Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2015 в 04:13, курсовая работа
Целью данного исследования является раскрытие сущности понятия «муниципальной собственности», а так же найти пути решения проблем правового регулирования муниципальной собственности.
Цель данной курсовой работы предопределила ряд следующих задач:
1. Определить состав и объекты муниципальной собственности в РФ.
2. Изучить порядок правового регулирования управления муниципальной собственностью.
3. Показать особенности управления муниципальной собственностью на примере города Санкт-Петербурга.
Введение...................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ................................7
1.1. Понятие и состав муниципальной собственности………............................7
1.2. Порядок формирования муниципальной собственности...........................13
1.3. Классификация объектов муниципальной собственности………….…...19
1.4. Методы управления муниципальной собственностью………………......25
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ……….….34
2.1. Особенности института собственности в муниципальном праве Санкт-Петербурга……………………………………………………………….…….34
2.2. Компетенция органов местного самоуправления по вопросам управления муниципальной собственностью.........................................................................39
2.3. Основные задачи органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью.........................................................................47
2.4.Проблемы и перспективы правового регулирования муниципальной собственности........................................................................................................51
Заключение.............................................................................................................61
Список используемой литературы...........................
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
САНКТ- ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт управления и технологий в АПК
Кафедра муниципального управления и социальных технологий
Дисциплина: Управление муниципальной собственностью
Курсовая работа на тему: «Правовое регулирование права владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом»
Выполнил студент гр. 032541 специальности
«Государственное и муниципальное управление»
Комиссарова Александра Геннадьевна
Проверил:
Преподаватель, к.э.н., доцент
Денисов Максим Васильевич
подпись
Допустить к защите:
Санкт-Петербург-Пушкин
2014
Содержание
Введение......................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ
И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ.................
1.1. Понятие и состав
1.2. Порядок формирования
1.3. Классификация объектов
1.4. Методы управления
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ……….….34
2.2. Компетенция органов местного
самоуправления по вопросам управления муниципальной собственностью................
2.3. Основные задачи органов
2.4.Проблемы и перспективы правового регулирования
муниципальной собственности.................
Заключение....................
Список используемой литературы....................
Введение
В России все еще осуществляется переход от командно-административной экономики к рыночной экономике. Основным принципом рыночной экономики, как известно, является многообразие форм собственности. Это в свою очередь дало возможность развитию муниципальной собственности в России.
Так же с распадом СССР началось развитие муниципальной собственности. В Конституции Российской Федерации 1993 года, 8 глава посвящена регулированию местного самоуправления.
Как известно, местное самоуправление- это самый приближенный к людям уровень власти, и на него ложится большая ответственность, так как местное самоуправление решает самые насущные проблемы населения.
Экономическую основу местного самоуправления составляет муниципальная собственность. Именно нуждам и интересам местного сообщества и призвана служить муниципальная собственность. И этому, в первую очередь, способствует грамотное и эффективное управление муниципальной собственностью.
В течение длительного времени
федеральная власть
В настоящее время приняты и действуют более 100000 нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и деятельность органов местного самоуправления. Законодательная база, определяющая экономическую и хозяйственную деятельность органов местного самоуправления, далека от полноты и совершенства и не обеспечивает самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения.
Проблема самостоятельности местного самоуправления в решении местных вопросов выходит на первое место по своему значению. Решение данной проблемы немыслимо без передачи местному самоуправлению финансовых ресурсов и объектов муниципальной собственности. Но следует отметить, что вопрос о приобретении и отчуждении муниципальной собственности решен достаточно подробно и вряд ли будет вызывать затруднения при его решении.
Финансово-экономическая самостоятельность местного самоуправления, а на самом деле самостоятельность местного самоуправления вообще может быть обеспечена только в том случае наличия достаточных средств для покрытия, как минимум, обязательных расходов местных бюджетов, а также при условии долговременного финансового планирования.
В Послании Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию от
16 мая 2003 года говорится о необходимости
развития местного самоуправления, определены
стратегические задачи и программа их
реализации. Указано на необходимость
укрепления экономической основы местного
самоуправления, четкого разграничения
объектов муниципальной собственности
между муниципальными образованиями различных
уровней.
Указом Президента была создана
специальная рабочая комиссия под председательством
Дмитрия Козака, которая должна была провести
разграничение предметов ведения и полномочий
между местным самоуправлением, субъектами
Федерации и государственной федеральной
властью, для того, чтобы выработать основные
принципы и подходы, как к деятельности
каждого уровня власти, так и взаимодействия
этих уровней власти между собой.
Местное самоуправление один из самых
мощных факторов реализации потенциала
человека и включения его в общественные
процессы, которые необходимы в любом
демократическом государстве.
Согласно ст. 1 Федерального
Закона “Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации” местное самоуправление составляет
одну из основ конституционного строя
Российской Федерации. Местное самоуправление
- признаваемая и гарантируемая Конституцией
Российской Федерации самостоятельная
и под свою ответственность деятельность
населения по решению непосредственно
или через органы местного самоуправления
вопросов местного значения, исходя из
интересов населения, его исторических
и иных местных традиций.
Экономическую основу
местного самоуправления составляет муниципальная
собственность.
Тема управления, пользования и распоряжения муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных. Во-первых, еще двадцать лет назад такой формы собственности не существовало. Процесс ее становления продолжается и сегодня. Во-вторых, эффективность властных структур обусловлена жизнеспособной структурой местного самоуправления, ведь почти все государственные решения , касающиеся интересов граждан , так или иначе проходят через местные органы, реализуются в жизнедеятельности местных органов. Люди ощущают результаты государственной политики и оценивают ее сквозь призму удовлетворения своих нужд и потребностей.
Объектом данной курсовой работы является понятийный аппарат, содержание и формирование муниципального института собственности.
Предмет исследования - сущность деятельности органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью.
Целью данного исследования является раскрытие сущности понятия «муниципальной собственности», а так же найти пути решения проблем правового регулирования муниципальной собственности.
Цель данной курсовой работы предопределила ряд следующих задач:
1. Определить состав и объекты муниципальной собственности в РФ.
2. Изучить порядок правового регулирования управления муниципальной собственностью.
3. Показать особенности управления муниципальной
собственностью на примере города
Санкт-Петербурга.
Институт муниципальной
собственности получил свое закрепление
в Законах «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации, в Конституции Российской Федерации.
В соответствии с действующей Конституцией
«в Российской Федерации признаются и
защищаются равным образом частная, государственная,
муниципальная и иные формы собственности».
Таким образом, Конституция закрепила
наличие муниципальной собственности
и ее равноправие с другими формами собственности,
а также наделила органы местного самоуправления
правом на самостоятельное управление
этой собственностью.
Данный курсовой проект состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Собственность представляет собой исторически определённую общественную форму присвоения материальных благ, прежде всего, средств производства. Желание присваивать и обладать всегда было присуще человеку по своей природе. Поэтому вполне логично будет заявить, что с древнейших времен преступления против собственности составляли немалую часть всех преступных деяний, совершаемых людьми.
Право собственности являясь гражданско-правовой категорией, подробно урегулировано в гражданском законодательстве. Оно составляет основную юридическую предпосылку и результат нормального имущественного оборота.
Конституция РФ (ст.35) и Гражданский кодекс РФ (ст.209), раскрывая содержание права собственности, определяет его как совокупность прав владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственность в современном обществе является ценностью, которая, безусловно, защищается различными отраслями права. Муниципальное право в данном случае не исключение.
Со времени становления российской государственности и вплоть до петровских времен управление государственными имуществами находилось в ведомстве Приказов - органов центрального управления. Реформы Петра Великого, направленные на централизацию и коллегиальность решения вопросов управления Россией, привели к созданию Сената, и в помощь ему, Коллегий, заменивших Приказы1.
По вступлении на престол Император Александр 1 предпринимает ряд реформ во всех отраслях государственного управления, в том числе в области государственного хозяйства России. В 1802 году на смену Приказам приходят министерства.
При учреждении министерств создание отдельного ведомства для надзора за государственными имуществами не предусматривалось. Эти функции распределялись между подразделениями Министерства внутренних дел и Министерства финансов.
Желая упорядочить управление государственными имуществами, государственными крестьянами (землями, им принадлежавшими), Александр 1 учреждает 8 декабря 1811 года при Министерстве финансов особый Департамент Государственных имуществ.
Департамент явился началом сосредоточения управления государственными имуществами и государственными крестьянами, переданными из разных учреждений и ведомств.
26 декабря 1837 года вышел Указ
Александра I об учреждении Министерства
государственных имуществ, которому
передаются дела по управлению
государственными имуществами
В 1843 году в состав Министерства переходит из финансового ведомства Лесной департамент вместе с Корпусом лесничих. В 1845 году образуется Департамент лесного хозяйства, который в 1866 году преобразован в Департамент земледелия и сельской промышленности.
В 1894 году ведомство было преобразовано в Министерство земледелия и государственных имуществ. В мае 1905 года оно снова меняет статус - реорганизуется в Главное управление землеустройства и земледелия, в котором сосредоточилось все дело осуществления столыпинских аграрных реформ.
В октябре 1915 года Главное управление вновь преобразуется в Министерство.
Министерству государственных имуществ вверялось управление государственными имуществами (казенными землями, казенными оброчными статьями, лесами казенного ведомства); общий надзор за исполнением повелений о сбережении лесов и поощрение лесоразведения и устройства лесов на землях частных владельцев; заведование «предметами сельского хозяйства»; заведование кустарными промыслами; попечение над некоторыми категориями населения, организация управления государственными крестьянами, которое бы повысило их благосостояние.