Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:00, контрольная работа
Рынок – система экономических отношений между продавцами и покупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение и цена. Поскольку эти элементы не во всем предсказуемы, говорить об эффективности прямого государственно-правового воздействия на рынок (механизм рыночных отношений) не приходится. Многие процессы здесь не подвластны правовому регулированию. И это в определенном смысле благо для общества.
Контроль и последующее государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на прямой и косвенный. На практике трудно отдать предпочтение какому-либо виду, так как косвенный контроль и регулирование проявляют себя иногда как весьма эффективное средство.
1. Что представляет собой государственное
регулирование предпринимательской деятельности,
в каких формах оно выступает..............................................................................3
2.Лицензирование отдельных видов деятельности..............................6
3. Основные положения законодательства о
деятельности монополий и антимонопольного законодательства....9
4 Стандартизация и сертификация......................................................12
5. Государственное регулирование ценообразования.......................15
Список литературы.......................................................................................18
4 Стандартизация и сертификация
Важным фактором повышения уровня жизни населения является целенаправленная работа по повышению качества товаров и услуг, реализуемых на потребительском рынке. Наибольшее доверие оказывается фирмам- обладателям сертификатов качества продукции. Существует два вида сертификации: обязательная и добровольная.
Нормативные
документы, используемые при обязательной
сертификации, могут представлять собой:
законы Российской Федерации, государственные
стандарты (ГОСТ), санитарные нормы
и правила, строительные нормы и
правила сертификации, нормы по безопасности,
а также другие документы, которые
в соответствии с законодательством
В отличие
от обязательной сертификации добровольная
сертификация, как правило, проводится
по инициативе заявителей (изготовителей,
продавцов, исполнителей) с целью
подтверждения соответствия продукции
требованиям технических
Добровольная
сертификация распространяется и на
те показатели качества продукции, которые
не входят в систему обязательных
требований по безопасности. Добровольная
сертификация возможна тогда, когда строгое
соблюдение требований существующих стандартов
или других нормативно-технических документов
на продукцию не предусмотрено, то есть
в них не заложены требования безопасности
и они носят добровольный характер для
производителей, например стандарты ГОСТ
Р или ИСО 9000.
Если продукция или процесс не обозначен
в Постановлении Госстандарта РФ от 30
июля 2002г. N 64 "О Номенклатуре продукции
и услуг (работ), подлежащих обязательной
сертификации и Номенклатуре продукции,
соответствие которой может быть подтверждено
декларацией о соответствии", то нет
необходимости в обязательной сертификации,
но существует возможность получить добровольный
сертификат.
Добровольная сертификация проводится
органами по добровольной сертификации
на условиях договора между заявителем
и органом по сертификации.
Главной формой планирования стандартизации
являются 5-летние планы.
На основе пятилетних планов разрабатываются
годовые планы государственной стандартизации,
состоящие из следующих разделов:
1. Разработка новых и пересмотр действующих государственных стандартов.
2. Государственный надзор за внедрением стандартов.
3. Государственный надзор за соблюдением стандартов, технических условий и качеством продукции.
4. Разработка
рекомендаций по стандартизации в рамках
СЭВ.
5. Разработка рекомендаций в рамках ИСО.
6. Государственные испытания мер и измерительных приборов.
В планах
более низкого уровня конкретизируются,
уточняются и развиваются позиции
планов государственной
Перспективность работ по стандартизации
обеспечивается выпуском опережающих
стандартов, устанавливающих повышенные
по отношению к достигнутому уровню нормы
и требования к объектам стандартизации,
которые будут оптимальными в будущем.
Тем самым стимулируется ускорение темпов
научно-технического процесса. Базой опережающей
стандартизацию служат научно технические
прогнозы. В свою очередь опережающие
стандарты ставят на прочную нормативную
основу перспективное планирование, обеспечивая
реальность перспективных планов государственной
производственной дисциплиной.
Опережающая стандартизация как научный
метод управления народным хозяйством
регламентирована ГОСТ 18.301-76 " Методы
опережающей стандартизации. Основные
положения". В процессе разработки опережающих
стандартов учитывается динамика развития
науки и техники. В них узакониваются не
достигнутые показатели и уровень качества
выпускаемой продукции, а то, что еще находится
в разработки и станет реальностью только
через определенное время, указанное в
стандарте. Опережающие стандарты позволяют
планировать процесс повышения качества,
лают в руки разработчиков и потребителей
информацию о параметрах изделий в недалеком
будущем. В известной мере они являются
программой организации производства
по выпуску продукции повышенного качества.
В то же время на разработчиках опережающих
стандартов лежит большая ответственность
за правильность прогнозирования развития
науки и техники на определенный период.
5 Государственное регулирование ценообразования
Регулирование цен осуществляется на двух уровнях: государства и
предприятия. Регулирование цен на уровне предприятия – это
саморегулирование. Оно осуществляется в связи с тем, что производитель
несомненно заинтересован в оптимизации цен и целью гарантии сбыта продукции и обеспечения прочных позиций на рынке в текущий момент и в будущем. Саморегулирование - это совокупность норм и правил, которые должны соблюдать контрагенты не рынке.
Государственное регулирование – это воздействие на цены таким образом,
чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом. При рыночном ценообразовании цены на товары определяются их собственниками. Государство может регулировать цены только на очень ограниченный круг товаров. На все остальные товары оно определяет только общие подходы и принципы ценообразования. Государственные органы не имеют права устанавливать конкретные цены на товары, изготовляемые их собственниками.
При рынке фирмы продают свою продукцию, работы, услуги, по ценам и тарифам, установленным по их усмотрению или на договорной основе, и только в частных случаях, предусмотренных законодательными актами, - по государственным ценам.
На продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке, на товары и услуги, формирующие цены в секторах экономики и уровень жизни может распространяться государственное регулирование.
Свобода предприятий в ценообразовании ограничивается государством.
Выделяются три уровня подобной деятельности:
Установление государством фиксированных цен:
- в виде государственных прейскурантных цен;
- так называемое "замораживание" рыночных свободных цен;
- фиксирования монопольных цен.
Регулирование государством цен посредством установления условий ценообразования для предприятий. Такого рода ограничения осуществляются в формах:
- фиксирования предельного уровня цен;
- выделения максимума надбавок или коэффициентов к фиксированным
прейскурантным ценам;
- внедрения предельного значения элементов розничной цены;
- установления максимального уровня разового повышения цен;
- государственного контроля за монопольными ценами; установления цен для
продукции государственных предприятий.
Свободные (договорные) цены. Государство ограничивает степень
самостоятельности предприятий определением правил игры на рынке за счет различных запретов. Формы таких ограничений:
- запрет на горизонтальное фиксирование цен;
- запрещение вертикального фиксирования цен;
- запрещение ценовой дискриминации (купля-продажа с нагрузкой, покупка
только у одного производителя);
- запрещение демпинга (продажа товаров ниже себестоимости с целью
устранения конкурентов);
- запрет на недоброкачественную ценовую рекламу.
В переходный к рынку период, в обстановке смешанной экономики рыночное ценообразование призвано эластично сочетаться с механизмом государственного регулирования цен на отдельные товары. Это дает возможность государству с помощью цен определять и реализовывать приоритеты экономического развития.
Публично-правовое регулирование предполагает активное участие в нем государства, то есть осуществление государством в данной области определенной властной и целенаправленной деятельности - политики.
Административная деятельность государства и муниципальных образований в области ценообразования связана и с некоторыми организационно-политическими, не правовыми и доправовыми основами. В некотором смысле институт публично-правового регулирования цен - это средство государственной политики цен. Государство в лице соответствующих органов формирует данный институт, осуществляет выбор того, какими средствами тарифного администрирования целесообразно воспользоваться в данных социально-экономических условиях, какие средства неприемлемы в принципе, какие должны быть зарезервированы, определяет объем (поле) ценового регулирования.
Наряду с непосредственным административным вмешательством и контролем в данном поле используются и иные средства, связанные с бюджетным регулированием, налоговой политикой, участием государства и муниципальных образований в управлении субъектами хозяйственной деятельности. Конституция и конституционный закон "О Правительстве", относят ценовое регулирование к финансовой сфере, к вопросам бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики. Институт публично-правового регулирования ценообразования не имеет непосредственного отношения к финансам и финансовому праву. Предмет
института составляет совокупность взаимосвязанных общественных отношений по государственному управлению формированием физическими и юридическими лицами цен на отдельные товары.
Публично-правовое регулирование ценообразования не имеет
непосредственного (овеществленного) предмета (денежных средств). В этом смысле предмет данного института сводится к нематериальному управлению. Верным является возложение на государственные органы контрольных и репрессивных функций и в тех отраслях, цены в которых устанавливают муниципальные органы. Была установлена особая разновидность публично- правовой ответственности за нарушение порядка применения регулируемых цен.
Список литературы
1. Предпринимательство: Учебник для вузов/под ред. Ю.Н.Губина. М.: Инфра-М, 2002.
2. Предпринимательство: Учебник для студентов вузов/под ред. Н.М. Коршунова. М.: ЮНИТИ, 2001.
3. Предпринимательство: Учебник для студентов вузов/под ред. И.Р.Зинченко.М.: Инфра-М, 2003.
4. Жидков О.А. Законодательство о капиталистических монополиях. М., 2005;
5. Никифоров А.Д., Бакиев Т.А. Метрология,
сертификация и стандартизация, - М.: Инфра-М,
2005. - 422 с.
6. Лифиц И.М., Метрология сертификация и стандартизация, - М.: Юрайт, 2004 - 330 с.
7.
http://www.mibif.ru/proftest/