Представительные органы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 22:03, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является освещение вопроса о функциональной структуре местных органов самоуправления, а именно представительных органов местного самоуправления.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- определение сущности органов местного самоуправления;
- описание основных признаков органов местного самоуправления;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Органы местного самоуправления.
1.1 Понятие и сущность органов местного самоуправления……….........5
1.2 Признаки органов местного самоуправления ………………………..6
1.3 Структура органов местного самоуправления………………………..8
Глава 2. Представительные органы местного самоуправления.
2.1 Понятие представительных органов местного самоуправления.....................................................................................................13
2.2 Структура представительных органов местного самоуправления………………………………………………………………….15
2.3 Полномочия представительных органов местного самоуправления………………………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………..19
Список использованной литературы…………………………………….20

Файлы: 1 файл

муниципальное право.docx

— 31.84 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Органы местного самоуправления.

1.1 Понятие и сущность органов местного самоуправления……….........5

1.2 Признаки органов местного самоуправления ………………………..6

1.3 Структура органов местного самоуправления………………………..8

Глава 2. Представительные органы местного самоуправления.

2.1 Понятие представительных органов местного самоуправления.....................................................................................................13

2.2 Структура представительных органов местного самоуправления………………………………………………………………….15

2.3 Полномочия представительных органов местного самоуправления………………………………………………………………….16

Заключение………………………………………………………………..19

Список использованной литературы…………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть не только непосредственно, но и через органы государственной власти и местного самоуправления.

Система органов местного самоуправления определяется населением соответствующей территории. В пределах своих полномочий местное самоуправление самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти. При этом органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Данное обстоятельство является одной из основ функционирования института местного самоуправления, поскольку закреплено ст. 12 Конституции Российской Федерации, находящейся в главе, определяющей основы конституционного строя. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории. Поэтому местное самоуправление является одним из фундаментальных основ российской системы народовластия1.

Местное самоуправление гарантированно Конституцией РФ. Структура и функции органов местного самоуправления подробно расписана в соответствующем Федеральном Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года. Данный закон является определяющим в плане определения компетенции, структуры и функций местного самоуправления. На основе действующего законодательства учебная литература помогает разобраться в вопросах, касающихся сфер деятельности местного самоуправления. Данная тема является хоть и не новой, довольно широко раскрытой в учебной литературе, но интересной. Именно поэтому она выбрана для рассмотрения в данной контрольной работе.

Целью контрольной работы является освещение вопроса о функциональной структуре местных органов самоуправления, а именно представительных органов местного самоуправления.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

- определение сущности органов местного самоуправления;

- описание основных признаков  органов местного самоуправления;

- рассмотрение структуры органов местного самоуправления и их функций;

- изучение сущности представительных  органов местного самоуправления, их структуры и полномочий.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Органы местного самоуправления.

 

1.1 Понятие и сущность органов местного самоуправления

 

Органы местного самоуправления – это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и, не входящие в систему органов государственной власти (в соответствии со ст. 12 Конституции РФ).

Выделение органов местного самоуправления из системы органов государственной власти означает их структурно-организационное обособление, но не функциональное. Органы местного самоуправления самостоятельны лишь в пределах полномочий, определенных органами государственной власти. В случае наделения их отдельными государственными полномочиями они могут участвовать в осуществлении государственных функций, и их деятельность в данном случае будет находиться под контролем государства (в соответствии со ст. 132 Конституции РФ).

Говоря простым языком, органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и, образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Должностное лицо местного самоуправления — выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Значительная часть ученых - муниципалистов полагают, что должностное лицо местного самоуправления в зависимости от круга его полномочий может выступать в качестве муниципального органа (например, глава муниципального образования). Такая точка зрения вытекает и из практики Конституционного Суда РФ, который указал, что понятия «органы местного самоуправления» и «должностные лица местного самоуправления» не являются взаимоисключающими (Определение от 26.09. 1996 г. «Об отказе в принятой к рассмотрению запроса Государственной думы Ярославской области как не соответствующего требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

 

1.2 Признаки органов местного  самоуправления

 

Орган местного самоуправления имеет определенные признаки:

-  создается и действует  от имени соответствующего муниципального  образования. В соответствии со  ст. 12 Конституции РФ органы местного  самоуправления не входят в  систему органов государственной  власти. Поэтому государственные  органы (за отдельными исключениями) не участвуют в формировании  органов местного самоуправления;

-  создается и действует  на основе законов или других  нормативно-правовых актов— в  установленных ими формах и  методами. Так, например, Закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в РФ»  предусматривает, что структуру  органов местного самоуправления  составляют представительный орган  муниципального образования, глава  муниципального образования, местная  администрация (исполнительно-распорядительный  орган муниципального образования), контрольный орган муниципального  образования, иные органы и выборные  должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального  образования и обладающие собственными  полномочиями по решению вопросов  местного значения;

-  реализует полномочия  по решению вопросов местного  значения, совокупность которых  составляет его компетенцию (с  общетеоретической точки зрения  — выполняет свойственные только  ему задачи и функции, реализуя  общие функции местного самоуправления). Такие полномочия закрепляет Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 2003 г., другие федеральные законы, законы субъектов РФ, муниципальные правовые акты:

-  характеризуется организационной  обособленностью и самостоятельностью  в структуре местного самоуправления. Каждый орган местного самоуправления  в определенных рамках относительно  самостоятелен и организационно  обособлен. Некоторые органы местного  самоуправления являются юридическими  лицами. В соответствии с п. 2 ст. 41 названного Закона органы местного  самоуправления, которые в соответствии  с ним и уставом муниципального  образования наделяются правами  юридического лица, являются муниципальными  учреждениями, образуемыми для осуществления  управленческих функций, и подлежат  государственной регистрации в  качестве юридических лиц в  соответствии с федеральным законом. Однако структурные подразделения  таких органов местного самоуправления  самостоятельностью не обладают (как и правами юридического  лица), например, комиссии представительного  органа муниципального образования.

Также данный признак подчеркивает различие между органами государства и органами местного самоуправления (хотя большинство признаков у них общие). В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (а значит, не являются частью общего государственного аппарата, а органы государственной власти не являются частью структуры органов местного самоуправления);

-  наделен властными  полномочиями, т.е. его решения принимаются  от имени муниципального образования, носят обязательный для всех  характер и при необходимости  подкрепляются принудительной силой (в том числе государства). В  соответствии с п. 3 ст. 7 Закона  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ»  от 2003 г. муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Данный признак позволяет отличать муниципальные органы (как и государственные) от учреждений и организаций, таковыми не являющихся. Например, учреждения здравоохранения, образования и науки (вузы, научно-исследовательские институты, школы и т.д.) властными полномочиями не обладают и не могут выносить общеобязательных решений (хотя должностные лица этих учреждений и организаций имеют некоторые властные полномочия)2.

 

1.3 Структура органов местного самоуправления

 

ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дает перечень органов местного самоуправления, которые закреплены в статье 34 главы 6 настоящего закона.

Упорядоченная в соответствии с нормативными правовыми актами совокупность органов местного самоуправления составляет их систему. Она имеет определенную структуру, т. е. внутреннее строение.

В соответствии со ст. 34 вышеназванного Закона структуру органов местного самоуправления составляют:

-  представительный орган  муниципального образования;

-  глава муниципального  образования;

-  местная администрация (исполнительно-распорядительный орган  муниципального образования);

-  контрольный орган  муниципального образования;

-  иные органы и выборные  должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального  образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Обязательным, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом, является наличие в структуре органов местного самоуправления:

-  представительного органа  муниципального образования;

-  главы муниципального  образования;

-  местной администрации (исполнительно - распорядительного  органа муниципального образования).

Другие органы местного самоуправления являются факультативными, например, контрольный орган местного самоуправления. Хотя принцип разделения властей, применяемый на государственном уровне, не в полной мере может быть реализован в местном самоуправлении, однако определенным образом все же себя проявляет.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Уставы ряда муниципальных образований содержит следующую структуру органов местного самоуправления:

а) городская дума - представительный орган;

б) администрация города - исполнительно-распорядительный орган;

в) контрольно-счетная палата - контрольный орган;

г) глава города, который является председателем городской думы - высшее должностное лицо3.

В соответствии с п. 3 ст. 34 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Для малочисленных сельских поселений закон предусматривает возможность совмещения функций главы муниципального образования, главы исполнительно-распорядительного органа и председателя представительного органа муниципального образования, что позволит сэкономить средства местного бюджета на содержание аппарата. Данная структура органов местного самоуправления, должна быть закреплена в уставе муниципального образования.

Согласно данному закону уставом муниципального образования определяются такие организационные вопросы, как:

а) порядок формирования органов местного самоуправления;

б) компетенция органов местного самоуправления;

в) срок полномочий органов местного самоуправления;

г) формы подотчетности и подконтрольности органов местного самоуправления;

д) иные вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления.

Число создаваемых органов местного самоуправления, их структура и объем компетенции различаются, как правило, в зависимости от следующих факторов:

Информация о работе Представительные органы местного самоуправления