Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 16:20, реферат
Общественно-политические изменения, происшедшие в России за последние 10-12 лет, оказали самое серьезное влияние на религиозную жизнь в стране, изменив положение религиозных объединений и существенно расширив религиозные свободы граждан. Начало этим положительным изменениям было положено законом «О свободе вероисповеданий» (1990) и закреплены в ныне действующем законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997) .
Введение………………………………………………………………………2
1. Сущность свободы совести.
1.1.Понятие свободы совести по Конституции РФ…………………………..4
1.2.Государственно-правовое регулирование свободы совести…………….5
2. Принцип светского государства и свободы совести как конституционная основа взаимоотношений религиозных организаций и государства
2.1. Закрепление принципа светского государства и свободы совести в Конституции России………………………………………………………………6
2.2.Отношения государства и религиозных объединений…………..…………8
2.3. Правовая основа создания и деятельности
религиозных объединений в Российской Федерации…………………………11
2.4.Создание религиозной организации
на территории Российской Федерации. ………………………………………..13
2.5.Гарантии конституционно–правового
статуса религиозных объединений в РФ………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы…………………………………………………………..…20
Федеральный закон 1997 г. предусматривает различные пути материального содействия государства выполнению функций религиозных объединений. Это может быть передача в собственность религиозных организаций имущества от государства (ч. 2 ст. 21). Подобная возможность должна учитываться в особенности потому, что в свое время многие объекты, принадлежавшие церкви, были национализированы и таким образом перешли в собственность государства. Сегодня данный канал пополнения собственности религиозных организаций используется достаточно широко.
Кроме того, согласно Закону, религиозные организации вправе использовать для своих нужд земельные участки, здания и имущество, предоставляемые им государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами. Причем передача в пользование по функциональному назначению культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно (ч. 1 и 2 ст. 22).
Наконец, очень важно то, что государство оставило за собой функцию надзора и контроля за исполнением законодательства о свободе совести, вероисповедания и о религиозных объединениях.12 На основании ст. 25 Закона надзор за исполнением указанного законодательства возложен на органы прокуратуры РФ. А зарегистрировавший религиозную организацию орган осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка деятельности организации.
2.3. Правовая основа создания и деятельности религиозных объединений в Российской Федерации
Основы деятельности религиозных организаций закреплены в Конституции РФ, в статье 14, согласно которой Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В статье 28 Конституции РФ сказано, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Религиозные организации являются также не только общественными образованиями, проповедующими определенное вероучение, но и являются участниками гражданского оборота, участниками имущественных отношений, регулируемых гражданским правом. Такое участие необходимо для материального обеспечения основной деятельности религиозных организаций и обеспечения достижения их основных целей. Соответственно, основой участия в гражданском обороте являются имущественные права этих организаций. Следует отметить, что после длительного перерыва в советский период религиозные организации становятся собственниками имущества, которое ранее им принадлежало; государство возвращает им имущество как религиозного, так и вспомогательного назначения.
Впервые в советском законодательстве положение о том, что религиозные организации признаются юридическими лицами с момента регистрации их устава (положения), было закреплено в ст. 13 Закона СССР от 1 октября 1990 г. «О свободе совести и религиозных организациях», соответствующих статьях в законодательных актах республик. Причем это положение было закреплено не только в законах, непосредственно регулирующих деятельность религиозных организаций, но и в принятых в 1991 г. Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик (ст. 11).
В настоящее время религиозные организации признаются субъектами гражданского права и наделяются специальной правоспособностью. Понятие религиозной организации содержится в ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». Религиозная организация определяется в указанной статье как добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Это определение дополняет ст. 6 того же Закона, в которой перечислены признаки религиозного объединения: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Таким образом, законодатель выделяет два отличительных критерия религиозного объединения от нерелигиозного. Это цели создания: совместное исповедание и распространение веры и соответствующие этим целям признаки, названные в п. 1 ст. 6 Закона. Примером религиозной организации может послужить Русская Православная Церковь.13
Религиозные объединения создаются в форме религиозных групп и религиозных организаций. Это могут быть общероссийские, межрегиональные, региональные и местные религиозные объединения. Из числа религиозных объединений в качестве юридического лица регистрируется лишь религиозная организация (но не религиозная группа).14
В качестве структурных подразделений религиозной организации могут выступать не только самостоятельные организации, имеющие статус юридического лица, но и отделения, филиалы, представительства, не имеющие такого статуса. Их включение в состав религиозной организации в качестве элемента структуры более логично по сравнению с вхождением в состав религиозной организации самостоятельных юридических лиц. В законе не раскрывается понятие «отделение» и его отличия от филиалов и представительств. Очевидно, это синонимичные понятия. В качестве отделений могут, например, выступать такие образования, как монастырь, подворье в православии.
Представительством иностранной религиозной организации называется открываемое в Российской Федерации обособленное подразделение иностранной религиозной организации, действующее от ее имени и по ее поручению на основании предоставленных полномочий. Представительство не является юридическим лицом.15
Представительства не могут заниматься культовой, иной религиозной деятельностью, и на них не распространяется статус религиозного объединения, установленный законодательством Российской Федерации.
2.4.Создание
религиозной организации на
Создание религиозной организации может происходить в результате как учреждения, так и реорганизации. Создание религиозной организации происходит по инициативе учредителей. Принятие решения об учреждении является начальным этапом создания любой организации. Однако особенность создания местной религиозной организации состоит в том, что ее появлению всегда предшествует религиозная группа, состоящая из верующих граждан в количестве не менее десяти человек. Именно они и выступают в роли учредителей.16
Законодатель требует, чтобы при образовании местной религиозной организации было подтверждено существование религиозной группы на данной территории не менее пятнадцати лет (п. 1 ст. 9 Закона о свободе совести и религиозных объединениях). Подтверждение выдается органами местного самоуправления.
Предоставление этим органам названных полномочий вполне оправдано и согласуется с другими положениями закона, в частности с п. 2 ст. 7 Закона о свободе совести, в соответствии с которым граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности именно органы местного самоуправления.
Требование о подтверждении 15-летнего срока не распространяется на местные религиозные организации, входящие в состав централизованной организации того же вероисповедания. Законодатель не придает значения времени нахождения в структуре этой организации, такое взаимодействие может произойти и незадолго до обращения в регистрирующий орган. Документально это выглядит как представление в орган юстиции подтверждения о вхождении в структуру централизованной организации, выданное этой организацией.
Законодатель, учитывая присущий России религиозный плюрализм, предоставил религиозным объединениям (как и другим общественным объединениям) право регистрироваться в органах юстиции и приобретать права юридического лица (религиозные организации) либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (религиозные группы). Субъектами же права собственности могут быть лишь религиозные объединения в форме религиозных организаций, обладающие правами юридического лица (религиозное общество, приход, монастырь, братство и др.). Согласно п. 4 ст. 213 ГК религиозные организации (объединения), признаваемые юридическими лицами, являются собственниками приобретенного ими имущества. Учредители этих организаций утрачивают права на имущество, переданное ими в собственность религиозной организации.17
Практика применения Закона о свободе совести и религиозных объединениях показывает, что религиозная организация может иметь структурные подразделения, наделенные статусом самостоятельного юридического лица. Однако самостоятельность структурного подразделения по многим вопросам, в том числе участия в гражданском обороте, может быть существенно ограничена внутренними установлениями централизованной религиозной организации.
2.5.Гарантии конституционно–
Самым главным нормативно правовым актом, регулирующим правовой статус религиозных объединений является Конституция РФ 1993 года, которой провозглашена свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст.28), религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст.14).
Затем, на втором месте по значимости следует выделить международно-правовые акты, в числе которых:
- Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года. Здесь, в частности говорится:
"Каждый человек имеет
право на свободу мысли, совести
и религии; это включает свободу
менять свою религию или
- Международный пакт о гражданских и политических правах, из которого следует:
"Никто не должен
подвергаться принуждению, умаляющему
его свободу иметь или
- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод:
"Каждый имеет право
на свободу мысли, совести и
религии; это право включает свободу
менять свою религию или
- В "Итоговом документе венской встречи 1989 года" закреплено, что участники договора "будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Они также подтверждают всеобщее значение прав человека и основных свобод, уважение которых является существенным фактором мира, справедливости и безопасности, необходимых для обеспечения развития дружественных отношений и сотрудничества между ними, как и между всеми государствами".
Несмотря на то, что в приведенных выше актах не упоминаются религиозные объединения как таковые, все же нормы продиктованные положениями вышеперечисленных документов регламентируют права религиозных объединений и указывают на их обязанности.
Далее следует выделить не рас упомянутый в данной курсовой работе Федеральный закон "о свободе совести и религиозных объединениях". В приведенном законе наиболее полно изложен правовой статус религиозных объединений Российской Федерации. С момента его принятия не утихают споры о том, что данный нормативно правовой акт противоречит Конституции РФ, которая устанавливает равенство всех религиозных объединений перед законом. В преамбулу закона вписаны следующие строки "…признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России…". Некоторые исследователи указывают на тот факт, что подобным указанием на "особую роль православия" и перечень признанных государственных религий, закон ущемляет правовое положение других религиозных объединений не входящих в этот список.18
Общественные и религиозные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.
Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам указанных организаций (объединений), а указанные организации (объединения) не отвечают по обязательствам своих членов".
Особенности правового положения религиозных объединений закреплены также другим нормативно-правовыми актами, такими как гражданский кодекс РФ, административный кодекс РФ и прочими, но все они по существу только лишь дублируют приведенные выше акты.