Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 15:59, курсовая работа
Актуальность исследования. Муниципальное управление - относительно новое явление в современной России. Как особый вид управления, как научная дисциплина и как область практической деятельности муниципальное управление появилось в стране лишь в 90-х годах XX века вместе с возрождением местного самоуправления. Согласно Конституции РФ, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти[1]. В силу этого муниципальное управление имеет свою специфику, отличающую его от других видов управленческой деятельности, в том числе от государственного управления.
Введение
Глава 1. Сущность процесса муниципального управления
1.1 Муниципальное управление: понятие и содержание процесса
1.2 Процесс реализации целей и задач муниципального управления
Глава 2. Элементы процесса муниципального управления
2.1 Субъект процесса муниципального управления
2.2 Объект процесса муниципального управления
Заключение
Литература
В аппарат администрации входят:
Ш мэр Корсаковского городского округа - глава администрации;
Ш первый заместитель мэра, заместители мэра городского округа;
Ш управляющий делами (руководитель аппарата) администрации;
Ш руководители структурных подразделений администрации[3].
Вся деятельность исполнительных органов строится на основе принципов законности и гласности, а также коллегиальности или единоначалия. Исполнительный орган, в отличие от представительного, является постоянно действующим органом. В законодательстве и в уставах муниципальных образований не предусмотрены нормы о возможности и порядке прекращения полномочий исполнительных органов, может быть только прекращение полномочий некоторых должностных лиц, назначенных главным должностным лицом местного самоуправления с истечением его полномочий.
Решения, принимаемые исполнительным органом в пределах его компетенции, обязательны для всех юридических и физических лиц в границах этого муниципального образования.
2.2 Объект процесса
Объектом муниципального управления является муниципальное образование. “Муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения” [2]. Муниципальное образование является сложной социально-экономической системой, состоящей из нескольких тесно взаимодействующих и взаимосвязанных элементов: населения, природно-географической среды, градообразующей базы и жизнеобеспечивающей системы, обслуживающей функционирование, сохранение и развитие всего муниципального образования.
Муниципальное образование, исходя из количества составляющих его элементов (104-107 элементов), можно отнести к классу сложных (сверхсложных) и больших систем управления (БСУ), которые имеют “некоторые общие свойства и отличительные особенности:
1) наличие большого числа
2) система, а также входящие в
нее разнообразные элементы, в
подавляющем большинстве
3) взаимодействие элементов в системе может происходить по каналам обмена информацией, энергией, материалами и др.;
4) наличие у всей системы общей
цели, общего назначения, определяющего
единство сложности и
5) изменчивость структуры (связей
и состава системы), обеспечивающей
многорежимный характер
6) взаимодействие элементов в системе и с внешней средой в большинстве случаев носит стохастический характер;
7) система является эрготической, ибо часть функций всегда выполняется автоматически, а другая часть - человеком;
8) управление, в подавляющем большинстве
систем, носит иерархический характер,
предусматривающий сочетание
Население муниципального образования образует территориальный коллектив (местное сообщество), членом которого является гражданин России, проживающий на данной территории. Население муниципального образования является источником муниципальной власти, осуществляемой органами местного самоуправления. Оно выступает одновременно и как объект управления, и как субъект управления, по отношению к системе органов местного самоуправления. Это обусловлено тем, что население непосредственно (через референдум, выборы) или опосредовано осуществляет контроль деятельности органов местного самоуправления.
Природно-географическая среда - это земля и другие природные ресурсы - основа жизни и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в муниципальной собственности. Законодательство относит к территории муниципального образования все земли в его границах независимо от формы собственности и целевого назначения и другие земли, необходимые для развития поселений. К ведению местного самоуправления относится владение, пользование и распоряжение землей, находящейся в муниципальной собственности, контроль за использованием земель на территории муниципального образования, а также регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений полезных общераспространенных ископаемых, недр для строительства подземных сооружений местного значения. Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.
Возложенные на них задачи решаются представительным органом местного самоуправления при осуществлении своих полномочий, исполнительным органом местного самоуправления (местной администрацией), районными (городскими) комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.
Планирование использования земель осуществляется органами местного самоуправления через утверждение генеральных планов, проектов планировки и застройки городских и сельских поселений, схем и проектов районной планировки.
Принятию научно обоснованных решений в области использования земель служит земельный кадастр. Земельный кадастр - это свод систематизированных достоверных сведений о землях всех категорий. Он содержит сведения о правовом режиме земель, их распределении по собственникам, категориям, их качественной характеристике и хозяйственной ценности.
Муниципальное образование является субъектом водных отношений, т.е. отношений в области использования и охраны водных объектов. От имени муниципальных образований в водных отношениях участвуют органы местного самоуправления в рамках своей компетенции. Водный кодекс допускает, что в муниципальной собственности могут находиться обособленные водные объекты, т.е. небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Согласно законодательству, к ведению муниципального образования относится регулирование использования водных объектов местного значения.
Градообразующая база может быть нескольких типов:
Ш промышленной (состоящей из крупных промышленных предприятий, находящихся на территории муниципального образования);
Ш сельскохозяйственной (состоящей из предприятий, производящих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию);
Ш научно-образовательной (состоящей из научно-производственных и учебных заведений);
Ш транспортной (где основой являются транспортные узлы);
Ш рекреационной (где главным являются природно-климатические условия) и др., в соответствии с отраслевой направленностью базы.
Пример: “Градообразующая база Корсаковского городского округа, по моему мнению, сочетает в себе нескольких типов: транспортный (наличие двух международных транспортных морских портов); промышленный (рыбоконсервный завод, рыбоперерабатывающие предприятия, завод по изготовлению пива и напитков), сельскохозяйственной (совхоз «Корсаковский»). Определенную часть занимают также природно-климатические и географические условия.
Жизнеобеспечивающая система яв
Ведущая отрасль муниципального хозяйства - жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Оно обладает специфическими особенностями производственной и экономико-организационной деятельности, вытекающими из характера технологии производства, реализации и потребления его продукции (услуг). Жилищно-коммунальное хозяйство состоит из следующих отраслей: а) жилищного хозяйства; б) энергетических предприятий; в) муниципального транспорта; г) внешнего благоустройства; д) гостиничного хозяйства.
Заключение
Итак, в ходе выполнения курсовой работы была достигнута ее цель - всестороннее исследование понятия и содержания муниципального управления, а также целей и задач муниципального управления. Были рассмотрены субъект, объект и специфика муниципального управления.
В работе представлены основные виды целей муниципального управления, образующие следующую структуру: социальные, культурные, экономические, производственные и организационные. Стратегические и тактические цели муниципального управления связаны с сохранением или повышением уровня и качества жизни населения муниципального образования. Оперативные цели же связаны с каждодневными и конкретными действиями по достижению стратегических и тактических целей. Кроме того, представлены требования, которые предъявляются к целям муниципального управления. Что касается задач муниципального управления, то было выделено три уровня задач: стабилизация управляющих параметров, управление сферами жизнедеятельности и оптимизация функционирования муниципального образования. Основные задачи муниципального управления заключаются в удовлетворении потребностей населения в различного рода услугах, в реализации социально-экономического потенциала муниципального образования, в оптимальном сочетании местных и государственных интересов, в распределении социальных благ, в поддержании систем, обеспечивающих жизнедеятельность муниципального образования и обеспечении условий для производства благ в видовом, количественном и качественном отношении.
На примере муниципального образования “Корсаковский городской округ” были рассмотрены элементы процесса муниципального управления:
Ш субъект муниципального управления
- органы муниципального управления, структуру
которых составляют представительный
орган муниципального образования, глава
муниципального образования, местная
администрация (исполнительно-
Ш объект муниципального управления - муниципальное образование, его элементы (население, природно-географическая среда, градообразующая база и жизнеобеспечивающая система, обслуживающая функционирование, сохранение и развитие всего муниципального образования). Были рассмотрены некоторые общие свойства и отличительные особенности сложных (сверхсложных) и больших систем управления (БСУ), к которым, исходя из количества составляющих его элементов, относится муниципальное образование.
В заключение следует отметить, что возможности решения тех или иных задач муниципального управления определяются ресурсами, которые можно направить на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от уровня экономического развития муниципального образования.
муниципальный власть жизнедеятельность орган
Литература
1. Конституция Российской
2. Об общих принципах
3. Устав муниципального
4. Комментарий к Федеральному
закону “Об общих принципах
организации местного
5. Можаева Н. Г., Богинская Е. В. Муниципальное управление: Учебник для студентов. - М.: Гардарики, 2009.
6. Васильев А.А. Муниципальное управление: Конспект лекций.- Н.Новгород: Издатель: Гладкова О.В., 2000.
7. Атаманчук.Г.В. Теория государственного управления. М.1998 г.
8. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. - М.,ЗЕРЦАЛО, 1997.
9. Денисов А.А., Колесников Д.Н. Теория больших систем управления. Учебное пособие. Л. 1982.
Информация о работе Процесс муниципального управления и его составляющие