Основы государственного и муниципального управления развитием образования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Результаты анализа современного состояния российского образования свидетельствуют о том, что отечественная образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия.
Важным фактором, влияющим на развитие российского образования, продолжает оставаться демографическая ситуация.
В ближайшие годы последствия демографического спада будут по-прежнему заметны для различных уровней системы образования.
Актуальным, особенно в дошкольном образовании, остается неравный доступ к качественному образованию, являющийся одним из факторов, усугубляющих складывающееся социальное неравенство.

Файлы: 1 файл

1 часть диплома.docx

— 28.70 Кб (Скачать файл)

Принятый через четыре года после  появления базового закона - Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" - Закон о высшем образовании развил, конкретизировал и уточнил основные положения Закона РФ "Об образовании" применительно к сфере высшего  и послевузовского образования.

Федеральный закон "О высшем и  послевузовском профессиональном образовании" регулирует различные виды общественных отношений, связанных с получением высшего профессионального образования, обучения в аспирантуре и докторантуре, присвоением ученых званий и присуждением ученых степеней и т.д. В нем содержатся правовые нормы, регламентирующие следующие  основные направления в сфере  высшего и послевузовского образования:

- система высшего и послевузовского  образования и управление этой  системой;

- статус субъектов учебной и  научной деятельности в системе  высшего и послевузовского образования;

- экономика системы высшего  и послевузовского образования;

- международная и внешнеэкономическая  деятельность высших учебных  заведений.

Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании".

Закон РФ "Об образовании" регулирует систему общественных отношений, складывающихся в образовании, под которым законодатель понимает "целенаправленный процесс  воспитания и обучения человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных  уровней (образовательных цензов)".

В Законе РФ "Об образовании" регламентируются вопросы, общие для всех элементов  и уровней системы образования  в Российской Федерации, а также  содержатся нормы, непосредственно  касающиеся высшего и послевузовского  образовании (например, ст. ст. 24, 25).

Иные "профильные" федеральные  законы.

В системе актов российского  законодательства, регулирующих отношения  в сфере высшего и послевузовского  образования, наряду с Законом о  высшем образовании и Законом  РФ "Об образовании" присутствуют и другие законодательные акты, принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования. Например, Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ "Об утверждении  Федеральной программы развития образования", от 12 июля 1995 г.

"Непрофильные" законы, содержащие правовые нормы, которыми  регулируются отношения в сфере  высшего и послевузовского образования.

Эти законы занимают особое место  в механизме правового регулирования  отношений в сфере высшего  и послевузовского образования. Большое количество таких законов, их "разнокалиберность" (в одних  законах содержатся одна, две статьи по образовательной проблематике, в  других - целые главы), частые случаи столкновений норм таких законов  с нормами, содержащимися в "профильных" законах об образовании, - эти и  ряд других причин делают весьма актуальной задачу систематизации законодательства в сфере образования.

Многочисленные "непрофильные" законы можно попытаться объединить, с известной долей условности, в следующие группы:

а) федеральные законы, в которых  регламентируются общие вопросы  организации высшего и послевузовского  образования в Российской Федерации;

б) федеральные законы, в которых  содержатся нормы о специальных  видах (направлениях) образования;

в) федеральные законы, в которых  устанавливаются различные льготы участникам образовательных отношений;

г) федеральные законы, регулирующие трудовые отношения и определяющие порядок социального обеспечения  субъектов образовательных отношений;

д) федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экономики и финансов высшего и послевузовского образования.

Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере  высшего и послевузовского профессионального  образования, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы.

1. Указы Президента РФ, среди  которых можно выделить:

а) указы, принятые исключительно для  регулирования отношений в сфере  высшего и послевузовского профессионального  образования;

б) указы, содержащие отдельные положения, которые касаются проблематики высшего  и послевузовского профессионального  образования.

2. Постановления Правительства РФ, которые также могут быть посвящены целиком регулированию высшего и послевузовского профессионального образования, либо могут содержать отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере высшего и послевузовского профессионального образования.

3. Нормативные правовые акты  федеральных органов исполнительной  власти, принятые по вопросам  высшего и послевузовского профессионального  образования.

Этот многочисленный и разнообразный  массив нормативных правовых актов, в свою очередь, можно условно  объединить в следующие группы:

1) нормативные правовые акты  Министерства образования и науки  РФ; 2) нормативные правовые акты  иных федеральных органов исполнительной  власти, в том числе:

а) "профильные", то есть принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере высшего  и послевузовского профессионального  образования;

б) "непрофильные", в которых  содержатся лишь отдельные положения  прямо или опосредованно связанные  с проблематикой высшего и  послевузовского профессионального  образования.

Развитие научных и культурных обменов, академическая мобильность  и интенсификация обменов студентами, а также другие причины, содействующие  расширению международного сотрудничества в сфере образования, обусловливают  неизбежность международно-правовой регламентации  образовательных отношений.

К настоящему времени уже сформировался  значительный блок международно-правовых актов в области образования.

Нормы, регулирующие образовательные  отношения, могут содержаться как  в международных договорах и  соглашениях, регулирующих исключительно  образовательные отношения, так  и в различных договорах и  соглашениях, в которых вопросы  образования затрагиваются прямо  или опосредованно, наряду с другими  вопросами.

Примером последних может служить  Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.). В ст. 13 этого международно-правового  акта закреплено право каждого человека на образование и определены основные гарантии реализации этого права. Другой пример - Конвенция о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 г. Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН). Ряд статей этой Конвенции (например, ст. ст. 28, 29, 32, 33 и др.) также затрагивают сферу образования.

Отдельные нормы могут содержаться  не только в двусторонних договорах, но и в многосторонних конвенциях (договорах, соглашениях). Среди последних  можно выделить:

- международно-правовые акты универсального  характера, многие из которых  приняты под эгидой ООН, Организации  Объединенных Наций по вопросам  образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международной организации  труда (МОТ) и т.д;

- так называемые региональные  международно-правовые акты, принятые  в рамках Совета Европы, СНГ,  региональные конвенции ЮНЕСКО;

Нормы, регулирующие образовательные  отношения, могут содержаться в  международно-правовых актах, основное содержание которых непосредственно  не связано со сферой образования: например, Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств. Разнообразные соглашения по сотрудничеству в сфере образования  заключаются на двустороннем уровне: например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области культуры и образования (заключено в Риме 10 февраля 1998 г.); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в области образования, науки и культуры (заключено в Москве 15 февраля 1994 г.); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в области высшего образования (заключено в Ташкенте 27 июля 1995 г.) и др.

На двустороннем уровне вопросы  сотрудничества в сфере образования  могут затрагиваться, помимо межправительственных соглашений в иных правовых и дипломатических  актах, таких как меморандумы, протоколы  и др.

В развитие двусторонних соглашений договаривающиеся стороны могут  принимать программы сотрудничества в сфере образования (например, Программа  сотрудничества в области культуры, образования и науки между  Правительством Российской Федерации  и Правительством Республики Македония  на 2004 - 2006 годы (принята в Москве 16 октября 2003 г.)).

Договоренности о развитии сотрудничества могут достигаться не только на межправительственном, но и на межведомственном (министерском) уровне: Протокол между Министерством образования Российской Федерации и Министерством образования и исследований Румынии о сотрудничестве и обменах в области образования на 2002/2003 и 2003/2004 учебные годы (подписан в Бухаресте 27 марта 2003 г.), Соглашение между Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерством образования Республики Молдова о сотрудничестве в области дошкольного, общего, начального профессионального и педагогического образования (заключено в Москве 8 октября 1996 г.) и др.

Порядок заключения, выполнения и  прекращения международных договоров  Российской Федерации установлен Федеральным  законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О  международных договорах Российской Федерации". Этот законодательный  акт применяется в отношении  международных договоров Российской Федерации (межгосударственных, межправительственных договоров и договоров межведомственного характера) независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол и т.д.).

Вместе с тем не все вопросы, относящиеся к международным  договорам, полностью урегулированы  этим законом, поэтому он должен применяться  в единстве с двумя Венскими конвенциями  о праве международных договоров (одна из них - Конвенция 1969 г. - касается договоров с участием государств, другая - Конвенция 1986 г. - договоров  с участием государств и международных  организаций) и нормами международного обычного права, которые регулируют вопросы, не нашедшие разрешения в положениях упомянутых Венских конвенций.

 

Библиографический список

1. Нормативно-правовые акты в сфере высшего образовния:

1. Конституция РФ

2. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем  и послевузовском профессиональном  образовании";

3. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании";

4. Международный пакт  об экономических, социальных  и культурных правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.).

5. Конвенция о правах  ребенка (принята 20 ноября 1989 г.  Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН)

6. Указ Президента РФ  от 12 апреля 1993г. № 443 (ред. от 23 февраля 2006, с изм. от 14 февраля 2010) "О неотложных мерах государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования"

7. Постановление Правительства  Москвы от 8 июля 2003г. №534-ПП "Об  утверждении положения о порядке  назначения и выплаты именных  стипендий Правительства Москвы  студентам высших учебных заведений"

2. Литература:

1. Жалинский А., Рерихт А. Введение в немецкое право.

2. Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1993.

3. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., 1999

4. Юридическое образование  и наука. 2000. № 1.

5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для вузов. Изд. 2-е перераб. и доп. /Под ред. проф. Стрекозова. М.: Интерстиль, 2001. С.219.

6. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Учебник для вузов. М.: Юрайт-М. 2001.С.221.


Информация о работе Основы государственного и муниципального управления развитием образования в Российской Федерации