Предмет муниципального права, муниципальная служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 11:11, контрольная работа

Описание работы

Муниципальное право как отрасль права имеет свою систему, в которой выделяются комплексы однородных норм муниципального права, регулирующих определенные группы общественных отношений, входящих в его предмет. Система муниципального права основывается на логическом, последовательном разделении норм муниципального права и их объединении в однородные правовые комплексы (институты) с учетом содержания и характера регулируемых ими отношений в сфере местного самоуправления. При этом система муниципального права отражает взаимосвязь и взаимообусловленность правового регулирования вопросов местного самоуправления как целостного социального явления.

Содержание работы

1.Система муниципального права как отрасли………………………………3
2. Образование, преобразование и упразднение муниципальных образований………………………………………………………………………….7
3.Структура органов местного самоуправления…………………………….11
4. Понятие, принципы и правовое регулирование муниципальной службы………………………………………………………………………………14
5. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением…………………………………….16
Список использованных источников………………………………………...18

Файлы: 1 файл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО-ГОТОВО.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Структура органов  местного самоуправления.

 

Органы местного самоуправления – это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ» дает перечень органов местного самоуправления, которые закреплены в статье 34 главы 6 настоящего закона.

Согласно данной статье, структуру органов местного самоуправления составляют:

  • представительный орган муниципального образования,
  • глава муниципального образования,
  • местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования,
  • контрольный орган муниципального образования,
  • иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В законе установлен перечень обязательных органов входящих в структуру местного самоуправления, которые в обязательном порядке  должны быть в муниципальном образовании. Таковыми являются:

  • представительный орган муниципального образования,
  • глава муниципального образования,
  • местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования.

Данный закон  хоть и устанавливает обязательный перечень органов, которые должно иметь каждое муниципальное образование, но и не ограничивает перечень органов и должностных лиц, которые могут иметь в своей структуре органы местного самоуправления.

Уставы ряда муниципальных образований содержит следующую структуру органов местного самоуправления:

1) городская дума — представительный орган;

2) администрация города — исполнительно-распорядительный орган;

3) контрольно-счетная палата — контрольный орган;

4) глава города, который является председателем городской думы, — высшее должностное лицо.

Для малочисленных сельских поселений закон предусматривает возможность совмещения функций главы муниципального образования, главы исполнительно-распорядительного органа и председателя представительного органа муниципального образования, что позволит сэкономить средства местного бюджета на содержание аппарата. Данная структура органов местного самоуправления, должна быть закреплена в уставе муниципального образования.

Согласно данному закону уставом муниципального образования определяются такие организационные вопросы, как:

а) порядок формирования органов местного самоуправления;

б) компетенция органов местного самоуправления;

в) срок полномочий органов местного самоуправления;

г) формы подотчетности и подконтрольности органов местного самоуправления;

д) иные вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления.

Число создаваемых органов местного самоуправления, их структура и объем компетенции различаются, как правило, в зависимости от следующих факторов: 1) типа муниципального образования; 2) численности жителей муниципального образования; 3) возможностей социально-экономического развития муниципального образования; 4) исторических и иных местных традиций; 5) национальных обычаев; 6) политических интересов; 7) других особенностей.

В настоящее время наименования органов местного самоуправления весьма различны. В зависимости от исторических, национальных и иных местных традиций представительный орган местного самоуправления может называться дума, совет, муниципальный совет, сход, собрание представителей, рада, курултай, хурал, джирге, круге и т. п. Исполнительный орган местного самоуправления также может иметь различные наименования: администрация, мэрия, управа, префектура и т. п.

Закон (в ст. 34) устанавливает порядок определения структуры органов местного самоуправления в случае создания новых муниципальных образований и в случае их преобразования. В данном случае закон 2003 г. закрепляет два способа определения структуры органов местного самоуправления:

  • непосредственно: населением на местном референдуме, а в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек — на сходе граждан;
  • опосредованно: представительным органом муниципального образования.

Установленная структура должна быть закреплена в уставе муниципального образования, в нем же должны отражаться и любые изменения в структуре органов местного самоуправления.

Согласно закону (ст. 34) местный референдум или сход граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится при наличии инициативы жителей этого образования. Такая инициатива должна поступить в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ вновь образуемого муниципального образования, и с ней должна выступить группа жителей, обладающих избирательным правом численностью не менее 3 процентов от общего числа жителей образуемого муниципального образования, обладающих таким правом.

 

 

 

 

4. Понятие, принципы и правовое регулирование муниципальной службы

 

Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной  службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Основными задачами муниципальной службы являются:

-обеспечение наряду  с государственной службой прав  и свобод человека и гражданина  на территории муниципального  образования;

-обеспечение самостоятельного  решения населением вопросов  местного значения;

-подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления;

-защита прав и законных  интересов муниципального образования. 

Основными принципами муниципальной  службы являются:

1) приоритет прав и  свобод человека и гражданина;

2) равный доступ граждан,  владеющих государственным языком  Российской Федерации, к муниципальной  службе и равные условия ее  прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения,  имущественного и должностного  положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;

3) профессионализм и  компетентность муниципальных служащих;

4) стабильность муниципальной  службы;

5) доступность информации  о деятельности муниципальных  служащих;

6) взаимодействие с  общественными объединениями и  гражданами;

7) единство основных  требований к муниципальной службе, а также учет исторических  и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;

8) правовая и социальная  защищенность муниципальных служащих;

9) ответственность муниципальных  служащих за неисполнение или  ненадлежащее исполнение своих  должностных обязанностей;

10) внепартийность муниципальной службы.

Должности муниципальной  службы подразделяются на следующие  группы:

1) высшие должности  муниципальной службы;

2) главные должности  муниципальной службы;

3) ведущие должности  муниципальной службы;

4) старшие должности  муниципальной службы;

5) младшие должности  муниципальной службы.

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в  порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с  федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности  по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Ответственность органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления  перед населением.

 

Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает основания ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением: утрата доверия населения. Эта правовая категория – «утрата доверия населения» – является важнейшим элементом не только правовой доктрины местной, муниципальной демократии, но и народовластия в целом.

Закон не определяет порядка  и условий ответственности органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления в результате утраты доверия: они устанавливаются  в уставе муниципального образования.

Об утрате доверия  населения можно говорить лишь применительно  к выборным органам местного самоуправления и выборным должностным лицам  местного самоуправления, ибо они  получают в результате выборов своеобразный «мандат доверия» от населения для  решения вопросов местного значения.

Практика и муниципальное  законодательство знают следующие  правовые институты, посредством которых  население может выразить недоверие  выборным органам и должностным  лицам местного самоуправления: местный  референдум; и отзыв. Через эти институты муниципальной демократии население выражает свою волю, свое отношение к выборному органу или должностному лицу муниципального образования.

Местный референдум назначается  представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе (закон не исключает в принципе возможность того, чтобы представительный орган поставил вопрос о доверии к себе по собственной инициативе) или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования. Процедурные вопросы назначения и проведения местного референдума определяются муниципальным образованием с учетом закона субъекта РФ о местном референдуме.

Институт отзыва населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного  должностного лица местного самоуправления, как средства реализации законодательных норм об ответственности данных выборных лиц, может быть предусмотрен в уставе муниципального образования. В этом случае муниципальное образование, с учетом законодательства субъектов РФ, определяет процессуальный механизм реализации права населения на отзыв данных выборных лиц муниципального образования.

В уставе муниципального образования могут быть закреплены основания и виды ответственности  иных органов и должностных лиц  местного самоуправления, которые замещают свою должность по контракту либо по решению представительных органов местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. В данном случае ответственность наступает не перед населением, а перед органом или лицом, которых население уполномочило выражать и защищать свои интересы. Устав муниципального образования может предусмотреть основания и формы ответственности главы муниципального образования, который избран на свою должность представительным органом местного самоуправления.

В уставе муниципального образования могут быть закреплены также различные формы контроля со стороны населения за деятельностью  органов и должностных лиц  местного самоуправления. Наиболее распространенной формой такого контроля являются отчеты органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.

Для обеспечения реальной ответственности,  зависимости органов местного и должностных лиц местного самоуправления, контроля их деятельности очень важна инициатива жителей муниципального образования, их самоорганизация, осознания ими своих прав и интересов, их заинтересованность в решении вопросов местного значения.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.Конституция РФ 1993 г

1.Акмалова А.А. Муниципальное  право России. – М., 2002

2.Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. — М., 1996.

3.Овчинников И.И. Местное  самоуправление в системе народовластия. - М., 1999.

4.Кутафин О.Е., Фадеев  В.И. Муниципальное право Российской  Федерации. М.: Юристъ., 2000

5.Шишкина Н.Э. Местное управление и самоуправление (практика зарубежных стран). – М., 1997

6.Шугрина Е.С. Муниципальное  право. - М., 2001

7.Конституция Российской  Федерации. Комментарий. М.: Юрид. лит., 1998

8.Комментарий к Федеральному  Закону “Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации. М.: Норма., 2002




Информация о работе Предмет муниципального права, муниципальная служба