Представительные и иные органы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 14:52, реферат

Описание работы

Представительный орган муниципального образования - орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Отсюда его ведущее положение в системе органов местного самоуправления - именно он непосредственно выражает волю населения муниципального образования в целом, формализуя ее в своих решениях. Он является главным нормотворческим органом муниципального образования, обладает общей нормотворческой компетенцией. Нормотворческая компетенция иных органов является специальной. Особая связь представительного органа местного самоуправления обеспечивается также тем, что прямо или косвенно он формируется населением в лице избирательного корпуса. Кроме того, она обеспечивается коллегиальным характером работы представительного органа.( Кокотов А. Н., Саломаткин А. С. Муниципальное право. М. Юристь, 2005.Стр.230.)

Файлы: 1 файл

мп.docx

— 36.75 Кб (Скачать файл)

Основными функциями  постоянных комиссий являются:

1) разработка и  подготовка заключений по проектам  решений представительного органа;

2) контроль за исполнением решений представительного органа;

3) подготовка предложений  и рекомендаций, вносимых на рассмотрение  представительного органа, органов  государственной власти;

4) содействие депутатам  в осуществлении их полномочий;

5) организация и  проведение депутатских слушаний;

6) взаимодействие  с местной администрацией, предприятиями,  органами территориального общественного  самоуправления, иными объединениями  граждан. Кутафин О. Е., Фадее В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М. Проспект, 2008. Стр. 345.

Регламенты представительных органов предусматривают периодическую  отчетность постоянных комиссий (комитетов).

Временные комиссии могут создаваться представительным органом по любым вопросам своей  деятельности. Задачи, состав, полномочия, порядок работы временных комиссий определяются представительным органом  при их образовании. Деятельность этих комиссий ограничивается определенным сроком и конкретной задачей. По результатам  своей деятельности временная комиссия предоставляет доклад по существу вопроса, в связи с которым была создана.

Представительный  орган может создавать согласительную комиссию в целях преодоления  и согласования разногласия на одном  из этапов рассмотрения представительным органом проекта решения о  бюджете муниципального образования. Согласительная комиссия состоит из равного числа депутатов и  представителей местной администрации. Выдрин И. В. Муниципальное право  России. М. Норма, 2004. Стр. 144.

Представительный  орган также вправе создать временные  рабочие группы для реализации конкретных задач.

В состав временных  комиссий, а также рабочих групп  могут входить лица, которые не являются депутатами.

Депутатские объединения  в представительном органе могут  формироваться по политическому  принципу (фракции), а также по другим принципам: территориальному, профессиональному  и т. д. Они обладают равными правами. Регламент представительного органа определяет минимальную численность  депутатского объединения (как правило, это три человека). Внутренняя деятельность депутатских объединений организуется ими самостоятельно: они могу разрабатывать  и принимать положения о депутатской  группе, фракции, которые являются внутренним документом депутатского объединения, регулирующим взаимоотношения депутатов  внутри него. Данные положения не могут  противоречить уставам муниципального образования, регламенту представительного  органа. Депутатские объединения  должны регистрироваться в представительном органе в соответствии его регламентом. Создание депутатского объединения  оформляется протоколом собрания депутатов, который вместе с письменным уведомлением о создании объединения, его целях, а также со списком членов объединения  с указанием фамилии его руководителя направляется представителю представительного  органа для регистрации. Перерегистрация  депутатских объединений производится через год (в регламентах некоторых  представительных органов перерегистрация  депутатских объединений предусматривает  дважды в год). Депутатское объединение  должно письменно уведомить председателя представительного органа о своем  самороспуске. В регламентах представительных органов определяется, что депутат  может состоять в одном из депутатских  объединений. В некоторых представительных органах допускается членство депутата в одной фракции и в одной  депутатской группе (созданной не по политическому принципу). Депутат  вправе выйти из состава депутатского объединения по собственному желанию; он может быть исключен из него по решению  соответствующего депутатского объединения. Они работают во взаимодействии с  постоянными комиссиями. Они могут  высказывать мнение о повестки дня  заседаний представительного органа, а также вправе вносить альтернативные предложения по обсужденным вопросам, настаивать на проведении по ним голосования. Депутатские объединения могут  проводить свои пресс-конференции. Кутафин О. Е., Фадее В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М. Проспект, 2008. Стр. 346.

Представительный  орган может иметь свой аппарат, осуществляющий организационное, правовое, информационное, финансово-хозяйственное, обеспечение его деятельности. Аппарат  оказывает помощь постоянным комиссиям  представительного органа и депутатам. Структура аппарата представительного  органа во многом предопределяется видом, муниципального образования, его размерами, численностью населения, наличием депутатов, работающих на постоянной основе, финансовыми  возможностями муниципального образования  и другими факторами. Наиболее разветвленный  аппарат, включающий структурные подразделения, имеют представительные органы крупных  муниципальных образований (муниципальных  районов, городских округов). Правовой статус аппарата определяется положением о нем, утверждаемым представительным органом. Работники аппарата осуществляют свои функциональные обязанности в соответствии с указанным положением. Представительный орган принимает решение о структуре и штатах аппарата, фонде оплаты труда. Аппарат представительного органа является постоянно действующим органом и не прекращает своей деятельности с окончанием полномочий представительного органа очередного созыва. Председатель представительного органа организует работу аппарата, а непосредственное руководство им осуществляет руководитель аппарата. Регламент представительного органа определяет порядок назначения и освобождения от должности работников аппарат: председатель представительного органа назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений аппарата, осуществляет прием, увольнение других работников аппарата, а также предоставляет представительному органу и согласовывает с ним кандидатуру для назначения на должность руководителя аппарата. Парахин В. Н. Муниципальное право. М. КНОРУС, 2007. Стр. 206.

В заключении следует  отметить, что структура администрации  муниципального образования представляет собой достаточно динамичное образование, которое в зависимости от возникающих  задач, условий жизни граждан, конкретных обстоятельств подвержено различного рода изменениям.

2. Организационные  основы деятельности представительного  органа местного самоуправления

Федеральный закон  от 6 октября 2003 г. содержит ряд принципиальных положений, определяющих общий порядок  работы представительного органа, которые  получают свое развитие и конкретизацию  в уставах муниципального образованиях, регламентов представительного  органа. Согласно указанному Закону представительный орган местного самоуправления может  осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной  численности депутатов (ст. 35).

Основной формой работы представительного органа является заседание, на котором решаются вопросы, отнесенные к его компетенции, в  соответствии с уставом муниципального образования и действующим законодательством. Необходимо отметить, что Федеральный закон 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не дал наименование основной представительном форме работы его органа. На практике в уставах муниципальных образования основная форма работы представительного органа именовалась либо сессией (в советский период сессия - основная форма работы местных Советов), либо заседанием. Сессия представительного органа состоит в проведении его заседаний, заседаний постоянных комиссий, депутатских слушаний, работы депутатов в депутатских объединениях. Закон об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г. также не устанавливает прямо наименование основной формы работы представительного органа, однако в ст. 36 закрепляет право главы муниципального образования требовать «внеочередного заседания представительного органа», а в ст. 41 использует формулу «протокол заседания представительного органа», ориентируя тем самым муниципальные образования на то, чтобы использовать в регламентах представительного органа понятие «заседание» для определения основной формы его работы. Дементьев А. Н. Местное самоуправление в РФ. М. Норма, 2007. Стр. 136

Муниципальные образования  самостоятельно определяют порядок  созыва и проведения первого заседания  представительного органа. В уставах  муниципального образований, регламентах  представительных органов предусматривается, что представительный орган нового созыва собирается на первое заседание, в течение двух недель (возможная  иная дата) со дня официального опубликования результатов выборов в случае избрания правомочного состава (не менее двух третей от установленной численности депутатов). Первое заседание созывается в одних муниципальных образованиях главой муниципального образования (председателем представительного органа предыдущего созыва), в других - избирательной комиссией муниципального образования. По-разному решается в регламентах вопрос о том, кто открывает и ведет первое заседание: в одних случаях это поручается старейшему по возрасту депутату до избрания председателя представительного органа, в других - председателю избирательной комиссии муниципального образовании предусматривают проведение перед первым заседанием представительного органа нового созыва организационного собрания вновь избранных депутатов в целях формирования организационного комитета, который осуществляет подготовку первого заседания представительного органа.

Деятельность представительных органов осуществляется в соответствии с перспективными планами направления  их работы. Проект перспективного плана, как правило, разрабатывается сроком на год с учетом мнения главы муниципального образования, возглавляющего местную  администрацию, постоянных комиссий, депутатских  объединений. При его разработке могут учитываться также предложения  депутатов, органов территориального общественного самоуправления, пожелания  граждан. Формирование проекта плана  работы представительного органа осуществляет его аппарат. План работы утверждается на его заседании. Организация выполнения перспективных планов возлагается  на председателя представительного  органа, постоянные комитеты. Кутафин О. Е., Фадее В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М. Проспект, 2008. Стр. 349.

Представительный  орган вправе принять к рассмотрению любые вопросы вносимые главой муниципального образования.

Заседания представительного  органа могут быть очередными и внеочередными.

Очередные заседания представительного органа созываются в соответствии с планом работы (не реже одного раза в месяц; регламент может предусматривать летний перерыв в работе представительного органа). Дату очередного заседания представительного органа назначает его председатель. В соответствии с регламентом представительного органа в установленный срок сообщение о дате, времени, месте проведения очередного заседания, об основных вопросах, выносимых на его рассмотрении, публикуются в средствах массовой информации. Аппарат представительного органа в установленные регламентом сроки направляют соответствующую информацию непосредственно депутатам и другим заинтересованным лицам. Выдрин И. В. Муниципальное право России. М. Норма, 2004. Стр. 148.

Внеочередные заседания  созываются по решению представительного  органа муниципального образования, а  также по инициативе депутатов.

Регламенты представительных органов могут предусматривать  проведение совещаний депутатов  с целью предварительного рассмотрения вопросов, предлагаемые для внесения в повестку дня очередного заседания. Совещания депутатом созываются представителем представительного  органа и носят рабочий характер: на них присутствуют только депутаты и приглашенные лица. Ход депутатских  совещаний протоколируется.

Заседание начинается с регистрации его депутатов. О невозможности присутствовать на заседании депутат обязан заблаговременно  проинформировать представительного  органа с изложением причины своего отсутствия. Регламент может предусматривать проведение поименной регистрации в любой момент заседания представительного органа. Заседание проводится в соответствии с повесткой дня, утверждаемой представительным органом. Регламент представительного органа устанавливает время проведения заседания, время выступлений, права депутатов и порядок их реализации, устанавливает правила соблюдения депутатской этики и другие. Кокотов А. Н., Саломаткин А. С. Муниципальное право. М. Юристь, 2005.Стр. 256.

В начале каждого  заседания представительного органа утверждается повестка заседания, определяющая перечень вопросов и порядок их рассмотрения. Решение об утверждении повестки заседания принимается большинством голосов присутствующих на заседании  депутатов. Обсуждение вопроса повестки заседания начинается с доклада, подготовленного инициатором выносимого на рассмотрение представительного  органа вопроса. Если по рассматриваемому вопросу представлено несколько  проектов решений, то право выступать  с докладом предоставляется авторам  каждого проекта решения. Право  выступить с содокладом имеет  глава местной администрации  или его представитель. По окончанию  доклада докладчик (содокладчик) отвечает на заданные вопросы, после чего депутатам  предоставляется слово для выступления. Мокрый В. С. Государственное и муниципальное управление: реализация реформ. М. КНОРУС, 2008. Стр. 91.

На заседании  представительного органа ведутся  протокол и стенограмма.

Регламент представительного  органа устанавливает полномочия представляющего  на заседании представительного  органа. Представляющий на заседание:

открывает и закрывает  заседание;

ставит на обсуждение вопросы утвержденные повесткой  дня;

предоставляет слово  для докладов, содокладов и выступлений

осуществляет контроль за соблюдение продолжительности выступлений;

ставит на голосование  проекты решений;

оглашает письменные запросы, заявления и справки  депутатов;

не вправе комментировать выступления депутатов;

участвуя в открытом голосовании, голосует последним;

объявляет результаты голосования;

обеспечивает соблюдение прав депутатов на заседании;

поддерживает порядок  в зале заседания;

удаляет из зала заседания  нарушителя, не являющегося депутатом;

приостанавливает  незапланированные дебаты;

прерывает заседание  в случае возникновения в зале заседания чрезвычайной ситуации, а  также грубого нарушения общественного  порядка;

никто не вправе выступать  на заседании без разрешения председательствующего. Шугрин Е. С. Муниципальное право. Новосибирск. Юристь,2004. Стр. 22.

Депутаты представительного  органа на его заседании вправе участвовать  в прения, вносить предложения  и поправки по существу обсуждаемого вопроса, предлагать кандидатуры, обращаться в установленном порядке с  запросами, давать справки, а также  пользоваться иными установленными правами.

Выступающий на заседании не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, задевающие честь и достоинство депутатов и других лиц, призывать к незаконным действиям и т.п.

Информация о работе Представительные и иные органы местного самоуправления