Приватизация государственной и муниципальной собственности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:37, контрольная работа

Описание работы

Приватизационная реформа в России прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами, и в нашем обществе сейчас всё чаще можно услышать высказывания по поводу не законности проведенной приватизации, её экономической и политической не целесообразности, а некоторые известные политические деятели высказываются за пересмотр итогов проведенной приватизации.
Российская приватизация отличается противоречивостью нормативно-правовых актов о приватизации, поэтому одной из цели своей курсовой работы я ставлю – показать эволюцию российского законодательства о приватизации, так же проанализировать нормы законодательства по этому вопросу, а так же показать приватизацию государственного и муниципального имущества с практической точки зрения – т.е. раскрыть процесс приватизации в России и оценить ее итоги.

Содержание работы

Введение
1. Приватизация государственной собственности в России: сущность, цели, направления.
2. Приватизация муниципальной собственности в России: сущность, цели, направления.
Заключение
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по экономике.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Содержание системы отношений  приватизации раскрывается через ее цели. В этом аспекте приватизация – не цель реформы, а ее  инструмент. Приватизация способствует демонополизации производства. К сожалению, резкий переход к акционированию крупных предприятий произошел без их предварительной реорганизации и коммерциализации. Это не позволило увязать задачи приватизации и демонополизации. Следует учитывать, что проблему демонополизации удается решить не во всех отраслях народного хозяйства и не только методами разукрупнения. Взаимосвязь приватизации и демонополизации настолько сложна, что использование разрешенных программой приватизации методов приводило к разрушению сложившихся отраслевых научных комплексов при выходе из них структурных подразделений.

Реализация целей приватизации взаимно противоречива. Явные противоречия существуют между принципами социальной справедливости и экономической эффективности. Здесь пришлось поступиться нормами справедливости в целях ускорения процесса разгосударствления и приватизации. Важным средством приватизации является перераспределение доходов и имущества.

Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы.

Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к «неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования. Проведение приватизационных мероприятий в России сталкивается с целым рядом объективных препятствий. Прежде всего масштаб предполагаемых преобразований несопоставим с аналогичными процессами в других странах. Практически отсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства значительно усложнил оценку потенциала низко рентабельных предприятий.

Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Эти условия объясняют неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых коллективов, безработных и т.п.).

Приватизация является важнейшим  инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация на самом  деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация  прав собственности [4].

 

 

  1. Приватизация муниципальной собственности в России: сущность, цели, направления

Особое место в системе российского законодательного и нормативно-правового регулирования занимает законодательная и нормативно-правовая база приватизации муниципального имущества. (ГК РФ сделки по приватизации не регулирует). Процесс приватизации в 1991 - 1997 гг. основывался на Законе РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» от 03.07.91. Его реализация дополнительно регулировалась:

 Программой приватизации  государственных и муниципальных  предприятий в РФ, утверждённой  постановлением Верховного Совета РФ от 11.06.92 № 2980-1,

 Указом Президента  РФ от 29.01.92 № 66 «Об ускорении  приватизации государственных и  муниципальных предприятий»,

 Перечисленные документы  являются основной нормативно-методической  базы для осуществления приватизации на муниципальном уровне. В них:

  • определены органы приватизации, их функции, полномочия и ответственность;
  • установлены способы приватизации;
  • объекты муниципальной собственности разделены по степени их вовлечённости в процесс приватизации (объекты, запрещённые к приватизации, объекты, приватизация которых ограничена определёнными условиями, объекты, обязательные к приватизации);
  • установлены процедуры принятия решений, организации торгов;
  • установлен порядок предоставления льгот отдельным категориям участников (покупателей) процесса приватизации.

 Указ Президента  РФ от 01.07.92 № 721 «Об организационных  мерах по преобразованию государственных  предприятий, добровольных объединений  предприятий в акционерные общества»  и Постановление Правительства  РФ от 04.09.92 № 547 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 01.07.92 № 721...» представляют собой нормативную и методическую базу процесса приватизации способом акционирования. Эти документы являются ключевыми для реформирования крупных и крупнейших предприятий и российской экономики в целом, но к приватизации муниципальной собственности серьёзного отношения не имеют, так как при разграничении собственности на муниципальный уровень подобные предприятия практически не передавались.

 Законом «О приватизации...» предполагалось ежегодное утверждение Программы приватизации российским парламентом. Но после 1992 года и до настоящего времени ни одна из программ, предложенным правительством парламенту, утверждена не была. До настоящего времени с небольшими поправками действуют утверждённые Указом Президента РФ от 22.07.94 № 1535 «Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 01.07.94». Данный документ подвёл черту под массовой приватизацией 1992 - 1994 гг. (в том числе с применением приватизационных чеков), установил отнесение различных объектов государственной и муниципальной собственности к различным уровням получения разрешения на приватизацию, определил льготы при приватизации, порядок использования вырученных средств и т.д.

 Указанные нормативно-правовые  акты сопровождает огромное число  (более 500 наименований) распоряжений, методических рекомендаций, инструктивных  писем Правительства, Госкомимущества  и отраслевых министерств по  вопросам особенности приватизации предприятий тех или иных отраслей народного хозяйства, особенностей налогообложения при приватизации, государственной поддержки приватизированных предприятий и проч. Таким образом, создана целостная нормативно-правовая и методическая база приватизации. За семь лет накоплен также весьма значительный багаж судебной практики по вопросам приватизации, материалы которой регулярно публикуются в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда».

 Практическим пособием  для муниципальных органов приватизации  все эти годы служило периодическое издание - журнал «Панорама приватизации» - издаваемое Госкомимущества и рассылаемое безвозмездно органам приватизации всех уровней (в том числе муниципальным). Благодаря этому изданию муниципальные органы получали все необходимые нормативно-правовые и методические документы, могли ориентироваться в их множестве и создавать собственную нормативно-правовую базу приватизации в соответствии с федеральными разработками.

 Попыткой обобщить  накопленный опыт приватизации, устранить ошибки и противоречия предшествующего этапа можно считать новый Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества» от 21.06.97 № 123-ФЗ.

 В отношении муниципального  имущества Закон носит рамочный характер и обязывает органы местного самоуправления привести в соответствие с ним свою нормативно-правовую базу, которая должна как минимум содержать:

  • определение органа местного самоуправления, осуществляющего приватизацию (как правило, это устанавливается Уставом муниципального образования);
  • наложение ограничений на приватизацию тех или иных муниципальных объектов;
  • выбор способов и вариантов приватизации для различных объектов;
  • порядок определения начальной цены объекта приватизации;
  • порядок оплаты выкупаемого имущества;
  • порядок распределения и использования средств, вырученных от приватизации муниципального имущества.

 При разработке  нормативно-правовой базы приватизации  муниципального имущества местные  органы власти и управления  ориентируются на федеральную нормативную базу.

 Федеральное законодательство  предоставляет муниципальным органам  значительную свободу по формированию  собственной приватизационной политики  и, соответственно, собственной нормативно-правовой  базы. Методической основой для  разработок на местном уровне по-прежнему остаются Указы Президента от 29.12.91 № 66 и от 01.07.92 № 721, от 22.07.92 № 1535 в части, не противоречащей Федеральному закону РФ от 21.06.97 «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ».

 Федеральное законодательство  оставляет большой простор для  местного нормотворчества, и от  квалификации муниципального менеджмента  зависит качество (и даже наличие)  регламентации деятельности органов  местного самоуправления, позволяющей обеспечить «прозрачность» процедур управления и распоряжения муниципальным имуществом; возможность эффективного использования муниципального имущества и целенаправленной приватизации в интересах развития муниципального образования, создания рыночной инфраструктуры, поддержки предпринимательства и развития конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Суммируя изложенное, можно сделать главный вывод, что степень научного подхода  к исследованию проблем, возникших  в процессе приватизации жилья и  возникающих в процессе реализации гражданских прав по распоряжению собственностью, явно недостаточна. Целостная научная концепция, охватывающая основные аспекты затронутых в работе проблем, отсутствует. Позиции ученых по отдельным вопросам носят крайне противоречивый характер.

Процесс приватизации жилищных фондов продиктован политикой нашего государства, и это стало поистине немаловажным со­бытием для наших  граждан.

Впервые в русской  истории смена собственности  произошла не с оружием в руках, а путем принятия закона, разработчики которого вооружалась авторучками, профессионализмом и перспективой создания цивилизованного общества, с развитой системой свободной, независимой от административной власти частной собственности.

Определенная категория  граждан, потенциальных собственников, руководствуясь принципом «поживем - увидим», скорее всего не торопится приобретать квартиру в собственность, и, может быть, окажется права, если в дальнейшем сохранится привилегированное положение нанимателей квартир в домах муниципального фонда по обслуживанию за счет средств бюджета. Однако в мире нет ничего постоянного, поэтому, принимая решение о статусе своего жилища, каждый будет руководствоваться в первую очередь «рыночными» соображениями

Проблемы могут возникнуть, если в муниципальном доме будет приватизирована лишь часть квартир, и встанет вопрос об ответственности за эксплуатацию инженерного оборудования и мест общего пользования - выделить доли собственности каждому из общего имущества невозможно, а неопределенная ответственность может провести к разрушению дома.

Многие дома подлежат капитальному ремонту, а средств  в бюджете, на его проведение нет. Продать эти дома и переселить из них жителей также невозможно (сокращение государственного жилищного  строительства).

А если предположить, что очень давно выработали свой срок эксплуатации так называемые «хрущевки» и начнут разваливаться - нетрудно представить целую армию населения без крыши над головой. И в такой критической ситуации государство будет вынуждено прибегнуть к старому испытанному способу- подселить этих людей в сохранившиеся квартиры, превратив их в коммуналки.

При всех недостатках, предполагаемых проблемах все-таки приватизация жилищного  фонда в России уже внедрена в  практику, и только после окончательного формирования рынка собственников жилья можно будет делать выводы о действительных позитивных или негативных сторонах этого процесса. Трудно спорить с тем, что действующее законодательство в сфере жилищных преобразо­ваний породило многочисленные проблемы, но они связаны как с объективными причинами, так и с просчетами авторов законопрое­ктов и лицами, их утверждающих.

Для решения всех затронутых проблем, не получивших законодательного регулирования, необходимо согласиться  с мнением большого количества специалистов о проведении глубокого всестороннего анализа действующего законодательства, и не только в одной какой-то его сфере, и корректировать нормы закона, чтобы в максимальной степени избегать их несогласованности, не взаимодействия и противоречивости. Девизом такой работы должен быть только высокий профессионализм.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Аукуционек С.П. Теория перехода к рынку. М., 1993
  2. Капелюшников Р.И. Экономическая теория  прав  собственности.  -  М., 1991
  3. Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики - М., 1996
  4. Экономическое развитие, М. Торадо, М., 1997

 

 

 

 


Информация о работе Приватизация государственной и муниципальной собственности в России