Понятие разгосударствления и приватизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 00:25, реферат

Описание работы

Мы живем в период, когда осуществляется переход от командной экономики к рыночной. Одной из главных составляющих проводящихся реформ стала приватизация. Правительство с самого начала взяло курс на приватизацию, пытаясь в короткий срок образовать систему экономических отношений и форм собственности, которая сможет удовлетворить политическую систему в государстве. Эта ситуация очень похожа на ситуацию сложившуюся после октябрьской революции, когда образовавшаяся политическая система в короткие сроки строила необходимую ей экономическую систему но тогда процесс шел в обратном направление.

Содержание работы

Введение
Понятие разгосударствления и приватизации.
Этапы Приватизации
Негативные последствия разгосударствления и приватизации
Положительные и Отрицательные моменты Приватизации
Заключение

Файлы: 1 файл

Приватизация Эконмика.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Негативные  последствия разгосударствления и  приватизации

 

Негативные  последствия разгосударствления и  приватизации учёные – аналитики  Республики Казахстан связывают с затянувшимся процессом адаптации предприятий в руках новых владельцев к рыночным условиям.При этом выделяются три этапа.

 

Первый этап охватывает 1991 – 1992 гг., который характеризуется  резким спадом производства, нарастанием  гиперинфляции, её темы к 1993 году составили 3060%, попытками отдельных промышленных предприятий и регионов самостоятельными усилиями выйти из экономического кризиса.

Данный этап в последствии  назван либеральной стратегии, этапом «экономического романизма», этапом «шоковой терапии» по примеру России, где переход к рынку осуществлялся по программе «500 дней» Шаталина С.С. и Явлинского Г.А. и первой программы перехода к рынку Казахской ССР, принятой Верховным Советом Казахской ССР 6 – декабря 1990 года, согласно которой Казахстан должен перейти к рынку всего за 720 дней 1991-1992 гг. Оценивая прошлое, сегодня учёные свидетельствуют, что это была крупномасштабная и радикальная операция, которая была проведена без какой-либо концептуальной и практической подготовки.

 

На втором этапе (1993-1995 гг.) в процессе приватизации мелких и средних предприятий стало ощущаться государственное вмешательство в процесс перелива финансовых ресурсов для поддержания реформирования промышленности, развития предпринимательства.

 

В ходе третьего этапа (1996-1998 гг.) были определены основные принципы и механизм вывода предприятий и экономики в целом из кризиса, её стабилизации и подъёма. А в результате завершения приватизации крупных и крупнейших предприятий их структурной перестройки повысилась их приспособляемость к рыночным отношениям, повысилась эффективность производства, была достигнута макроэкономическая стабилизация. Уровень инфляции снижен до 28,9 5, объём производства промышленной продукции в 1997 году по сравнению с 1996 годом возрос на 4% и составил 104,0 %. Таким образом, в Республике Казахстан сложились благоприятные условия для экономического роста, самого высокого по уровню во всех странах СНГ.

Для продолжения поступательного  движения экономики и реализации последующих реформ правительству  поручено разработать десятилетний стратегический План социально-экономического развития до 200 года и Программу индустриально-инновационного Развития Казахстана на 2003-2015 годы.[9]

 

 

Положительные и Отрицательные моменты Приватизации

 

Положительными  моментами приватизации является следующее:

-приватизация способствует  росту эффективности производства  за счет снижения его издержек, быстрой адаптации к спросу, введения  рациональных методов и расширение  возможностей финансирования;

-связь с рынком  обеспечивает более эффективный контроль;

-оздоровление бюджета  создают возможности более эффективного  расходования его средств; 

-демонополизация, восстановление  здоровой конкуренции способствует  созданию гибких мобильных производственных  структур, внедрению новых технологий;

-разделение экономики  и политических факторов приводят  к росту экономической ответственности  за принятие инвестиционных решений. 

 

Отрицательными  чертами можно считать следующее:

-приватизация с 1993г.  стала основным источником развития  теневого капитала, т.к. ее основным методом в этот период стали передача предприятий в доверительное управление с последующим их выкупом или закрытые тендеры по заведомо заниженной цене;

-реализация закона  о приватизации усилила социальные  противоречия в обществе;

-снижаются возможности  обеспечения предприятий ресурсами; 

-растет ущерб, наносимый  окружающей среде; 

-реализация краткосрочных  целей, максимизации прибыли наносит  ущерб долгосрочным интересам  предприятий; 

-возникает опасность  скупки национальных предприятий иностранными инвесторами;

-возрастают шансы  роста цен на товары и услуги, сниженная обеспеченность рабочими  местами. 

 

Приватизация – это закономерный процесс, наблюдаемый во всех странах и имеющий своей основной целью активизацию производства и повышение экономической отдачи от собственности, с точки зрения экономики; а с точки зрения социальной и политической – формирование широкого слоя персонифицированных собственников, которые и составляют основу гражданского общества. В этом смысле Казахстан, заявивший о демократической перспективе своего развития, миновать этот процесс просто не мог.

 

И как бы мы ни оценивали  его сегодня, он дал немало положительного. Хотя и достаточно условно, но в некоторых  отраслях экономики рыночные условия  сформировались. Ушли в прошлое такие понятия, как «дефицит», «очередь», «закрытый распределитель», «производство ради производства» и т.д. Сегодня, правда, при наличии достаточных средств вы можете сделать выбор, к кому обратиться в сфере услуг; за редким исключением вам не нахамят в магазине, поликлинике, ателье или ресторане. Можно, хотя и не менее сложно, чем в начале 90-х годов, открыть собственное производство, организовать фермерское хозяйство. В общем, можно довольно много, вот только одна проблема – с правами, вернее – с соблюдением закона тем самым чиновным аппаратом, «урезонить» который и был призван процесс приватизации.

 

Есть у процесса приватизации и оборотная сторона: во главу  угла он ставит экономическую эффективность, а отнюдь не социальную справедливость и тем более не политическую целесообразность. В государствах, где это правило не соблюдается, процесс приватизации зачастую приводит к обратным результатам.

 

Что мы наблюдаем в  Казахстане сегодня? Массовый персонифицированный  собственник так и не появился; о проблемах малого и среднего бизнеса вынужден говорить сам Президент; чиновник по-прежнему остается главным связующим звеном между производством и распределением; большая часть национального достояния просто разворована, а остальное – в руках иностранного капитала, который пришел на казахстанский рынок отнюдь не с благотворительными целями.

 

Число убыточных предприятий  достигло 6 тыс., 544 предприятия остановлены, 980 стоят частично и 327 перешли в  режим неполного рабочего дня. Уровень  безработицы превышает все допустимые границы; проблемы задолженности по заработной плате и взаимным неплатежам не решены; поступления в бюджет, вместо ожидаемого потока, текут небольшим ручейком; коррупция превратилась в главную проблему, способную «взорвать» все общество. Ожидание «нового экономического чуда» сменилось апатией населения, а перспектива экономического возрождения становится все туманней. Таковы печальные итоги, и не считаться с ними просто нельзя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, можно сделать вывод, что приватизация оказывает прямое положительное влияние на рост производительности труда. При этом с развитием процессов приватизации, в обществе могут развиваться такие отрицательные тенденции как безработица и рост социальной напряженности. И все же приватизация является одним из движущих рычагов НТП, способствует обновлению ассортимента продукции на предприятиях, модернизации основных фондов, совершенствованию организации и нормирования труда. Т. е. оказывает, как положительное, так и отрицательное воздействие на экономику, и общество в целом.

 

 Итак, разгосударствление  и приватизация это основной  метод перехода к реальному  многообразию форм собственности,  метод оптимизации структуры  предпринимательства, основа формирования  рыночного хозяйства.

 

К эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление и приватизация, а рыночная система, главную движущую силу которой составляет конкуренция. Разгосударствление и приватизация образуют лишь объективную основу формирования конкурентной среды рыночной экономики в целом, поэтому они являются не целью, а средством для повышения эффективности экономики и роста благосостояния трудовых коллективов, регионов и каждого из нас.

 

На современном  этапе развития процессы приватизации прошли/проходят во всех странах мира, что является одним из основных условий создания рыночной экономики. Основным вопросом в этой области остаётся создание оптимальной законодательной базы, касающейся приватизационных процессов, с целью их регулирования и уменьшения негативных последствий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

Экономическая теория: Учебник для вузов. 4-е  изд.

 

http://www.iworld.ru/attachment.php?barcode=978546901263&at=cont&n=0

 

http://www.lex.uz/Pages/GetAct.aspx?lact_id=127000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Западно-Казахстанский  государственный медицинский университет  имени Марата Оспанова

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа на тему:

«Проблемы Разгосударствление и Приватизации собственности в Республике Казахстан»

 

 

 

 

 

 

Дисциплина: Основы Экономической теории

Факультет:    

Курс:                1 курс

Группа:        

  Вид работы:   Реферат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  Выполнил:            

  Проверил:     ______________________      

 

 

 

 

 

 

 

Актобе, 2013 г.


Информация о работе Понятие разгосударствления и приватизации