Полномочия местного самоуправления в области торгового и бытового обслуживания населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2015 в 02:48, лекция

Описание работы

К вопросам местного значения, которые согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» находятся в ведении муниципальных образований, относится создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
В сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения действуют организации различных форм собственности: государственные, муниципальные, частные и др.

Файлы: 1 файл

муниципальное право.docx

— 24.73 Кб (Скачать файл)

1. Компетенции  органов местного самоуправления  в РФ.

К вопросам местного значения, которые согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» находятся в ведении муниципальных образований, относится создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

В сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения действуют организации различных форм собственности: государственные, муниципальные, частные и др.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции планируют развитие данной сферы, обеспечивают рациональное размещение сети розничной торговли и общественного питания на территории муниципального образования. Они организуют эксплуатацию объектов торгового, бытового обслуживания, а также общественного питания, находящихся в муниципальной собственности, обеспечивают закупку, хранение, переработку и продажу сельскохозяйственных продуктов. Режим работы муниципальных организаций торговли, бытового и иных видов обслуживания устанавливается по решению органов местного самоуправления.

В области бытового и торгового обслуживания населения органы местного самоуправления утверждают планы и правила застройки бытовой и торговой инфраструктуры на подведомственной им территории, устанавливают в соответствии с действующим законодательством порядок передачи и продажи жилья в собственность граждан и организаций, сдачи торговых и других площадей, являющимися объектами муниципального имущества в аренду, выдают разрешения на осуществление бытового и торгового обслуживания населения и размещение всех объектов бытового и торгового назначения на подведомственной территории и т.д.

Органы местного самоуправления организуют эксплуатацию предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, входящих в состав муниципальной собственности; решают вопросы использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а также принимают меры к развитию системы торгового обслуживания социально не защищенных слоев населения, организации рынков и ярмарок.

2. Компетенции органов местного самоуправления в сфере торгового обслуживания населения в условиях рыночных отношений

Органы местного самоуправления оказывают содействие развитию рыночных инфраструктур, созданию конкурентной сферы и преодолению монополизма в сфере торговли. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с последними изменениями и дополнениями) распространяется и на деятельность органов местного самоуправления.

Органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют, либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, а именно:

- вводить ограничения  на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;

- необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;

- устанавливать запреты  на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона  Российской Федерации в другой  или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров;

- давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательными или иными нормативными актами Российской Федерации приоритетов;

- необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;

- необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.

Проекты решений органов местного самоуправления о предоставлении льгот и преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам подлежат согласованию с антимонопольным органом.

При этом запрещается совмещение функций органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

Органы местного самоуправления оказывают поддержку малого предпринимательства в целях развития рыночной инфраструктуры, конкуренции. Статья 11 Федерального закона от 24.07.2007г. N 209-ФЗ  «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 29.06.2015) к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства относит:

1) формирование и осуществление  муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных  социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей  развития малого и среднего  предпринимательства и эффективности  применения мер по его развитию, прогноз развития малого и  среднего предпринимательства на  территориях муниципальных образований;

3) формирование инфраструктуры  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства на  территориях муниципальных образований  и обеспечение ее деятельности;

4) содействие деятельности  некоммерческих организаций, выражающих  интересы субъектов малого и  среднего предпринимательства, и  структурных подразделений указанных  организаций;

5) образование координационных  или совещательных органов в  области развития малого и  среднего предпринимательства органами  местного самоуправления.

3. Правовое регулирование в области бытового и торгового обслуживания населения

В сфере торгового и бытового обслуживания населения действуют соответствующие правила (правила выполнения отдельных работ, правила оказания отдельных видов услуг и т. д.), которые утверждаются Правительством РФ и распространяются на все организации торговли и бытового обслуживания независимо от форм собственности. В этих правилах затрагиваются вопросы, относящиеся к ведению органов местного самоуправления. К примеру, в сфере оказания услуг общественного питания действуют правила и нормы, касающиеся полномочий органов местного самоуправления и содержащиеся в следующих нормативно-правовых актах:

- Закон РФ «О защите прав потребителя» № 2300-1 от 07.02.1992г. (ред. от 13.07.2015г.);

- Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил оказания услуг общественного питания»  № 1036 от 15.08.1997 г. (ред. от 04.10.2012г.);

- Федеральный закон от 02.01.2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (ред. от 13.07.2015г.);

- Федеральный закон от 04.05.2011г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (действующая редакция от 13.07.2015)

- Федеральный закон от 30.03.1999г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ред. от 13.07.2015г.)

 - Федеральный закон от 27.12.2002г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (ред. от 13.07.2015г.).

Органы местного самоуправления организуют ритуальные услуги и содержание мест захоронения. Гарантированный перечень услуг по погребению установлен Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Услуги по погребению оказываются специализированной службой, которая создается органами местного самоуправления и которая согласно закону может наделяться органами местного самоуправления возвратными оборотными средствами в размере, необходимом для оказания данных услуг в течение месяца, за счет средств местных бюджетов.

Органы местного самоуправления принимают решение о создании мест погребения, в связи с чем производится отвод земельного участка. Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями, устанавливаемыми органами местного самоуправления. Для общественного контроля за деятельностью в сфере похоронного дела при органах местного самоуправления могут создаваться попечительские (наблюдательные) советы.

Органы местного самоуправления обладают полномочиями, связанными с осуществлением ими защиты прав потребителей услуг (работ), оказываемых на территории муниципального образования организациями независимо от формы собственности, индивидуальными предпринимателями. В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» органы местного самоуправления:

- рассматривают информацию  общественных объединений (их ассоциаций, союзов) о выявленных нарушениях прав потребителей и в пределах своих полномочий принимают соответствующие меры;

- рассматривают жалобы  потребителей, консультируют их  по вопросам защиты прав потребителей.

При выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды органы местного самоуправления незамедлительно извещают об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров.

Органы местного самоуправления вправе обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей), то есть предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решения суда. Одновременно с удовлетворением иска, предъявленного органами местного самоуправления в интересах неопределенного круга потребителей, суд принимает решение о возмещении органам местного самоуправления всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов, в том числе расходов на проведение независимой экспертизы в случае выявления в результате проведения такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам (работам, услугам).

Таким образом, согласно Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления» в ведении местного самоуправления находится создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания. В сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения действуют предприятия различных форм собственности – государственные, муниципальные, частные и т.д. Органы местного самоуправления в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в пределах своей компетенции:

1) планируют развитие  данной сферы;

2) обеспечивают рациональное  размещение сети розничной торговли  и общественного питания на  территории муниципального образования;

3) организуют эксплуатацию  объектов торгового, бытового обслуживания, общественного питания, находящихся  в муниципальной собственности;

4) обеспечивают закупку, хранение, переработку и продажу  сельскохозяйственных продуктов;

5) устанавливают режим  работы муниципальных организаций  данной сферы;

6) принимают меры к  развитию системы торгового обслуживания  социально незащищенных слоев  населения;

7) организуют рынки и  ярмарки;

8) привлекают потребительские  общества к торгово-бытовому обслуживанию  проживающих в сельской местности  граждан, не являющихся пайщиками  потребительских обществ;

9) оказывают содействие  развитию рыночных инфраструктур, созданию конкурентной сферы  и преодолению монополизма в  торговле;

10) оказывают поддержку  малому предпринимательству в  целях развития рыночной инфраструктуры, конкуренции (создают муниципальные  фонды поддержки малого предпринимательства);

11) организуют ритуальные  услуги и содержание мест захоронения.

В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» органы местного самоуправления вправе:

1) рассматривать жалобы  потребителей, консультировать их  по вопросам защиты прав потребителей;

2) анализировать договоры, заключаемые продавцами с потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих  права потребителей;

3) обращаться в суды  для защиты прав потребителей.

При выявлении товаров ненадлежащего качества органы местного самоуправления извещают об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). Органы местного самоуправления могут приостанавливать или прекращать продажу товаров. Для обеспечения защиты прав потребителей органы местного самоуправления самостоятельно формируют соответствующие структуры. В сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения действуют соответствующие правила, утвержденные Правительством РФ.

 

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (действующая редакция от 29.06.2015)
  2. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 13.07.2015)
  3. Федеральный закон от 24.07.2007г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 29.06.2015)
  4. Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (ред. от 29.12.2014)
  5. Закон РФ № 2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителя» (ред. от 13.07.2015г.);
  6. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник. М., Юристъ., 2004. 559 с

Информация о работе Полномочия местного самоуправления в области торгового и бытового обслуживания населения