Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 08:39, реферат
Многолетний опыт формирования качественно новых федеративных отношений в Российской Федерации убеждает в том, что всесторонняя интеграция - это объективно необходимый для любой Федерации процесс. Следует совершенствовать федеративное устройство России законодательными мерами, с учетом необходимых и законных потребностей всех субъектов Федерации. Для этого необходимо исследование правовых основ российского федерализма, существующих в современном мире практик распределения полномочий, бюджетных средств и других ресурсов между федеральным центром и субъектами федерации, а также других проблем федеративных отношений.
Введение……………………………………………………………….…….……3
1. Природа российского федерализма: принципы особенности……….……5
2. Институт федерального вмешательства: понятие и правовое регулирование…………………………………………………………………12
3. Актуальные вопросы правового регулирования и развития федеративных отношений в России…………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………...25
Список использованной литературы………………
План
Введение…………………………………………………………
1. Природа российского федерализма: принципы особенности……….……5
2. Институт федерального
вмешательства: понятие и правовое
регулирование……………………………………………
3. Актуальные вопросы
правового регулирования и
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….……27
Практическое задание…………………………
Введение
В современном
мире существуют различные
Федеративное устройство
- разновидность
Многолетний опыт
формирования качественно
Актуальность темы определяется сложностью и противоречивостью современного периода российской государственности, также заключается в том, что проблема формирования качественно новых федеративных отношений в современной Российской Федерации поставлен на повестку дня самой историей нашего государства. Современный этап становления федерализма во многом выявил основные тенденции этого сложного и противоречивого процесса. В исследованиях, посвященных различным аспектам федерализма в современной Российской Федерации, существует множество подходов в оценке происходящих в обществе перемен, нуждающихся в глубоком научном осмыслении.
Объектом исследования является сложный и динамично развивающийся процесс становления и развития качественно новых федеративных отношений в Российской Федерации как системной целостности.
Предметом исследования
является специфика
Цель исследования
– изучить устройство
Информационной базой исследования являются учебная литература по теме, авторские работы известных политологов, социологов, историков и правоведов.
1. Природа российского федерализма: принципы и особенности
Концепция российского федерализма определена, прежде всего, Конституцией Российской Федерации 1993 г. Принципиальное значение имеет ст. 5 Конституции, являющаяся составной частью «основ конституционного строя». В этой статье закрепляются принципы федеративного устройства страны: ее государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов, равноправие субъектов Российской Федерации, а также принцип равноправия и самоопределения народов Российской Федерации. Эти принципы, поскольку они закреплены в главе «Основы конституционного строя», могут быть изменены не иначе, как путем принятия новой российской Конституции.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции, она имеет прямое действие или, другими словами, является непосредственно действующим правом. И в этом смысле Конституция — органическая составная часть правовой системы и реализуется самостоятельно без каких-либо дополнительных предписаний. Однако многие положения Конституции, в том числе и нормы, регламентирующие федеративные отношения, нуждаются в конкретизации. Конституцией предусматривается принятие ряда конституционных федеральных законов и федеральных законов: о порядке образования и принятия в состав Российской Федерации новых субъектов Федерации, о порядке изменения статуса субъекта Федерации, об общих принципах организации представительных и исполнительных органов субъектов Федерации и др.
Статья 5 Конституции РФ определяет основополагающие принципы, на которых строится российский федерализм.
1. Государственная целостность
Российской Федерации. Государственная
целостность - неотъемлемый признак
суверенного государства. Государственная
целостность федеративного
2. Единство системы
Принцип единства системы государственной власти выражается прежде всего в единстве системы органов государственной власти. В соответствии со ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В рамках единой системы органов исполнительной власти Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ст. 85 Конституции РФ).
3. Провозглашение равноправия
субъектов Российской
Равноправие субъектов Российской Федерации является только провозглашенным и не подтверждается дальнейшим конституционным регулированием и политико-правовой практикой федеративных отношений:
1) в ст. 5 Конституция РФ
называет республики
2) в соответствии со
ст. 68 Конституции РФ республики
вправе устанавливать свои
3) республики в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» вправе иметь свое гражданство: граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики;
4) ст. 66 Конституции РФ
предусматривает, что автономные
округа могут входить в состав
края или области, то есть находиться
в составе иного субъекта
5) практика заключения
двухсторонних соглашений о
4. Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации. Право народов на самоопределение является общепризнанным принципов международного права, установленным в Уставе ООН, Международных пактах о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. Однако Конституция РФ, закрепляя принцип самоопределения народов в Российской Федерации, имеет в виду не самоопределение их в виде государственности, то есть отделения от Российской Федерации с созданием собственного государства. Данный принцип закрепляется Конституцией РФ как принцип федерализма и относится к народам (населению) субъектов Российской Федерации как территориально-политическим общностям. Право самоопределения народов как принцип российского федерализма следует отграничивать от права наций на самоопределение как принцип международного права. Во втором случае нация выступает как территориально-политическая общность, формирующая суверенное государство. В этом смысле можно говорить о «российской нации», «российском народе» как о совокупности всех проживающих на территории Российской Федерации граждан (независимо от национальности).
5. Разграничение предметов
ведения и полномочий между
органами государственной
При разграничении предметов ведения и полномочий должны соблюдаться следующие основные принципы:
1) конституционность: законы
и иные нормативно-правовые
2) верховенство Конституции
РФ и законов РФ: в случае
несоответствия положений
3) равноправие субъектов
РФ при разграничении
4) недопустимость ущемления
прав и интересов субъектов
РФ: при разграничении предметов
ведения и полномочий в
5) согласование интересов
федерации и интересов
6) добровольность заключения договоров и соглашений;
7) обеспеченность ресурсами:
при разграничении предметов
ведения и полномочий решается
вопрос об обеспечении
Информация о работе Природа российского федерализма: принципы особенности