и
в каком месте этого акта (статья, пункт)
данная обязанность зафиксирована. Отсутствие
надлежаще оформленного правового акта
о круге обязанностей должностного лица
исключает ответственность за халатность.
Ненадлежащее исполнение служебных обязанностей
предполагает несоблюдение всех или части
обязательных предписаний, регулирующих
порядок и содержание служебной деятельности
в данных конкретных обстоятельствах,
в результате чего существенно нарушены
интересы дела.
Состав преступления, предусмотренного
ст. 293 УК РФ, имеется лишь в случае, когда
по делу установлена причинная связь между
противоправными действиями (бездействием)
должностного лица и наступившими последствиями.
Отсутствие такой связи исключает ответственность
по ст. 293 УК РФ.
Субъективная сторона преступления характеризуется
неосторожной виной чаще в форме небрежности
или легкомыслия.
Субъект деяния - специальный: должностное
лицо.
Особенности составов
взяточничества
Взяточничество представляет наиболее
опасную форму должностных преступлений.
Взяточничество причиняет серьезный ущерб
государственным органам, органам местного
самоуправления, государственным и муниципальным
учреждениям, что выражается не только
в подрыве их авторитета, но и в потере
гражданами веры в законность и справедливость
деятельности этих органов и учреждений.
Получение взятки
(ст. 290 УК РФ). Непосредственный основной
объект преступления - общественные отношения,
обеспечивающие нормальную деятельность
государственных органов и органов местного
самоуправления. Непосредственный дополнительный
объект - общественные отношения, обеспечивающие
авторитет указанных органов власти.
Специфика объективной стороны рассматриваемого
деяния включает:
а) получение должностным лицом взятки
в виде денег, ценных бумаг, иного имущества
или выгод имущественного характера;
б) действия или бездействие в пользу взяткодателя
или представляемых лиц;
в) действия, входящие в служебные полномочия
должностного лица либо могущие быть осуществленными
другим должностным лицом в результате
воздействия на него виновным с использованием
своего служебного авторитета, в том числе
имеющие характер общего покровительства
(протекционизма) или попустительства.
Понятия, характеризующие предмет взятки:
деньги в смысле ст. 290 УК РФ означают любую
валюту, находящуюся в обороте; понятие
ценной бумаги дано в ст. 142 ГК РФ как документа,
удостоверяющего имущественные права,
осуществление или передача которых возможны
только при предъявлении ценной бумаги.
Перечень видов ценных бумаг дан в ст.
143 ГК РФ; иное имущество - любые материальные
ценности, обладающие товарной стоимостью.
Выгоды имущественного характера - это
безвозмездное или по заведомо и существенно
заниженной стоимости получение виновным
платных услуг, например предоставление
туристских или курортных путевок, авиационных
и железнодорожных билетов, оплата лечения,
строительных или ремонтных работ и т.д.
Передача взятки может носить как открытый,
так и замаскированный характер. В частности,
в практике все чаще встречаются случаи
получения взятки под видом гонорара за
лекции, книги, консультирование, а также
под видом премирования, карточного проигрыша,
предоставления займа, выгодной для должностного
лица продажи ему имущества и т.д. Одна
из замаскированных разновидностей взятки
- ценные подарки, например от иностранных
фирм, представители которых ведут переговоры
с должностным лицом. Но здесь надо помнить
об опасности объективного вменения, когда
речь идет о неэтичном, но не уголовно
наказуемом поведении начальника, принимающего
ценные подарки от подчиненных по случаю
юбилея, награждения и т.д. В некоторых
таких случаях может иметься состав злоупотребления
служебными полномочиями.
Состав получения взятки - формальный.
Он будет оконченным с момент принятия
должностным лицом хотя бы части
взятки независимо от наступления последствий,
которых добивается заинтересованное
лицо. Если речь идет о преступных действиях
должностного лица, совершенных за
взятку, необходима квалификация по совокупности
деяний.
Рассматриваемая статья содержит и описание
квалифицирующих обстоятельств, значительно
усиливающих ответственность. Это незаконность
действий, совершаемых за взятку, совершение
преступления лицом, занимавшим государственную
должность, а также неоднократность, вымогательство
взятки, получение взятки в крупном размере.
Этот размер определен в примечании к
ст. 290 УК РФ: речь идет о сумме денег или
стоимости ценных бумаг, иного имущества
или выгод имущественного характера, превышающих
сто пятьдесят тысяч рублей.
Под вымогательством взятки понимается
требование должностного лица дать взятку
под угрозой совершения действий либо
неприятия мер по службе, что может причинить
ущерб законным интересам взяткодателя,
либо умышленное поставление последнего
в такие условия, при которых он вынужден
дать взятку с целью предотвращения вредных
последствий для его интересов.
Субъективная сторона преступления характеризуется
прямым умыслом. Мотив получения взятки
в абсолютном большинстве случаев корыстный.
Субъект преступления - специальный: должностное
лицо.
Дача взятки (ст. 291
УК РФ). Объективная сторона данного
преступления состоит в даче (в незаконном
вручении, пересылке и т.д.) должностному
лицу лично или через посредника взятки
в виде денег, ценных бумаг, иного имущества
или выгод имущественного характера.
Квалифицирующим признаком данного преступления
является дача взятки должностному лицу
за совершение им заведомо незаконных
действий (бездействия).
Состав преступления - формальный. Дача
взятки считается оконченным преступлением
с момента принятия должностным лицом
хотя бы части взятки. В случаях когда
предлагаемая взятка не принята, действия
взяткодателя квалифицируются как покушение
на дачу взятки, а действия посредника
- как соучастие в покушении на дачу взятки.
При наступлении последствий, которых
добивался взяткодатель, может встать
вопрос о квалификации его действий по
совокупности как соучастия в соответствующем
преступлении.
Субъективная сторона преступления характеризуется
прямым умыслом. Давая взятку, лицо осознает
общественную опасность своих действий,
предвидит, что тем самым совершается
подкуп должностного лица, и желает этого,
рассчитывая на то, что должностное лицо
совершит обусловленные взяткой действия
(бездействие) по службе.
Субъект преступления - любое лицо, достигшее
шестнадцати лет.
В целях облегчения борьбы со взяточничеством
примечание к ст. 291 УК РФ предусматривает
освобождение от уголовной ответственности
лица, давшего взятку, если имело место
вымогательство или если лицо добровольно
сообщило о даче взятки органу, имеющему
право возбудить уголовное дело.