Органы власти и молодежные организации в СССР и современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной курсовой работы - сохраняющиеся в российском обществе кризисные явления, которые актуализируют потребность в качественном улучшении положения молодежи, в локализации риска в молодежной среде, в поддержке со стороны государства инициатив молодых граждан, молодежных объединений через совершенствование государственной молодежной политики.
Цель данной работы – анализ взаимодействия органов государственной власти и молодежных организаций.

Содержание работы

Введение………...…………………….............................................................................. 3
Глава 1. Социологический анализ взаимодействия молодежных организаций и государства.
1.1 Исторический аспект становления и нормативно-правовое регулирование взаимоотношений молодежных организаций с государством…………………….…...6
1.2 Взаимодействие государства и молодежных организаций в реализации социальной молодежной политики …………………………………………………....15
Глава 2. Качественный анализ взаимодействия органов власти и молодежных организаций.
2.1 Проблемы и перспективы взаимодействия молодежных организаций и органов власти……………………………………………..………………….…...……..23
2.2. Исследование эффективности взаимодействия органов государственной власти и молодежной организации……………………………………………………..29
Заключение………………………………………...……………….…………………...35
Список использованной литературы…………………...……………………...…. 38

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

    Шестое. Мы должны тщательно и неуклонно создавать условия и возможности для равноправного диалога государства и представителей молодежи как значимого элемента гражданского общества. Целесообразно сделать традиционными прямые диалоги первых руководителей страны с представителями молодежных и детских общественных организаций. Это даст возможность преодолеть отрыв власти от молодежи и создаст дополнительные возможности для того, чтобы направить ее потенциал в конструктивное русло.

    Седьмое. Пока мы будем жить в обществе с “перевернутой пирамидой”, когда основные усилия в воспитании и социализации идут на преодоление негативных последствий, а не на их профилактику, развитие альтернативного образа жизни, - кардинальных изменений в молодежной ситуации не произойдет. Сравните силу и мощь правооохранительных органов и органов по делам молодежи и комитетов образования, сравните их бюджеты. Сравнение не в пользу институтов социализации личности, поэтому все молодеет наркомания, поэтому переполнены тюрьмы и изоляторы.

    И последнее, но - главное. Я разделяю точку зрения ректора Института молодежи, профессора И.М.Ильинского о том, что особенность новой концепции молодежной политики в том, что она состоит из двух крыльев: государственного и общественного. “Общественная молодежная политика - это система идей, взглядов по поводу молодежи и ее роли в общественном развитии, а так же практических действий различных структур гражданского общества, направленных на претворение этих идей и взглядов в жизнь в целях достижения общественных перспектив, одобряемых большинством народа.” [12;65]

    Особая роль в консолидации усилий должна принадлежать Национальному совету молодежных и детских объединений, который, на мой взгляд, может взять хороший пример с ЮНЕСКО и объединять усилия всех входящих в Национальный совет организаций в течение каждого года на одной глобальной проблеме.

    Требуется осознать связь государственной и общественной молодежной политики, нужно понимание того, что разработка и осуществление общественной молодежной политики - важнейшее направление становления в России  гражданского общества. Нельзя думать, что гражданское общества свалится с неба.      Его надо создавать тем, кто считает себя гражданином и патриотом своей страны.[28;27]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.  Исследование эффективности  взаимодействия органов государственной власти и молодежной организации.

 

    Все более важное значение в настоящее время принимает вопрос о степени эффективности взаимодействия органов государственной власти с молодежными общественными организациями». В данном параграфе я попытаюсь провести исследование по данной проблеме.[16;24]

    Основной целью исследования является сбор и анализ информации об эффективности взаимодействия органов власти и молодежных общественных объединений прогноз развития ситуации и выработка рекомендаций по улучшению взаимодействия.

    Методами исследования являлись теоретический анализ литературы, социологический анализ анкетирования, проведенный в сентябре 2011 года в Москве, анализ документа « Отчет деятельности молодежных организаций за 2011 год», анализ механизма взаимодействия органов государственной власти и молодежных общественно-политических объединений на материалах Департамента по делам молодежи Российской Федерации.[17;8]

    В анкетировании приняли участие представители 16 молодежных общественных объединений , всего 20 человек. Характеристики опрашиваемых:

60% - руководители общественных объединений, 40% - активные участники.

80% - старше 23х лет, 20% - в возрасте от 18 до 22 лет.

70% - участвуют в общественной деятельности более 3 лет, 20% - от года до трех лет и 10% - менее года.

     В результате исследования была выявлена степень эффективности взаимодействия молодежных организаций и органов власти в современной России.     Были предложены меры по улучшению эффективности данного взаимодействия.

    Целью анализа анкетирования было выяснить насколько в России в настоящее время развиты связи органов государственной власти и местного самоуправления с общественными объединениями; каковы их наиболее типичные формы; с какими трудностями сталкиваются общественные организации, желающие сотрудничать с властью; что препятствует развитию межсекторного взаимодействия.

     Если характеризовать общее состояние межсекторного взаимодействия,  то 50% из числа опрошенных заявили, что они считают неэффективным взаимодействие с властными структурами, 40% затруднились ответить и всего 10% считают взаимодействие эффективным. Подобные данные не следует рассматривать как некий положительный результат, подтверждающий благополучие данной сферы.     Напротив, итоги опроса позволяют говорить о неразвитости межсекторного взаимодействия и необходимости коренных изменений в этой области.

    Эффективной работе с молодежными общественными объединениями мешает то, что органы власти  не имеют актуальной информации о деятельности объединений.

В процессе исследования был опрошен специалист с 10летним опытом работы с молодежными общественными  объединениями. Он отметил, что управление в своей работе с молодежными  общественными объединениями руководствуется законодательными актами и «постановлениями главы». Специально разработанные документы (концепции, стратегии, положения) также отсутствуют.

    Характеризуя взаимодействие с молодежными общественными организациями специалист отметил, что оно тесное (ежедневное), но с ограниченным кругом объединений (10 наиболее активных организаций). Инициатива в общении принадлежит и управлению и общественным объединениям. В качестве негативного момента было отмечено, что отсутствуют обращения от новых (недавно созданных) молодежных общественных объединений (4 контакта за 7 месяцев). Также за последние годы было отмечено снижение количества контактов со студенческими молодежными общественными организациями.[35;10]

    Я думаю, что молодежные общественные объединения больше всего нуждаются в информационной поддержке (распространение информации о проводимых мероприятиях, вовлечение новых членов в ряды организации), проведении совместных проектов. Именно поэтому в качестве мер повышения эффективности взаимодействия органов власти и молодежных общественных объединений, я предлагаю информировать молодежные общественные объединения о возможностях взаимодействия, проводить регулярные встречи, распространять информацию в печатных средствах массовой информации.

    Анализ итогов исследования в целом показал, что взаимодействие органов власти и молодежных общественных объединений в настоящее время не эффективно.   Многие общественные организации совсем не взаимодействуют с органами власти в процессе своей деятельности, функционируя автономно. Причина неразвитости межсекторного взаимодействия, исходя из результатов исследования, заключается в том, что многие молодежные общественные объединения попросту не знают о возможности обратиться за поддержкой к властным структурам и порядке такого взаимодействия. Кроме того организации слабо информированы о мерах, принимаемых государством для развития общественного движения, равно как и власть имеет слабое представление о работе общественных организаций.    Представители органов власти также указывают в качестве причин неэффективности взаимодействия низкую информированность о характере деятельности молодежных организаций. 
     Таким образом, дальнейшее развитие ситуации и непринятие специальных мер может привести к увеличению информационного разрыва и возникновению дополнительных барьеров между молодежными общественными организациями и органами власти, и это существенно снизит степень эффективности взаимодействия органов власти и молодежных организаций.  Итоги исследования позволяют прийти к выводу о необходимости включения новых форм взаимодействия с общественными объединениями в деятельности органов власти. В то же время одной из наиболее эффективных мер повышения эффективности взаимодействия органов власти и молодежных общественных объединений может стать организация молодежного координационного центра и разработка документов регламентирующих порядок взаимодействия власти и молодежных организаций на городском уровне. [32;43]

    Анализ результатов исследования позволяет сделать  следующие выводы:

- личные контакты молодежных организаций с представителями органов власти смогут существенно облегчить взаимодействие с ними, а также «общая заинтересованность в решении социальных проблем».

- необходимо проводить на регулярной основе двусторонние встречи, семинары, организовывать площадки для общения. Эти встречи могут быть посвящены разъяснению порядка взаимодействия органов власти и общественных организаций, планированию совместной работы, обмену.

- считаю необходимым создание молодежного центра, который будет осуществлять координационную, организационную и материально-технические функции по отношению к общественным организациям и молодежи города, проводить двусторонние встречи,  собрания с органами власти и молодежными общественными объединениями. Кроме того, центр может заниматься информационным освещением, продвижением в молодежную среду молодежных организаций и осуществлять поддержку творческой и талантливой молодежи.[13;11]

     Проведенный анализ механизма взаимодействия органов государственной власти и молодежных общественно-политических объединений на материалах Департамента по делам молодежи Российской Федерации, позволяет выработать ряд практических рекомендаций для повышения эффективности принимаемых мер в данной сфере:

- действующее законодательство в сфере молодежной политики нуждается в качественном усовершенствовании. Государственной Думе Федерального Собрания   Российской Федерации рекомендуется внеси поправки в действующий федеральный закон «Об общественных объединениях»: в новой редакции должно быть указано, что в конкурсе на получение грантов могут участвовать не только молодежные общественные организации, но и молодежные общественно-политические объединения.

  - представителям малого и среднего бизнеса рекомендуется оказывать финансовую, организационную поддержку молодежным политическим объединениям.

- молодежным общественным объединениям  рекомендуется осуществлять внутри объединения такую кадровую политику, которая направлена на вовлечение большего числа молодых людей в деятельность объединения и подготовку компетентных руководителей объединения.

- политическим партиям рекомендуется обратить повышенное внимание к роли политических молодежных организаций в вопросах финансового, материального, организационного, информационно-технического обеспечения.

- департаменту по делам молодежи рекомендуется  организовывать обучающие семинары для руководителей, членов молодежных общественно-политических объединений. Специалистам необходимо создать все условия для ценностно-нравственного, духовного и физического роста молодежного лидера. Необходимо также организовывать встречи, круглые столы с данными объединениями, издание методических пособий и сборников тезисов, авторами которых выступали бы как специалисты органа власти, так и члены общественных объединений.

- департаменту рекомендуется осуществлять материальную и информационную поддержку проводимых уличных мероприятий, социальных акций, инициаторами которых выступают молодежные общественно-политические объединения. Объем финансовых средств формируется из средств, направленных на развитие двух основных направлений: поддержка общественных объединений и формирование гражданско-патриотического воспитания молодежи.[31;32]

- департаменту по делам молодежи рекомендуется также осуществлять тесное  взаимодействие со средствами массовой информации в организации и создании кино-видеофильмов, циклов передач  и радиопередач о существовании и деятельности не только общеизвестных, но и малозначительных объединений.     Оказание данной поддержки в значительной степени сблизит их с молодежными политическими объединениями.

    Таким образом, региональные органы по делам молодежи должны оказывать материальную, финансово-техническую и организационную поддержку организациям, пропагандирующим «здоровый патриотизм». Ведь именно молодежные политические объединения обладают уникальным идеологическим ресурсом, способным консолидировать молодежные массы в единое целое и продвигать идеи гражданско-патриотической направленности в молодежной социальной среде.[14;44]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

                            

 
    В заключение я хочу сделать несколько выводов по данной работе:  
         1. Молодежные объединения занимают важное место в общественных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Однако ее положение в обществе и степень ее участия в созидательной деятельности напрямую зависят от действий общества и государства. В настоящее время общество и государство еще не до конца осознали всю важность и необходимость молодежных организаций. Сегодня только формируется субъектность молодежных организаций, основанная на принципе «что я сделал для своей страны, а не что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новой системы молодежной работы.  
      2. Задача общества и государства сегодня – оказывать всемерную поддержку молодежным общественным объединениям, которые направляют активность молодежи в сторону общественных интересов и интересов государственного развития. Государственная молодежная политика в сфере организации и обеспечения досуга молодежи должна формировать идеологию позитивных форм молодежного и детского досуга, здорового образа жизни.  
      3. Важно, чтобы в учреждениях органов по делам молодежи формировался особый стиль взаимоотношений, построенный на свободе, равноправии, взаимном уважении. Деятельность учреждений должна осуществляться на основе индивидуального подхода в работе с каждым человеком. Поддержка должна оказываться всем нуждающимся молодым гражданам. Молодежная работа должна строиться не на опеке и патернализме, а на стимулировании активности самих молодых людей, создании условий для самостоятельного решения стоящих перед ними проблем. Молодежная работа не ориентирована на создание льгот для молодежи. Это – адресная и системная инвестиционная политика, предусматривающая вложение средств в молодежь через организацию и стимулирование работы, инициируемой, организуемой и проводимой, прежде всего самой молодежью.  Принятые направления и программы молодежной работы для обеспечения ее результативности должны носить системный, долгосрочный и стабильный характер.  
      4. Для координации и выработки основных направлений молодежной работы необходимо совершенствовать структуру управления молодежной работой от федерального до муниципального уровня.  Молодежная работа должна осуществляться в субъектах Российской Федерации вариативно, с учетом специфики регионов и местных условий, но при безусловном соблюдении базовых федеральных стандартов. Молодым людям во всех субъектах Российской Федерации должно быть гарантировано участие в общественном и государственном строительстве, защита их прав и законных интересов.  
      5. Ситуация на молодежном рынке труда является достаточно напряженной. Государственная политика в этом направлении должна осуществляться четко.   Нельзя допустить, чтобы прекратились воспроизводство и поддержка интеллектуального потенциала общества и началась массовая безработица среди молодежи. [25;37]

Информация о работе Органы власти и молодежные организации в СССР и современной России