Общетеоретические основы муниципального управления(местного самоуправления)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 13:04, контрольная работа

Описание работы

1.Демократические основы местного самоуправления.
2.История становления местного самоуправления в России.
3.Особенности самоуправления в субъектах федерации РФ.

Файлы: 1 файл

контр по ГМО.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2.История становления  местного самоуправления в  России

 

В той или иной мере самоуправление в России существовало на всем протяжении ее истории. При этом немаловажным обстоятельством является то, что, как и в настоящее время, государство сознательно шло на возрождение самоуправления в периоды кризиса государственной власти, принуждаемое неизбежной необходимостью проведения реформ. Обращаясь к истории Российского государства, можно проследить основные этапы становления и развития самоуправления в России для учета и дальнейшего использования исторического опыта при определении и уточнении целей и задач, которые должны решаться сегодня государством и обществом.

Исторический подход имеет под собой определенную теоретическую основу, суть которой заключается в понимании местного самоуправления не как специфического публично-правового института, обладающего рядом формальных юридических признаков и поэтому производного исключительно от государства, его правотворческой и правоприменительной деятельности, а как естественной формы самоорганизации населения с целью непосредственного управления общественными, и, прежде всего производственными, процессами [5, С.32].

Вся история местного самоуправления в России может быть разделена на два больших периода:

· первый охватывает время становления и развития общинного строя у славян, объединение производственных общин в союзы общин и городские поселения, разделение власти на центральную и местную;

· второй период связан с образованием и развитием государства и принятием христианства на Руси.

Периодизация истории местного самоуправления в России:

1. Местное самоуправление  Древней Руси: в это время имели  место догосударственные формы  развития самоуправления, то есть  зарождение общинного местного  самоуправления. Самоуправление существовало у древних славян еще при родовом устройстве. Местное же самоуправление зарождается там и тогда, где и когда появляются союзы общин, объединившихся на основе экономических и политических интересов на определенной территории и образовавших вертикальное соподчинение власти.

2. Местное самоуправление  в 988-1785 годах: данный период начинается  с принятия христианства на  Руси и продолжается до конца XVIII века. В это время местное  самоуправление в России существовало  в форме производственных и территориальных общин. Люди, объединившиеся в общины на основе трудовой деятельности, собственности и несения повинностей, принимали непосредственное участие в управлении общественными делами. Ремесленные цехи, купеческие гильдии, товарищества, другие корпоративные единицы, характеризуются сословным, производственным, территориальным единством, выступают в качестве первичных ячеек, являются самой органичной и естественной основой местного самоуправления.

3. Местное самоуправление  в 1785-1917 г.г.: данный период охватывает местное самоуправление городов, крестьянское и земское самоуправление, развившиеся в период становления в России капитализма. Самым большим его недостатком было сохранение сословного принципа формирования.

4. Местное государственное  управление в 1917-1990 г.г.: охватывает советский период государственного развития России.

5. Местное самоуправление  современной пореформенной России  в период с 1990 по 1995 г.г.: с принятием  в 1993 году новой Конституции РФ, закрепившей право населения  на осуществление местного самоуправления, в стране начался реальный процесс его реформирования 

 

 

 

 

 

 

 

3.Особенности  самоуправления в субъектах федерации  РФ

 

Понятие «самоуправление» не имеет вполне точного и единого научного значения и разными авторами понимается неодинаково. Термин «местное самоуправление» имеет свою историю. Наиболее полное и широкое толкование этому понятию было дано еще в XVII столетии в Англии («selfgovernment»), оттуда заимствовано в прошлом веке государствоведами Германии и России. Любопытно, что во Франции соответствующего термина вовсе не существует, и он заменен понятиями «децентрализация» («decentralization») или «муниципальная власть» («pouvoir municipal»).

Исторически сложилось так, что современное определение понятия «местное самоуправление», его основополагающие идеи в нашей стране нашли отражение только в 1990 г. в общесоюзном законе «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». В законе СССР давалась следующая трактовка этого понятия: «Местное (территориальное) самоуправление... - это самоорганизация граждан для решения непосредственно или через избираемые ими органы всех вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей административно-территориальных единиц, на основе законов и соответствующей материальной и финансовой базы».

В этом определении впервые в советской литературе наиболее ёмко раскрыто содержание местного самоуправления, даны ориентиры в понимании сути самоуправления. Этот закон повлиял на содержание других одноименных законов, принятых в бывших республиках СССР. В Законе РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» (1991 г.) в ст. 1 записано: «Местное (территориальное) самоуправление... - система организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей, на основе Конституции РСФСР и законов РСФСР, конституций и законов республик в составе РСФСР».

Как самостоятельный уровень публичной власти в России местное самоуправление состоялось 21 апреля 1992 г., когда в Конституцию Российской Федерации были внесены соответствующие изменения. В основу российской правовой системы местного самоуправления были положены правовые идеи общественной теории местного самоуправления.

Сейчас понятие «местное самоуправление» можно рассматривать в ряде аспектов. Во-первых, местное самоуправление - это право граждан, местного сообщества на самостоятельное заведование местными делами. Согласно статье 3 Европейской Хартии местного самоуправления, местное самоуправление - это право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного значения. Из определения видно, что местное самоуправление рассматривается именно как право и реальная способность. Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Право на местное самоуправление может быть реализовано как непосредственно через формы прямого волеизъявления (выборы, референдум, территориальное общественное самоуправление, опрос и т. д.), так и опосредованно через систему органов местного самоуправления.

Во-вторых, местное самоуправление - это деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения. В части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определялось, что местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

В-третьих, местное самоуправление - форма народовластия, то есть способ осуществления народом принадлежащей ему власти. В частях 1, 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» записано, что местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В-четвертых, местное самоуправление - разновидность социального управления, которое существует наряду с государственным управлением. Самоуправление - это управление, субъекты и объекты которого совпадают, а значит, управляют и выступают в качестве управляемых одни и те же лица. Данный аспект самоуправления воплощается в таких его социальных (не правовых) характеристиках, как самоорганизация, самодеятельность, саморегулирование, самоконтроль.

В-пятых, местное самоуправление - важная составляющая основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения власти определяет систему управления. В статье 12 Конституции Российской Федерации указывается, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно; органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Наиболее значительным представляется последний аспект. Местное самоуправление во всех развитых странах признается и закрепляется в качестве одной из основ конституционного строя, в качестве демократического института, который не может быть ликвидирован. Например, в части 2 статьи 28 Конституции ФРГ говорится о том, что общинам должно быть предоставлено право решать местные вопросы в рамках закона под их собственную ответственность. Объединения общин в рамках их законной сферы деятельности также имеют право на самоуправление в соответствии с законом. Иными словами, самоуправление как форма организации принципиально неприкосновенно. В США действует принцип самоуправления (home rule), который означает управление местными делами без вмешательства со стороны законодательного или иных органов штатов в деятельность муниципальных органов. Аналогичная норма появилась и в Конституции Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда РФ Бондарь Н.С. отмечает, что сущность местного самоуправления обусловливает его трех аспектное конституционное значение. Во-первых, оно является важнейшим институтом гражданского общества в Российской Федерации и в этом качестве - одной из основ конституционного строя; во-вторых, это форма (сегмент) народовластия, неотъемлемая органическая часть политической системы; в-третьих, местное самоуправление можно признать институтом правового положения личности. Этим обусловлены богатство нормативно-правового содержания и сложный, многоструктурный характер институтов местного самоуправления в их конституционном и текущем законодательном оформлении.

Местное самоуправление является составной частью демократического правового государства. Демократия - власть народа. Например, Токвиль А. определял демократическое общество, как «общество, которое правит собой само и для себя». Речь идет о принципе народовластия. «Местное самоуправление является не только способом лучшего удовлетворения местных интересов, но и орудием практического применения начала народовластия в кругу дел, непосредственно касающихся народа в его ежедневной жизни».

Местное самоуправление, несмотря на значительные отличия от других институтов самоуправления (самоуправления народа, постоянных и временных объединений граждан, принципа самоуправления в деятельности всех властных органов), тем не менее, имеет с ними целый ряд общих черт. Поэтому можно говорить о местном самоуправлении как о части демократической организации цивилизованного общества и единой структуры организации власти и управления в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Шеремет К.Ф. Становление  правовой базы местного самоуправления  в Российской Федерации //Местное  самоуправление: современный российский  опыт законодательного регулирования: Учеб.пособие /Под ред. К.Ф.Шеремета, И.И.Овчинникова.М., 1998.

2. Шеремет К.Ф. Указ.соч.

3. Овчинников И.И. Местное  самоуправление в системе народовластия. М., 1999.

4. Кутафин О.Б., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской  Федерации. М., Юрист, 2002г

5.Бондарь Н.С. Права человека  и местное самоуправление в  Российской Федерации. Ростов н/Д. 1998

6. Указ Президента РФ  от 11 июня 1997 «Об основных направлениях  реформы местного самоуправления  в Российской Федерации»


 


Информация о работе Общетеоретические основы муниципального управления(местного самоуправления)