Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 10:04, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучении полномочий органов местного самоуправления поселений и изучение современного состояния и направлений совершенствования.
Исходя из цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. обозначить понятие муниципального управления и его характеристику;
2. охарактеризовать принципы муниципального управления;
3. рассмотреть сущность предметов ведения и полномочий органов местного самоуправления.
4. проанализировать основные характеристики современного местного самоуправления;
5. охарактеризовать способы и необходимость совершенствования местного самоуправления;
Введение………………………………………………………………………………..3
1. Понятие муниципального управления и его характеристика……………….5
1.1 Понятие муниципального управления………………………………………...5
1.2 Принципы муниципального управления…………………………………….10
2. Полномочия органов местного самоуправления. Современное состояние и проблемы деятельности……………………………………………………………...13
2.1 Предметы ведения, полномочия современного местного самоуправления………………………………………………………………………13
2.2 Способы и необходимость совершенствования местного самоуправления………………………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………………25
Библиографический список………………………………………………………….
4) по способу принятия решений (единолично или в коллегиальном порядке);
5) по типу исполняемых функций («проектная функция» — выявление, агрегирование, артикулирование интересов населения и, в конечном итоге, разработка проекта развития МО — представительные органы, «программная функция» — принятие необходимых решений, создающих правовую базу для реализации проекта, в форме правовых актов; реализация интересов путем разработки и исполнения программы деятельности органов МСУ, направленной на осуществление проекта — исполнительные органы).
Таким образом, местное самоуправление необходимо для стимулирования активности всех слоев и территориальных групп местного сообщества с целью увеличения их вклада в социально-экономическое развитие МО при удовлетворении социальных потребностей населения. Задачи муниципальной власти — разработка и реализация муниципальной политики, создание различных конфигураций векторов интересов общественных сил внутри и вне МО, когда одни векторы взаимно погашаются в результате их разнонаправленности, другие - взаимно усиливаются, образуя синергетический эффект.
В связи с некоторыми трансформациями в современной России, таких как переход на рыночные отношения и формирования принципиально нового качества государственного устройства важнейшей проблемой становится задача создания эффективной системы управления социально-экономическими комплексами на региональном и муниципальном уровнях.
Совершенствование
организационной структуры
Между тем, научных исследований, посвященных выработке оптимальных решений в этой сфере, практически нет. Некоторые считают, что разработка практически значимых рекомендаций по данному вопросу невозможна в принципе, поскольку ситуация в каждом городе уникальна и неповторима. По нашему представлению, некоторые общие закономерности все же существуют, и их понимание может оказаться полезным в конкретной ситуации. Полезным может оказаться также изучение и анализ организационных структур администраций других городов.
Сегодня при проектировании структур управления городским хозяйством используются схемы и штаты, основанные на усредненных показателях, предшествующих аналогичных организаций, сложившихся в течении ряда последних лет. При таком подходе на структуру новых систем управления городом автоматически переносятся основные элементы старых организационных структур, что не дает возможность устранить их недостатки в полной мере, учесть новую систему ценностей и ориентиров, адаптировать к изменению состояния внешних условий их функционирования.
Урбанизация современного общества, качественное усложнение технологий функционирования городского хозяйства, многообразие субъектов различных форм собственности, реализующих свои специфические интересы на территории города, ведут к увеличению и усложнению управленческой информации, разветвлению органов управления. В связи с этим недостаточно провести формальное преобразование старых организационных структур директивного управления. Необходимо обеспечить проектирование и внедрение муниципальных структур управления на качественно новой научной основе.
Современная проблема организационного проектирования в рамках местного самоуправления обусловлена отсутствием адекватных ситуации методов и моделей формирования систем управления муниципальных комплексов. В ходе решения этой проблемы осуществляется разработка универсального подхода к моделированию регулярных процедур проектирования элементов организационного обеспечения систем управления крупных территориально-хозяйственных образований. В соответствии с данным подходом устанавливается причинно-следственная связь между искомыми параметрами структуры городской администрации и состоянием (динамикой) целей функционирования городского хозяйства[8, c.25].
Местные администрации различаются по своей структуре, так как нет двух одинаковых муниципальных образований. В то же время существует ряд однотипных органов почти во всех муниципальных образованиях – органы управления финансами, муниципальным имуществом, жилищно-коммунальным хозяйством. При этом должны быть сформулированы некоторые общие подходы, основные принципы, позволяющие, хотя и с учетом местных особенностей, разрабатывать структуры местных администраций на единой методологической основе.
Основополагающим является принцип соответствия субъекта управления управляемому объекту, то есть выбор той или иной структуры органов управления муниципальным образованием прямо зависит от его основных параметров (состав и величина территории, количество и социально-демографические особенности населения, состав объектов муниципальной собственности, структура муниципального хозяйства, экономическая структура муниципального образования в целом и т.д.).
Существует два основных подхода к построению структур местных администрации – функциональный и программно-целевой.
Функциональный подход применяется при разработке структуры, обеспечивающей текущее управление муниципальным образованием. При этом подходе выявляются функции, исполняемые местными администрациями, и их структура формируется таким образом, чтобы выполнение каждой из функций обеспечивалось соответствующей структурной единицей. Это не означает, что для выполнения единичной функции необходим отдельный орган.
После выявления всего набора функций осуществляется их группировка по какому-либо принципу, например, по «отраслевому» (благоустройство, жилищное хозяйство, образование, здравоохранение и т.п.), по принципу принадлежности к одной сфере (социальная, экономическая, социально-политическая) и уже после этого окончательно выстраивается необходимая структура.
Ряд
структурных единиц формируется
для осуществления
Как
правило, применяется одновременно
несколько принципов для
Так,
в крупных муниципальных
Программно-целевой подход применяется при формировании структуры, обеспечивающей реализацию программ, в частности программ развития муниципальных образований, как комплексных, так и целевых. Отличие этого подхода от предыдущего состоит в том, что в основу построения структуры положены не функции, а цели, задачи, их ранжирование по приоритетам, способы достижения, формы и механизмы реализации, определенные программами развития, и учитывается динамика изменений в процессе реализации программ. В остальном, в этих подходах применяются одинаковые принципы.
В действительности не может существовать муниципальных образований, в которых осуществляется исключительно текущее управление или реализуются только программы развития. И то, и другое присуще каждому муниципальному образованию, поэтому при построении структур местных администраций в различных долях применяются оба названных подхода. Конечно, это создает определенные сложности, но именно учет всех функций, целей, задач, приоритетов, ресурсов и ограничений позволяет оптимизировать структуры местных администраций.
Совершенствование
организационных структур управления
администрации может идти по следующим
взаимодополняющим
- оптимизация количества уровней управления с учетом норм управляемости, возможное сокращение их числа;
- создание в структуре администрации программно-целевых (программно-функциональных) структурных подразделений, нацеленных на решение стратегических задач развития города и внедрение инноваций;
- сокращение числа непосредственно подчиненных у главы администрации, разгрузка его от «текучки»;
- более полное использование потенциала первого заместителя главы администрации;
- формирование в структуре администрации крупных профильных административно-управленческих блоков, руководители которых (заместители главы) несут ответственность за формирование и реализацию муниципальной политики в соответствующих сферах;
- сокращение количества отраслевых структурных подразделений администрации, имеющих статус юридического лица, преобразование таких подразделений в муниципальные учреждения или казенные предприятия на основе разделения властных и хозяйственных функций[15, c.47].
Таким
образом, анализ организационных структур
администраций городов выявил ряд недостатков
системного характера, устранение которых
может способствовать повышению эффективности
управления социально-экономическими
процессами в городах.
Заключение
Целью данной работы являлось изучение сущности полномочий органов местного самоуправления поселений, а так же современного состояния и направлений их развития.
Результатом проведенного исследования стали следующие выводы.
Местное
самоуправление представляет собой
самостоятельное решение
Функциями местного самоуправления являются основные направления муниципальной деятельности. К функциям местного самоуправления относят: обеспечение общественного правопорядка, улучшение условий жизни населения страны регионов, управление муниципальным имуществом, а так же решение социокультурных, экологических и других задач.
К
основным целям муниципальной
При разработке стратегии развития муниципальных образований и области в целом, при формировании бюджетов должен быть произведен коренной перелом. Необходимо переходить от затратной схемы финансирования к финансированию по инвестиционному принципу. Причем критерием эффективности инвестиций не может служить, только достижение запланированных экономических показателей. Обязательно должен производится учет показателей социального развития.
Критерием оценки эффективности развития территории и деятельности органов управления может быть Показатель уровня социального благополучия, который можно найти, вычислив отношение между показателем уровня жизни, характеризующим степень обеспеченности населения какими-либо благами, и показателем уровня социальной напряженности, характеризующим степень неудовлетворенности этой обеспеченностью. Для комплексной объективной статистической оценки уровней жизни и социальной напряженности можно применить аддитивное преобразование системы нормированных частных показателей с учетом их значимости, определенной путем экспертной оценки методом расстановки приоритетов.
Таким образом, автором были выполнены все поставленные цели и задачи исследования.