Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 13:44, курсовая работа
Для того, чтобы уяснить сущность понятий муниципального района, городского и сельского поселения, необходимо видеть их логическую взаимосвязь, обусловленную муниципальным территориальным устройством субъектов Федерации. Такое деление наблюдалось и в дореволюционный период (прообраз муниципального района - уезд, сельского поселения - волость), и в советский период отечественной истории (примечательно, что муниципальные районы так и назывались районами, но без прилагательного "муниципальные", а сельские поселения именовались "сельсоветами", что приводило к путанице, поскольку муниципальные образования нельзя отождествлять с органами местного самоуправления).
1. Введение
2. Понятие «Муниципальный район»
3. Особенности статуса. Имущество.
4. Особенности статуса. Вопросы местного значения.
5. Полномочия муниципального района
6. Заключение.
— участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципальных образований;
— обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
— организации и осуществления мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;
— организации и осуществления мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального образования;
— осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Для всех указанных видов
муниципальных образований
Исходя из взаимосвязанности
предметов ведения
— принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;
— установление официальных символов муниципального образования;
— создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;
— установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;
— организационное и
материально-техническое
— принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
— учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
— осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами и т.д.4
В той же статье Закона закрепляются единые подходы к правовой регламентации права органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для данных муниципальных образований работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения, специально определяемых в федеральном законодательстве.
В соответствии с требованиями пунктов 8, 9, 15, 19ч. 1 ст. 14и пунктов 8—11, 20, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу такого рода вопросов местного значения отнесены:
— участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах указанных муниципальных образований;
— обеспечение первичных мер пожарной безопасности в их границах;
— создание условий для массового отдыха жителей и организация обустройства мест массового отдыха населения;
— организация благоустройства и озеленения территории муниципального образования, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов;
— организация охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией;
— организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
К социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки. К выполнению таких работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители поселений и городских округов в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.
К предметам исключительной компетенции муниципальных районов и городских округов Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит вопросы, связанные с их деятельностью по реализации жителями муниципального образования основных социаль-но-культурных прав (социально-культурного строительства):
— организации предоставления
общедоступного и бесплатного начального
общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования по основным
общеобразовательным
— организации предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
— организации оказания на территории муниципального образования скорой медицинской помощи (за исключением санитар-но-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.
В области охраны общественного порядка, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности и охраны жизни и здоровья жителей муниципального образования Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к исключительной компетенции муниципальных районов и городских округов относит только вопросы организации охраны общественного порядка на их территории муниципальной милицией.
В соответствии с положениями пунктов 3, 4 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к исключительной компетенции органов местного самоуправления муниципального района отнесены:
— все полномочия органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях и в сельских населенных пунктах, не являющихся муниципальными образованиями, том числе по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— их право заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений.
Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.Соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений5.
Заключение.
Местное самоуправление как институт гражданского общества не может существовать в отрыве от других его институтов, оно неизбежно должно быть связано, должно развиваться вместе с ними. Как и местное самоуправление, партийная система в Российской Федерации также находится в состоянии становления и развития, и корректно утверждать, что совместная эволюция этих институтов будет более эффективной, чем их раздельное движение. Поэтому вполне разумно ввести в систему муниципальных выборов элементы пропорциональной системы (например, закрепить положение о том, что часть кандидатов представительного органа местного самоуправления избирается по пропорциональной системе) и развивать такую систему мажоритарных выборов, в которых участвуют посредством выдвижения кандидатов только политические партии.
Особое значение в рамках этой модифицированной системы местного самоуправления будет принадлежать городским округам. Особенности городских округов должны заключаться не в объединении района и поселения и не в механическом сложении городских (поселенческих) и районных полномочий, а в разделении собственно города на территориальные единицы, по отношению к которым город мог бы выполнять функции района. «Совершенно нереально представить себе в качестве поселений со статусом муниципального образования такие "города-миллионники", как, например, Новосибирск, Екатеринбург, Ростов-на-Дону или Нижний Новгород. Население каждого из этих поселений сопоставимо с численностью небольших европейских государств. Какие могут быть объединяющие один миллион человек вопросы местного значения? Как справедливо и неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, местное самоуправление только тогда эффективно, когда оно максимально приближено к населению, т.е. когда как можно большее число жителей может реально и непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения.»
Список использованной литературы.
1
http://www.consultant.ru/
© КонсультантПлюс, 1992-2013
2
Статья «Противоречия в российском законодательстве»
/
Д. Б. Сергеев. Опубликована «Труды Камчатского
филиала Дальневосточного государственного
университета. Вып. 2. / Отв. ред. С. В. Гунько.
- Петропавловск-Камчатский : Изд-во Дальневосточного
ун-та, 2004. - 124 с. - С. 85 - 89.
3 Муниципальное право России: учебник (отв. ред. С.А. Авакьян). - Проспект, 2009 г. с.265
4 Муниципальное право России: учебник (отв. ред. С.А. Авакьян). - Проспект, 2009 г. с. 278
5 Муниципальное право Российской Федерации: учебник. Шургина Е. С. М. 2007 с. 324