МИНИСТЕРСТВО
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ
КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
ФГОУ
ВПО «ТВЕРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине
: «Государственное и муниципальное управление»
Выполнила
студентка 3 курса 32 группы
экономического факультета
заочного отделения
направления 080500.62 «Менеджмент»
Денисова Анна Сергеевна
№ зачетной книжки 09206
Преподаватель:
Орлова Оксана Сергеевна
Дата регистрации работы:
Тверь 2011
- 2012 гг.
Содержание
Стр.
Вопрос № 22…………………………………………………………………..
Вопрос № 23…………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………...
№
22. Понятие, признаки
судебной власти.
В
системе правоохранительных органов
Российской Федерации суды занимают
особое положение. Они являются органами
управления правосудием и обладают
компетенцией, соответствующей статусу
самостоятельной ветви государственной
власти.
Впервые
судебные органы как носители судебной
власти, равнозначной по своему значению
власти законодательной и исполнительной,
были определены в Законе о статусе
судей 1992 г. Это установление было подтверждено
в дальнейшем на конституционном
уровне. В ст. 10 Конституции РФ говорится:
"Государственная власть в Российской
Федерации осуществляется на основе
разделения на законодательную, исполнительную
и судебную. Органы законодательной, исполнительной
и судебной власти самостоятельны".
Таким образом, Конституцией РФ определено,
что судебная власть является одним из
видов государственной власти.
Что
понимается под судебной властью? Точного
ответа на этот вопрос Конституция
РФ и другие законы не содержат. Глава
7 Конституции РФ, специально посвященная
судебной власти, содержит нормы, определяющие
как компетенцию судов, так и
устройство судебной системы, принципы
правосудия, правовое положение судей.
Поэтому в некоторых работах,
посвященных правоохранительным органам,
термин "судебная власть" понимается
и как правомочия, и как система
судебных органов, и как конкретный
суд. Представляется, что термин "власть"
все же следует понимать не как
орган или систему органов, а
как компетенцию, способность распоряжаться
и управлять. Поэтому судебную власть
можно определить как полномочия,
предоставленные законом специальным
государственным органам - судам
и осуществляемые путем конституционного,
гражданского, уголовного, административного
и арбитражного судопроизводства.
Более
узким является понятие государственной
власти. В отличие от общего это
понятие персонифицировано. Властью
государственной (политической) принято
стать возможность и способность
народа и (или) государства в лице
его органов оказывать воздействие
на поведение людей и в целом
на процессы, происходящие в обществе,
с помощью убеждения, принуждения
либо иных способов
Ещё
уже понятие судебной власти. Это
одна из ветвей государственной власти.
Субъектом, осуществляющим ее, является
не любой государственный орган,
а лишь суд, который обладает присущими
только ему возможностями и способностями
воздействия на поведение людей,
а через это – и на процессы,
происходящие в обществе. Поэтому
судебную власть можно было бы определить
как возможность и способность
занимающего особое положение в
государственном аппарате органа (суда)
воздействовать на поведение людей
и социальные процессы.
Судебную
власть рассматривают в пяти аспектах
- функциональном, институциональном,
организационном, регулятивном и идеологическом.
Функциональный
аспект судебной власти предполагает
выделение направлений ее деятельности;
институциональный предусматривает
рассмотрение ее в качестве самостоятельного
института государственной власти;
организационный удобен для характеристики
системы, структуры, полномочий судов,
определения подсудности дел; регулятивный
включает в себя социальные нормы, регулирующие
деятельность субъектов, входящих в
судебную систему, связи между ними,
закрепляет их права и обязанности;
идеологический воздействует на правовую
культуру граждан, связан с воздействием
судебной власти на сознание людей, формированием
их мировоззрения относительно судебной
власти.
В
соответствии с ч.2 ст.118 Конституции
РФ судебная власть осуществляется посредством
конституционного, гражданского, административного
и уголовного судопроизводства. Субъектом
судебной власти является суд, обладающий
исключительными возможностями и способностями
оказывать воздействие на поведение людей.
Судопроизводство,
т.е. порядок рассмотрения дел судами,
заключается в строгой, установленной
законом процедуре ведения судебного
разбирательства, гарантирующей права
и свободы участникам процесса в
целом и личности в частности,
их полное равенство, гласность, законность
и справедливость решений суда.
Важнейшая
функция судебной власти – осуществление
правосудия, т.е. наличие права судить.
Судебная
власть основана на праве и реализуется
путем применения права для разрешения
конкретных ситуаций, возникающих в
обществе и требующих вмешательства
суда.
Судебная
власть характеризуется следующими
основными признаками:
1.
Судебная власть осуществляется
специальными государственными
органами - судами (ст. 11 Конституции
РФ). Важность задач, возложенных
на суды, характер деятельности,
существенно затрагивающей права
и свободы граждан, интересы
различных органов и организаций,
определяют особое положение
суда в государственном механизме.
Непосредственными носителями судебной
власти являются судьи. В связи
с этим к ним предъявляются
повышенные требования относительно
и профессиональной подготовки,
и моральных качеств.
2.
Исключительность судебной власти
- признак, тесно связанный с
предыдущим. Судебную власть вправе
осуществлять только суды (ст. 118
Конституции РФ, ст. 1 Закона "О
судебной системе РФ"). Никакой
другой государственный орган,
должностное лицо не имеют
права присваивать себе судебные
функции. Порядок образования
судов, их перечень определяются
Конституцией РФ и федеральными конституционными
законами. Создание судов, не входящих
в судебную систему, определенную законом,
не допускается.
3.
Независимость, самостоятельность
и обособленность судебной власти.
При выполнении своих полномочий
судьи подчиняются только закону,
не испытывая давления или
влияния со стороны кого-либо
(ст. 118 Конституции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5
Закона "О судебной системе
РФ"). Никто не имеет права
давать судье рекомендации, как
разрешить то или иное дело.
Судьи, рассматривая дело, не связаны
позицией и мнением сторон
в процессе. Даже вышестоящий
суд может отменить решение
нижестоящего, но не вправе дать
указания о квалификации, мере
наказания. Вмешательство в судебную
деятельность является преступлением
против правосудия и влечет
уголовную ответственность. Одновременно
с этим независимость судей
означает, что судьи сами не
имеют права подчиняться чьему-либо
мнению при рассмотрении дел.
Самостоятельность судебной власти
означает, что суды осуществляют
свои полномочия самостоятельно.
Никто, кроме вышестоящего суда,
не кон- тролирует и не проверяет судебные
решения. Решения суда не требуют какого-либо
утверждения. Суды образуют свою обособленную
систему, не входящую в другие государственные
структуры. Организационно они никому
не подчинены. Конечно, суды имеют определенные
взаимоотношения с органами законодательной
и исполнительной власти, но они осуществляются
в рамках закона, гарантирующего независимость
судей и подчинения их только закону.
4.
Судебная власть осуществляется
путем судопроизводства, что определено
ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона
"О судебной системе РФ".
Судопроизводство представляет
собой деятельность, которая начинается
при наличии определенных законом
поводов и оснований (например,
поступление в суд уголовного
дела и достаточность содержащихся
в нем доказательств для разрешения
уголовного дела), протекает в определенной
законом последовательности и форме. Закон
выделяет следующие виды судопроизводства:
конституционное - разрешение дел о соответствии
Конституции РФ федеральных законов, нормативных
актов Президента РФ, палат Федерального
Собрания и других актов; уголовное - разрешение
уголовных дел; гражданское - рассмотрение
и разрешение дел, вытекающих из гражданских
правоотношений; административное - рассмотрение
и разрешение дел об административных
правонарушениях. Хотя ни Конституция
РФ, ни Закон "О судебной системе РФ",
перечисляя виды судопроизводства, не
называют среди них арбитражное, но вместе
с тем ст. 127 Конституции РФ, посвященная
Высшему Арбитражному Суду РФ, его деятельности,
также помещена в главу 7 "Судебная власть".
Арбитражные дела представляют собой
разновидность гражданских и административных
дел, а их рассмотрение осуществляется
в порядке, определенном Арбитражным процессуальным
кодексом Российской Федерации. Все это
дает основания для включения арбитражного
процесса в понятие судопроизводства.
Следует также учесть, что судебной властью
является не только рассмотрение дел,
но и рассмотрение жалоб на незаконные
решения и действия государственных органов
и должностных лиц, жалоб на необоснованное
применение меры пресечения - заключения
под стражу, санкционирование действий,
ограничивающих права граждан, предусмотренные
ст. 23 и 25 Конституции РФ.
5.
Судебная власть осуществляется
на основе и в строгом соответствии
с процессуальным законом. Детальная
регламентация судебного процесса,
судебных документов и точное
выполнение судами всех процессуальных
требований гарантирует правильное
установление всех фактических
обстоятельств дела и вынесение
обоснованного и законного решения,
охрану прав лиц, чьи интересы
затронуты в ходе судопроизводства.
Конституционное судопроизводство
осуществляется в соответствии
с Законом "О Конституционном
Суде РФ". Уголовное, гражданское
и арбитражное - по правилам, установленным
соответственно Уголовно-процессуальным,
Гражданско-процессуальным и Арбитражным
процессуальным кодексами. По делам об
административных правонарушениях порядок
деятельности суда определяется Кодексом
об административных правонарушениях
(4 и 5 разделами).
6.
Властный характер полномочий
суда - один из самых существенных
признаков судебной власти. Все
требования и распоряжения суда
обязательны для всех без исключения
государственных органов, организаций,
должностных лиц и граждан.
Суд применяет такие меры процессуального
принуждения, как привод, наложение
ареста на имущество, арест
и т. д. Решение суда носит
характер закона и подлежит
обязательному исполнению на
всей территории государства.
В случае невыполнения органы,
исполняющие судебные решения,
могут применить принудительные
меры для реализации судебных
решений.
Наконец,
следует указать такую черту
судебной власти, как участие представителей
народа. Хотя ч. 5 ст. 32 Конституции РФ
закрепляет право граждан участвовать
в осуществлении правосудия, правосудие
является основной частью судебной деятельности.
Следовательно, участвуя в отправлении
правосудия, граждане участвуют и
в осуществлении судебной власти.
В состав суда, рассматривающего уголовное,
гражданское, арбитражное дело, помимо
судьи могут входить и народные,
и арбитражные заседатели. Некоторые
уголовные дела рассматриваются
с участием присяжных заседателей.
№
23. Принципы осуществления
правосудия.
Принципы
правосудия – общие руководящие,
исходные положения, определяющие наиболее
существенные стороны организации
и деятельности органов, осуществляющих
правосудие – судов.
Принципы
правосудия определяют смысл и содержание
всех законодательных норм, регламентирующих
порядок организации и деятельности
судов, характеризуют средства и
способы, с помощью которых выполняются
стоящие перед судами задачи. В
случае возникновения коллизии правовых
норм, пробелов в законодательстве,
регламентирующем порядок судоустройства
и судопроизводства, противоречия отдельных
норм принципам осуществления правосудия
всегда следует применять нормы
– принципы, поскольку именно они
имеют руководящее значение и
определяют смысл любого закона.
Принципы
правосудия реализуются не самопроизвольно,
а в процессе организации и
деятельности органов, осуществляющих
правосудие, - судов.
Принципы
правосудия носят императивный характер
и содержат предписания, обязательные
для всех граждан, должностных лиц
и органов, вовлеченных в судоустройственную
и судопроизводственную деятельность.