Природа российского федерализма: принципы особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 08:39, реферат

Описание работы

Многолетний опыт формирования качественно новых федеративных отношений в Российской Федерации убеждает в том, что всесторонняя интеграция - это объективно необходимый для любой Федерации процесс. Следует совершенствовать федеративное устройство России законодательными мерами, с учетом необходимых и законных потребностей всех субъектов Федерации. Для этого необходимо исследование правовых основ российского федерализма, существующих в современном мире практик распределения полномочий, бюджетных средств и других ресурсов между федеральным центром и субъектами федерации, а также других проблем федеративных отношений.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…….……3
1. Природа российского федерализма: принципы особенности……….……5
2. Институт федерального вмешательства: понятие и правовое регулирование…………………………………………………………………12
3. Актуальные вопросы правового регулирования и развития федеративных отношений в России…………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………...25
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Конституционная модель федеративных отношений в России.docx

— 39.44 Кб (Скачать файл)

План

   Введение……………………………………………………………….…….……3

   1. Природа российского федерализма: принципы особенности……….……5

   2. Институт федерального  вмешательства: понятие и правовое регулирование…………………………………………………………………12

   3. Актуальные вопросы  правового регулирования и развития федеративных отношений в России…………………………………………………………..18

  Заключение……………………………………………………………………...25

   Список использованной  литературы…………………………………….……27

   Практическое задание……………………………………………………….....28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   В современном  мире существуют различные формы  государственно-территориального устройства, в том числе более 20 федераций.

   Федеративное устройство - разновидность государственного  устройства, являющегося необходимым  институтом конституционного права  каждой страны.

   Многолетний опыт  формирования качественно новых  федеративных отношений в Российской  Федерации убеждает в том, что  всесторонняя интеграция - это объективно  необходимый для любой Федерации  процесс. Следует совершенствовать  федеративное устройство России  законодательными мерами, с учетом  необходимых и законных потребностей  всех субъектов Федерации. Для  этого необходимо исследование  правовых основ российского федерализма, существующих в современном мире  практик распределения полномочий, бюджетных средств и других  ресурсов между федеральным центром  и субъектами федерации, а также  других проблем федеративных  отношений.

Актуальность темы определяется сложностью и противоречивостью современного периода российской государственности, также заключается в том, что проблема формирования качественно новых федеративных отношений в современной Российской Федерации поставлен на повестку дня самой историей нашего государства. Современный этап становления федерализма во многом выявил основные тенденции этого сложного и противоречивого процесса. В исследованиях, посвященных различным аспектам федерализма в современной Российской Федерации, существует множество подходов в оценке происходящих в обществе перемен, нуждающихся в глубоком научном осмыслении.

Объектом исследования является сложный и динамично развивающийся процесс становления и развития качественно новых федеративных отношений в Российской Федерации как системной целостности.

   Предметом исследования  является специфика федеративных  отношений как фактора социально-политических  процессов в Российской Федерации  в течение последних  лет.

   Цель исследования  – изучить устройство федеративных  отношений в России и выявить  их проблемы на современном  этапе

   Информационной базой  исследования являются учебная  литература по теме, авторские  работы известных политологов, социологов, историков и правоведов.

1. Природа российского  федерализма: принципы и особенности

 

Концепция российского федерализма определена, прежде всего, Конституцией Российской Федерации 1993 г. Принципиальное значение имеет ст. 5 Конституции, являющаяся составной частью «основ конституционного строя». В этой статье закрепляются принципы федеративного устройства страны: ее государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов, равноправие субъектов Российской Федерации, а также принцип равноправия и самоопределения народов Российской Федерации. Эти принципы, поскольку они закреплены в главе «Основы конституционного строя», могут быть изменены не иначе, как путем принятия новой российской Конституции.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции, она имеет прямое действие или, другими словами, является непосредственно действующим правом. И в этом смысле Конституция — органическая составная часть правовой системы и реализуется самостоятельно без каких-либо дополнительных предписаний. Однако многие положения Конституции, в том числе и нормы, регламентирующие федеративные отношения, нуждаются в конкретизации. Конституцией предусматривается принятие ряда конституционных федеральных законов и федеральных законов: о порядке образования и принятия в состав Российской Федерации новых субъектов Федерации, о порядке изменения статуса субъекта Федерации, об общих принципах организации представительных и исполнительных органов субъектов Федерации и др.

Статья 5 Конституции РФ определяет основополагающие принципы, на которых строится российский федерализм.

1. Государственная целостность  Российской Федерации. Государственная  целостность - неотъемлемый признак  суверенного государства. Государственная  целостность федеративного государства  гарантируется тем, что государственный  суверенитет как верховенство  и независимость государственной  власти на всей своей территории  и в международных отношениях  принадлежит только Федерации, но  не ее субъектам. Субъекты Федерации  не имеют право выхода (сецессии) из Российской Федерации. Российская  Федерация имеет единую территорию  в пределах государственной границы, единое гражданство, Конституцию, единое экономическое пространство.

2. Единство системы государственной  власти. Данный принцип означает  как общие основы построения  органов государственной власти  Федерации и субъектов, так и  проведение общей государственной  политики.

Принцип единства системы государственной власти выражается прежде всего в единстве системы органов государственной власти. В соответствии со ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В рамках единой системы органов исполнительной власти Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ст. 85 Конституции РФ).

3. Провозглашение равноправия  субъектов Российской Федерации. Конституция РФ в ст. 5 закрепляет, что Российская Федерация состоит  из равноправных субъектов Российской  Федерации (ч. 1), а также, что во  взаимоотношениях с федеральными  органами государственной власти  все субъекты Российской Федерации  между собой равноправны. Равноправие  субъектов Российской Федерации  означает равные возможности  в обладании и осуществлении  правами и обязанностями. Естественно, различные субъекты Российской  Федерации обладают различными  экономическими, социальными и политическими  особенностями, что создает различие  в их правовом статусе, то есть  наличном объеме реализуемых  субъектом Российской Федерации  прав и обязанностей.

Равноправие субъектов Российской Федерации является только провозглашенным и не подтверждается дальнейшим конституционным регулированием и политико-правовой практикой федеративных отношений:

1) в ст. 5 Конституция РФ  называет республики государствами, предоставляя им право иметь  свои конституции. Остальные субъекты  Российской Федерации вправе  иметь только уставы. Конституция  РФ (ст. 66) устанавливает, что устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. В отношении порядка принятия конституций республик такого ограничения не установлено - они могут быть приняты и на республиканском референдуме;

2) в соответствии со  ст. 68 Конституции РФ республики  вправе устанавливать свои государственные  языки. Такое право не предоставлено автономной области и округам, также образованным по национальному признаку;

3) республики в соответствии  с ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» вправе иметь свое гражданство: граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики;

4) ст. 66 Конституции РФ  предусматривает, что автономные  округа могут входить в состав  края или области, то есть находиться  в составе иного субъекта Российской  Федерации. При этом территория  и население автономного округа  включаются в состав территории  и населения края или области;

5) практика заключения  двухсторонних соглашений о разграничении  предметов ведения и полномочий  между Российской Федерации и  субъектами Российской Федерации. Такие договоры заключены не  со всеми субъектами Российской  Федерации и, таким образом, отношения  с одной группой  субъектов  регулируются помимо Конституции  РФ, многостороннего Федеративного  договора еще и двухсторонними  договорами, а другая группа субъектов  руководствуется только Конституцией  РФ и федеративным договором. Кроме того, содержание двухсторонних  договоров с разными субъектами  Российской федерации существенно  различается между собой.

4. Равноправие и самоопределение  народов в Российской  Федерации. Право народов на самоопределение является общепризнанным принципов международного права, установленным в Уставе ООН, Международных пактах о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. Однако Конституция РФ, закрепляя принцип самоопределения народов в Российской Федерации, имеет в виду не самоопределение их в виде государственности, то есть отделения от Российской Федерации с созданием собственного государства. Данный принцип закрепляется Конституцией РФ как принцип федерализма и относится к народам (населению) субъектов Российской Федерации как территориально-политическим общностям. Право самоопределения народов как принцип российского федерализма следует отграничивать от права наций на самоопределение как принцип международного права. Во втором случае нация выступает как территориально-политическая общность, формирующая суверенное государство. В этом смысле можно говорить о «российской нации», «российском народе» как о совокупности всех проживающих на территории Российской Федерации граждан (независимо от национальности).

5. Разграничение предметов  ведения и полномочий между  органами государственной власти  Российской Федерации и органами  государственной власти  субъектов  Российской Федерации. Существование  двухуровневой системы органов  государственной власти в Российской  Федерации предполагает определение  перечней вопросов, решаемых на  каждом уровне. В Российской Федерации  предметы ведения между Федерацией  и субъектами разграничиваются  путем установления предметов  исключительного ведения Российской  Федерации и предметов совместного  ведения Российской Федерации  и субъектов, а также заключения  договоров и соглашений.

При разграничении предметов ведения и полномочий должны соблюдаться следующие основные принципы:

1) конституционность: законы  и иные нормативно-правовые акты  РФ и субъектов РФ, договоры, соглашения  не могут передавать, исключать  или иным образом перераспределять  установленные Конституцией РФ  предметы ведения РФ и предметы  совместного ведения. Указанные  акты не могут быть приняты, если их принятие ведет к  изменению конституционно-правового  статуса субъекта РФ, ущемлению  или утрате признаваемых и  гарантируемых Конституцией РФ  прав и свобод человека и  гражданина, нарушению государственной  целостности РФ и единств системы  государственной  власти в РФ;

2) верховенство Конституции  РФ и законов РФ: в случае  несоответствия положений договоров  и соглашений положениям Конституции  РФ и федеральных законов по предметам исключительного ведения РФ и предметам совместного ведения действуют положения Конституции и законов РФ;

3) равноправие субъектов  РФ при разграничении предметов  ведения и полномочий;

4) недопустимость ущемления  прав и интересов субъектов  РФ: при разграничении предметов  ведения и полномочий в отношении  одного из субъектов РФ недопустимо  ущемление прав и интересов  других субъектов РФ;

5) согласование интересов  федерации и интересов субъектов  РФ в процессе принятия федеральных  законов, законов субъектов РФ, заключения  договоров и соглашений;

6) добровольность заключения  договоров и соглашений;

7) обеспеченность ресурсами: при разграничении предметов  ведения и полномочий решается  вопрос об обеспечении соответствующих  органов государственной власти  финансовыми, материально-техническими  и иными ресурсами, необходимыми  для осуществления указанными  органами своих полномочий;

Информация о работе Природа российского федерализма: принципы особенности