Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 22:03, контрольная работа
Целью контрольной работы является освещение вопроса о функциональной структуре местных органов самоуправления, а именно представительных органов местного самоуправления.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- определение сущности органов местного самоуправления;
- описание основных признаков органов местного самоуправления;
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Органы местного самоуправления.
1.1 Понятие и сущность органов местного самоуправления……….........5
1.2 Признаки органов местного самоуправления ………………………..6
1.3 Структура органов местного самоуправления………………………..8
Глава 2. Представительные органы местного самоуправления.
2.1 Понятие представительных органов местного самоуправления.....................................................................................................13
2.2 Структура представительных органов местного самоуправления………………………………………………………………….15
2.3 Полномочия представительных органов местного самоуправления………………………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………..19
Список использованной литературы…………………………………….20
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Органы местного самоуправления.
1.1 Понятие и сущность органов местного самоуправления……….........5
1.2 Признаки органов местного самоуправления ………………………..6
1.3 Структура органов местного самоуправления………………………..8
Глава 2. Представительные органы местного самоуправления.
2.1 Понятие представительных
органов местного самоуправления................
2.2 Структура представительных
органов местного самоуправления…………………………………………
2.3 Полномочия представительных
органов местного самоуправления…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….20
Введение
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть не только непосредственно, но и через органы государственной власти и местного самоуправления.
Система органов местного самоуправления определяется населением соответствующей территории. В пределах своих полномочий местное самоуправление самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти. При этом органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Данное обстоятельство является одной из основ функционирования института местного самоуправления, поскольку закреплено ст. 12 Конституции Российской Федерации, находящейся в главе, определяющей основы конституционного строя. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории. Поэтому местное самоуправление является одним из фундаментальных основ российской системы народовластия1.
Местное самоуправление гарантированно Конституцией РФ. Структура и функции органов местного самоуправления подробно расписана в соответствующем Федеральном Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года. Данный закон является определяющим в плане определения компетенции, структуры и функций местного самоуправления. На основе действующего законодательства учебная литература помогает разобраться в вопросах, касающихся сфер деятельности местного самоуправления. Данная тема является хоть и не новой, довольно широко раскрытой в учебной литературе, но интересной. Именно поэтому она выбрана для рассмотрения в данной контрольной работе.
Целью контрольной работы является освещение вопроса о функциональной структуре местных органов самоуправления, а именно представительных органов местного самоуправления.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- определение сущности органов местного самоуправления;
- описание основных признаков
органов местного
- рассмотрение структуры органов местного самоуправления и их функций;
- изучение сущности
Глава 1. Органы местного самоуправления.
1.1 Понятие и сущность органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления – это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и, не входящие в систему органов государственной власти (в соответствии со ст. 12 Конституции РФ).
Выделение органов местного самоуправления из системы органов государственной власти означает их структурно-организационное обособление, но не функциональное. Органы местного самоуправления самостоятельны лишь в пределах полномочий, определенных органами государственной власти. В случае наделения их отдельными государственными полномочиями они могут участвовать в осуществлении государственных функций, и их деятельность в данном случае будет находиться под контролем государства (в соответствии со ст. 132 Конституции РФ).
Говоря простым языком, органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и, образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Должностное лицо местного
самоуправления — выборное либо заключившее
контракт (трудовой договор) лицо, наделенное
исполнительно-
Значительная часть ученых - муниципалистов полагают, что должностное лицо местного самоуправления в зависимости от круга его полномочий может выступать в качестве муниципального органа (например, глава муниципального образования). Такая точка зрения вытекает и из практики Конституционного Суда РФ, который указал, что понятия «органы местного самоуправления» и «должностные лица местного самоуправления» не являются взаимоисключающими (Определение от 26.09. 1996 г. «Об отказе в принятой к рассмотрению запроса Государственной думы Ярославской области как не соответствующего требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».
1.2 Признаки органов местного самоуправления
Орган местного самоуправления имеет определенные признаки:
- создается и действует
от имени соответствующего
- создается и действует
на основе законов или других
нормативно-правовых актов— в
установленных ими формах и
методами. Так, например, Закон «Об
общих принципах организации
местного самоуправления в РФ»
предусматривает, что структуру
органов местного
- реализует полномочия
по решению вопросов местного
значения, совокупность которых
составляет его компетенцию (с
общетеоретической точки
- характеризуется
Также данный признак подчеркивает различие между органами государства и органами местного самоуправления (хотя большинство признаков у них общие). В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (а значит, не являются частью общего государственного аппарата, а органы государственной власти не являются частью структуры органов местного самоуправления);
- наделен властными
полномочиями, т.е. его решения принимаются
от имени муниципального
Данный признак позволяет отличать муниципальные органы (как и государственные) от учреждений и организаций, таковыми не являющихся. Например, учреждения здравоохранения, образования и науки (вузы, научно-исследовательские институты, школы и т.д.) властными полномочиями не обладают и не могут выносить общеобязательных решений (хотя должностные лица этих учреждений и организаций имеют некоторые властные полномочия)2.
1.3 Структура органов местного самоуправления
ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дает перечень органов местного самоуправления, которые закреплены в статье 34 главы 6 настоящего закона.
Упорядоченная в соответствии с нормативными правовыми актами совокупность органов местного самоуправления составляет их систему. Она имеет определенную структуру, т. е. внутреннее строение.
В соответствии со ст. 34 вышеназванного Закона структуру органов местного самоуправления составляют:
- представительный орган муниципального образования;
- глава муниципального образования;
- местная администрация
(исполнительно-
- контрольный орган муниципального образования;
- иные органы и выборные
должностные лица местного
Обязательным, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом, является наличие в структуре органов местного самоуправления:
- представительного органа муниципального образования;
- главы муниципального образования;
- местной администрации
(исполнительно - распорядительного
органа муниципального
Другие органы местного самоуправления являются факультативными, например, контрольный орган местного самоуправления. Хотя принцип разделения властей, применяемый на государственном уровне, не в полной мере может быть реализован в местном самоуправлении, однако определенным образом все же себя проявляет.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Уставы ряда муниципальных образований содержит следующую структуру органов местного самоуправления:
а) городская дума - представительный орган;
б) администрация города - исполнительно-распорядительный орган;
в) контрольно-счетная палата - контрольный орган;
г) глава города, который является председателем городской думы - высшее должностное лицо3.
В соответствии с п. 3 ст. 34 Закона
«Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ» наименования представительного
органа муниципального образования, главы
муниципального образования, местной
администрации (исполнительно-
Для малочисленных сельских
поселений закон предусматривает возможность
совмещения функций главы муниципального
образования, главы исполнительно-
Согласно данному закону уставом муниципального образования определяются такие организационные вопросы, как:
а) порядок формирования органов местного самоуправления;
б) компетенция органов местного самоуправления;
в) срок полномочий органов местного самоуправления;
г) формы подотчетности и подконтрольности органов местного самоуправления;
д) иные вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления.
Число создаваемых органов местного самоуправления, их структура и объем компетенции различаются, как правило, в зависимости от следующих факторов:
Информация о работе Представительные органы местного самоуправления