Основы социальной политики на муниципальном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 14:03, контрольная работа

Описание работы

В России нет богатого опыта местного самоуправления, поэтому исследования в области такого самоуправления и его социальные компоненты особенно актуальны. Целью настоящей работы является анализ особенностей проведения социальной политики на муниципальном уровне. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Дается общая оценка социальной политики в нашей стране
2. Выявляется роль муниципальных образований в проведении социальной политики.
3. Определяются конкретные механизмы реализации социальной политики

Содержание работы

Введение стр. 3 – 9

Роль муниципального образования в реализации
социальной политики стр. 10 – 11

Механизмы и основные направления
муниципальной социальной политики стр. 12 – 14

Заключение стр. 15

Список используемой литературы стр. 16

Файлы: 1 файл

к.р. Основы ГМУ.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

            

            по дисциплине: «Основы государственного и

                                                 муниципального управления»

            

    по теме: Основы  социальной политики на

                                                 муниципальном уровне.

 

 

 

 

                                                 Исполнитель: студент(ка)

                                                

                                                 Группа ГМУ – 13 КТ

                                                 Ф.И.О. 

 

 

 

г. Екатеринбург

2014 г.

 

Содержание

 

 

  1. Введение                                                                                  стр. 3 – 9

 

  1. Роль муниципального образования в реализации

социальной политики                                                             стр. 10 – 11

 

  1. Механизмы  и  основные направления 

муниципальной  социальной политики                              стр. 12 – 14

 

  1. Заключение                                                                          стр. 15

 

  1. Список используемой литературы                                стр. 16           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Введение

Россия позиционирует себя как социальное государство. Это значит, что проведение социальной политики должно являться конечной и основной целью всех структур власти. Среди этих структур муниципальной власти принадлежит особое место. Именно муниципальная власть максимально приближена к народу, а потому ее представители, во-первых, лучше всего знакомы с потребностями рядовых граждан, а во-вторых, имеют возможность именно самые насущные потребности удовлетворить непосредственно по месту жительства.

Муниципальная социальная политика важна еще и тем, что активизирует деятельность населения, его активность в личных и общественных интересах.

В России нет богатого опыта местного самоуправления, поэтому исследования в области такого самоуправления и его социальные компоненты особенно актуальны. Целью настоящей работы является анализ особенностей проведения социальной политики на муниципальном уровне. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Дается общая оценка социальной политики в нашей стране

2. Выявляется роль муниципальных  образований в проведении социальной политики.

3. Определяются конкретные механизмы  реализации социальной политики

4. Рассматриваются пути взаимодействия  государственных и муниципальных органов для решения социальных задач.

Методика выполнения настоящей работы заключается в исследовании нормативных документов, а также учебной и научной литературы в том числе – в периодических изданиях.

           Цель социальной политики - создание в обществе благоприятного социального климата и социального согласия, условий, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения. Социальную политику государства можно рассматривать как его специфическую деятельность, направленную на реализацию права каждого гражданина свободно участвовать во всех сферах социально-экономической, трудовой, духовной жизни общества, направленной на удовлетворение сущностных потребностей человека, интересов социальных групп при постоянном выявлении и учете социальных последствий экономических, политических, мировоззренческих преобразований.  

Предметом социальной политики как науки являются свойства, закономерности, содержательные (устойчиво воспроизводимые и выражающие сущность) отношения общества, а также процессы и формы общественной практики, которые представляют собой взаимодействие социальных групп по поводу их общественного положения.  

 Политическое руководство формирует  цели социального развития общества, комплекс мер по их реализации  — важная задача социальной политики. Государственные органы, общественные организации, органы местного самоуправления, производственные коллективы реализуют социальную политику, направленную на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением благосостояния населения, улучшением качества его жизни, обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе.  

 С позиции субъект-объектных  отношений термин «социальная политика» многовариантен:  

- это деятельность государства в социальной сфере; 

- это взаимодействие всех субъектов самодеятельного населения, хозяйственных, управленческих структур в рамках декларируемых или законодательно утвержденных целей и задач.  

 В системе объект-субъектных  отношений объектом социальной политики выступает все самодеятельное население, отдельные граждане, социальные общности определенного уровня, объединенные конкретными связями и отношениями.  

Субъектами социальной политики являются государственные органы власти, организации и учреждения, а также действующие в социальной сфере негосударственные организации, общественные объединения граждан и инициативы. Субъектами социальной политики являются законодательные, исполнительные, судебные органы власти, определяющие при общественном участии цели, задачи, приоритеты, нормативно-правовую базу социальной политики государства и проводящие непосредственную практическую работу по ее реализации.  

 Некоторые исследователи считают, что объект — это подчиненная, пассивная, вторичная управляемая структура, не обладающая собственной активностью и инициативой. В данном контексте объект социальной политики представлен социальной сферой общества, а также их показателями — благосостояние, образование, здоровье населения, социальная стабильность, конструктивность отношений социальных групп.  

 В формировании и реализации  социальной политики участвует множество субъектов. Их деятельность определяется конкретными социальными интересами и осуществляется на основе нормативно-правовой базы.  

 Одним из первых документов, регламентирующих социальные отношения в стране, стала Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.). В декабре 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации, в которой провозглашено построение социального государства, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие личности, гарантирующего гражданам России право на труд, на социальное обеспечение и защиту, медицинское обслуживание, жилье, образование, охрану семьи, материнства, отцовства и детства. Основные социальные права закреплены в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Трудовом кодексе Российской Федерации, Кодексе законов о браке и семье, Жилищном кодексе, законах «Об образовании», «О занятости населения Российской Федерации», «О государственных пенсиях в России» и ряде других.  

 Социальная политика осуществляется  на нескольких уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, а также на уровне отдельных предприятий, организаций, учреждений. Если на федеральном уровне определяются основные цели, задачи, принципы социального развития, а также основные способы, меры их достижения по отношению ко всему обществу, то региональная социальная политика осуществляется с учетом особенностей региона: уровня экономического развития и возможностей, этно-национальных, историко-культурных и других особенностей.   

 Социальная политика, а соответственно  и деятельность ее субъектов  на региональном и местном  уровнях, направлена на решение  конкретных проблем населения, отдельных особо нуждающихся социальных групп и граждан.

Состояние социально-экономического развития, социально-трудовых отношений при ограниченных финансовых ресурсах, наличие у государства новых социальных функций требуют разграничения функций между федеральной и региональными властями (о чем уже упоминалось выше), а также уточнения приоритетов для подготовки долговременных, среднесрочных и краткосрочных, текущих социальных программ.  

 В основе разграничения деятельности  федеральных и региональных органов власти по вопросам социальной политики лежат такие фундаментальные принципы федерализма, как обязательное «распределение ролей» во всех общественно значимых сферах между всеми уровнями власти, установление зоны самостоятельных и ответственных действий каждого уровня власти в указанных сферах в соответствии с «распределением ролей». Каждый уровень власти наделяется правами и ресурсами для осуществления самостоятельных и ответственных действий в этих зонах.  

 Федеральные органы власти  принимают законодательные и нормативные акты, регулирующие общие принципы социальной политики в Российской Федерации. Они же устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицинского обслуживания, образования, культуры. Здесь же разрабатываются целевые социальные программы, формируются внебюджетные государственные фонды, определяются условия и порядок компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией и т.д.  

 Региональные органы власти разрабатывают и реализуют Региональные законы и социальные программы. Они же обеспечивают функционирование учреждений социальной инфраструктуры, разрабатывают направления адресной социальной помощи и планируют развитие социальной инфраструктуры. Именно региональные органы власти реализуют жилищную политику, политику в области образования, здравоохранения и т.д.  

 Конституция Российской Федерации  устанавливает суть социальных отношений в обществе. Она дает перечень общих социальных гарантий, определяет предметы ведения и полномочия в социальной сфере Российской Федерации и ее субъектов, определяет роль Президента и Правительства Российской Федерации в проведении государственной социальной политики и в гарантиях по социальным обязательствам государства, намечает контуры самостоятельной реализации социальной политики государства органами местного самоуправления. Все это подтверждается, корректируется, дополняется и конкретизируется в региональных законодательствах.  

 Законодательной деятельностью Государственной Думы и нормотворческой деятельностью Правительства Российской Федерации формируются нормативно-правовые акты о содержании и механизмах реализации отдельных направлений социальной политики. Тем самым создано общероссийское правовое пространство действий органов власти разных уровней в социальной сфере. Главное место отводится регламентации бюджетных финансовых ресурсов. Это сфера внимания в первую очередь федеральных законов о федеральном бюджете, налогового законодательства, других нормативных актов.    

 Основная часть общегосударственных  регламентации по управлению социальной сферой создается исполнительной властью — правительством, отдельными министерствами и ведомствами.  

 Содержание деятельности региональных и местных властей в социальной сфере (региональные и местные компоненты государственных стандартов, перечень региональных социальных программ, содержание и организация деятельности в конкретной отрасли социальной сферы, учредители организаций и учреждений, полномочия законодательных и исполнительных органов власти в конкретной отрасли социальной сферы и многое другое) определяется законами органов законодательной власти и постановлениями правительств (администраций) субъектов Федерации.  

 Именно в социальной сфере (прежде всего в организации и порядке функционирования, в уровне ответственности региональных и особенно местных властей) сегодня в большей степени присутствуют и стабильность, и исполнение законов, чем, например, в сферах экономики, финансов, предпринимательства.   

 По характеру, содержанию, внутреннему строению социальная политика целостная система качественно нового уровня.  

 Эта целостность определяется  следующими факторами: 

1) выбор обществом стратегических  целей и задач социального развития, социальных приоритетов; 

2)  единое законодательство, формирующее целостное социальное пространство для всех слоев населения; 

3)  протекционизм государства и иных субъектов социальной политики по обеспечению финансирования социальной сферы; 

4) единая социальная инфраструктура, единое кадровое и информационное обеспечение».  

 В зависимости от периода  реализации социальной политики  субъекты выстраивают свою деятельность  в соответствии с уровнем и  целями этой политики; они определяют  конкретные задачи и меры: организационные, правовые, социальные, финансово-экономические, экологические, демографические, социокультурные, просветительские. В зависимости от статуса, роли субъекта могут осуществляться также задачи и меры идеологического, пропагандистского характера.  

Информация о работе Основы социальной политики на муниципальном уровне