Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 12:29, реферат
1. Местное самоуправление – форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории (далее, если не указано иное, – граждане), для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.
Статья 1. Понятие местного самоуправления и система его органов
1. Местное самоуправление
– форма организации и деятельности населения,
проживающего на соответствующей территории
(далее, если не указано иное, – граждане),
для самостоятельного решения непосредственно
или через избираемые им органы социальных,
экономических и политических вопросов
местного значения исходя из общегосударственных
интересов и интересов граждан, особенностей
развития административно-
Местное самоуправление осуществляется через местные Советы депутатов (далее – Советы), органы территориального общественного самоуправления, местные собрания, местные референдумы, инициативы граждан по принятию решений Советов, участие граждан в финансировании и (или) возмещении расходов бюджета на определенные ими цели и иные формы участия граждан в государственных и общественных делах.
2. Система органов местного самоуправления включает Советы и органы территориального общественного самоуправления.
3. Система Советов в Республике Беларусь состоит из трех территориальных уровней: областного, базового и первичного и включает областные, городские, районные, поселковые и сельские Советы.
К областному территориальному уровню относятся областные, Минский городской Советы (далее, если не указано иное, – Советы областного уровня). Советы областного уровня являются вышестоящими по отношению к Советам базового и первичного территориальных уровней.
К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные Советы (далее, если не указано иное, – Советы базового уровня). Советы базового уровня являются вышестоящими по отношению к Советам первичного территориального уровня.
Минский городской Совет обладает также правами Совета базового уровня.
К первичному территориальному уровню относятся городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские Советы (далее, если не указано иное, – Советы первичного уровня).
Статья 2. Понятие местного управления и система его органов
1. Местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов (далее – исполнительные и распорядительные органы) для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан.
2. Система органов местного управления состоит из трех территориальных уровней: областного, базового и первичного и включает областные, городские, районные, поселковые и сельские исполнительные комитеты (далее – исполкомы) и местные администрации районов в городах (далее, если не указано иное, – местные администрации).
К областному территориальному уровню относятся областные, Минский городской исполкомы (далее, если не указано иное, – исполкомы областного уровня). Исполкомы областного уровня являются вышестоящими по отношению к исполнительным и распорядительным органам базового и первичного территориальных уровней.
К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные исполкомы (далее, если не указано иное, – исполкомы базового уровня). Исполкомы базового уровня являются вышестоящими по отношению к исполнительным и распорядительным органам первичного территориального уровня.
Минский городской исполком обладает также правами исполкома базового уровня.
К первичному территориальному уровню относятся городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские исполкомы (далее, если не указано иное, – исполкомы первичного уровня), местные администрации.
Статья 3. Основные принципы местного управления и самоуправления
Местное управление и самоуправление осуществляются в соответствии со следующими основными принципами:
- законность;
- социальная справедливость;
- защита прав и законных интересов граждан;
- сочетание общегосударственных и местных интересов, участие органов местного управления и --- самоуправления в решении вопросов, затрагивающих права и законные интересы граждан;
- единство и целостность системы местного управления и самоуправления;
- взаимодействие органов местного управления и самоуправления;
- разграничение компетенции органов местного управления и самоуправления;
- выборность органов местного самоуправления, их подотчетность гражданам;
- гласность и учет общественного мнения, постоянное информирование граждан о принимаемых решениях по важнейшим вопросам местного значения;
- ответственность органов местного управления и самоуправления за законность и обоснованность принимаемых решений;
- обязательность исполнения на соответствующей территории решений Советов, исполнительных и распорядительных органов, принятых в пределах их компетенции;
- самостоятельность и независимость органов местного самоуправления в пределах своей компетенции в решении вопросов местного значения, недопущение ограничения полномочий органов местного управления и самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими законодательными актами.
Статья 4. Правовая основа местного управления и самоуправления
Местное управление и самоуправление организуются и осуществляются на основе Конституции Республики Беларусь, настоящего Закона и других актов законодательства, в том числе международных договоров Республики Беларусь
2. Местное управление
как разновидность государственного управления
обладает всеми его признаками: осуществляется
государственными органами, носит исполнительно-распорядительный
и государственно-властный характер и
т.д. В то же время оно имеет и свои особенности.
По Конституции Республики Беларусь (разд.
V) и Закону «О местном управлении и самоуправлении
в Республике Беларусь» местное управление
осуществляется в областях, г. Минске,
городах, районах, в поселковых и сельских
Советах. Иначе говоря, местное управление
реализуется на местном уровне. Однако
последнее отличается от государственного,
которое также может осуществляться на
местном уровне тем, что в процессе его
осуществления решаются преимущественно
вопросы местного значения.
В соответствии со статьей 120 Конституции Республики Беларусь и статьей 1 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» вопросы местного значения решаются, исходя, в первую очередь, из общегосударственных интересов. Местное управление воплощается специальной системой органов управления, которая состоит из областных, районных, городских, поселковых, сельских исполнительных комитетов и местных администраций. Все они — коллегиальные органы, имеют специфику образования. Зависимость по горизонтали выражается в подотчетности соответствующему Совету депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции. По вертикали местные исполнительные комитеты подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам. Такое положение подчеркивает определенную централизацию в местном управлении. Несмотря на это, местное управление больше децентрализовано и имеет немалую самостоятельность.
Самостоятельность определяется наличием у каждого уровня исполнительного комитета своей компетенции, масштаба деятельности, независимости в выборе форм и методов осуществления управления. Каждый исполнительный комитет сам определяет структуру и штаты своего аппарата, а также создаваемых им отделов и других подразделений, руководит ими и подведомственными организациями.
Местное управление реализуется как непосредственно исполнительными комитетами, так и через образуемые ими отделы и управления. Однако если исполнительные комитеты как органы обшей компетенции не подчинены республиканским органам, то их структурные подразделения (большая часть) находятся в таком подчинении. Республиканские органы государственного управления проводят через них свою политику на местах.
Местное управление - основной вид деятельности исполнительных комитетов. Наравне с ним исполкомы призваны организовывать выполнение решений вышестоящих государственных органов, в том числе и исходящих из центра, руководить гражданской обороной, обеспечивать исполнение законодательства Республики Беларусь по вопросам военной службы, т.е. осуществлять функции, не относящиеся к местному управлению.
Таким образом, местное
управление — это государственная
децентрализованная деятельность, осуществляемая
на местном уровне специальной системой
органов— местными исполнительными комитетами,
в целях оперативного и практического
решения вопросов местного значения, исходящая
из интересов населения соответствующей
территории и государственных интересов
с учетом особенностей развития административно-
Специфическими чертами и особенностями местное управление приближается к самоуправлению, но по объему решаемых вопросов значительно превосходит его.
Местное
самоуправление является одной из важных форм
демократии. Чем шире оно развито, тем
демократичнее общество и государство.
Под местным самоуправлением следует
понимать такую деятельность, которая
осуществляется на местах (в рамках административно-
В идеале местное самоуправление должно носить общественный характер, т.е. осуществляться непосредственно самим народом или избираемыми им представительными органами, не являющимися государственными органами. Важным признаком самоуправления является его децентрализация, которая проявляется в передаче управленческих функций (полномочий) общественности и осуществлении их независимо от центра. В то же время государству в лице своих органов необходимо иметь полномочия на осуществление надзора за соответствием самоуправления законодательству.
В Республике Беларусь местное самоуправление неоднородно. Оно осуществляется как непосредственно народом, общественностью (прямая демократия), так и государственными органами — Советами депутатов (представительная демократия). По распространенности и количеству решаемых вопросов представительная демократия превалирует над прямой демократией. Местные Советы депутатов избираются гражданами, проживающими на соответствующей территории, Советы являются государственными органами, призванными осуществлять государственную власть. Местное самоуправление в значительной мере независимо от государственного аппарата. Местные Советы, хотя и являются государственными органами, но в административном плане не подчинены центру ни по одному вопросу. Президент Республики Беларусь имеет право лишь приостанавливать их решения, не соответствующие действующему законодательству (п. 26 ст. 84 Конституции). Они самостоятельны и независимы в решении любых вопросов, относящихся к их компетенции.
Местное территориальное самоуправление, осуществляемое основным его звеном — местными Советами депутатов, обладает основными признаками государственного управления: реализуется государственными органами (местными Советами), является государственно-властным, имеет правовой характер, содержит элементы (признаки) исполнительности и распорядительности. Исполнительность проявляется:
во-первых, в обеспечении выполнения законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, иных актов и решений вышестоящих государственных органов;
во-вторых, в проведении контроля за выполнением названных правовых актов всеми предприятиями, организациями, учреждениями и объединениями, расположенными на соответствующей территории;
в-третьих, в решении социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения.
Распорядительство осуществляется
в регулировании отношений, возникающих
по вопросам местного значения в соответствующей
административно-
Информация о работе Понятие местного самоуправления и система его органов