Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:55, статья
В статье рассматриваются современные проблемы финансирования жилищно-коммунального хозяйства и перспективные направления совершенствования финансового механизма ЖКХ. Жилищно-коммунальная сфера – чрезвычайно важное направление социальной политики в современной России, где сосредоточено много острых нерешенных проблем, требующих безотлагательного решения. Жилищно-коммунальная политика затрагивает интересы значительного числа субъектов российского общества: населения, органов власти всех уровней (государственного,регионального и местного), промышленных предприятий, коммерческих струк-тур и некоммерческих организаций. Все многообразие функций данной сферы в процессе общественного воспроизводства сводится к двум основным моментам:
ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Абдуллаев С.С. студент 5 курса экономического факультета ДГУ.
«Дагестанский Государственный Университет»
В статье рассматриваются
современные проблемы финансирования жилищно-коммунального
хозяйства и перспективные направления
совершенствования финансового механизма
ЖКХ. Жилищно-коммунальная сфера –
чрезвычайно важное направление социальной
политики в современной России, где сосредоточено
много острых нерешенных проблем, требующих
безотлагательного решения. Жилищно-коммунальная
политика затрагивает интересы значительного
числа субъектов российского общества:
населения, органов власти всех уровней
(государственного,
1) в экономическом плане ЖКУ являются действенным фактором воспроизводства главной силы общества – рабочей силы, создания валового национального продукта и национального дохода, обеспечения экономического роста, повышения эффективности экономики;
2) в социальном плане жилищно-
эффективным фактором стабилизации жизненного уровня населения в период
становления рыночных отношений, его последующего роста, повышения каче-
ства жизни, наиболее полной реализации принципа социальной справедливо-
сти.
О состоянии современного коммунального хозяйства можно говорить
только как о кризисном. Реформирование ЖКХ практически подразумевает под
собой постепенный переход на самофинансирование отрасли, государство
оставляет за собой обязанности по финансовой поддержке лишь малообеспе-
ченных групп населения. Перевод ЖКХ на самофинансирование фактически
означает его функционирование по рыночным правилам. Но бизнес не может
быть прибыльным по определению, если не имеет прочного «фундамента». За-
тяжной системный кризис связан с нарастанием уровня износа основных фон-
дов отрасли, аварийность которой приведет, а в некоторых случаях уже приво-
дит, к разрушению систем жизнеобеспечения. Отсутствие нормального притока
ресурсов не позволяет произвести даже плановую систему сетевого фонда в по-
рядок, не говоря уже о внедрении новых технологий.
Российское жилищно-
нулось с множеством сложных проблем. Основной проблемой отрасли является
практически нулевая экономическая эффективность, и как следствие низкая
производительность труда, слабый менеджмент и крайне высокое потребление
ресурсов. Это напрямую сказывается на качестве и стоимости услуг. Средства,
поступающие от потребителей в оплату услуг, часто не покрывают затраты
предприятий ЖКХ, а это приводит
к необходимости более
тщательному построению «бюджетной вертикали», обеспечивающей сбаланси-
рованность расходных
ной системы, с доходными источниками. В течение ближайших пяти лет в пе-
риод до 2015 года в жилищно-коммунальную отрасль страны будет привлечено
свыше 4 триллионов рублей, в том числе более 400 миллиардов выделит госу-
дарство. Эксперты уже давно говорят о том, что приемлемую рентабельность зна-
чительной части ЖКХ можно обеспечить только за счет роста тарифов. Сего-
дня буквально единичные предприятия, при крайне высокой степени изношен-
ности трубопроводов и очистных сооружений, способны работать с прибылью,
которая, тем не менее, не превышает 5 %. При адекватной тарифной политике,
уверены специалисты, прибыль могла бы достигать 30 %. Самое сложное, пожалуй, определить «золотую середину» − тот уровень тарифов, который устроил бы и потребителей, и предприятия коммунальной отрасли. Зафиксировать уровень тарифов на газ, тепло и воду в трехлетнем бюджете, чтобы притормозить галопирующий рост цен на жилищно-коммунальные услуги − такое предложение выдвинул Фонд содействия реформирования ЖКХ в рамках федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ на 2010−2020 годы» .
Экономический кризис 2009 г. стал серьезным испытанием для малого
бизнеса в сфере жилищных услуг, которая и без финансовых потрясений испы-
тывала большие трудности в своем развитии. Учитывая, что ЖКХ является со-
циально значимым сегментом и присутствие бизнеса в нем затруднено объек-
тивно плохим, а зачастую и аварийным состоянием жилого фонда, необходимо
участие государства в формировании рыночной среды в ЖКХ, а именно созда-
ние финансовых институтов и механизмов, направленных на совершенствова-
ние условий для благоприятного развития отрасли. Реформирование сферы
ЖКХ идет уже давно, государство
говорит о необходимости
частного капитала, однако все эти шаги достаточно формальны и радикально
ситуацию не меняют. Стоит выделить главные барьеры, препятствующие эф-
фективной работе управляющих организаций сферы ЖКХ:
1. Недостаточность
серьезных капитальных вложений. Основным источником финансирования яв-
ляются платежи населения, что позволяет лишь оказывать услуги по содержа-
нию общего имущества и производить небольшой текущий ремонт. Однако, в
связи с тем что аварийность инженерных систем жилых домов, элементов зда-
ний очень высока и при возникновении таких ситуаций требуется срочный ре-
монт, приходится проводить необходимые ремонтно-восстановительные рабо-
ты, что требует дополнительных затрат, которые не могут быть возмещены.
2. Высокий уровень
3. Кадровый дефицит. Сфера
сложна и требует привлечения
как административно–
3(бухгалтеры, инженеры, юристы, экономисты), так и технического (сантехники,
строители). Такие специалисты востребованы на рынке и находят себе при-
менение в других, более высокооплачиваемых отраслях. Компаниям, работаю-
щим в сфере ЖКХ, платить высокую заработную плату просто не по силам. В
связи с этим теряется качество управления, что серьезно сказывается на бизне-
се, теряются ресурсы как финансовые, так и материальные.
4. Незаинтересованность частного бизнеса в участии в ЖКХ. У управляю-
щих организаций нет стимулов и заинтересованности вкладывать финансовые
средства в жилой фонд. И это понятно. Ведь согласно Жилищному кодексу РФ
поменять управляющую
любой момент.
5. Тарифное регулирование. Фактически применяются тарифы, утвер-
жденные органами местного самоуправления, усредненные и не позволяющие
учесть индивидуальное состояние каждого дома. Согласно законодательству
собственники жилых помещений должны утверждать плату за содержание и ре-
монт на общем собрании собственников помещений по предложениям управ-
ляющей организации, − что практически невыполним
Последние 15 лет рост тарифов ЖКХ существенно опережает потреби-
тельскую инфляцию, и финиш в этой гонке никак не приближается. Комму-
нальные тарифы растут из года год, в прошлом году их рост в среднем по стра-
не вышел на уровень 20 %, что в два раза больше общего роста цен. В этом году
ситуация аналогичная. По данным Росстата: плата за холодное водоснабжение
за январь-февраль 2012 года по сравнению с декабрем 2011 года увеличилась на
17 %, за горячее − на 15,5 %, отопление подорожало почти на 14%, энергоснаб-
жение − на 11,5 %. Стоимость жилищно-коммунальных услуг в РМ, рассчитан-
ная по экономически обоснованным тарифам на 1 человека в месяц составила
1108,38 р. Фактически населением оплачено 995,80 руб., или 91,0 % от стоимо-
сти жилищно-коммунальных услуг на 1 человека в месяц. Субсидии на оплату
жилья и коммунальных услуг в республике получали 14,4 тыс. семей, или 4,6 %
от общего числа семей. Среднемесячный размер субсидий на семью за
4январь−июнь 2012г. составил 1073 р. Социальной поддержкой по оплате ЖКУ
пользовались 217,5 тыс. человек. Среднемесячный размер социальной поддерж-
ки на одного пользователя в республике составил 400 р. Выбранные темпы со-
кращения
бюджетных дотаций
дополнительных бюджетных средств в эту сферу.
Одним из выходов из сложившейся ситуации и повышению эффективно-
сти функционирования финансового механизма сферы ЖКХ является создание
специализированных организаций, осуществляющих расчет и сбор платежей за
жилищно-коммунальные услуги и обеспечивающих своевременное поступле-
ние денежных средств предприятиям ЖКХ. В некоторых регионах уже приме-
няется практика их функционирования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1 Болдырева
И. А. Направления
2 Газета
«Коммерсантъ» [Электронный
Информация о работе Проблемы финансирования жилищно-коммунального хозяйства России и пути их решения