Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 14:10, реферат
Муниципальное право подобно любой другой отрасли права представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Известно, что отрасли права различаются прежде всего по предмету регулирования. Поэтому, чтобы сформулировать понятие муниципального права, необходимо выявить специфику общественных отношений, составляющих его предмет. Это позволит отграничить муниципальное право от других отраслей права и определить, что же обусловливает объединение данных отношений в самостоятельный вид, объективно требующий муниципально-правового регулирования.
Понятие и предмет муниципального права
Муниципальное право подобно любой другой отрасли права представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Известно, что отрасли права различаются прежде всего по предмету регулирования. Поэтому, чтобы сформулировать понятие муниципального права, необходимо выявить специфику общественных отношений, составляющих его предмет. Это позволит отграничить муниципальное право от других отраслей права и определить, что же обусловливает объединение данных отношений в самостоятельный вид, объективно требующий муниципально-правового регулирования.
9
Своеобразие отношений, регулируемых нормами муниципального права, состоит в том, что они возникают в особой сфере жизни общества - в сфере местного самоуправления.
В связи с этим важно уяснить, что представляет собой местное самоуправление, в чем его специфика.
Согласно ст. 130 Конституции
РФ местное самоуправление обеспечивает
самостоятельное решение
Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"1 именует городское, сельское поселение, иную населенную территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, муниципальным образованием. Каждое муниципальное образование имеет необходимые для решения вопросов местного значения муниципальную собственность, местный бюджет и выборные органы самоуправления.
Таким образом, местное самоуправление - это гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения муниципальных образований (непосредственно или через органы местного самоуправления) по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиции.
Эта деятельность носит публично-властный характер: решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения органов и должностных лиц местного самоуправления по вопросам своего ведения обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, органами местного самоуправления и гражданами. Поэтому местное самоуправление представляет собой особый, специфический уровень власти в государстве.
В соответствии со ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть через государственные органы (государственная
10
власть), а также через органы местного самоуправления (власть местного самоуправления - муниципальная власть). Кроме того, народ осуществляет свою власть (как государственную, так и муниципальную) непосредственно: через референдумы, выборы и другие формы прямого волеизъявления.
Именно на местном, муниципальном уровне право граждан участвовать в управлении может быть осуществлено наиболее непосредственно. Поэтому одной из особенностей власти местного самоуправления является то, что она согласно Европейской Хартии местного самоуправления2 обеспечивает одновременно эффективное и приближенное к гражданам управление.
Своеобразие местного самоуправления
как формы осуществления власти
народа (публичной власти) обусловлено
также тем, что органы местного самоуправления
согласно ст. 12 Конституции РФ не входят
в систему органов
Таким образом, местное самоуправление (муниципальная власть) и государственная власть - формы единой публичной власти.
Подобная трактовка понятия местного самоуправления нашла подтверждение в ряде постановлений Конституционного Суда РФ. Например, согласно постановлению от 15 января 1998 г. "По делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 г. "Об органах исполнительной власти в Республике Коми"3 указание на то, что органы местного самоуправления являются органами власти, само по себе не свидетельствует об их государственной природе. Публичная власть может быть и муниципальной.
Особенностями организации
и осуществления местного самоуправления,
муниципальной публичной власти
обусловлена специфика
Можно выделить следующие отличительные признаки отношений, составляющих предмет муниципально-правового регулирования.
11
Во-первых, данные отношения имеют локально-территориальный характер. Они возникают в основном на местном (муниципальном) территориальном уровне в процессе осуществления местного самоуправления населением городских, сельских поселений и других муниципальных образований, территории которых устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций.
Во-вторых, эти отношения имеют комплексный характер, так как связаны с реализацией задач и функций местного самоуправления во всех сферах местной жизни: экономической, бюджетно-финансовой, социально-культурной, охраны общественного порядка и др. Общность данных отношений, обусловливающая их объединение в рамках предмета муниципального права, определяется природой местного самоуправления. Суть местного самоуправления - в самостоятельном решении населением вопросов местного значения.
Конституция РФ, гарантируя
местное самоуправление, не раскрывает,
какие вопросы следует относить
к числу местных. Ответ на этот
вопрос имеет принципиальное значение,
ибо самостоятельность
Поэтому предмет муниципального
права охватывает различные по содержанию
и характеру общественные отношения:
организационные, управленческие, имущественные,
финансовые и т.д. Однако все эти
отношения объединяет в самостоятельный
вид общий признак: они возникают
в процессе решения населением муниципальных
образований вопросов местного значения
непосредственно или через
В-третьих, обязательным субъектом муниципально-правовых отношений выступает либо население муниципального образования, которое непосредственно, т.е. путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, решает вопросы местного значения, либо орган или должностное лицо местного самоуправления, наделенные полномочиями по решению данных вопросов.
12
Таким образом, муниципальное право закрепляет и регулирует общественные отношения, которые возникают в процессе организации и деятельности местного самоуправления.
Более полное представление о структуре предмета муниципального права дает подразделение на следующие группы общественных отношений:
1) отношения, возникающие в процессе решения вопросов местного значения путем непосредственного выражения гражданами своей воли.
В данную группу входят отношения,
возникающие в связи с
2) отношения, связанные с деятельностью выборных и других органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, объектами муниципального хозяйства, формированием и исполнением местного бюджета, а также иной их деятельностью в различных сферах местной жизни, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования, решение других вопросов местного значения, включая и вопросы организации работы муниципальной службы.
Осуществляя задачи и функции местного самоуправления, выборные и другие муниципальные органы взаимодействуют между собой, с предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными на территории муниципального образования, с государственными органами, общественными объединениями, гражданами. Возникающие в процессе взаимодействия общественные
13
отношения регулируются нормами муниципального права, поскольку одной из сторон этих отношений выступают орган местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющие полномочия по решению вопросов местного значения;
3) отношения, возникающие в процессе реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им в соответствии с законодательством, а также в процессе организации и исполнения органами местного самоуправления законодательных и правовых актов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.
Особенность данной группы
отношений состоит в том, что
они связаны не с решением непосредственно
вопросов местного значения, а с
участием органов местного самоуправления
в осуществлении
Особенности предмета муниципально-правового регулирования обусловливают комплексный характер муниципального права как отрасли права.
Многие нормы муниципального права, регулирующие на местном уровне имущественные, финансовые, земельные и другие отношения, являются одновременно нормами гражданского,
14
финансового, земельного и других отраслей права. Каждая отрасль права имеет такие "пограничные" зоны тесного взаимодействия с другими отраслями права. Однако в муниципальном праве в силу специфики его предмета доля правовых норм, которые имеют как бы два адреса "прописки", весьма значительна.
Муниципальное право - новая отрасль российского права, находящаяся в процессе своего становления и развития. Ее формирование связано с реформированием местной власти, начало которому было положено в 1990-1991 гг., когда были приняты Закон СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" (1990 г.) и Закон РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" (1991 г.).
В советский период местные
органы власти (местные Советы и
их исполнительные комитеты) являлись
по своей природе государственными
органами, входящими в единую систему
государственной власти. Они функционировали
на основе единых для всех государственных
органов власти принципах. Поэтому
не было необходимости в формировании
специальной отрасли права, которая
имела бы своим предметом исключительно
местные органы государственной
власти: отношения, связанные с организацией
и деятельностью местных
Формирование новой отрасли
права поставило вопрос о ее наименовании.
В связи с этим предлагались различные
термины: "право местного самоуправления",
"самоуправленческое право" и
др. Однако наибольшее распространение
получило понятие "муниципальное
право", которое сегодня является
общепринятым. Термин "муниципальный"
используется Конституцией РФ, закрепляющей
в качестве одной из форм собственности
муниципальную собственность, а
также федеральными законами, законами
субъектов Федерации при