Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2015 в 00:01, курсовая работа
Между городскими и сельскими муниципальными образованиями существуют различия, обусловленные различием видов хозяйственной деятельности, формой расселения и уклада жизни в городской и сельской местности. В частности, к специфическим особенностям сельских поселений относятся:
1. Социально-демографическая структура населения, более низкий уровень жизни, уровень образования и квалификации;
2. Характер расселения: рассредоточенность, преобладание частного, односемейного жилищного фонда;
3. Худшая транспортная доступность и обеспеченность современными средствами связи;
4. Более низкий уровень развития инженерной и социальной инфраструктуры поселений;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………......
3
1. Сельская местность как объект муниципального управления……….
5
2. Система самоуправления в сельской местности………………………
7
2.1. Исторические традиции сельского самоуправления………………
7
2.2. Сельское самоуправление в современной России………………..
10
2.3. Перспективы развития самоуправления в сельской местности….
13
3. Муниципальное регулирование экономики в сельской местности…..
16
3.1. Экономическая ситуация в аграрном секторе……………….......
16
3.2. Государственное регулирование агропромышленного комплекса
17
3.3. Роль сельских органов местного самоуправления в реализации аграрной политики…………………………………………………………
19
3.4. Задачи сельских муниципальных образований по реализации Федерального закона 2003 г…………………………………………….
20
4. Муниципальное регулирование планировки, застройки и жизнеобеспечения сельских поселений……………………………………………………………….
21
4.1. Современная ситуация в системах жизнеобеспечения сельских поселений …………………………………………………………………..
21
4.2. Деятельность органов местного самоуправления в сфере жизнеобеспечения сельских поселений………………………………..........
23
4.3. Государственная поддержка жилищного строительства в сельской местности…………………………………………………………………...
25
5. Муниципальная социальная политика в сельской местности………...
27
5.1. Современная ситуация в социальной сфере сельских поселений.
27
5.2. Цели и задачи муниципальной социальной политики в сельской местности…………………………………………………………………..
29
5.3. Деятельность сельских органов местного самоуправления в социальной сфере………………………………………………………….
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………
Курсовая работа - Особенности муниципального управления в сельской местности
СОДЕРЖАНИЕ :
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
1. Сельская местность
как объект муниципального |
5 |
2. Система самоуправления в сельской местности……………………… |
7 |
2.1. Исторические традиции сельского самоуправления……………… |
7 |
2.2. Сельское самоуправление в современной России……………….. |
10 |
2.3. Перспективы развития
самоуправления в сельской |
13 |
3. Муниципальное регулирование
экономики в сельской |
16 |
3.1. Экономическая ситуация
в аграрном секторе………………...... |
16 |
3.2. Государственное регулирование агропромышленного комплекса |
17 |
3.3. Роль сельских органов
местного самоуправления в |
19 |
3.4. Задачи сельских муниципальных
образований по реализации |
20 |
4. Муниципальное регулирование
планировки, застройки и жизнеобеспечения
сельских поселений……………………………… |
21 |
4.1. Современная ситуация
в системах жизнеобеспечения
сельских поселений …………………………… |
21 |
4.2. Деятельность органов
местного самоуправления в |
23 |
4.3. Государственная поддержка
жилищного строительства в |
25 |
5. Муниципальная социальная
политика в сельской местности… |
27 |
5.1. Современная ситуация в социальной сфере сельских поселений. |
27 |
5.2. Цели и задачи муниципальной
социальной политики в |
29 |
5.3. Деятельность сельских
органов местного |
30 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
34 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………. |
36 |
ВВЕДЕНИЕ
В России около 142 тыс. сельских поселений с численностью жителей каждого от менее 10 чел. до нескольких тысяч, а иногда и до десятков тысяч. Всего в сельских поселениях, по данным Всероссийской переписи 2002 проживает 38,7 млн.человек. Кроме того, имеется более 3 тыс. населенных пунктов без населения. Расположены они крайне неравномерно, что определяется общей неравномерностью заселения отдельных макрорегионов, субъектов РФ и территорий внутри одного субъекта РФ.
Между городскими и сельскими муниципальными образованиями существуют различия, обусловленные различием видов хозяйственной деятельности, формой расселения и уклада жизни в городской и сельской местности. В частности, к специфическим особенностям сельских поселений относятся:
1. Социально-демографическая
2. Характер расселения: рассредоточенность, преобладание частного, односемейного жилищного фонда;
3. Худшая транспортная
4. Более низкий уровень развития
инженерной и социальной
5. Характер местной экономики: земля
как основной природный ресурс,
значительная роль личных
6. Более значительная роль
7. Специфика форм человеческого общения (зачастую все жители знают друг друга).
Несмотря на то, что общие принципы, цели и задачи муниципального управления в сельской местности аналогичны городским, специфические особенности сельских поселений существенно влияют на систему местного управления в сельской местности.
Цель данной курсовой работы заключается в выявлении особенностей организации муниципального управления в сельской местности.
Предметом исследования курсовой работы является деятельность органов местного самоуправления в сельской местности, объектом исследования – сельская местность как объект муниципального управления.
1. Сельская местность
как объект муниципального
Сельское поселение представляет собой сложную социально-экономическую систему, которая функционирует и развивается в рамках государственной и региональной стратегий социально-экономического развития, государственной и региональной политики, изменяющегося законодательства. Основные задачи муниципального управления в сельской местности показаны на рис.1.
Рис 1. Основные задачи муниципального управления в сельской местности.
Сельские поселения образуются, как правило, в непосредственной близости сферы трудовой деятельности работников сельского хозяйства — продуктивных земельных угодий и источников питьевой воды, необходимой для жизнеобеспечения и ведения хозяйственной деятельности. Существенное влияние на образование и развитие сельских населенных пунктов оказывает комплекс природно-климатических условий, наиболее благоприятных в южной части европейской территории страны.
Определяющим обстоятельством в развитии сельских населенных пунктов является конъюнктура рынка сельскохозяйственной продукции. От успеха экономической деятельности основных отраслей сельского хозяйства зависят все другие стороны сельской жизни. В крупных сельских поселениях развиваются отрасли агропромышленного комплекса. Их предприятия по своей роли могут быть отнесены к разряду градообразующих, т.е. решающим образом определяющих жизненную способность крупных сельских населенных пунктов.
В результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли в 1990-е гг. инженерная инфраструктура и социальная сфера на селе находятся в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни. Стремительно ухудшается демографическая ситуация на селе.
Естественная убыль сельского населения за последние 8 лет увеличилась в 9,3 раза (с 30 до 278 тыс. чел.). Коэффициент смертности на селе в расчете на 1 тыс. чел. составляет 17 промилле, что на 16 % выше по сравнению с городом. Продолжительность жизни снизилась до 64,2 года против 65,7 года в городе. Смертность значительно увеличилась во всех возрастных группах сельского трудоспособного населения, особенно у мужчин в возрасте 30-34 лет. Особую тревогу вызывает рост младенческой смертности.
Продолжается тенденция снижения кадрового потенциала сельского хозяйства. Численность работников сельскохозяйственных предприятий в 2000 г. уменьшилась на 285 тыс. чел. (5,9 %) и на начало 2001 г. составила 4,6 млн. чел. Существенно ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства. По сравнению с 1998 г. удельный вес механизаторов 1-го и 2-го класса сократился с 61 до 56 %.
В структуре сельского населения быстро увеличивается доля пожилых людей. Распространение алкоголизма как социального стандарта образа сельской жизни пагубно отражается на качественных характеристиках человеческого потенциала. Многие сельские жители деквалифицируются как работники и сокращают свое участие в производстве сельскохозяйственной продукции. По этой причине на 4-5 % в год снижается численность количества коров в личных подсобных хозяйствах.
Для преодоления кризисной ситуации необходим комплекс мероприятий системного характера. Важно формирование нового образа жизни российского села в рамках принципиально новых представлений, понятий, системы оценок, перспективных моделей и особых традиций, обеспечение устойчивого социально-экономического развития и эффективного функционирования агропромышленного производства, активизация человеческого потенциала.
Значительная роль в решении этих задач принадлежит организации муниципального управления в сельской местности.
2. Система самоуправления в сельской местности
2 .1. Исторические традиции сельского самоуправления
Сельское самоуправление относится к числу исторических и культурных традиций российского общества. Неотъемлемыми атрибутами общинного (земского) самоуправления были демократические собрания, “сходы” (волостные, сельские и селянские), которые проводились под руководством выборного сельского старосты. Значительным влиянием пользовались “советы старейшин” — лиц с большим жизненным опытом и репутацией. В зависимости от практических задач самоуправления могли формироваться другие выборные органы (комиссии).
Для решения практических организационных и хозяйственных задач сельского самоуправления создавались артели — добровольные товарищества работников, построенные на принципах взаимопомощи и взаимовыручки. Уникальным явлением не только в России, но и во всем мире является казачество. Наряду с гласной выборностью на посты умных, смелых и ничем не опороченных людей существовали обычаи подчинения старшим и строгий спрос за поведение.
Для решения практических организационных и хозяйственных задач сельского самоуправления создавались артели — добровольные товарищества работников, построенные на принципах взаимопомощи и взаимовыручки. Уникальным явлением не только в России, но и во всем мире является казачество. Наряду с гласной выборностью на посты умных, смелых и ничем не опороченных людей существовали обычаи подчинения старшим и строгий спрос за поведение.
Основные функции российской сельской общины показаны на рис.2.
|
Практически сельская община руководила всей жизнью крестьян, выступала перед государственными органами защитницей их интересов. Она являлась не только самоуправляемой организацией, но и административно-политическим институтом, при помощи которого государство взимало с крестьян налоги, повинности, набирало рекрутов и т. д.
Община, с одной стороны, была демократической организацией, сложившейся для удовлетворения коллективных потребностей сельских жителей, а с другой — официальной местной структурой, которую центральная власть использовала в своих целях. Конечно, цели государства и крестьян совпадали далеко не всегда, что характерно и для современного периода.
Анализ функционирования дореволюционной сельской общины обнаруживает следующие главные принципы, которыми она руководствовалась в своей деятельности, и элементы которых можно было бы внедрять в сельское самоуправление сегодня:
· “коллективный демократизм” — соблюдение интересов всей общины, взаимная ответственность;
· допущение инициативы со стороны отдельных членов общины в рамках традиций и обычаев;
· право всех членов общины на собственность и труд, равенство прав и обязанностей крестьян, обеспечение всех участников сельской общины средствами к жизни и поддержание платежеспособности каждой крестьянской семьи;
· право на участие в общественных делах (сходы, выборные должности, крестьянский суд);
· право отдельных семей на помощь общины в кризисных ситуациях;
· невмешательство общины во внутрисемейные и личные дела своих членов до тех пор, пока они совершаются в пределах обычаев, традиций и не нарушают интересов общины в целом.
Эти принципы были неписаными законами общинной жизни. Альтернативу общине находила лишь немногочисленная часть крестьянства, занятая предпринимательством или продажей своей рабочей силы в городах.
Долговечность и прочность российской общины объясняется тем, что она была рациональной социальной, хозяйственной и правовой организацией. Недостатки правового регулирования деятельности общины компенсировали и уравновешивали ее положительные, с точки зрения большинства крестьян, стороны — преобладание неформальных человеческих отношений между людьми, объединение и защита сельских жителей, сдерживание всех видов неравенства, обеспечение необходимыми средствами к жизни, стремление к самоуправлению.
2.2. Сельское самоуправление в современной России
Сельское самоуправление в различных субъектах РФ осуществляется в рамках одной из трех моделей (территориальной, поселенческой или двухуровневой). В соответствии с этими моделями с позиций организации местного самоуправления существуют следующие типы сельских территорий:
· сельские административные районы, являющиеся муниципальными образованиями;
· сельские административные районы, входящие в состав объединенного муниципального образования “город-район”;
Информация о работе Особенности муниципального управления в сельской местности