Процедура размещения государственных и муниципальных заказов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 16:20, контрольная работа

Описание работы

Отдельные аспекты процесса организации закупок и размещения заказов, а также некоторые пути повышения эффективности его реализации были исследованы зарубежными учеными и практиками, о чем свидетельствует наличие научно-методических изданий и другой литературы по данному вопросу на различных иностранных языках. В России же, в связи с новизной степень разработанности темы является недостаточной: практически отсутствуют учебно-методические публикации отечественных специалистов по комплексному исследованию данной темы, а также переводы зарубежных источников.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 44.41 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

Актуальность данной темы обуславливается тем, что в современной  экономике система государственных  закупок является обязательным элементом  управления государственными финансами  и другими ресурсами общественного  сектора экономики и призвана выполнять не только функции обеспечения  общественных потребностей, но и функции  государственного регулирования экономики.

Несовершенство системы  госзакупок становится причиной низкой степени эффективности использования бюджетных средств и результативности мероприятий в области государственного управления. Применение информационных и коммуникационных технологий в сфере государственных закупок товаров (работ, услуг) для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных образований позволяет устранять существующие недостатки.

Внедрение автоматизированных информационных систем электронных  закупок для государственных  региональных и муниципальных нужд обеспечивает совершенствование процедуры  закупок за счет автоматизации всех этапов и рабочих стадий процессов  планирования, формирования и осуществления  закупок, а также функций анализа  и контроля их реализации.

Прозрачность механизма  закупок на всех стадиях и уровнях  позволяет предотвратить сокращение бюджетных расходов при закупках продукции для государственных  нужд и повысить экономическую эффективность  работы исполнительных органов государственной  власти.

Государственные закупки - жизненно важный весомый компонент национальной экономики, их объем в 2009 г. составил более пяти триллионов рублей. Реализация электронных торгов по закупке продукции  для государственных нужд чрезвычайно  актуальна для сегодняшней России. Преимущества, которые несут с  собой электронные торги, достаточно очевидны.

Отдельные аспекты процесса организации закупок и размещения заказов, а также некоторые пути повышения эффективности его  реализации были исследованы зарубежными  учеными и практиками, о чем  свидетельствует наличие научно-методических изданий и другой литературы по данному  вопросу на различных иностранных  языках. В России же, в связи с  новизной степень разработанности  темы является недостаточной: практически  отсутствуют учебно-методические публикации отечественных специалистов по комплексному исследованию данной темы, а также  переводы зарубежных источников.

 

 

 

1 Понятие и  правовое обеспечение государственных  и муниципальных заказов

 

 

В России, к настоящему времени, сформирована достаточно полная нормативно - законодательная база по организации  процессов закупок продукции (услуг) для государственных нужд, включая  конкурсные торги различных видов. Состав указанных нормативно - правовых актов включает большое количество (более 300) документов, как на федеральном  уровне, так и на уровне отдельных  субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления. В некоторых из них, по предварительным  оценкам, нормативная база в области  регулирования государственных  закупок является даже более проработанной, чем на федеральном уровне.

Законодательно - нормативная  база достаточно подробно регулирует гражданско-правовые вопросы государственных  закупок, взаимные права и обязанности  сторон, состав и виды формируемых  документов на различных этапах заключения контрактов и их исполнения.

Однако в федеральном  законодательстве РФ отсутствует конкретное определение государственных и  муниципальных заказов.

Существует несколько  определений к понятию государственный  заказ:

1) государственный заказ - выдаваемый государственными органами и оплачиваемый из средств государственного бюджета заказ на изготовление продукции, выпуск товаров, проведение работ, в которых заинтересовано государство;

2) государственный заказ - совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств государственного бюджета;

3) государственный заказ - предложение, даваемое уполномоченной государственной организацией другой организации-поставщику о поставке товаров, работ, услуг для федеральных и региональных государственных нужд.

Под муниципальным заказом, в свою очередь, понимают заказ со стороны органов местного самоуправления и уполномоченных ими муниципальных  учреждений на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных  с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных  полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Законодательство Российской Федерации о размещении заказов  основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и  состоит из Федерального закона от 21 июля 2005 г № 94-ФЗ «О размещении заказов  на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд», иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.

Основным законом о  закупках является Федеральный закон  от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд», принятие которого повлекло изменение статей главы 30 ГК РФ. Данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

В соответствии с Федеральным  законом № 94-ФЗ:

1) Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков.

2) Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного малого бизнеса.

3) Участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

4) Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Важно отметить, что правоотношения, связанные с удовлетворением  государственных нужд и проведением  конкурсов, в Российской Федерации  регулируются множеством нормативных  правовых актов. Во-первых, это Гражданский  и Бюджетный кодексы РФ. В ГК РФ в параграфе «Поставка товаров  для государственных или муниципальных  нужд» закреплены следующие статьи:

1) Основания поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

2) Государственный или муниципальный контракт на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд.

3) Основания заключения государственного или муниципального контракта.

4) Порядок заключения государственного или муниципального контракта.

5) Заключение договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

6) Отказ покупателя от заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

7) Исполнение государственного или муниципального контракта.

8) Оплата товара по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

9) Возмещение убытков, причиненных в связи с выполнением или расторжением государственного или муниципального контракта.

10) Отказ государственного или муниципального заказчика от товаров, поставленных по государственному или муниципальному контракту.

За ГК РФ остается верховенство в решении основного круга  вопросов, иные же нормативные правовые акты следует рассматривать в  соответствии со следующей схемой:

принятые в соответствии с ГК РФ федеральные законы;

указы Президента РФ, которые  не должны противоречить ГК РФ и  иным Федеральным законам;

постановления Правительства  РФ, принятые на основании и во исполнение ГК РФ и Указов Президента РФ;

акты министерств и  иных федеральных органов исполнительной власти, принятые в случаях и пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

Помимо вышеизложенного, ряд нормативно - правовых актов  о порядке формирования и размещения государственного заказа содержится в  законах «О поставках продукции  для федеральных государственных  нужд», «О государственном материальном резерве», «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» и «О государственном оборонном заказе».

Однако детальное описание условий и процедур конкурсов  на закупку продукции для государственных  нужд содержится в специально разработанных нормативных правовых актах: Федеральном законе «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» и Указе Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд». Указом утверждено Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, которое определяет способы закупки и условия их применения, процедурные моменты, а также порядок разрешения разногласий. Некоторое развитие норм указанных законов содержится в большом числе подзаконных нормативных правовых актов.

Таким образом к законодательству регулирующему сферу размещения заказов для государственных и муниципальных нужд относится:

Конституция Российской Федерации;

Бюджетный кодекс Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации, часть I;

Гражданский кодекс Российской Федерации, часть II;

Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов  на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд»;

Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. №53-ФЗ «О закупках и поставках  сельскохозяйственной продукции, сырья  и продовольствия для государственных  нужд»;

Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. №213-ФЗ «О государственном оборонном  заказе»;

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

Указ Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. №305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции  и сокращении бюджетных расходов при организации закупки продукции  для государственных нужд»;

Постановление Правительства  Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. №577 «О признании утратившими  силу некоторых актов Правительства  Российской Федерации по вопросам кадрового  обеспечения в сфере размещения заказов»;

Постановление Правительства  Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. №813 «О дополнительных требованиях  к участникам размещения заказов  для нужд обороны страны и безопасности государства»;

Распоряжение Правительства  Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. №236-р «О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона» и  другие нормативно правовые акты.

Таким образом, современное  законодательство о закупках для  государственных и муниципальных  нужд состоит из ряда федеральных  законов и подзаконных нормативных правовых актов, нормы которых зачастую носят противоречивый характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Особенности  проведения аукциона в электронной  форме

 

 

При проведении открытого  аукциона в электронной форме  в соответствии со ст. 41.2 Закона 94-ФЗ устанавливаются следующие правила  документооборота:

Все документы и сведения, связанные с получением аккредитации на электронной площадке, проведением  открытых аукционов в электронной  форме направляются и размещаются  на официальном сайте или электронной  площадке в форме электронных  документов. Данное положение распространяется на всех участников размещения заказа, заказчиков, уполномоченные органы, специализированные организации, операторов электронной площадки, а также на осуществляющих контроль в сфере размещения заказов федеральные органы исполнительной власти.

Информация о работе Процедура размещения государственных и муниципальных заказов