Правовой статус избирательных комиссий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 18:20, реферат

Описание работы

Кандидатом признается лицо, обладающее пассивным избирательным правом и выдвинутое в установленном законодательством порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе государственной власти или органе местного самоуправления. Зарегистрированным кандидатом признается лицо, которое зарегистрировано соответствующей избирательной комиссией кандидатом на замещаемую должность посредством прямых выборов.

Файлы: 1 файл

Практическая №3.docx

— 20.96 Кб (Скачать файл)

ВОПРОС №3.

Правовой статус кандидатов.

Кандидатом признается лицо, обладающее пассивным избирательным правом и выдвинутое в установленном законодательством порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе государственной власти или органе местного самоуправления. Зарегистрированным кандидатом признается лицо, которое зарегистрировано соответствующей избирательной комиссией кандидатом на замещаемую должность посредством прямых выборов.

Правовой  статус кандидата, зарегистрированного  кандидата – это закрепленное нормами избирательного права положение кандидата, зарегистрированного в избирательном процессе. Правовой статус кандидата, зарегистрированного кандидата складывается из следующих элементов:

1) принцип равного  статуса кандидатов, зарегистрированных  кандидатов;

2) права и обязанности  кандидата, зарегистрированного  кандидата в избирательном процессе.

Принцип равенства статуса зарегистрированных кандидатов. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, замещающие государственные и муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Под использованием преимуществ должностного или служебного положения следует понимать:

- привлечение лиц,  находящихся в подчинении или  в иной служебной зависимости,  иных государственных и муниципальных  служащих для проведения сбора  подписей и предвыборной агитации;

- бесплатное или  на льготных условиях использование  для осуществления деятельности, способствующей выдвижению или  избранию, транспортных средств,  находящихся в государственной  собственности. Данное положение  не распространяется на лиц,  пользующихся указанным транспортом,  в соответствии с федеральным  законодательством о государственной  охране;

- проведение сбора  подписей, предвыборной агитации  государственными или муниципальными  служащими в ходе служебных  (оплачиваемых за счет государственных  или муниципальных средств) командировок.

Соблюдение перечисленных  ограничений не должно препятствовать выполнению депутатами, выборными должностными лицами своих обязанностей перед  избирателями.

С момента регистрации  кандидата соответствующей избирательной  комиссией, он приобретает статус зарегистрированного  кандидата.

Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами  и несут равные обязанности. Нарушение зарегистрированным кандидатом положений, касающихся равного статуса зарегистрированных кандидатов является основанием для отмены избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, решения о регистрации кандидата.

Права и  обязанности кандидатов на стадии выдвижения и регистрации. Кандидаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения. Кандидаты могут быть выдвинуты также избирательными объединениями (блоками). Для выдвижения кандидата необходимо его письменное согласие. В заявлении о согласии баллотироваться указываются предусмотренные законодательством сведения о кандидате и дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Недостоверность сведений, представленных кандидатом (если недостоверность сведений носит существенный характер), может служить основанием для отказа в регистрации кандидата, а если недостоверность сведений будет установлена после регистрации кандидата – основанием для отмены регистрации.

В поддержку кандидатов (списков кандидатов) должны быть собраны  подписи избирателей в порядке  и количестве, определяемом федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Регистрация кандидата (списка кандидатов) может производиться  не на основании представленных подписей, а на основании избирательного залога, если внесение избирательного залога предусмотрено федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации.

Регистрация кандидатов (списков кандидатов) осуществляется соответствующей избирательной  комиссией при наличии необходимого количества собранных в их поддержку  подписей избирателей и заявлений  кандидатов об их согласии баллотироваться  по данному избирательному округу. Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что для регистрации  кандидатов (списков кандидатов) в  соответствующую избирательную  комиссию должны быть представлены также  сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому  кандидату из списка кандидатов) на праве собственности. При выборах  депутатов представительных органов  местного самоуправления, при которых  избирательные округа образуются в  соответствии со средней нормой представительства  избирателей, не превышающей пяти тысяч  избирателей, кандидаты не обязаны  предоставлять такие сведения.

Кандидат может быть выдвинут только по одному избирательному округу. Данное правило не применяется при регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением (блоком) одновременно на одних и тех же выборах в одномандатном избирательном округе и в списке кандидатов.

Кандидат вправе в любое время снять свою кандидатуру, но не позднее, чем за три дня до дня голосования.

Права и  обязанности кандидатов, связанные  с финансированием избирательной  кампании. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии о начале сбора подписей. Кандидаты, баллотирующиеся только в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением (блоком), не вправе создавать собственные избирательные фонды. Кандидаты вправе распоряжаться средствами своих избирательных фондов. Средства избирательных фондов имеют целевое назначение. Они могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением предвыборной кампании.

Кандидат, зарегистрированный кандидат не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов  выборов обязаны представить  в соответствующую избирательную  комиссию отчет о размерах и обо  всех источниках создания своего фонда, а также обо всех произведенных  затратах.

Федеральными законами, законами субъектов федерации может  быть предусмотрена обязанность  кандидатов возвращать денежные средства, полученные ими из бюджета на проведение предвыборной кампании, в случае, если они не избраны по результатам  голосования и набрали не более 3 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Остатки неизрасходованных  денежных средств, находящихся на специальном  счете, кандидат, зарегистрированный кандидат обязаны перечислить пропорционально  вложенным средствам на счета  организаций и лицам, осуществившим  пожертвования либо перечисления.

Права и  обязанности зарегистрированных кандидатов на стадии голосования, подсчета голосов  избирателей, установления результатов  выборов и их опубликования. Зарегистрированным кандидатам предоставляется право принимать участие в деятельности избирательных комиссий. Так, зарегистрированный кандидат вправе присутствовать на всех заседаниях зарегистрировавшей его избирательной комиссии и нижестоящих избирательных комиссий, а также при осуществлении участковой, территориальной избирательной комиссией работы со списками избирателей, избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями для голосования на выборах, протоколами об итогах голосования. Соответствующая избирательная комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа зарегистрированного кандидата на свои заседания и при осуществлении работы с избирательными документами.

Зарегистрированный  кандидат вправе назначить в избирательную  комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящие избирательные  комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса. Зарегистрированный кандидат имеет также право в  период проведения голосования, установления итогов голосования, определения результатов  выборов назначить наблюдателей.

Зарегистрированный  кандидат вправе присутствовать на избирательных  участках при проведении голосования, подсчете голосов избирателей, составлении  протоколов избирательными комиссиями об итогах голосования, о результатах  выборов.

Кандидат вправе требовать от избирательных комиссий предоставления итогов голосования  по каждому избирательному участку, территории, на которую распространяется деятельность соответствующей избирательной  комиссии, результатов выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей  избирательной комиссии и нижестоящих  избирательных комиссий.

Зарегистрированный  кандидат утрачивает права и освобождается  от обязанностей, связанных со статусом зарегистрированного кандидата, с  момента официального объявления избирательной  комиссией результатов выборов  в средствах массовой информации. В случае проведения повторного голосования, зарегистрированные кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное  голосование, утрачивают свой статус со дня назначения избирательной комиссией  повторного голосования.

 

ВОПРОС №4.

Правовой статус избирательных  комиссий.

ЦИК- Центральная Избирательная  Комиссия.

Правовой статус ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации  как государственных органов  проявляется в следующем:

  • в пределах своей компетенции они независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • осуществляют свои полномочия на постоянной основе и являются юридическими лицами;
  • их деятельность финансируется за счет средств соответствующего бюджета (федерального, субъектов Российской Федерации);
  • они формируются законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти на основе предложений избирательных объединений и блоков, имеющих фракции в законодательных органах;
  • обладают собственной компетенцией, установленной избирательным законодательством;
  • их акты, принятые в пределах компетенции, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также для нижестоящих избирательных комиссий;
  • наделены полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  • имеют собственные аппараты, структура и штаты которых устанавливаются ими самостоятельно.

Наиболее важным компонентом является независимость  и самостоятельность избирательных  комиссий. Для обеспечения законного  и демократического избирательного процесса они должны быть в правовом, организационно-техническом и финансовом отношении независимы от государственных  органов и их должностных лиц. Для того, чтобы сделать стабильной работу избирательных комиссий, обеспечить преемственность, потребовалось законодательным путем закрепить их деятельность на постоянной основе. Только постоянно действующие ЦИК России и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации в состоянии решать задачи развития избирательной системы России, совершенствования законодательства о выборах и референдумах, освоения новых прогрессивных избирательных технологий, способствующих проведению выборов на уровне международных стандартов в области избирательного права.

Наделение избирательных  комиссий четко очерченным кругом полномочий, придание комиссиям высшего уровня статуса особой разновидности постоянно  действующих государственных органов  явилось важнейшим 

Установленный законом порядок финансирования деятельности ЦИК России и избирательных  комиссий субъектов Российской Федерации  делает их практически полностью  независимыми в финансовом отношении  от государственных органов и  должностных лиц.

Важным признаком  принадлежности ЦИК России и избирательных  комиссий субъектов Российской Федерации  к государственным органам является их право принимать решения и  акты, которые являются обязательными  для федеральных и региональных органов исполнительной власти, государственных  органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, общественных объединений, кандидатов и граждан. Аналогичный уровень государственной  защиты принимаемых решений имеют  и нижестоящие (окружные, территориальные  и участковые)

Деятельность  ЦИК России по осуществлению контроля за соблюдением прав граждан на участие в выборах подробно определена в Регламенте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

В целях обеспечения  деятельности избирательных комиссий высшего уровня в качестве государственных  органов, согласно п. 13 ст. 27 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации", ЦИК  России и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации  имеют собственные аппараты. Работники  этих аппаратов являются государственными служащими, на которых распространяется действие Федерального закона "Об основах  государственной службы в Российской Федерации".

В соответствии с целями и основными задачами ЦИК России аппарат обеспечивает ее деятельность, в частности:

подготовку и  проведение выборов депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания, Президента Российской Федерации;

осуществление мероприятий, связанных с соблюдением  избирательных прав граждан Российской Федерации;

подготовку заседаний  ЦИК России, общероссийских и межрегиональных  семинаров, селекторных совещаний;

реализацию комплекса  мер по развитию Государственной  автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", повышению  правовой культуры избирателей, подготовки кадров организаторов выборов, организации  общегосударственной системы регистрации (учета) избирателей;

контроль за целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов;

Информация о работе Правовой статус избирательных комиссий