Разграничение полномочий и взаимодействие органов власти с органами местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 16:57, реферат

Описание работы

Сфера действия системы управления в государстве завершается местным уровнем, где управление преобразуется в самоуправление локальных территориальных сообществ. Без преувеличения можно сказать, что от организации местного самоуправления и эффективности его деятельности зависит действенность государственного управления страной, поскольку российское общество слагается из сотен тысяч местных сообществ. На современном этапе под местным самоуправлением в Российской Федерации понимается форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. [5]

Содержание работы

Введение
3
1 Развитие системы органов местного самоуправления и их полномочий
4
1.1 Дореволюционный этап
4
1.2 Советский период
9
1.3 Переходный период (90-е годы ХХ века)
12
1.4 Местное самоуправление России на современном этапе
13
2 Направления и механизмы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления
17
3 Местное самоуправление в зарубежных странах
19
3.1 Великобритания
19
Заключение
23
Список использованных источников
24

Файлы: 1 файл

Разграничение полномочий и взаимодействие органов власти с органами МСУ.docx

— 77.24 Кб (Скачать файл)

Однако в провинции  реализация Городового положения столкнулась со многими трудностями, и пришлось вводить упрощенное самоуправление. Вместо трех органов - собрания «общества градского», общей и шестигласной дум - получилось только два: непосредственное собрание всех горожан и небольшой выборный совет из представителей разных групп городского населения для осуществления общих дел.

Наиболее значительные реформаторские преобразования были осуществлены в начале 60-х г. XIX в., когда вскоре после отмены крепостного права Александр II подписал указ правительствующему Сенату о введении в действие с 1 января 1864 г. Положения о земских учреждениях.

Земская (1864) и городская (1870) реформы преследовали цель децентрализации  управления и развития начал местного самоуправления в России. В основе реформ лежали две идеи. Первая - выборность власти: все органы местного самоуправления избирались и контролировались избирателями. Кроме того, эти органы были под контролем представительной власти, а обе ветви власти контролировал Закон. Земства были сторонниками государственной власти, поддерживали законность и стабильность в обществе. Вторая идея: местное самоуправление имело реальную финансовую основу своей деятельности.

Земства являлись всесословными органами. Желая сделать земства более управляемыми, с преобладанием влияния в них господствующих классов, закон предусматривал, к примеру, деление избирателей уездов на три курии для избрания уездного земского собрания. Первая курия включала землевладельцев, имевших не менее 200 десятин земли или другого недвижимого имущества стоимостью до 15 тыс. рублей; сюда же включались и жители, которые имели годовой доход до 6 тыс. рублей. Вторая курия включала в основном городских жителей. Третья курия включала крестьян.

Земские учреждения уезда  включали земское собрание и земскую  управу с состоявшими при них учреждениями. Земское собрание состояло из земских гласных и членов по должности (председателя управления государственным имуществом, депутата от духовного ведомства, городского головы уездного города, представителей уездного ведомства). Земское собрание собиралось ежегодно на одну сессию, не позднее октября месяца. Сессия продолжалась десять дней. Губернатор мог ее продлить. Председательствовал на уездном земском собрании уездный предводитель дворянства.

Обязанности земства делились на две группы - обязательные и необязательные. К числу обязательных функций относились содержание мировых посредников и судей, арестантских помещений и квартир для чинов полиции, этапная повинность, устройство и ремонт больших дорог, выделение подвод для разъездов полицейских, жандармов и иных государственных чиновников.

После Октябрьской революции  началась их повсеместная ликвидация, которая завершилась к лету 1918 г. Ликвидация земства была вполне закономерным процессом, т.к. идеи социализма опирались на государство пролетарской диктатуры, т. е. государство по своей природе централизованное.

В ходе развития местного самоуправления в дореволюционной России, можно  выделить основные принципы, которые являются особенностью российской муниципальной школы:

  • принцип многообразия форм организации местного самоуправления, что связано с особенностями социально-экономического развития территории Российской империи, с существенными различиями культурно-национальных и религиозных традиций;
  • принцип неучастия (запрета) органов местного самоуправления в активной политической жизни, т.к. считалось, что главной задачей органов местной власти являлось удовлетворение первоочередных потребностей населения;
  • принцип разграничения предметов ведения и ресурсов между уровнями власти (разграничения строились не по принципу достаточности, а по принципу наивысшей эффективности использования их данным уровнем);
  • принцип передачи органам местного самоуправления относительно широких прав в экономической и хозяйственной сфере (естественно, при сохранении властных полномочий центра).

К сожалению, накопленный  до революции опыт местного управления, в первую очередь земского, фактически был отброшен, забыт. Хотя и в годы советской власти можно найти положительные примеры организации местной власти. [2]

 

 

1.2 Советский период

После Октябрьской революции 1917 г. в стране сложилась такая  система власти, по которой все  представительные органы (сверху донизу) входили в единую систему государственной власти. Это, естественно, изменило существовавшие до революции представления о местном самоуправлении как самоуправлении населения. Иными словами, местное самоуправление в виде Советов народных депутатов фактически стало представлять из себя низовое звено единого государственного аппарата.

В октябре 1917 г. действовало  свыше 1430 Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и свыше 450 Советов крестьянских депутатов. Но в большинстве они опирались в своей деятельности не на законодательные акты, изданные властью, а на мнение, пожелания масс. Советы чаще всего сами определяли количественный состав депутатов, сами разрабатывали свои полномочия и структуру.

К весне 1918 г. завершилась  ликвидация всех земских и городских органов местного самоуправления. До 20 марта 1918 г. действовал Наркомат по местному самоуправлению, но после выхода из коалиционного (с левыми эсерами) правительства левых социалистов-революционеров, он был упразднен как самостоятельное учреждение.

После упрочения Советов  в губернских и уездных центрах  они немедленно приступали к организации Советов в волостях и селах. Местные Советы являлись органами власти и управления, действующими в границах существующих тогда административных территорий. Существовала организационная взаимосвязь и соподчиненность по вертикали. При определении компетенции и пределов их полномочий устанавливалась их самостоятельность в решении вопросов местного значения, но их деятельность допускалась лишь в соответствии с решениями центральной власти и вышестоящих Советов.

В Конституции РСФСР 1918 г. задачи местных Советов определялись следующим образом:

  • проведение в жизнь всех постановлений высших органов советской власти;
  • принятие всех мер к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношении;
  • разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное (для данной территории) значение;
  • объединение всей советской деятельности в пределах данной территории.

Все доходы и расходы местных Советов были поставлены под контроль центра.

Самостоятельная хозяйственная  деятельность Советов началась осенью 1924 г. с выделения самостоятельных  городских бюджетов. С развитием  товарно-денежных отношений у местных Советов появляются средства для формирования собственных бюджетов. Их основой становятся доходы от вновь восстановленных налогов, платы за жилье и другие коммунальные услуги.

В целом же периоду деятельности Советов были присущи:

  • некоторая децентрализация советской системы, перераспределение прерогатив в сторону некоторого усиления прав и полномочий ее низовых звеньев;
  • расширение социально-экономических полномочий местных Советов в лице их исполнительных органов за счет поглощения ими местных территориальных органов;
  • попытки более или менее широкого вовлечения в избирательный процесс на местах «трудящихся масс»;
  • формирование самостоятельной финансово-материальной базы и восстановление системы налогообложения в условиях реанимации товарно-денежных отношений;
  • создание нормативно-правовой основы, обеспечивавшей определенную «автономизацию» местных Советов.

В 60—80 г. XX в. в СССР было принято  немало постановлений, посвященных  проблемам совершенствования местного самоуправления. Но эти нововведения желаемого результата не дали: свою роль сыграла командно-административная система: устанавливая в очередном акте новые права Советов, центр «забывал» обеспечить их материальными, организационными и структурными механизмами, и эти нововведения обрекались на декларативность.

По Конституции СССР 1997 г. местные Советы должны были руководить на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; утверждать планы экономического и социального развития и местный бюджет; осуществлять руководство подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивать соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан; содействовать укреплению обороноспособности страны.

К исключительной компетенцией местных Советов относится:

  • избрание и изменение составов исполнительных комитетов;
  • образование, избрание и изменение составов постоянных комиссий.

Внимание к проблемам  самоуправления в нашей стране возросло во второй половине 80-х г., когда была признана необходимость перехода от административных к преимущественно экономическим методам управления. Постепенно стал утверждаться взгляд, что местное самоуправление - это самостоятельный уровень осуществления народом конституционно принадлежащей ему власти, что демократическое устройство общества возможно лишь при отделении местного самоуправления от государственной власти.

По мнению В.В. Еремяна и М.В. Федорова, для советского периода были характерны:

  • установка на вертикальную подчиненность отдельных институтов;
  • не всегда демократические методы управления;
  • двойственное понимание природы Советов. [2]

1.3 Переходный  период (90-е годы ХХ века)

Первым практическим шагом  реформирования местного управления, внедрения нового для современной России подхода к нему как к местному самоуправлению стали принятие 9 апреля 1990 г. и реализация Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР».

Конституционное закрепление  местного самоуправления как управления, отделенного от государственной власти, в российском законодательстве происходило постепенно.

С реформой 24 мая 1991 г. на смену  исполкомам местных Советов пришло понятие «местная администрация». Она  была подотчетна местным Советам  и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам. Но принципиальное новшество состояло в том, что местная администрация уже не являлась органом соответствующего местного Совета, в отличие от прежних исполкомов, которые хотя и были фактически независимы от Советов, но юридически считались их исполнительными и распорядительными органами. Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР» включил местную администрацию в систему местного самоуправления и называл их представительными органами власти без слова «государственной» (ст. 1, ч. 1).

Закон предусматривал разграничение  функций между представительными и исполнительными органами. Местный Совет определялся как орган власти, а местная администрация - как орган управления. При этом усиливалась самостоятельность последней. И вместо исполнительного комитета местного Совета как коллегиального органа, подчиненного и подотчетного Совету, учреждалась местная администрация под единоначальным руководством главы администрации, избираемым населением. Устанавливалась собственная компетенция администрации, которая ослабляла ее ответственность перед вышестоящими исполнительно-распорядительными органами и местным Советом. Местный Совет провозглашался как главный орган местного самоуправления.

Учреждался институт территориального общественного самоуправления населения, который включал: общие собрания, конференции граждан, местные референдумы.

Новый этап становления и  развития в России местного самоуправления, действительно современного муниципального управления, учитывающего российский опыт и эффективную зарубежную практику, начался в стране в 1993 г.

Процесс муниципальных реформ в России, можно разбить на два  основных этапа, ссылаясь на Федеральную  программу государственной поддержки местного самоуправления, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1995 г. № 1251. На первом этапе (в течение 1996 г.) создавались организационно-правовые основы местного самоуправления, на втором (в течение 1997-1998 гг.) должно было сложиться реальное самоуправление, т. е. сформированы его экономические основы.

Значительная работа была проведена не только в области  законотворчества, но и в организационной  сфере. Подтверждение тому - муниципальные выборы 1996-1997 гг., в результате которых в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации назначенные главы местных администраций сложили свои полномочия, а им на смену пришли новые органы и должностные лица местного самоуправления.

В 90-е гг. в основном организационно-правовые основы местного самоуправления в России были созданы. Однако несмотря на это, функционирующая в стране система местного самоуправления все еще была далека от своей конституционной модели. Тяжким наследием ранее действовавшей системы «местных Советов» продолжает оставаться экономическая зависимость органов местного самоуправления от вышестоящих органов государственной власти. Именно проблемы экономического характера являлись на значительное время основным фактором, сдерживающим развитие местного самоуправления в нашей стране. [2]

 

 

1.4 Местное самоуправление  России на современном этапе

Информация о работе Разграничение полномочий и взаимодействие органов власти с органами местного самоуправления