Понятие, предмет, метод муниципального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:43, контрольная работа

Описание работы

Муниципальное право - одна из отраслей российского права, поскольку призвана регулировать разнообразные общественные отношения в самой многосторонней сфере - в сфере местного самоуправления. В настоящее время местное самоуправление составляет одну из важных и необходимых основ конституционного строя России. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту интересов лиц, совместно проживающих на определенной территории, жители которой неизбежно взаимодействуют друг с другом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…….3
Понятие муниципального права…………………………………………….….4
Предмет и методы муниципального права………………………………….…5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..……..8
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………………………...….9

Файлы: 1 файл

муниципальное право.doc

— 49.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО»

 

ТЕМА: «ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА»

 

 

 

                                                                                     Выполнил: студент  2 курса

                                                                                                 заочного отделения

                                                                                                 группы 09ЗЮЮ32

                                                                                                Д.С. Курков

                                                                                     Проверил:

                                                                                           

              

                                                  Пенза 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…….3

1.                  Понятие муниципального права…………………………………………….….4

2.                  Предмет и методы муниципального права………………………………….…5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..……..8

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………………………...….9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

К концу 90-х годов XX в. в системе российского права обособилась новая    отрасль - муниципальное право. Муниципальное право является составной частью юриспруденции. Наука муниципального права относится к числу отраслевых наук. Ее предметом является изучение муниципального права как отрасли права.

Понятие муниципального права сравнительно новое для отечественного    государствоведения. Слово «муниципалитет» происходит от латинского    «municipium», так в эпоху римской республики назывались города,    пользовавшиеся правами самоуправления. В настоящее время муниципалитет -    это избираемое городское или сельское самоуправление.

Муниципальное право - одна из отраслей российского права, поскольку    призвана регулировать разнообразные общественные отношения в самой    многосторонней сфере - в сфере местного самоуправления. В настоящее время    местное самоуправление составляет одну из важных и необходимых основ    конституционного строя России. В качестве публичной власти, наиболее    приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту    интересов лиц, совместно проживающих на определенной территории, жители    которой неизбежно взаимодействуют друг с другом. Поэтому местное    самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы    народовластия.

 

 

 

 

 

 

1. Понятие муниципального права

Муниципальное право — комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований непосредственно через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Комплексность муниципального права обусловлена, во-первых, тем, что его предмет образуют комплексные общественные отношения различных сфер - финансов, налогов, землепользования и др., во-вторых, двойственной природой муниципальных правовых норм. Своеобразие норм выражается в том, что они как бы распределены «по двум адресам». С одной стороны, они выступают как нормы основных отраслей права (например конституционного, административного, финансового), с другой - входят во вторичную правовую    структуру: комплексную отрасль права.

Комплексность предмета муниципального права характеризуется рядом    признаков, в частности, наличием в муниципальном праве наряду с нормами «двойного назначения» собственных, исключительно муниципально-правовых норм; своеобразием субъектов муниципального права, в число которых входят как собственные, исключительные субъекты муниципального права (население, муниципальные образования, органы территориального общественного самоуправления и др.), так и иные субъекты права (граждане, государство, предприятия и учреждения); наличием муниципально-правовых норм, первичных по отношению к нормам других отраслей права (например нормы, устанавливающие структуру и систему органов местного самоуправления и др.); комплексным характером отношений, регулируемых муниципальным правом.

2.      Предмет и методы муниципального права. 

              Как любая другая правовая отрасль, муниципальное право имеет свой предмет и метод правового регулирования.

              Предметом муниципального права является совокупность общественных отношений, возникающих при организации и функционировании местного самоуправления.  К ним относятся следующие группы  общественных отношений:

      формировании органов местного самоуправления;

      отношения, связанные с решением вопросов местного значения путем непосредственного выражения населением муниципального образования своей воли;

      отношения, связанные с деятельностью органов муниципальной власти в различных сферах местной жизни, включая вопросы организации местной жизни;

      судебной защите прав органов местного самоуправления и гарантий местного самоуправления как такового;

      отношения, связанные с реализацией органами местного самоуправления отдельных полномочий государственных органов, которые были им переданы в соответствии с законодательством.

В эту же группу входят и отношения, возникающие в процессе исполнения органами местного самоуправления нормативно - правовых актов федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов федерации.

Субъекты (участники) муниципально-правовых отношений многочисленны и    разнообразны. Ими могут быть, с одной стороны, лица, представляющие    местное самоуправление и имеющие право принимать решения по вопросам    местного значения, а с другой - физические, юридические лица, общественные и государственные органы, вступающие с муниципалитетом в правовые    отношения.

Муниципальное право, являясь комплексной отраслью, заимствует методы, используемые в различных отраслях. Поскольку местное самоуправление    охватывает сферу публичного и частного права, правовое регулирование    основано на сочетании императивного и диспозитивного методов.

Императивный метод.

Местное    самоуправление является преимущественно публично правовым институтом, и поэтому чаще всего применяется императивный метод в сочетании с обязывающими и запрещающими способами регулирования. Так, например, к обязывающему способу относится ч.7 ст.19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г., где записано, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями должно сопровождаться предоставлением им субвенций из федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации. К запрещающему способу можно отнести ст. 19 Закона о местном самоуправлении 2003 г., в соответствии с которой запрещается производить наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами, кроме законов. Императивные предписания определяют    многие вопросы местного самоуправления - в частности, порядок проведения    выборов органов местного самоуправления; компетенцию выборных должностных лиц муниципалитетов; обязательность решений местных референдумов, собраний   или сходов. Основанием возникновения муниципально-правовых отношений в таких случаях обычно выступает властное предписание.

Диспозитивные метод.

Включающий в себя дозволяющий способ, также широко используется в муниципальном праве. Так, согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка. Или согласно ч. 4 ст. 35 Закона о местном самоуправлении 2003 г. «представительный орган муниципального района может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, либо может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Этот  метод основан на принципе юридического равенства субъектов общественных отношений, что характерно для частноправового регулирования ( гражданского, семейного, торгового права). Юридическим фактом для возникновения правоотношений в таких случаях, как правило, является договор.

Императивный и диспозитивный методы дополняются методом гарантий. Этот метод выражается в установлении государством системы условий и средств, при которых возможно реальное осуществление местного самоуправления. В ст. 133 Конституции РФ местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  В заключение данной темы можно сделать следующие выводы относительно понятия и предмета муниципального права РФ.

* Во-первых, муниципальное право связано с муниципальным (или местным) самоуправлением и, следовательно, его можно трактовать как право        местного самоуправления, местное (локальное) право.

* Во-вторых, муниципальное право - комплексная отрасль права, которая       включает как собственные правовые нормы, регулирующие отношения в        сфере местного самоуправления, так и нормы других отраслей права,        регулирующих отношений в данной сфере, но на локальном (местном)        уровне.

* В-третьих, нормы муниципального права регулируют специфический круг общественных отношений, связанных с организацией и функционированием       местного самоуправления в городских и сельских поселениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.                  Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник.- М.: Юристъ, 2004 г.

2. Постовой Н.В. Муниципальное право России. - М.: Юриспруденция, 2000.

3. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М., 2005 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Понятие, предмет, метод муниципального права