Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:32, курсовая работа
Цель работы является исследование системы государственной и государственной гражданской службы Российской Федерации,
Задачи:
- изучить процесс становления системы государственной службы в ходе исторического развития Российского государства;
- рассмотреть основные принципы государственной службы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ..................................................5
Исторические аспекты развития института государственной службы в России……………………………………………………………………..........5
Понятие и сущность государственной службы в РФ……………………....8
Основные принципы государственной службы …………………………..11
Виды государственной службы…………………………………………….14
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………...17
2.1 Правовой статус государственного служащего………………………......17
2.2 Особенности прохождения государственной службы в РФ………….....20
2.3 Ответственность государственных служащих…………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………31
Законом о системе государственной службы в Российской Федерации установлены следующие основные принципы ее построения и функционирования.
Принцип федерализма, который обеспечивает
единство системы государственной
службы и соблюдение конституционного
разграничения предметов
Принцип законности означает, что исполнительные органы и должностные лица при осуществлении своих задач и функций обязаны строго соблюдать законы и иные нормативные правовые акты о государственной службе. Принцип законности отражает требования ст. 4 Конституции о том, что Конституция страны и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, а все остальные нормативные правовые акты, в том числе по вопросам государственной службы, должны соответствовать Конституции.
Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты представляют собой новое явление в российском законодательстве. Для правового государства, которое предполагается создать в России, должно быть характерным, когда права личности действительно являются высшей ценностью, а все государственные служащие несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за деяния, нарушающие права и законные интересы граждан.
Принцип равного доступа граждан к государственной службе закреплен в ст. 32 Конституции. Возможность доступа к государственной службе обусловлена владением государственным языком Российской Федерации, возрастом и другими требованиями, установленными федеральным законом о виде государственной службы. Иностранные граждане могут приниматься на военную службу по контракту на должности солдат, матросов, сержантов и старшин.
Принцип единства правовых и организационных
основ государственной службы предполагает
законодательное закрепление
Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы нашел свое отражение в законодательном закреплении единства основных квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы и должностей муниципальной службы, требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих. Соотносимы основные условия оплаты служебной деятельности и социальных гарантий, а также пенсионного обеспечения.
Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих является важной предпосылкой эффективного функционирования государственной службы.
Статьей 15 Конституции установлено, что законы подлежат обязательному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих имеет первостепенное значение при отборе кандидатов для замещения должностей государственной службы. Именно по этому критерию прежде всего оцениваются достоинства кандидатов. Профессионализм стимулирует расширение и повышение уровня знаний, накапливание опыта работы, развитие организаторских способностей, постоянно высокий уровень исполнительской дисциплины8.
Значение профессионализма и компетентности государственных служащих особо возрастает в период проведения глубоких экономических и политических реформ.
Реализация перечисленных
Виды государственной службы:
- государственная гражданская служба;
- военная служба;
- правоохранительная служба9.
Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.
Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
Государственная гражданская служба
- вид государственной службы, представляющей
собой профессиональную служебную
деятельность граждан на должностях
государственной гражданской
Федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации10.
Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
Правоохранительная служба - вид
федеральной государственной
Глава 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Правовой статус государственного служащего
Институт государственной службы охватывает в себе правовые нормы. Эти нормы определяют:
- развитие государственно-служебного правоотношения;
-государственные должности, которые занимают служащие, осуществляющие от имени государства (а также от имени органов местного самоуправления) его функции; правовой статус служащего;
- прохождение службы; прекращение государственно-служебного отношения.
Статус государственных
1) уровней государственной службы: федеральная, в субъектах Федерации. Горизонтальное деление указывает на множество специальных направлений в государственной службе:
- дипломатическая;
- военная служба
- служба безопасности;
- архивная служба и т.д.12
2) видов государственных служащих (в частности, в зависимости от занимаемых государственных должностей:
-высшие;
-главные;
-ведущие;
-старшие и младшие государственные должности государственной службы.
Правовой статус государственных служащих зависит также от условий, в которых проходит государственная служба. Благодаря этому особенности статуса государственных служащих могут обусловливаться и беспристрастно возникшей общественно-политической либо государственно-правовой ситуацией: к примеру, объявление мобилизации; введение режима чрезвычайного положения или военного положения; другие установленные специальными законами административно-правовые режимы. В этих случаях содержание статуса государственного служащего существенным образом может изменяться, а именно:
- для служащих могут быть установлены специальные обязанности и особые условия прохождения службы и юридической ответственности.
- служащие могут получать дополнительные полномочия, права.
Правовой статус государственных служащих устанавливает в первую очередь различный набор прав и обязанностей.
Правовой статус государственных служащих включает следующие составляющие:
- права, обязанности, ограничения и запреты по должности;
- способы замещения государственных должностей;
- требования, предъявляемые к государственным служащим;
- меры стимулирования и ответственности;
- прохождение службы (аттестация, повышение по службе, присвоение квалификационного разряда, ранга, специального звания и т.п.);
- нормирование и организацию труда 13.
Особенности правового статуса разнообразных категорий служащих определены положенными на них обязанностями и нравом служебных полномочий, спецификой деятельности государственных органов, в которых они проходят службу14.
Правовой статус государственных служащих с изменением условий прохождения государственной службы также изменяется. В частности, повышение по службе предоставляет служащему дополнительные полномочия, права и обязанности15.
Помимо того, нормы поведения
государственных служащих должны носить
отчетливо социальный характер, что
предполагает чувство высокой
В нормотворческой деятельности, особенно
в высшем звене управления, государственные
служащие занимаются также разработкой
нормативных актов и
В управленческой организации ответственный исполнитель вместе с другими отвечает за эффективность и бесперебойный режим работы. Он должен заботиться об обеспечении оптимальной и вместе с тем экономичной организационной структуры и последовательности операций в процессе выполнения управленческих задач и постоянно стремиться адаптировать их к изменяющимся условиям. Поэтому государственный служащий обязан постоянно следить за развитием современных технических средств в целях применения их на соответствующих участках работы.
Руководство персоналом, обеспечивающее оптимальную расстановку и использование кадров, и решение возникающих организационных проблем. Для этого руководители наделены соответствующими полномочиями оперативной самостоятельности. Исходя из этого, предъявляются особые требования к общим, личным и специфическим качествам руководителя17
2.2 Особенности прохождения государственной службы в РФ
Прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского или специального звания18, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства (события) в соответствии с Законом о системе государственной службы Российской Федерации, законами о видах государственной службы Российской Федерации и ее субъектов и иными нормативными правовыми актами (например, присуждение ученой степени, присвоение ученого звания, почетного звания, с чем действующее законодательство связывает определенные права, льготы и преимущества). Основания прекращения государственной службы, в том числе увольнения в запас или отставку, устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы. Прохождение службы каждым государственным служащим документируется в его личном деле и отражает индивидуальный жизненный путь с момента назначения впервые на должность государственной службы и заканчивая увольнением со службы19.
При поступлении на государственную службу гражданин представляет требуемые документы о себе (об образовании, состояний здоровья и др.). Сведения о подавшем заявление подлежат проверке в установленном порядке.
Замещение конкретной должности государственной службы как на конкурсной, так и на бесконкурсной основе подлежит юридическому оформлению. Оно заключается, во-первых, в оформлении и заключении служебного контракта и, во-вторых, издании акта о назначении гражданина (государственного служащего) на указанную должность. Решение конкурсной комиссии является основанием для издания акта о назначении претендента либо отказа ему в назначении на вакантную должность государственной службы.
Информация о работе Правовое положение государственных служащих в Российской Федерации