Понятие «Муниципальный район»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Для того, чтобы уяснить сущность понятий муниципального района, городского и сельского поселения, необходимо видеть их логическую взаимосвязь, обусловленную муниципальным территориальным устройством субъектов Федерации. Такое деление наблюдалось и в дореволюционный период (прообраз муниципального района - уезд, сельского поселения - волость), и в советский период отечественной истории (примечательно, что муниципальные районы так и назывались районами, но без прилагательного "муниципальные", а сельские поселения именовались "сельсоветами", что приводило к путанице, поскольку муниципальные образования нельзя отождествлять с органами местного самоуправления).

Содержание работы

1. Введение
2. Понятие «Муниципальный район»
3. Особенности статуса. Имущество.
4. Особенности статуса. Вопросы местного значения.
5. Полномочия муниципального района
6. Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Муниципальное право конечный вариант.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

— участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципальных  образований;

— обеспечения первичных  мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

— организации и осуществления  мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения  от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;

— организации и осуществления  мероприятий по мобилизационной  подготовке муниципальных предприятий  и учреждений, находящихся на территории муниципального образования;

— осуществления мероприятий  по обеспечению безопасности людей  на водных объектах, охране их жизни  и здоровья.

Для всех указанных видов  муниципальных образований единым является требование вышеназванного Закона (ст. 14 — 16), согласно которому органы местного самоуправления вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).

Исходя из взаимосвязанности  предметов ведения муниципальных  образований и полномочий органов  местного самоуправления, а также  из тождественности большинства  перечисленных выше вопросов, отнесенных к компетенции муниципальных  образований поселений, муниципальных районов и городских округов, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статье 17 закрепляет единые для органов местного самоуправления всех муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения:

— принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание  муниципальных правовых актов;

— установление официальных  символов муниципального образования;

— создание муниципальных  предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

— установление тарифов  на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

— организационное и  материально-техническое обеспечение  подготовки и проведения муниципальных  выборов, местного референдума, голосования  по отзыву депутата, члена выборного  органа местного самоуправления, выборного  должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

— принятие и организация  выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

— учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

— осуществление международных  и внешнеэкономических связей в  соответствии с федеральными законами и т.д.4

В той же статье Закона закрепляются единые подходы к правовой регламентации права органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для данных муниципальных образований работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения, специально определяемых в федеральном законодательстве.

В соответствии с требованиями пунктов 8, 9, 15, 19ч. 1 ст. 14и пунктов 8—11, 20, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу такого рода вопросов местного значения отнесены:

— участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах указанных муниципальных образований;

— обеспечение первичных  мер пожарной безопасности в их границах;

— создание условий для  массового отдыха жителей и организация  обустройства мест массового отдыха населения;

— организация благоустройства  и озеленения территории муниципального образования, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов;

— организация охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией;

— организация мероприятий  по охране окружающей среды в границах городского округа.

К социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной  профессиональной подготовки. К выполнению таких работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители поселений и городских округов в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.

К предметам исключительной компетенции муниципальных районов и городских округов Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит вопросы, связанные с их деятельностью по реализации жителями муниципального образования основных социаль-но-культурных прав (социально-культурного строительства):

— организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

— организации предоставления дополнительного образования и  общедоступного бесплатного дошкольного  образования на территории муниципального образования, а также организация отдыха детей в каникулярное время;

— организации оказания на территории муниципального образования  скорой медицинской помощи (за исключением  санитар-но-авиационной), первичной  медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.

В области охраны общественного  порядка, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности и охраны жизни и здоровья жителей муниципального образования Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к исключительной компетенции муниципальных районов и городских округов относит только вопросы организации охраны общественного порядка на их территории муниципальной милицией.

В соответствии с положениями  пунктов 3, 4 ст. 15 Федерального закона «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» к исключительной компетенции органов местного самоуправления муниципального района отнесены:

— все полномочия органов  местного самоуправления поселения  на межселенных территориях и  в сельских населенных пунктах, не являющихся муниципальными образованиями, том  числе по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— их право заключать  соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в  состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений.

Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в  состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.Соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений5.

 

Заключение.

Местное самоуправление как институт гражданского общества не может существовать в отрыве от других его институтов, оно неизбежно должно быть связано, должно развиваться вместе с ними. Как и местное самоуправление, партийная система в Российской Федерации также находится в состоянии становления и развития, и корректно утверждать, что совместная эволюция этих институтов будет более эффективной, чем их раздельное движение. Поэтому вполне разумно ввести в систему муниципальных выборов элементы пропорциональной системы (например, закрепить положение о том, что часть кандидатов представительного органа местного самоуправления избирается по пропорциональной системе) и развивать такую систему мажоритарных выборов, в которых участвуют посредством выдвижения кандидатов только политические партии.

Особое значение в рамках этой модифицированной системы местного самоуправления будет принадлежать городским округам. Особенности городских округов должны заключаться не в объединении района и поселения и не в механическом сложении городских (поселенческих) и районных полномочий, а в разделении собственно города на территориальные единицы, по отношению к которым город мог бы выполнять функции района. «Совершенно нереально представить себе в качестве поселений со статусом муниципального образования такие "города-миллионники", как, например, Новосибирск, Екатеринбург, Ростов-на-Дону или Нижний Новгород. Население каждого из этих поселений сопоставимо с численностью небольших европейских государств. Какие могут быть объединяющие один миллион человек вопросы местного значения? Как справедливо и неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, местное самоуправление только тогда эффективно, когда оно максимально приближено к населению, т.е. когда как можно большее число жителей может реально и непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения.»

 

Список использованной литературы.

 

  1. Муниципальное право России: учебник (отв. ред. С.А. Авакьян). - Проспект, 2009 г. с.265
  2. Правовая система «Консультант Плюс»
  3. «Противоречия в российском законодательстве» /Статья 
    Д. Б. Сергеев. Опубликована «Труды Камчатского филиала Дальневосточного государственного университета. Вып. 2. / Отв. ред. С. В. Гунько. - Петропавловск-Камчатский : Изд-во Дальневосточного ун-та, 2004. - 124 с. - С. 85 - 89.
  4. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. Шургина Е. С. М. 2007

1  
http://www.consultant.ru/popular/selfgovernment/57_3.html 
© КонсультантПлюс, 1992-2013

 

2 Статья «Противоречия в российском законодательстве» /  
Д. Б. Сергеев. Опубликована «Труды Камчатского филиала Дальневосточного государственного университета. Вып. 2. / Отв. ред. С. В. Гунько. - Петропавловск-Камчатский : Изд-во Дальневосточного ун-та, 2004. - 124 с. - С. 85 - 89.

3 Муниципальное право России: учебник (отв. ред. С.А. Авакьян). - Проспект, 2009 г. с.265

4 Муниципальное право России: учебник (отв. ред. С.А. Авакьян). - Проспект, 2009 г. с. 278

5 Муниципальное право Российской Федерации: учебник. Шургина Е. С. М. 2007 с. 324


Информация о работе Понятие «Муниципальный район»