Принцип светского государства и свободы совести как конституционная основа взаимоотношений религиозных организаций и государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 16:20, реферат

Описание работы

Общественно-политические изменения, происшедшие в России за последние 10-12 лет, оказали самое серьезное влияние на религиозную жизнь в стране, изменив положение религиозных объединений и существенно расширив религиозные свободы граждан. Начало этим положительным изменениям было положено законом «О свободе вероисповеданий» (1990) и закреплены в ныне действующем законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997) .

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………2

1. Сущность свободы совести.
1.1.Понятие свободы совести по Конституции РФ…………………………..4
1.2.Государственно-правовое регулирование свободы совести…………….5
2. Принцип светского государства и свободы совести как конституционная основа взаимоотношений религиозных организаций и государства
2.1. Закрепление принципа светского государства и свободы совести в Конституции России………………………………………………………………6
2.2.Отношения государства и религиозных объединений…………..…………8
2.3. Правовая основа создания и деятельности
религиозных объединений в Российской Федерации…………………………11
2.4.Создание религиозной организации
на территории Российской Федерации. ………………………………………..13
2.5.Гарантии конституционно–правового
статуса религиозных объединений в РФ………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы…………………………………………………………..…20

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Magomedova_M_4_kurs.docx

— 44.86 Кб (Скачать файл)

Федеральный закон 1997 г. предусматривает различные пути материального содействия государства выполнению функций религиозных объединений. Это может быть передача в собственность религиозных организаций имущества от государства (ч. 2 ст. 21). Подобная возможность должна учитываться в особенности потому, что в свое время многие объекты, принадлежавшие церкви, были национализированы и таким образом перешли в собственность государства. Сегодня данный канал пополнения собственности религиозных организаций используется достаточно широко.

Кроме того, согласно Закону, религиозные организации вправе использовать для своих нужд земельные участки, здания и имущество, предоставляемые им государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами. Причем передача в пользование по функциональному назначению культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно (ч. 1 и 2 ст. 22).

Наконец, очень важно то, что государство оставило за собой функцию надзора и контроля за исполнением законодательства о свободе совести, вероисповедания и о религиозных объединениях.12 На основании ст. 25 Закона надзор за исполнением указанного законодательства возложен на органы прокуратуры РФ. А зарегистрировавший религиозную организацию орган осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка деятельности организации.

 

 

 

 

 

 

2.3. Правовая основа создания и деятельности религиозных объединений в Российской Федерации

 

 

Основы деятельности религиозных организаций закреплены в Конституции РФ, в статье 14, согласно которой Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В статье 28 Конституции РФ сказано, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Религиозные организации являются также не только общественными образованиями, проповедующими определенное вероучение, но и являются участниками гражданского оборота, участниками имущественных отношений, регулируемых гражданским правом. Такое участие необходимо для материального обеспечения основной деятельности религиозных организаций и обеспечения достижения их основных целей. Соответственно, основой участия в гражданском обороте являются имущественные права этих организаций. Следует отметить, что после длительного перерыва в советский период религиозные организации становятся собственниками имущества, которое ранее им принадлежало; государство возвращает им имущество как религиозного, так и вспомогательного назначения.

Впервые в советском законодательстве положение о том, что религиозные организации признаются юридическими лицами с момента регистрации их устава (положения), было закреплено в ст. 13 Закона СССР от 1 октября 1990 г. «О свободе совести и религиозных организациях», соответствующих статьях в законодательных актах республик. Причем это положение было закреплено не только в законах, непосредственно регулирующих деятельность религиозных организаций, но и в принятых в 1991 г. Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик (ст. 11).

В настоящее время религиозные организации признаются субъектами гражданского права и наделяются специальной правоспособностью. Понятие религиозной организации содержится в ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». Религиозная организация определяется в указанной статье как добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Это определение дополняет ст. 6 того же Закона, в которой перечислены признаки религиозного объединения: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Таким образом, законодатель выделяет два отличительных критерия религиозного объединения от нерелигиозного. Это цели создания: совместное исповедание и распространение веры и соответствующие этим целям признаки, названные в п. 1 ст. 6 Закона. Примером религиозной организации может послужить Русская Православная Церковь.13

Религиозные объединения создаются в форме религиозных групп и религиозных организаций. Это могут быть общероссийские, межрегиональные, региональные и местные религиозные объединения. Из числа религиозных объединений в качестве юридического лица регистрируется лишь религиозная организация (но не религиозная группа).14

В качестве структурных подразделений религиозной организации могут выступать не только самостоятельные организации, имеющие статус юридического лица, но и отделения, филиалы, представительства, не имеющие такого статуса. Их включение в состав религиозной организации в качестве элемента структуры более логично по сравнению с вхождением в состав религиозной организации самостоятельных юридических лиц. В законе не раскрывается понятие «отделение» и его отличия от филиалов и представительств. Очевидно, это синонимичные понятия. В качестве отделений могут, например, выступать такие образования, как монастырь, подворье в православии.

Представительством иностранной религиозной организации называется открываемое в Российской Федерации обособленное подразделение иностранной религиозной организации, действующее от ее имени и по ее поручению на основании предоставленных полномочий. Представительство не является юридическим лицом.15

Представительства не могут заниматься культовой, иной религиозной деятельностью, и на них не распространяется статус религиозного объединения, установленный законодательством Российской Федерации.

 

 

2.4.Создание  религиозной организации на территории  Российской Федерации

 

Создание религиозной организации может происходить в результате как учреждения, так и реорганизации. Создание религиозной организации происходит по инициативе учредителей. Принятие решения об учреждении является начальным этапом создания любой организации. Однако особенность создания местной религиозной организации состоит в том, что ее появлению всегда предшествует религиозная группа, состоящая из верующих граждан в количестве не менее десяти человек. Именно они и выступают в роли учредителей.16

Законодатель требует, чтобы при образовании местной религиозной организации было подтверждено существование религиозной группы на данной территории не менее пятнадцати лет (п. 1 ст. 9 Закона о свободе совести и религиозных объединениях). Подтверждение выдается органами местного самоуправления.

Предоставление этим органам названных полномочий вполне оправдано и согласуется с другими положениями закона, в частности с п. 2 ст. 7 Закона о свободе совести, в соответствии с которым граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности именно органы местного самоуправления.

Требование о подтверждении 15-летнего срока не распространяется на местные религиозные организации, входящие в состав централизованной организации того же вероисповедания. Законодатель не придает значения времени нахождения в структуре этой организации, такое взаимодействие может произойти и незадолго до обращения в регистрирующий орган. Документально это выглядит как представление в орган юстиции подтверждения о вхождении в структуру централизованной организации, выданное этой организацией.

Законодатель, учитывая присущий России религиозный плюрализм, предоставил религиозным объединениям (как и другим общественным объединениям) право регистрироваться в органах юстиции и приобретать права юридического лица (религиозные организации) либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (религиозные группы). Субъектами же права собственности могут быть лишь религиозные объединения в форме религиозных организаций, обладающие правами юридического лица (религиозное общество, приход, монастырь, братство и др.). Согласно п. 4 ст. 213 ГК религиозные организации (объединения), признаваемые юридическими лицами, являются собственниками приобретенного ими имущества. Учредители этих организаций утрачивают права на имущество, переданное ими в собственность религиозной организации.17

Практика применения Закона о свободе совести и религиозных объединениях показывает, что религиозная организация может иметь структурные подразделения, наделенные статусом самостоятельного юридического лица. Однако самостоятельность структурного подразделения по многим вопросам, в том числе участия в гражданском обороте, может быть существенно ограничена внутренними установлениями централизованной религиозной организации.

 

 

2.5.Гарантии конституционно–правового  статуса религиозных объединений  в РФ

 

Самым главным нормативно правовым актом, регулирующим правовой статус религиозных объединений является Конституция РФ 1993 года, которой провозглашена свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст.28), религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст.14).

Затем, на втором месте по значимости следует выделить международно-правовые акты, в числе которых:

- Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года. Здесь, в частности говорится:

"Каждый человек имеет  право на свободу мысли, совести  и религии; это включает свободу  менять свою религию или убеждения  и свободу исповедовать свою  религию или убеждения как  единолично, так и сообща с  другими, публичным или частным  порядком в учении, богослужении  и выполнении религиозных и  ритуальных порядков".

- Международный пакт о гражданских и политических правах, из которого следует:

"Никто не должен  подвергаться принуждению, умаляющему  его свободу иметь или принимать  религию или убеждения по своему  выбору. Свобода исповедовать религию  или убеждения подлежит лишь  ограничениям, установленным законом  и необходимым для охраны общественной  безопасности, порядка, здоровья и  морали, равно как и основных  прав и свобод других лиц".

- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод:

"Каждый имеет право  на свободу мысли, совести и  религии; это право включает свободу  менять свою религию или убеждения  и свободу исповедовать свою  религию или убеждения как  индивидуально, так и сообща с  другими, публичным или частным  порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых  обрядов".

- В "Итоговом документе венской встречи 1989 года" закреплено, что участники договора "будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Они также подтверждают всеобщее значение прав человека и основных свобод, уважение которых является существенным фактором мира, справедливости и безопасности, необходимых для обеспечения развития дружественных отношений и сотрудничества между ними, как и между всеми государствами".

Несмотря на то, что в приведенных выше актах не упоминаются религиозные объединения как таковые, все же нормы продиктованные положениями вышеперечисленных документов регламентируют права религиозных объединений и указывают на их обязанности.

Далее следует выделить не рас упомянутый в данной курсовой работе Федеральный закон "о свободе совести и религиозных объединениях". В приведенном законе наиболее полно изложен правовой статус религиозных объединений Российской Федерации. С момента его принятия не утихают споры о том, что данный нормативно правовой акт противоречит Конституции РФ, которая устанавливает равенство всех религиозных объединений перед законом. В преамбулу закона вписаны следующие строки "…признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России…". Некоторые исследователи указывают на тот факт, что подобным указанием на "особую роль православия" и перечень признанных государственных религий, закон ущемляет правовое положение других религиозных объединений не входящих в этот список.18

Общественные и религиозные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.

Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам указанных организаций (объединений), а указанные организации (объединения) не отвечают по обязательствам своих членов".

Особенности правового положения религиозных объединений закреплены также другим нормативно-правовыми актами, такими как гражданский кодекс РФ, административный кодекс РФ и прочими, но все они по существу только лишь дублируют приведенные выше акты.

Информация о работе Принцип светского государства и свободы совести как конституционная основа взаимоотношений религиозных организаций и государства