Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 20:57, курсовая работа
В демократическом государстве важнейшее значение имеет выборный путь реализации народовластия. Выборный путь формирования многих важнейших органов власти, регулярное проведение свободных и честных выборов - один из наиболее ярких показателей действительного демократизма существующего в стране политического строя, главный критерий его легитимности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….………….............4
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ …………..…..5
1.1 Понятие и виды муниципальных выборов………………………...………...5
1.2 Основные принципы организации и проведения муниципальных выборов…………………………………………………………………………….9
1.3 Особенности организационно-правового обеспечения муниципальных выборов и некоторые проблемы их осуществления…………………………..14
2. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС…………………………………………..….17
2.1 Понятие избирательного процесса……………………………………..…..17
2.2 Структура и стадии избирательного процесса…………………..………18
3. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………….27
Заключение…………………………….………………………………….……...35
Список использованной литературы………….............……………………..…38
1.2 Основные принципы организации и проведения муниципальных выборов
Стандартами демократических выборов, говорится в Рекомендациях Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами (одобрены 5 декабря 2002г. в Санкт-Петербурге), являются такие принципы организации избирательного процесса, как право гражданина по достижению установленного конституцией и (или) законодательством возраста избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, на выборные должности на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также свободный, периодический и обязательный, справедливый, подлинный, открытый и гласный характер выборов, осуществление судебного контроля, а также гражданского (общественного) и международного наблюдения за выборами.
1. Местное самоуправление как форма осуществления народом своей власти необходимо предполагает право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения. Законодательное регулирование этого права должно обеспечивать всем гражданам равные избирательные права, равные возможности для их реализации независимо от пола, расы, национальности, языка, религии или вероисповедания, политических и иных убеждений, социального происхождения и иных подобных обстоятельств. Я думаю, что вместе с тем нельзя рассматривать в качестве дискриминационных ограничений разумные, установленные законом, требования для осуществления избирательных прав граждан, а также ограничения, обусловленные необходимостью защиты конституционного строя, обеспечения национальной безопасности и общественного порядка и т.п.
2. Согласно Европейской хартии местного самоуправления (ст. 3), Федеральному закону об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ (ст. 3), Закону об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003г. (ст. 23) муниципальные выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В соответствии с международными избирательными стандартами всеобщее избирательное право применительно к муниципальным выборам означает в принципе, что каждый человек имеет право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления.
Вместе с тем это право может быть ограничено требованиями, предъявляемыми к реализации активного и пассивного избирательного права. Федеральное законодательство устанавливает, что активным избирательным правом граждане обладают, во-первых, по достижении 18 лет. Во-вторых, их место жительства должно быть расположено в пределах соответствующего избирательного округа. На основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, правом участвовать в муниципальных выборах обладают иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования.
Принцип равного избирательного права призван обеспечить участие граждан в муниципальных выборах на равных основаниях: каждый избиратель имеет один голос; в тех же случаях, когда избирательная система предусматривает наличие у избирателей более одного голоса, каждый избиратель должен иметь равное число голосов. Поэтому, если на выборах в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет либо число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос.
Гарантией равного избирательного права является также законодательное требование к образованию избирательных округов: они образуются примерно с равным числом избирателей с установленными законом допустимыми отклонениями от средней нормы представительства избирателей. Принцип равного избирательного права предполагает также: равенство возможностей всех избирательных объединений, кандидатов, участвующих в муниципальных выборах.
Принцип прямого голосования на муниципальных выборах означает, что избиратели голосуют за кандидатов, списки кандидатов, а в случаях, предусмотренных законом, — и против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) непосредственно.
Принцип тайного голосования, закрепляемый избирательным законодательством, призван исключить возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина на муниципальных выборах.
3. Участие гражданина в муниципальных выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
4. Открытость и гласность муниципальных выборов предполагает, что назначение, подготовка и проведение выборов осуществляются открыто и гласно. Информация о муниципальных выборах, включая сведения о кандидатах, участвующих в выборах политических партий, нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации и проведения муниципальных выборов, решениях избирательных комиссий, должна своевременно и в полном объеме доводиться до сведения избирателей, других участников избирательного процесса в муниципальных образованиях.
Деятельность избирательных комиссий при подготовке и проведении муниципальных выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется также открыто и гласно.
Обеспечение гласности и открытости муниципальных выборов предполагает также создание необходимых условий для объективного освещения избирательной кампании средствами массовой информации, для осуществления общественного контроля и международного наблюдения за муниципальными выборами.
5. Обеспечение честных, справедливых и подлинных муниципальных выборов предполагает создание равных правовых условий участия в выборах для всех кандидатов, избирательных объединений, для их состязательности и конкуренции на выборах, для исключения возможностей фальсификации их результатов, для своевременного и в полном объеме информирования о финансировании избирательных кампаний кандидатов, политических партий.
6. Муниципальные выборы организуют и проводят избирательные комиссии. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается
7. Муниципальные выборы являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления. Срок, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты (члены) указанных органов, выборные должностные лица местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.
8. Судебная защита избирательных прав и свобод участников муниципальных выборов, гарантируемая Конституцией РФ, федеральными законами, призвана обеспечить легитимный, публичный и демократический характер муниципальных выборов. Участникам муниципальных выборов обеспечивается реальная возможность обжаловать официальные итоги голосования, результаты выборов, нарушения избирательных прав и свобод граждан в судебные и иные органы в порядке и сроки, предусмотренные законом, международными обязательствами Российской Федерации.
Таким образом, муниципальные выборы, как и выборы государственных органов власти, только в том случае выполняют свое социальное предназначение, играют роль действенного демократического инструмента выявления воли граждан, когда они являются подлинно демократическими, свободными, справедливыми, проводятся регулярно в установленные сроки. Для этого Федеральное избирательное законодательство, основываясь на международных избирательных стандартах, закрепляет фундаментальные принципы организации и проведения выборов, призванные обеспечить их демократический, свободный и периодический характер в Российской Федерации.
1.3 Особенности организационно-правового обеспечения муниципальных выборов и некоторые проблемы их осуществления
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ
"Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" позволяет
на достаточно высоком качественном уровне
обеспечивать реализацию гражданами России
конституционных прав избирать и быть
избранными в органы государственной
власти и в органы местного самоуправления,
организованно и гласно проводить выборы
в стране и ее регионах.
Вместе
с тем «практика проведения региональных
и муниципальных выборов, а также правотворческий
процесс приведения регионального избирательного
законодательства в соответствие с Федеральным
законом обнаружили в нем ряд существенных
недостатков, требующих устранения и исправления».
Основной недостаток
данного Федерального закона в том, что
он содержит ряд необоснованных ограничений
и запретов, создающих дополнительные
трудности и проблемы в реализации избирательных
прав граждан на уровне субъектов Федерации
и муниципальных образований при подготовке
и проведении соответствующих выборов
региональных органов государственной
власти и выборов органов местного самоуправления.
Закон слишком одномерно, без необходимой
дифференциации регулирует избирательный
процесс применительно ко всем видам федеральных,
региональных и муниципальных выборов,
"забывая" о специфике последних.
Некоторые
из норм действующего Закона не только
не обеспечивают гарантии избирательных
прав, но и не позволяют законодателям
субъектов Федерации создавать дополнительные
условия и процедуры их реализации, наиболее
эффективно и качественно регулировать
избирательный процесс на местах при проведении
региональных и муниципальных выборов.
Эти недоработки Федерального закона
вызваны, видимо, «недопониманием многими
законодателями сущности конституционного
принципа разграничения полномочий между
Российской Федерацией и ее субъектами,
который изначально позволяет субъектам
РФ иметь ряд дополнительных возможностей
в упрочении гарантий избирательных прав
граждан».
Реальное воплощение этого принципа в
условиях федеративной России позволяет
наиболее эффективно и качественно регулировать
избирательный процесс с учетом административно-
Закон подвергается
критике с разных позиций.
Высказывая свои соображения и предложения,
следует исходить, прежде всего, из интересов
безусловного обеспечения избирательных
прав граждан и конституционных полномочий
субъектов РФ.
Так, например, положения ст. 10 (п. 1) Федерального
закона, касающиеся назначения выборов,
не предусматривают возможности временного
исполнения (до очередных выборов) полномочий
лицом, занимающим выборную муниципальную
должность, в случае их досрочного прекращения.
Однако такая возможность предусмотрена
законодательством РФ о местном самоуправлении
и уставами муниципальных образований
и осуществляется на практике, что позволяет
избегать экономически обременительных
внеочередных местных выборов.
К сожалению, в ст. 18 (п. 8) Федерального закона сохранено ранее существовавшее
ограничение для всех выборов на число
мандатов (не более пяти), подлежащих распределению
в многомандатном избирательном округе.
Право регулировать этот вопрос стоит
предоставить субъектам Федерации.
Введенное в данный пункт положение о
том, что подобное ограничение не применяется
при выборах в орган местного самоуправления
в избирательном округе, образованном
в границах избирательного участка, не
только ничего не дает для практического
решения вопросов подготовки и проведения
муниципальных выборов, но и еще больше
ужесточает ограничение.
Избирательный процесс - совокупность действий по избранию депутатов представительных органов и выборных должностных лиц. Включает:
а) назначение выборов (как правило, это прерогативы главы государства или законодательного органа);
б) регистрацию избирателей в установленном законом порядке;
в) организацию избирательных округов, районов и т.д., которые формируются в соответствии с принципами представительства (территориальным, национальным, производственным и т.д.), образуются также избирательные участки и пункты для голосования;
г) выдвижение кандидатов (осуществляется, как правило, политическими партиями, избирательными блоками, иногда собраниями избирателей, трудовыми коллективами и др.);
д) предвыборная агитация.
е) проведение голосования, подсчет поданных голосов, установление результатов выборов.
По мнению многих юристов, новое в современном избирательном процессе состоит не только в содержании материальных, процедурных и процессуальных норм и юридических институтов, но и в понимании политико-правовой природы избирательного процесса как способа обеспечения реализации и защиты активного и пассивного избирательного права граждан. "Избирательный процесс в этом смысле - не только и не столько преимущественно административный технологический процесс, сколько публичный конкурентный политический процесс, в рамках которого разворачивается политическая правосубъектность граждан-избирателей и посредством их волеизъявления воспроизводится и легитимируется деятельность представительных, а также выборных институтов власти и управления". Избирательный процесс как юридический процесс подготовки и проведения выборов имеет достаточно сложное внутреннее строение, структуру.
Однако ее исследование до настоящего времени не получило обстоятельного характера. Как правило, вопрос о структуре (содержании) избирательного процесса увязывается исключительно со стадиями избирательной кампании.
2.2 Структура и стадии избирательного процесса
Наряду с общим логическим единством избирательного процесса необходимо отметить его деление на стадии в соответствие с потребностями, нуждами, целями и методами осуществления. Избирательный процесс в Российской Федерации включает в себя установленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий. Стадии избирательного процесса — это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность избирательного процесса при формировании представительного органа, избрании выборного должностного лица. Только совокупность юридически необходимых и достаточных процедур и действий, стадий как элементов избирательного процесса может обеспечить конституционно-правовую легитимность выборов.
Одной из основных стадий избирательного процесса, обеспечивающей периодичность проведения выборов соответствующего уровня, является порядок назначения выборов уполномоченными на то органами или должностными лицами, а также порядок ротации состава депутатов представительных органов государственной власти. Конституция Российской Федерации закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы государственной власти, порядок назначения региональных и муниципальных выборов закрепляется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований.
Выборы органов или выборных лиц являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Выборы назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо в соответствии со сроками, установленными указанными нормативными правовыми актами.
При проведении выборов в целях реализации прав избирателей, ознакомления их с данными о себе, а также в целях проведения голосования соответствующими избирательными комиссиями составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей.
Информация о работе Организация и проведение муниципальных выборов