Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:13, контрольная работа
Важную роль в этом деле играют органы местного самоуправления, которые обладают широким кругом полномочий в области использования земли и других природных ресурсов, охраны природы и обеспечения экологической безопасности населения.
Цель данной работы состоит в том, чтобы дать четкое представление о полномочиях местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов, охраны природы.
Введение
Признание прав собственности
на землю после десятков лет их
отсутствия породило множество злоупотреблений
в области земельных отношений,
что было вызвано в первую очередь
неразберихой в органах власти и
ощущением безнаказанности «
Конституция России определила местное самоуправление как одну из самостоятельных форм осуществления власти народом, признавая и защищая экономическую основу самоуправления - муниципальную собственность равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.
Конституционное право граждан России на осуществление местного самоуправления обеспечивается самостоятельностью населения в решении вопросов местного значения, самостоятельностью органов, создаваемых населением для этой цели и конституционным запретом на ограничение прав местного самоуправления, обеспечивающимся судебной защитой.
Субъектами права
Предметы ведения
Конституция Российской
Федерации и муниципальное
В соответствии с принятой ранее градацией к функции местного самоуправления можно отнести и решение вопроса местного значения - участие в решении вопросов природопользования и природоохраны.
В соответствии с Конституцией РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Государство регулирует отношения, возникающие по поводу использования природных ресурсов, координирует и управляет деятельностью различных органов и учреждений, выполняющих природоохранные функции.
Важную роль в этом деле играют органы местного самоуправления, которые обладают широким кругом полномочий в области использования земли и других природных ресурсов, охраны природы и обеспечения экологической безопасности населения.
Цель данной работы состоит в том, чтобы дать четкое представление о полномочиях местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов, охраны природы.
1 Понятие предметов ведения и полномочий местного самоуправления
Основополагающим элементом местного самоуправления является его самобытность и самостоятельность в решении вопросов местного значения. Под этим понимается финансово-экономическая и организационная обособленность муниципальных образований, закрепление в законодательстве предметов ведения местного самоуправления. Понятие предметов ведения вообще и местного самоуправления в частности является достаточно сложным. Для определения содержания предметов ведения местного самоуправления в Конституции РФ и Федеральном Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» используется понятие «вопросы местного значения». В Федеральном Законе (ст.1) под ними понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковы уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, законами субъектов РФ.
Во-первых, под предметом понимается то, на что направлено какое-либо действие.
Во-вторых, в ст.6 Федерального закона, озаглавленной «предметы ведения муниципального самоуправления», к вопросам местного значения относятся разного плана вопросы.
Анализ содержащихся в ней вопросов местного значения свидетельствует о том, что в перечень включены не только объекты (сферы) деятельности органов местного самоуправления и непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования (содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения, охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью и т.д.), но и полномочия органов местного самоуправления (принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов и другие).
В-третьих, некоторые полномочия местного самоуправления осуществляются населением непосредственно – в частности, путем местных выборов, местного референдума, других форм прямого волеизъявления (сходы, собрания) (ст. 130 Конституции РФ).
«Население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления» (ст. 12 Конституции РФ, ст.12 ФЗ). Оно самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ); может непосредственно принимать устав муниципального образования; выступать с инициативой по установлению, изменению границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании и упразднении муниципальных образований; имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения (ст. 8,13,25 Федерального закона).
В-четвертых, муниципальное образование вправе также принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов РФ, а так же вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
Таким образом, под термином «вопросы местного значения» следует понимать объекты (сферы) деятельности населения и органов местного самоуправления и непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым нормами муниципального права. В юридической науке и учебной литературе даются и другие определения рассматриваемого понятия – в частности, под «вопросами местного значения» понимается круг дел (объектов), решение которых обеспечивает локальную (для данной территории) жизнедеятельность муниципального образования и удовлетворение потребностей его жителей.
Следует так же отметить,
что в соответствии с Конституцией
РФ, федеральными законами к ведению
муниципальных образований
Исходя из этого, предметы ведения местного самоуправления можно определить как круг закрепленных нормами муниципального права объектов, сфер (вопросы местного значения, а так же вопросы по отдельным государственным полномочиям, которыми наделены органы местного самоуправления), в пределах которых и соответствующие органы местного самоуправления компетентны осуществлять свою деятельность и принимать решения.
Для характеристики совокупности прав и обязанностей какого-либо органа, должностного лица, определяемых конституцией, законами и иными нормативными правовыми актами юридическая наука использует так же термин «полномочия». Это определение полномочий применимо и для характеристики прав и обязанностей органов местного самоуправления (представительных и исполнительных органов местного самоуправления, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления) при решении вопросов местного значения и при осуществлении ими отдельных государственных полномочий.
В процессе рассмотрения
данного вопроса следует учитыв
Таким образом, полномочия
органов местного самоуправления можно
определить как совокупность их прав
и обязанностей, закрепленных нормами
муниципального права и необходимых
для непосредственного
При разграничении полномочий
между представительными и
Анализ законодательства Российской Федерации позволяет выделить следующие основные сферы деятельности органов местного самоуправления:
В названных сферах правовое регулирование осуществляется федеральными законами, другими федеральными нормативно правовыми актами, в которых содержатся муниципально-правовые нормы, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ, уставами и другими правовыми актами местного самоуправления. Следует так же учитывать положения ст. 56 Федерального закона, согласно которой ст.49-76,80-86 Закона РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» применяются в части, не противоречащей Конституции РФ и настоящему Федеральному закону, до принятия субъектами РФ соответствующих законов.
2 Полномочия органов местного самоуправления в области использования и охраны земли, недр и других природных ресурсов
Земля и другие природные
ресурсы – основа жизни и деятельности
народов, проживающих на соответствующей
территории. Государство регулирует
земельные отношения в целях
обеспечения рационального
Важную роль в достижении этих целей играют органы местного самоуправления, которые обладают широким кругом полномочий в области использования земли и других природных ресурсов.
Органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения. Границы их самостоятельности определяются объемом полномочий, которыми обладают муниципальные образования. Государство признает за муниципальными образованиями определенную совокупность полномочий, необходимую для решения вопросов местного значения, реализации задач и функций местного самоуправления.
Полномочия местного самоуправления - это закрепляемые нормами муниципального права за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципального образования.
Полномочия местного самоуправления можно разделит на две группы:
1. «Собственные» полномочия
местного самоуправления, т.е. те
полномочия, которые признает
за муниципальными
2. Отдельные государственные полномочия, реализация которых подконтрольна государству.
Информация о работе Понятие предметов ведения и полномочий местного самоуправления