Пути решения национальных проблем в Калининградcком регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 20:40, реферат

Описание работы

Россия — страна многонациональная. Кроме русских, которые составляют 83 % населения, в Российской Федерации живут более 170 различных национальностей. Одни из них насчитывают более миллиона, другие — несколько десятков тысяч человек. Огромное количество этносов уже долгое время живут вместе и, что самое главное, уживаются! Даже несмотря на имевшие место в прошлом и существующие ныне межнациональные конфликты, в целом, отношения между различными народами в стране в течение многовековой истории Российского государства были достаточно стабильными и скорее дружественными, чем враждебными.

Файлы: 1 файл

ReferatKonechn.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

 

Концентрация и степень однородности некоторых народов в своих административно-территориальных единицах

 

За последние десять лет коэффициент концентрации менялся не очень сильно и по вполне объективным причинам. Так, увеличение его для татар связано с тем, что в 1980-х годах достаточно большое их количество жило на Украине и в других Союзных Республиках — вполне закономерно, что с распадом СССР немалая часть приняла решение переехать на национальную Родину. Отмечается увеличение концентрации калмыков. Это объясняется массовым выездом русских из республики по национальным и экономическим причинам, и возвращением туда коренных национальностей. Однако следует выделить народы с самым низким (татары и мордва) и самым высоким (калмыки и коми) коэффициентом концентрации. Исторически сложилось, что коми — народ, проживающий на одной территории, и даже при существующей миграции эта национальность быстро ассимилируется, "растворяется" там, куда переехала. Поэтому мы наблюдаем столь высокую концентрацию.

 

Калмыки были в 43—44 годах выселены Сталиным. Однако в 56—57 годах им разрешили вернуться. Немаловажную роль сыграл религиозный фактор. Калмыки — буддисты (даже то, что они кочевники уходит на задний план), люди малообщительные и трудно уживаются среди других народов — "чужаков". У них сильно уважение к своим предкам и к своей земле. Именно это заставило их вернуться на Родину. Татары — народ тюркской группы, сильно рассредоточенный по всей территории РФ. Ранее уже было сказано, что такие народы ассимилируются очень медленно, тем более, что татары еще и другого вероисповедания. Мордва живет не только в своей АТЕ, но и в Самарской и Челябинской областях.

 

Характерная для советского времени высокая подвижность населения привела к значительному межнациональному и территориальному смешению. Практически каждый крупный город в бывшем Союзе многонационален, причем во многих случаях в нем нет национального большинства. Это также относится и к бывшим союзным республикам и большому количеству субъектов Российской Федерации. Например, Башкирия и Татарстан - соседствующие республики. Они всегда были достаточно дружественны: в башкирских школах велось преподавание на татарском языке, известные писатели также сочиняли на этом языке. В настоящее время  государственные органы Башкирии утвердили законы о принятии конституционных прав и обязанностей проживающих там татар, в связи с их возросшим количеством. Нужно также отметить, что в этих двух республиках мало межнациональных конфликтов и волнений — в этом заслуга сложившийся там жесткой системы управления, основанной на беспрекословном подчинении.

 

Немногочисленность коренного населения в составе республики Карелия объясняется существованием до 50-х годов Карело-Финской ССР. Немало русских жило на территории современной Карелии, в то время как сами карелы жили немного севернее.

 

Большое количество разных народов мигрировало в Коми из-за хороших заработков там. Благодаря нефти и газу население республики получает неплохой доход, однако  суровые условия  существования вынуждают новоприбывших покидать эти места.

 

Межнациональная напряженность и конфликты в региональном аспекте

 

В наши дни появилась реальная угроза распада России на отдельные самостоятельные государства.  Естественно, возникают вопросы: повторит ли она судьбу Союза ССР, возможно ли этого избежать и как? Чтобы ответить на них, нужно, с одной стороны, осмыслить состояние межнационального общения, определить истоки недовольства и напряженности в этой сфере, а с другой — выявить условия и факторы, составляющие интеграционный потенциал российской многонациональной государственности, пути и механизмы консолидации наций, народностей, регионов. Наиболее сложной зоной, где проходили вооруженные действия и до сих пор сохраняется высокое межнациональное, межэтническое напряжение, является Северный Кавказ.

 

Особенностью ситуации в данном регионе, в который входят: Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Чеченская республика, является чрезвычайно сложное социально-экономическое положение. Темпы и объем падения производства промышленной и сельскохозяйственной продукции в нем существенно выше, чем в других регионах России. Социальные противоречия в Северокавказских республиках ощущались уже в 70-х и 80-х годах.

 

Статусные споры между национальностями уходят историческими корнями в советское время, когда центральная власть решала вопросы национально-государственного устройства и изменения границ. Историческими являются и многие территориальные споры.

 

Особо осложняют ситуацию в регионе территориальные претензии и статусные споры (желание восстановить свою государственность, автономию), а также неблагоприятное психологическое состояние значительных групп людей, связанное с ущемленным достоинством, искалеченным прошлым.

 

Специалисты считают, что для этого региона характерно стремление ряда руководителей республик использовать межнациональные конфликты для удержания власти. Элитные группы имеют возможность влияния на массы, так как опираются на традиционные институты и представления, а также невысокую политическую культуру населения.

 

На Северном Кавказе произошли два крупных вооруженных конфликта — осетино-ингушский и чеченский. Осетино-ингушский был первым вооруженным конфликтом в Российской Федерации, который произошел в конце октября — начале ноября 1992 г., хотя первые признаки напряженности были зафиксированы еще в конце 80-х годов. Открыто декларировавшимися причинами его были территориальные споры вокруг Пригородного района и части Владикавказа, которые перешли к Северной Осетии после депортации ингушей.

 

Конфликт имел отчетливо выраженный межэтнический характер. Убивали и изгоняли по этническому признаку. "Борьба за территорию" была открытым девизом, но истинные причины конфликта лежали глубже. Практически все факторы, определявшие сложность северокавказской ситуации, присутствовали в нем. Центральная власть проявила тогда неспособность контролировать ситуацию, защищать граждан и проводить последовательную политику в межнациональных отношениях.

 

В понимании причин чеченского конфликта и начала военных действий существует несколько подходов. Широко распространено мнение, что он начался из-за борьбы за нефть. Через республику шла торговля оружием, нефтепродуктами, машинами, осуществлялся неконтролируемый вывоз валюты. Дж. Дудаев выражал неудовольствие, играя роль "клиента" и начал действия в качестве "патрона", но с этим не согласились заинтересованные группы в Москве. О криминальной природе событий в Чечне говорилось в Послании Президента РФ Федеральному Собранию в феврале 1995 г. Авторы другой версии рассматривают чеченские события с точки зрения концепции национально-освободительного движения, в контексте исторических, социально-экономических, этнических, демографических, психологических факторов, которые предопределили "Чеченскую революцию" и последующую борьбу за суверенитет.

 

Есть еще одна версия. Возможно, начало военных действий в Чечне было связано с попыткой продемонстрировать силу Президента РФ, способность сохранить единство России накануне президентских выборов, "силовики" обещали сделать это с помощью "блицкрига".

 

Другие интерпретации чеченского конфликта — типа противостояния двух культурных систем, варианта "конфликта цивилизаций" — вряд ли могут объяснить всю сложность ситуации, которая привела к военным действиям. На Северном Кавказе есть и другие зоны межнационального напряжения. К 1990 г. обнажились противоречия между народами Дагестана. Идею суверенизации здесь высказывали кумыки, которые образовали "Народное движение "Тенглик" и ведут борьбу, по сути, за ресурсы (против ущемления их прав на землепользование в связи с переселениями в места их проживания не кумыкского населения, чаще всего лакцев).

 

Время от времени активно выступают лезгины. Их движение "Садвал" ставило вопрос об объединении территории их проживания в Дагестане и Азербайджане в единую республику Лезгистан в составе РФ. Но это инициирует конфликт с Азербайджаном и может стимулировать тюркско-горскую напряженность.

 

Ногайцы тоже ставили вопрос о своей государственности. Территория, на которой живет этот народ, сейчас разделена между Дагестаном, Карачаево-Черкесией, Чеченской Республикой и Ставропольским краем. Их движение "Бирлик" искало способы объединения территории и какого-то вида самоуправления.

 

В Хасавюртском районе переплетаются интересы чеченцев, аварцев и лакцев. Напряжение увеличилось в связи с чеченским конфликтом. Вопрос о представительстве во власти для ногайцев, лезгин и других народов практически не решен. Крупнейшим движением среди горских народов является "Джамаат" — объединение аварцев. Его военно-политическое ядро составляет Народный фронт имени имама Шамиля, способный мобилизовать вооруженное население.

 

Кроме того, в Дагестане свои организации имеют терские казаки. Лидеры нижнетерского казачества тоже выдвигали вопрос о территориальной автономии.

 

В Кабардино-Балкарии в начале 90-х годов балкарцы на первом съезде провозгласили Балкарскую республику и в 1991 г. провели референдум, который дал положительный результат. Но эта акция крайне отрицательно была воспринята кабардинцами. В этой республике создана организация кабардинцев. Конгресс кабардинского народа — ККН, нацеленный на объединение адыгов — кабардинцев, черкесов, адыгейцев, шапсугов. В Кабардино-Балкарии достаточно жестко осуществляется административное управление. С правительством этой республики Центр подписал один из первых Договоров о разграничении полномочий, как бы демонстрируя политическую поддержку. Правительство этой республики уже не раз выступало своеобразным стабилизатором ситуации на Северном Кавказе: и в период активизации действий Конфедерации народов Кавказа, и после начала военных действий в Чеченской Республике.

 

В Карачаево-Черкесии тоже ставился вопрос о разделении. В частности, речь шла о выделении пяти моноэтнических республик. Но территории их практически перекрывают друг друга, и раздел может привести к вооруженным конфликтам. В случае раздела могут обостриться противоречия между карачаевцами и казаками. Попытки черкесов соединиться с кабардинцами и адыгеями могут породить новые противоречия.

 

Татарстан — одна из наиболее высоких по своему социально-экономическому потенциалу республик Российской Федерации. В 1989—1993 гг. в республике имело место выраженное, достаточно массовое национальное движение. Основной организацией движения был Татарский общественный центр (ТОЦ), затем общественный центр (ВТОЦ).

 

Основная направленность национального движения в период пика активности — повышение статуса республики, реальный федерализм, максимально возможный по геополитическим условиям. Крайние радикалы выступали за независимость. Но, как показывают социологические опросы, они не пользовались массовой поддержкой. Между тем, суверенитет в составе Федерации был желателен для большинства татар и части русского населения. Руководство Татарстана проводило продуманную интегрирующую политику внутри республики, поэтому конституционный конфликт с Центром не перерос в межэтнический групповой конфликт. Но напряжение все же возникало в период массовых демонстраций национальных татарских объединений и принятия закона о двуязычии, хотя правительство во главе с М. Шаймиевым демонстрировало умелую тактику сглаживания конфликтности.

 

Несмотря на превалирование татар во властных структурах и очевидное повышение авторитета татарской культуры и языка, на межличностном уровне среди татар и русских сохраняются достаточно благоприятные взаимодействия и возможность развития равностатусных отношений.

 

Татарстан продемонстрировал мирный вариант решения сложного конституционного конфликта.

 

Имели место конфликты и в Башкортостане. Эта республика подписала федеративный Договор, но на определенных условиях. Напряженность была снята после подписания Договора о разделении полномочий с федеральным центром. В Башкортостане башкиры составляют 21 % населения, но есть русская и татарская общины. Та и другая активно действовали на уровне лидеров национальных объединений. Активность общественных движений к середине 90-х годов снизилась, но лидеры башкир последовательно отстаивают идеи суверенитета. Конституционные конфликты имели место еще в двух республиках — Саха (Якутии) и Туве. В них в начале 90-х годов активно действовали национальные объединения, особенно якутские. Связано это было с желанием получить больше самостоятельности в рамках Федерации. В конституциях республик, принятых до Конституции РФ 1993 г., было зафиксировано приоритетное право на использование местных ресурсов, а в Туве — право на выход из состава Федерации.

 

 

На развитие межэтнических  конфликтов влияют  следующие обстоятельства:

  • во-первых, то, насколько широко разрастаются территории проживания национальностей, какое охватывают пространство. Необходимо учитывать вид местности, будь то равнинная, гористая или иная другая.
  • во-вторых, наcеление какого региона вовлечено в конфликт
  • Имеют значение также интенсивность и время развития конфликта
  • Немалую роль играет то, какого типа субъекты вовлечены в конфликт

Информация о работе Пути решения национальных проблем в Калининградcком регионе