Проблемы финансирования жилищно-коммунального хозяйства России и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:55, статья

Описание работы

В статье рассматриваются современные проблемы финансирования жилищно-коммунального хозяйства и перспективные направления совершенствования финансового механизма ЖКХ. Жилищно-коммунальная сфера – чрезвычайно важное направление социальной политики в современной России, где сосредоточено много острых нерешенных проблем, требующих безотлагательного решения. Жилищно-коммунальная политика затрагивает интересы значительного числа субъектов российского общества: населения, органов власти всех уровней (государственного,регионального и местного), промышленных предприятий, коммерческих струк-тур и некоммерческих организаций. Все многообразие функций данной сферы в процессе общественного воспроизводства сводится к двум основным моментам:

Файлы: 1 файл

статья по Рябичевой.doc

— 47.00 Кб (Скачать файл)

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Абдуллаев С.С.  студент 5  курса экономического факультета ДГУ.

«Дагестанский Государственный Университет»

 

 

В статье рассматриваются  современные проблемы финансирования жилищно-коммунального хозяйства и перспективные направления совершенствования финансового механизма ЖКХ. Жилищно-коммунальная сфера – чрезвычайно важное направление социальной политики в современной России, где сосредоточено много острых нерешенных проблем,  требующих безотлагательного решения. Жилищно-коммунальная политика затрагивает интересы значительного числа субъектов российского общества:  населения,  органов власти всех уровней (государственного,регионального и местного), промышленных предприятий, коммерческих струк-тур и некоммерческих организаций. Все многообразие функций данной сферы в процессе общественного воспроизводства сводится к двум основным моментам:

 

1) в экономическом плане ЖКУ  являются действенным фактором воспроизводства главной силы общества – рабочей силы, создания валового национального продукта и национального дохода, обеспечения экономического роста, повышения эффективности экономики;

 

2) в социальном плане жилищно-коммунальное  обслуживание выступает

эффективным фактором стабилизации жизненного уровня населения в период

становления рыночных отношений, его  последующего роста, повышения каче-

ства жизни, наиболее полной реализации принципа социальной справедливо-

сти.

О состоянии современного коммунального  хозяйства можно говорить

только как о кризисном. Реформирование ЖКХ практически подразумевает под

собой постепенный переход на самофинансирование отрасли,  государство

оставляет за собой обязанности  по финансовой поддержке лишь малообеспе-

ченных групп населения. Перевод  ЖКХ на самофинансирование фактически

означает его функционирование по рыночным правилам. Но бизнес не может

быть прибыльным по определению, если не имеет прочного «фундамента». За-

тяжной системный кризис связан с нарастанием уровня износа основных фон-

дов отрасли, аварийность которой приведет, а в некоторых случаях уже приво-

дит, к разрушению систем жизнеобеспечения. Отсутствие нормального притока

ресурсов не позволяет произвести даже плановую систему сетевого фонда  в по-

рядок, не говоря уже о внедрении  новых технологий.

Российское жилищно-коммунальное хозяйство в настоящее время  столк-

нулось с множеством сложных  проблем. Основной проблемой отрасли  является

практически нулевая экономическая  эффективность,  и как следствие  низкая

производительность труда, слабый менеджмент и крайне высокое потребление

ресурсов. Это напрямую сказывается  на качестве и стоимости услуг. Средства,

поступающие от потребителей в оплату услуг,  часто не покрывают затраты

предприятий ЖКХ, а это приводит к необходимости более внимательному  и

тщательному построению «бюджетной вертикали», обеспечивающей сбаланси-

рованность расходных полномочий, закрепленных за каждым уровнем бюджет-

ной системы, с доходными источниками. В течение ближайших пяти лет  в пе-

риод до 2015 года в жилищно-коммунальную отрасль страны будет привлечено

свыше 4 триллионов рублей, в том  числе более 400 миллиардов выделит  госу-

дарство. Эксперты уже давно говорят о том, что приемлемую рентабельность зна-

чительной части ЖКХ можно обеспечить только за счет роста тарифов. Сего-

дня буквально единичные предприятия, при крайне высокой степени изношен-

ности трубопроводов и очистных сооружений, способны работать с прибылью,

которая, тем не менее, не превышает 5 %. При адекватной тарифной политике,

уверены специалисты, прибыль могла  бы достигать 30 %. Самое сложное, пожалуй,  определить «золотую середину» −  тот уровень тарифов,  который устроил бы и потребителей, и предприятия коммунальной отрасли. Зафиксировать уровень тарифов на газ, тепло и воду в трехлетнем бюджете, чтобы притормозить галопирующий рост цен на жилищно-коммунальные услуги − такое предложение выдвинул Фонд содействия реформирования ЖКХ в рамках федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ на 2010−2020 годы» .

Экономический кризис 2009 г. стал серьезным испытанием для малого

бизнеса в сфере жилищных услуг, которая и без финансовых потрясений испы-

тывала  большие трудности в своем  развитии. Учитывая, что ЖКХ является со-

циально значимым сегментом и присутствие  бизнеса в нем затруднено объек-

тивно плохим, а зачастую и аварийным  состоянием жилого фонда, необходимо

участие государства в формировании рыночной среды в ЖКХ, а именно созда-

ние финансовых институтов и механизмов, направленных на совершенствова-

ние условий для благоприятного развития отрасли.  Реформирование сферы

ЖКХ идет уже давно,  государство  говорит о необходимости привлечения

частного капитала, однако все эти  шаги достаточно формальны и радикально

ситуацию не меняют. Стоит выделить главные барьеры, препятствующие эф-

фективной работе управляющих организаций  сферы ЖКХ:

1. Недостаточность финансирования  при одновременной необходимости

серьезных капитальных вложений. Основным источником финансирования яв-

ляются платежи населения, что  позволяет лишь оказывать услуги по содержа-

нию общего имущества и производить  небольшой текущий ремонт. Однако, в

связи с тем что аварийность  инженерных систем жилых домов, элементов  зда-

ний очень высока и при возникновении  таких ситуаций требуется срочный  ре-

монт, приходится проводить необходимые ремонтно-восстановительные рабо-

ты, что требует дополнительных затрат, которые не могут быть возмещены.

2. Высокий уровень налогообложения  на предприятия сферы ЖКХ.

3. Кадровый дефицит. Сфера управления  жилой недвижимостью очень

сложна и требует привлечения  как административно–управляющего персонала

3(бухгалтеры, инженеры, юристы, экономисты), так и технического (сантехники,

строители). Такие специалисты востребованы на рынке и находят себе при-

менение в других, более высокооплачиваемых отраслях. Компаниям, работаю-

щим в сфере ЖКХ, платить высокую  заработную плату просто не по силам. В

связи с этим теряется качество управления, что серьезно сказывается на бизне-

се, теряются ресурсы как финансовые, так и материальные.

4. Незаинтересованность частного  бизнеса в участии в ЖКХ.  У управляю-

щих организаций нет стимулов и  заинтересованности вкладывать финансовые

средства в жилой фонд. И это  понятно. Ведь согласно Жилищному кодексу  РФ

поменять управляющую организацию  собственники жилых помещений могут в

любой момент.

5.  Тарифное регулирование.  Фактически  применяются тарифы,  утвер-

жденные органами местного самоуправления, усредненные и не позволяющие

учесть индивидуальное состояние  каждого дома. Согласно законодательству

собственники жилых помещений  должны утверждать плату за содержание и ре-

монт на общем собрании собственников  помещений по предложениям управ-

ляющей организации, − что практически  невыполним

 

Последние 15 лет рост тарифов ЖКХ  существенно опережает потреби-

тельскую инфляцию, и финиш в  этой гонке никак не приближается. Комму-

нальные тарифы растут из года год, в  прошлом году их рост в среднем  по стра-

не вышел на уровень 20 %, что в  два раза больше общего роста цен. В этом году

ситуация аналогичная. По данным Росстата: плата за холодное водоснабжение

за январь-февраль 2012 года по сравнению с декабрем 2011 года увеличилась на

17 %, за горячее − на 15,5 %, отопление  подорожало почти на 14%, энергоснаб-

жение − на 11,5 %. Стоимость жилищно-коммунальных услуг в РМ, рассчитан-

ная по экономически обоснованным тарифам  на 1 человека в месяц составила

1108,38 р. Фактически населением  оплачено 995,80 руб., или 91,0 % от стоимо-

сти жилищно-коммунальных услуг на 1 человека в месяц. Субсидии на оплату

жилья и коммунальных услуг в республике получали 14,4 тыс. семей, или 4,6 %

от общего числа семей.  Среднемесячный размер субсидий на семью за

4январь−июнь 2012г. составил 1073 р. Социальной поддержкой по оплате ЖКУ

пользовались 217,5 тыс. человек. Среднемесячный размер социальной поддерж-

ки  на одного пользователя в республике составил 400 р. Выбранные темпы со-

кращения  бюджетных дотаций свидетельствуют  о невозможности привлечения

дополнительных  бюджетных средств в эту сферу.

Одним из выходов из сложившейся ситуации и повышению эффективно-

сти функционирования финансового механизма  сферы ЖКХ является создание

специализированных  организаций, осуществляющих расчет и  сбор платежей за

жилищно-коммунальные услуги и обеспечивающих своевременное  поступле-

ние денежных средств предприятиям ЖКХ. В некоторых регионах уже приме-

няется  практика их функционирования.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1 Болдырева  И. А. Направления структурного  изменения финансового механизма  сферы жилищно-коммунальных услуг/  И. А. Болдырева // Финансы и  кредит. − 2007. − № 36. −С. 69-75.

2  Газета  «Коммерсантъ» [Электронный ресурс]. −  Режим доступа:


Информация о работе Проблемы финансирования жилищно-коммунального хозяйства России и пути их решения