Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:51, курсовая работа
Результаты анализа современного состояния российского образования свидетельствуют о том, что отечественная образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия.
Важным фактором, влияющим на развитие российского образования, продолжает оставаться демографическая ситуация.
В ближайшие годы последствия демографического спада будут по-прежнему заметны для различных уровней системы образования.
Актуальным, особенно в дошкольном образовании, остается неравный доступ к качественному образованию, являющийся одним из факторов, усугубляющих складывающееся социальное неравенство.
Принятый через четыре года после
появления базового закона - Закона
РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"
- Закон о высшем образовании развил,
конкретизировал и уточнил
Федеральный закон "О высшем и
послевузовском профессиональном образовании"
регулирует различные виды общественных
отношений, связанных с получением
высшего профессионального
- система высшего и
- статус субъектов учебной и
научной деятельности в
- экономика системы высшего и послевузовского образования;
- международная и
Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании".
Закон РФ "Об образовании" регулирует систему общественных отношений, складывающихся в образовании, под которым законодатель понимает "целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)".
В Законе РФ "Об образовании" регламентируются вопросы, общие для всех элементов и уровней системы образования в Российской Федерации, а также содержатся нормы, непосредственно касающиеся высшего и послевузовского образовании (например, ст. ст. 24, 25).
Иные "профильные" федеральные законы.
В системе актов российского
законодательства, регулирующих отношения
в сфере высшего и
"Непрофильные" законы,
содержащие правовые нормы,
Эти законы занимают особое место
в механизме правового
Многочисленные "непрофильные" законы можно попытаться объединить, с известной долей условности, в следующие группы:
а) федеральные законы, в которых
регламентируются общие вопросы
организации высшего и
б) федеральные законы, в которых содержатся нормы о специальных видах (направлениях) образования;
в) федеральные законы, в которых
устанавливаются различные
г) федеральные законы, регулирующие
трудовые отношения и определяющие
порядок социального
д) федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экономики и финансов высшего и послевузовского образования.
Подзаконные нормативные правовые
акты, регулирующие отношения в сфере
высшего и послевузовского
1. Указы Президента РФ, среди которых можно выделить:
а) указы, принятые исключительно для
регулирования отношений в
б) указы, содержащие отдельные положения,
которые касаются проблематики высшего
и послевузовского
2. Постановления Правительства РФ, которые также могут быть посвящены целиком регулированию высшего и послевузовского профессионального образования, либо могут содержать отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере высшего и послевузовского профессионального образования.
3. Нормативные правовые акты
федеральных органов
Этот многочисленный и разнообразный массив нормативных правовых актов, в свою очередь, можно условно объединить в следующие группы:
1) нормативные правовые акты
Министерства образования и
а) "профильные", то есть принятые
для регулирования отношений, складывающихся
исключительно в сфере высшего
и послевузовского
б) "непрофильные", в которых
содержатся лишь отдельные положения
прямо или опосредованно
Развитие научных и культурных обменов, академическая мобильность и интенсификация обменов студентами, а также другие причины, содействующие расширению международного сотрудничества в сфере образования, обусловливают неизбежность международно-правовой регламентации образовательных отношений.
К настоящему времени уже сформировался значительный блок международно-правовых актов в области образования.
Нормы, регулирующие образовательные
отношения, могут содержаться как
в международных договорах и
соглашениях, регулирующих исключительно
образовательные отношения, так
и в различных договорах и
соглашениях, в которых вопросы
образования затрагиваются
Примером последних может
Отдельные нормы могут содержаться не только в двусторонних договорах, но и в многосторонних конвенциях (договорах, соглашениях). Среди последних можно выделить:
- международно-правовые акты
- так называемые региональные международно-правовые акты, принятые в рамках Совета Европы, СНГ, региональные конвенции ЮНЕСКО;
Нормы, регулирующие образовательные отношения, могут содержаться в международно-правовых актах, основное содержание которых непосредственно не связано со сферой образования: например, Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств. Разнообразные соглашения по сотрудничеству в сфере образования заключаются на двустороннем уровне: например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области культуры и образования (заключено в Риме 10 февраля 1998 г.); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в области образования, науки и культуры (заключено в Москве 15 февраля 1994 г.); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в области высшего образования (заключено в Ташкенте 27 июля 1995 г.) и др.
На двустороннем уровне вопросы сотрудничества в сфере образования могут затрагиваться, помимо межправительственных соглашений в иных правовых и дипломатических актах, таких как меморандумы, протоколы и др.
В развитие двусторонних соглашений
договаривающиеся стороны могут
принимать программы
Договоренности о развитии сотрудничества могут достигаться не только на межправительственном, но и на межведомственном (министерском) уровне: Протокол между Министерством образования Российской Федерации и Министерством образования и исследований Румынии о сотрудничестве и обменах в области образования на 2002/2003 и 2003/2004 учебные годы (подписан в Бухаресте 27 марта 2003 г.), Соглашение между Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерством образования Республики Молдова о сотрудничестве в области дошкольного, общего, начального профессионального и педагогического образования (заключено в Москве 8 октября 1996 г.) и др.
Порядок заключения, выполнения и
прекращения международных
Вместе с тем не все вопросы,
относящиеся к международным
договорам, полностью урегулированы
этим законом, поэтому он должен применяться
в единстве с двумя Венскими конвенциями
о праве международных
Библиографический список
1. Нормативно-правовые акты в сфере высшего образовния:
1. Конституция РФ
2. Федеральный закон от
22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем
и послевузовском
3. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании";
4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.).
5. Конвенция о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 г. Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН)
6. Указ Президента РФ от 12 апреля 1993г. № 443 (ред. от 23 февраля 2006, с изм. от 14 февраля 2010) "О неотложных мерах государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования"
7. Постановление Правительства
Москвы от 8 июля 2003г. №534-ПП "Об
утверждении положения о
2. Литература:
1. Жалинский А., Рерихт А. Введение в немецкое право.
2. Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1993.
3. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., 1999
4. Юридическое образование и наука. 2000. № 1.
5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для вузов. Изд. 2-е перераб. и доп. /Под ред. проф. Стрекозова. М.: Интерстиль, 2001. С.219.
6. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Учебник для вузов. М.: Юрайт-М. 2001.С.221.