Правовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:00, контрольная работа

Описание работы

Рынок – система экономических отношений между продавцами и покупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение и цена. Поскольку эти элементы не во всем предсказуемы, говорить об эффективности прямого государственно-правового воздействия на рынок (механизм рыночных отношений) не приходится. Многие процессы здесь не подвластны правовому регулированию. И это в определенном смысле благо для общества.
Контроль и последующее государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на прямой и косвенный. На практике трудно отдать предпочтение какому-либо виду, так как косвенный контроль и регулирование проявляют себя иногда как весьма эффективное средство.

Содержание работы

1. Что представляет собой государственное
регулирование предпринимательской деятельности,
в каких формах оно выступает..............................................................................3
2.Лицензирование отдельных видов деятельности..............................6
3. Основные положения законодательства о
деятельности монополий и антимонопольного законодательства....9
4 Стандартизация и сертификация......................................................12
5. Государственное регулирование ценообразования.......................15
Список литературы.......................................................................................18

Файлы: 1 файл

Работа.docx

— 35.35 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

4 Стандартизация и сертификация

Важным  фактором повышения уровня жизни  населения является целенаправленная работа по повышению качества товаров  и услуг, реализуемых на потребительском  рынке. Наибольшее доверие оказывается  фирмам- обладателям сертификатов качества продукции. Существует два вида сертификации: обязательная и добровольная. 

Нормативные документы, используемые при обязательной сертификации, могут представлять собой: законы Российской Федерации, государственные  стандарты (ГОСТ), санитарные нормы  и правила, строительные нормы и  правила сертификации, нормы по безопасности, а также другие документы, которые  в соответствии с законодательством  Российской Федерации устанавливают обязательные требования к продукции. Подлежащая сертификации продукция маркируется знаком соответствия. Знак соответствия наносят на продукцию (тару, упаковку), сопроводительную техническую документацию, поступающую к потребителю при реализации. Перечень товаров подлежащих обязательной сертификации (Номенклатура по ОКП), утвержден Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Ростехрегулирование) от 30 июля 2002 г. N 64. Подтверждение соответствия продукции, товарная номенклатура, может также проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии. Перечень товаров, соответствие которых может быть подтверждено декларацией о соответствии, также утвержден Постановлением Госстандарта от 30 июля 2002г. N 64. На продукцию, подлежащую обязательной сертификации, участникам ВЭД (внешнеэкономической деятельности) нужно предоставлять сертификат соответствия на таможенном посту при растамаживании продукции. ФТС России своим Письмом N 01-06/07 от 12.01.2005г. утвердил Список товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при перевозках на таможенную территорию Российской Федерации (товарная номенклатура по ТН ВЭД). 

В отличие  от обязательной сертификации добровольная сертификация, как правило, проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) с целью  подтверждения соответствия продукции  требованиям технических условий, рецептур и других отраслевых или  государственных стандартов. 

Добровольная  сертификация распространяется и на те показатели качества продукции, которые  не входят в систему обязательных требований по безопасности. Добровольная сертификация возможна тогда, когда строгое соблюдение требований существующих стандартов или других нормативно-технических документов на продукцию не предусмотрено, то есть в них не заложены требования безопасности и они носят добровольный характер для производителей, например стандарты ГОСТ Р или ИСО 9000.  
Если продукция или процесс не обозначен в Постановлении Госстандарта РФ от 30 июля 2002г. N 64 "О Номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации и Номенклатуре продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии", то нет необходимости в обязательной сертификации, но существует возможность получить добровольный сертификат.  
Добровольная сертификация проводится органами по добровольной сертификации на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. 

     Главной формой планирования стандартизации являются 5-летние планы.  
 На основе пятилетних планов разрабатываются годовые планы государственной стандартизации, состоящие из следующих разделов: 

1. Разработка  новых и пересмотр действующих  государственных стандартов. 

2. Государственный надзор за внедрением стандартов. 

3. Государственный надзор за соблюдением стандартов, технических условий и качеством продукции. 

4. Разработка рекомендаций по стандартизации в рамках СЭВ.  
5. Разработка рекомендаций в рамках ИСО. 

6. Государственные  испытания мер и измерительных  приборов. 

В планах более низкого уровня конкретизируются, уточняются и развиваются позиции  планов государственной стандартизации.  
Перспективность работ по стандартизации обеспечивается выпуском опережающих стандартов, устанавливающих повышенные по отношению к достигнутому уровню нормы и требования к объектам стандартизации, которые будут оптимальными в будущем. Тем самым стимулируется ускорение темпов научно-технического процесса. Базой опережающей стандартизацию служат научно технические прогнозы. В свою очередь опережающие стандарты ставят на прочную нормативную основу перспективное планирование, обеспечивая реальность перспективных планов государственной производственной дисциплиной.  
Опережающая стандартизация как научный метод управления народным хозяйством регламентирована ГОСТ 18.301-76 " Методы опережающей стандартизации. Основные положения". В процессе разработки опережающих стандартов учитывается динамика развития науки и техники. В них узакониваются не достигнутые показатели и уровень качества выпускаемой продукции, а то, что еще находится в разработки и станет реальностью только через определенное время, указанное в стандарте. Опережающие стандарты позволяют планировать процесс повышения качества, лают в руки разработчиков и потребителей информацию о параметрах изделий в недалеком будущем. В известной мере они являются программой организации производства по выпуску продукции повышенного качества. В то же время на разработчиках опережающих стандартов лежит большая ответственность за правильность прогнозирования развития науки и техники на определенный период. 

 

 

 

5 Государственное регулирование ценообразования

    Регулирование  цен  осуществляется  на  двух  уровнях:  государства   и

предприятия.   Регулирование   цен   на    уровне    предприятия    –    это

саморегулирование. Оно осуществляется  в  связи  с  тем,  что  производитель

несомненно заинтересован в оптимизации цен и целью гарантии сбыта  продукции и обеспечения прочных позиций  на  рынке  в  текущий  момент  и  в  будущем. Саморегулирование   -  это  совокупность  норм  и  правил,  которые   должны соблюдать контрагенты не рынке.

    Государственное регулирование – это воздействие на цены таким  образом,

чтобы способствовать стабильному развитию  экономической  системы  в  целом. При рыночном ценообразовании цены на товары определяются их  собственниками. Государство может  регулировать  цены  только  на  очень  ограниченный  круг товаров. На все остальные товары  оно  определяет  только  общие  подходы  и принципы   ценообразования.   Государственные   органы   не   имеют    права устанавливать конкретные цены на товары,  изготовляемые  их  собственниками.

При рынке фирмы продают свою продукцию, работы, услуги, по ценам и  тарифам, установленным по их усмотрению или на договорной основе, и только в  частных случаях,  предусмотренных  законодательными  актами,  -  по  государственным ценам.

      На продукцию предприятий, занимающих монопольное положение  на  рынке, на товары и услуги,  формирующие  цены  в  секторах  экономики  и уровень жизни  может  распространяться  государственное регулирование.

    Свобода  предприятий  в  ценообразовании  ограничивается  государством.

Выделяются три уровня подобной деятельности:

Установление государством фиксированных цен:

- в виде государственных прейскурантных цен;

- так называемое "замораживание" рыночных свободных цен;

- фиксирования монопольных цен.

    Регулирование  государством  цен   посредством   установления   условий ценообразования для предприятий. Такого рода  ограничения  осуществляются  в формах:

- фиксирования предельного уровня цен;

- выделения максимума надбавок или коэффициентов к фиксированным

прейскурантным ценам;

- внедрения предельного значения элементов розничной цены;

- установления максимального уровня разового повышения цен;

- государственного контроля за монопольными ценами; установления цен для

продукции государственных предприятий.

    Свободные   (договорные)   цены.   Государство   ограничивает   степень

самостоятельности предприятий определением правил  игры  на  рынке  за  счет различных запретов. Формы таких ограничений:

- запрет на горизонтальное фиксирование цен;

- запрещение вертикального фиксирования цен;

- запрещение ценовой дискриминации (купля-продажа с нагрузкой, покупка

только у одного производителя);

- запрещение демпинга (продажа товаров ниже себестоимости с целью

устранения конкурентов);

- запрет на недоброкачественную ценовую рекламу.

    В переходный к рынку период, в обстановке смешанной экономики  рыночное ценообразование призвано эластично сочетаться с механизмом  государственного регулирования цен на отдельные товары. Это дает  возможность  государству  с помощью цен определять и реализовывать приоритеты экономического развития.

  Публично-правовое  регулирование  предполагает  активное участие в нем государства,  то  есть  осуществление  государством  в  данной области определенной властной и целенаправленной  деятельности  -  политики. 

  Административная деятельность  государства  и  муниципальных  образований  в области   ценообразования   связана   и   с    некоторыми    организационно-политическими, не правовыми  и  доправовыми  основами.  В  некотором  смысле институт   публично-правового   регулирования    цен    -    это    средство государственной политики цен. Государство  в  лице  соответствующих  органов формирует  данный  институт,  осуществляет  выбор  того,  какими  средствами тарифного   администрирования   целесообразно   воспользоваться   в   данных социально-экономических условиях, какие  средства  неприемлемы  в  принципе, какие  должны  быть  зарезервированы,  определяет  объем   (поле)   ценового регулирования.

    Наряду с непосредственным административным вмешательством и контролем в данном  поле  используются  и   иные   средства,   связанные   с   бюджетным регулированием, налоговой политикой, участием  государства  и  муниципальных образований в управлении субъектами хозяйственной деятельности.  Конституция и конституционный закон "О Правительстве", относят ценовое  регулирование  к финансовой сфере, к вопросам бюджетной,  финансовой,  кредитной  и  денежной политики.  Институт  публично-правового  регулирования  ценообразования   не имеет непосредственного отношения к финансам и  финансовому  праву.  Предмет

института составляет совокупность взаимосвязанных общественных отношений  по государственному   управлению  формированием  физическими   и   юридическими лицами цен на отдельные товары.

       Публично-правовое    регулирование    ценообразования    не    имеет

непосредственного (овеществленного)  предмета  (денежных  средств).  В  этом смысле предмет данного  института  сводится  к  нематериальному  управлению. Верным  является  возложение  на  государственные   органы   контрольных   и репрессивных  функций  и  в  тех  отраслях,  цены  в  которых  устанавливают муниципальные  органы.  Была  установлена  особая  разновидность   публично- правовой ответственности за нарушение порядка применения  регулируемых  цен.

 

 

 

Список литературы

1. Предпринимательство: Учебник для вузов/под ред. Ю.Н.Губина. М.: Инфра-М, 2002.

 

2. Предпринимательство: Учебник для студентов вузов/под ред. Н.М. Коршунова. М.: ЮНИТИ, 2001.

 

3. Предпринимательство: Учебник для студентов вузов/под ред. И.Р.Зинченко.М.: Инфра-М, 2003.

 

 

 4. Жидков О.А. Законодательство о капиталистических монополиях. М., 2005;

 

5.  Никифоров А.Д., Бакиев Т.А. Метрология, сертификация и стандартизация, - М.: Инфра-М, 2005. - 422 с.  

6.  Лифиц И.М., Метрология сертификация и стандартизация, - М.: Юрайт, 2004 - 330 с.

 

7.  http://www.mibif.ru/proftest/market/6/ls5_4.htm.

 


Информация о работе Правовое регулирование