Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:18, курсовая работа
Актуальность данной курсовой работы - сохраняющиеся в российском обществе кризисные явления, которые актуализируют потребность в качественном улучшении положения молодежи, в локализации риска в молодежной среде, в поддержке со стороны государства инициатив молодых граждан, молодежных объединений через совершенствование государственной молодежной политики.
Цель данной работы – анализ взаимодействия органов государственной власти и молодежных организаций.
Введение………...…………………….............................................................................. 3
Глава 1. Социологический анализ взаимодействия молодежных организаций и государства.
1.1 Исторический аспект становления и нормативно-правовое регулирование взаимоотношений молодежных организаций с государством…………………….…...6
1.2 Взаимодействие государства и молодежных организаций в реализации социальной молодежной политики …………………………………………………....15
Глава 2. Качественный анализ взаимодействия органов власти и молодежных организаций.
2.1 Проблемы и перспективы взаимодействия молодежных организаций и органов власти……………………………………………..………………….…...……..23
2.2. Исследование эффективности взаимодействия органов государственной власти и молодежной организации……………………………………………………..29
Заключение………………………………………...……………….…………………...35
Список использованной литературы…………………...……………………...…. 38
Шестое. Мы должны тщательно и неуклонно создавать условия и возможности для равноправного диалога государства и представителей молодежи как значимого элемента гражданского общества. Целесообразно сделать традиционными прямые диалоги первых руководителей страны с представителями молодежных и детских общественных организаций. Это даст возможность преодолеть отрыв власти от молодежи и создаст дополнительные возможности для того, чтобы направить ее потенциал в конструктивное русло.
Седьмое. Пока мы будем жить в обществе с “перевернутой пирамидой”, когда основные усилия в воспитании и социализации идут на преодоление негативных последствий, а не на их профилактику, развитие альтернативного образа жизни, - кардинальных изменений в молодежной ситуации не произойдет. Сравните силу и мощь правооохранительных органов и органов по делам молодежи и комитетов образования, сравните их бюджеты. Сравнение не в пользу институтов социализации личности, поэтому все молодеет наркомания, поэтому переполнены тюрьмы и изоляторы.
И последнее, но - главное. Я разделяю точку зрения ректора Института молодежи, профессора И.М.Ильинского о том, что особенность новой концепции молодежной политики в том, что она состоит из двух крыльев: государственного и общественного. “Общественная молодежная политика - это система идей, взглядов по поводу молодежи и ее роли в общественном развитии, а так же практических действий различных структур гражданского общества, направленных на претворение этих идей и взглядов в жизнь в целях достижения общественных перспектив, одобряемых большинством народа.” [12;65]
Особая роль в консолидации усилий должна принадлежать Национальному совету молодежных и детских объединений, который, на мой взгляд, может взять хороший пример с ЮНЕСКО и объединять усилия всех входящих в Национальный совет организаций в течение каждого года на одной глобальной проблеме.
Требуется осознать связь государственной и общественной молодежной политики, нужно понимание того, что разработка и осуществление общественной молодежной политики - важнейшее направление становления в России гражданского общества. Нельзя думать, что гражданское общества свалится с неба. Его надо создавать тем, кто считает себя гражданином и патриотом своей страны.[28;27]
2.2. Исследование эффективности взаимодействия органов государственной власти и молодежной организации.
Все более важное значение в настоящее время принимает вопрос о степени эффективности взаимодействия органов государственной власти с молодежными общественными организациями». В данном параграфе я попытаюсь провести исследование по данной проблеме.[16;24]
Основной целью исследования является сбор и анализ информации об эффективности взаимодействия органов власти и молодежных общественных объединений прогноз развития ситуации и выработка рекомендаций по улучшению взаимодействия.
Методами исследования являлись теоретический анализ литературы, социологический анализ анкетирования, проведенный в сентябре 2011 года в Москве, анализ документа « Отчет деятельности молодежных организаций за 2011 год», анализ механизма взаимодействия органов государственной власти и молодежных общественно-политических объединений на материалах Департамента по делам молодежи Российской Федерации.[17;8]
В анкетировании приняли участие представители 16 молодежных общественных объединений , всего 20 человек. Характеристики опрашиваемых:
60% - руководители общественных объединений, 40% - активные участники.
80% - старше 23х лет, 20% - в возрасте от 18 до 22 лет.
70% - участвуют в общественной деятельности более 3 лет, 20% - от года до трех лет и 10% - менее года.
В результате исследования была выявлена степень эффективности взаимодействия молодежных организаций и органов власти в современной России. Были предложены меры по улучшению эффективности данного взаимодействия.
Целью анализа анкетирования было выяснить насколько в России в настоящее время развиты связи органов государственной власти и местного самоуправления с общественными объединениями; каковы их наиболее типичные формы; с какими трудностями сталкиваются общественные организации, желающие сотрудничать с властью; что препятствует развитию межсекторного взаимодействия.
Если характеризовать общее состояние межсекторного взаимодействия, то 50% из числа опрошенных заявили, что они считают неэффективным взаимодействие с властными структурами, 40% затруднились ответить и всего 10% считают взаимодействие эффективным. Подобные данные не следует рассматривать как некий положительный результат, подтверждающий благополучие данной сферы. Напротив, итоги опроса позволяют говорить о неразвитости межсекторного взаимодействия и необходимости коренных изменений в этой области.
Эффективной работе с молодежными общественными объединениями мешает то, что органы власти не имеют актуальной информации о деятельности объединений.
В процессе исследования
был опрошен специалист с 10летним
опытом работы с молодежными общественными
объединениями. Он отметил, что управление
в своей работе с молодежными
общественными объединениями
Характеризуя взаимодействие с молодежными общественными организациями специалист отметил, что оно тесное (ежедневное), но с ограниченным кругом объединений (10 наиболее активных организаций). Инициатива в общении принадлежит и управлению и общественным объединениям. В качестве негативного момента было отмечено, что отсутствуют обращения от новых (недавно созданных) молодежных общественных объединений (4 контакта за 7 месяцев). Также за последние годы было отмечено снижение количества контактов со студенческими молодежными общественными организациями.[35;10]
Я думаю, что молодежные общественные объединения больше всего нуждаются в информационной поддержке (распространение информации о проводимых мероприятиях, вовлечение новых членов в ряды организации), проведении совместных проектов. Именно поэтому в качестве мер повышения эффективности взаимодействия органов власти и молодежных общественных объединений, я предлагаю информировать молодежные общественные объединения о возможностях взаимодействия, проводить регулярные встречи, распространять информацию в печатных средствах массовой информации.
Анализ итогов исследования
в целом показал, что взаимодействие органов
власти и молодежных общественных объединений
в настоящее время не эффективно.
Многие общественные организации совсем
не взаимодействуют с органами власти
в процессе своей деятельности, функционируя
автономно. Причина неразвитости межсекторного
взаимодействия, исходя из результатов
исследования, заключается в том, что многие
молодежные общественные объединения
попросту не знают о возможности обратиться
за поддержкой к властным структурам и
порядке такого взаимодействия. Кроме
того организации слабо информированы
о мерах, принимаемых государством для
развития общественного движения, равно
как и власть имеет слабое представление
о работе общественных организаций.
Представители органов власти также указывают
в качестве причин неэффективности взаимодействия
низкую информированность о характере
деятельности молодежных организаций.
Таким образом, дальнейшее развитие
ситуации и непринятие специальных мер
может привести к увеличению информационного
разрыва и возникновению дополнительных
барьеров между молодежными общественными
организациями и органами власти, и это
существенно снизит степень эффективности
взаимодействия органов власти и молодежных
организаций. Итоги исследования позволяют
прийти к выводу о необходимости включения
новых форм взаимодействия с общественными
объединениями в деятельности органов
власти. В то же время одной из наиболее
эффективных мер повышения эффективности
взаимодействия органов власти и молодежных
общественных объединений может стать
организация молодежного координационного
центра и разработка документов регламентирующих
порядок взаимодействия власти и молодежных
организаций на городском уровне. [32;43]
Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:
- личные контакты молодежных организаций с представителями органов власти смогут существенно облегчить взаимодействие с ними, а также «общая заинтересованность в решении социальных проблем».
- необходимо проводить на регулярной основе двусторонние встречи, семинары, организовывать площадки для общения. Эти встречи могут быть посвящены разъяснению порядка взаимодействия органов власти и общественных организаций, планированию совместной работы, обмену.
- считаю необходимым создание молодежного центра, который будет осуществлять координационную, организационную и материально-технические функции по отношению к общественным организациям и молодежи города, проводить двусторонние встречи, собрания с органами власти и молодежными общественными объединениями. Кроме того, центр может заниматься информационным освещением, продвижением в молодежную среду молодежных организаций и осуществлять поддержку творческой и талантливой молодежи.[13;11]
Проведенный анализ механизма взаимодействия органов государственной власти и молодежных общественно-политических объединений на материалах Департамента по делам молодежи Российской Федерации, позволяет выработать ряд практических рекомендаций для повышения эффективности принимаемых мер в данной сфере:
- действующее законодательство в сфере молодежной политики нуждается в качественном усовершенствовании. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рекомендуется внеси поправки в действующий федеральный закон «Об общественных объединениях»: в новой редакции должно быть указано, что в конкурсе на получение грантов могут участвовать не только молодежные общественные организации, но и молодежные общественно-политические объединения.
- представителям малого и среднего бизнеса рекомендуется оказывать финансовую, организационную поддержку молодежным политическим объединениям.
- молодежным общественным объединениям рекомендуется осуществлять внутри объединения такую кадровую политику, которая направлена на вовлечение большего числа молодых людей в деятельность объединения и подготовку компетентных руководителей объединения.
- политическим партиям рекомендуется обратить повышенное внимание к роли политических молодежных организаций в вопросах финансового, материального, организационного, информационно-технического обеспечения.
- департаменту по делам молодежи рекомендуется организовывать обучающие семинары для руководителей, членов молодежных общественно-политических объединений. Специалистам необходимо создать все условия для ценностно-нравственного, духовного и физического роста молодежного лидера. Необходимо также организовывать встречи, круглые столы с данными объединениями, издание методических пособий и сборников тезисов, авторами которых выступали бы как специалисты органа власти, так и члены общественных объединений.
- департаменту рекомендуется осуществлять материальную и информационную поддержку проводимых уличных мероприятий, социальных акций, инициаторами которых выступают молодежные общественно-политические объединения. Объем финансовых средств формируется из средств, направленных на развитие двух основных направлений: поддержка общественных объединений и формирование гражданско-патриотического воспитания молодежи.[31;32]
- департаменту по делам молодежи рекомендуется также осуществлять тесное взаимодействие со средствами массовой информации в организации и создании кино-видеофильмов, циклов передач и радиопередач о существовании и деятельности не только общеизвестных, но и малозначительных объединений. Оказание данной поддержки в значительной степени сблизит их с молодежными политическими объединениями.
Таким образом, региональные органы по делам молодежи должны оказывать материальную, финансово-техническую и организационную поддержку организациям, пропагандирующим «здоровый патриотизм». Ведь именно молодежные политические объединения обладают уникальным идеологическим ресурсом, способным консолидировать молодежные массы в единое целое и продвигать идеи гражданско-патриотической направленности в молодежной социальной среде.[14;44]
Заключение.
В заключение я хочу сделать
несколько выводов по данной работе:
1. Молодежные объединения занимают
важное место в общественных отношениях,
производстве материальных и духовных
благ. Однако ее положение в обществе и
степень ее участия в созидательной деятельности
напрямую зависят от действий общества
и государства. В настоящее время общество
и государство еще не до конца осознали
всю важность и необходимость молодежных
организаций. Сегодня только формируется
субъектность молодежных организаций,
основанная на принципе «что я сделал для своей страны,
а не что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих
подходов со стороны государства и общества,
создания новой системы молодежной работы.
2. Задача общества и государства
сегодня – оказывать всемерную поддержку
молодежным общественным объединениям,
которые направляют активность молодежи
в сторону общественных интересов и интересов
государственного развития. Государственная
молодежная политика в сфере организации
и обеспечения досуга молодежи должна
формировать идеологию позитивных форм
молодежного и детского досуга, здорового
образа жизни.
3. Важно, чтобы в учреждениях
органов по делам молодежи формировался
особый стиль взаимоотношений, построенный
на свободе, равноправии, взаимном уважении.
Деятельность учреждений должна осуществляться
на основе индивидуального подхода в работе
с каждым человеком. Поддержка должна
оказываться всем нуждающимся молодым
гражданам. Молодежная работа должна строиться
не на опеке и патернализме, а на стимулировании
активности самих молодых людей, создании
условий для самостоятельного решения
стоящих перед ними проблем. Молодежная
работа не ориентирована на создание льгот
для молодежи. Это – адресная и системная
инвестиционная политика, предусматривающая
вложение средств в молодежь через организацию
и стимулирование работы, инициируемой,
организуемой и проводимой, прежде всего
самой молодежью. Принятые направления
и программы молодежной работы для обеспечения
ее результативности должны носить системный,
долгосрочный и стабильный характер.
4. Для координации и выработки
основных направлений молодежной работы
необходимо совершенствовать структуру
управления молодежной работой от федерального
до муниципального уровня. Молодежная
работа должна осуществляться в субъектах
Российской Федерации вариативно, с учетом
специфики регионов и местных условий,
но при безусловном соблюдении базовых
федеральных стандартов. Молодым людям
во всех субъектах Российской Федерации
должно быть гарантировано участие в общественном
и государственном строительстве, защита
их прав и законных интересов.
5. Ситуация на молодежном рынке
труда является достаточно напряженной.
Государственная политика в этом направлении
должна осуществляться четко. Нельзя
допустить, чтобы прекратились воспроизводство
и поддержка интеллектуального потенциала
общества и началась массовая безработица
среди молодежи. [25;37]
Информация о работе Органы власти и молодежные организации в СССР и современной России