Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 13:25, курсовая работа
Изменения российского общества в последние десятилетия ХХ в. имели следующие последствия: появление новой, весьма противоречивой структуры общества, где одни непомерно вознесены, а другие находятся в самом низу социальной лестницы. Речь идет прежде всего о появлении таких уязвимых в социальном плане категориях населения как безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, а также о тех категориях граждан, которые на современном этапе не находят надлежащей поддержки со стороны государства и общества, а это инвалиды, пенсионеры, дети, подростки.
В свою очередь обострились проблемы социальной помощи, так как с началом экономических преобразований человек со своими проблемами был оставлен на произвол рыночной стихии. Этот процесс совпал с профессионализацией социальной работы в России, ставшей феноменом цивилизованного общества.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы социальной
защиты населения…………………………………………………………………..6
1.1 Сущность, направления и функции социальной защиты населения………..6
1.2 Нормативно-правовые основы управления социальной защиты
населения……………………………………………………………………………15
1.3 Финансирования социальной защиты населения ……………………………18
2.Реализация социальной защиты населения в России…………………………..24
2.1.Особенности социальной политики населения в современной России…….24
2.2.Механизмы реализации социальной политики в России……………………27
2.3. Анализ муниципального управления в сфере социальной поддержки
отдельных групп населения в России…………………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………………35
Список литературы ………………………………………………………………..37
Фактический объем социальных услуг, предоставляемых населению органами местного самоуправления таков:
– комплексные центры социального обслуживания ветеранов и других социальных групп;
–социально-реабилитационные центры и социальные приюты для несовершеннолетних;
– дома инвалидов и престарелых;
– детские дома;
– центры психолого-педагогической помощи населению и т.д.
Органы местного самоуправления осуществляют также мероприятия и содержат организационные структуры по борьбе с наркоманией, с детской беспризорностью, содействуют организации занятости населения, участвуют в подготовке и регистрации трудовых соглашений между трудовыми коллективами и работодателями на территории муниципальных образований, в разрешении трудовых споров.
2.3. Анализ муниципального управления в сфере социальной поддержки отдельных групп населения в России.
Социальная защита представляет собой систему законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающую всем трудоспособным гражданам равные права и условия для труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям – преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную и социально- психологическую поддержку во всех формах.
Социальная поддержка – это временные или постоянные меры адресной поддержки отдельных категорий граждан в кризисной ситуации.
Социальная защита и
социальная поддержка граждан являются
прерогативой государства. Федеральное
законодательство относит к компетенции
муниципальных районов и
Основные формы социальной
поддержки отдельных групп
– денежные пособия;
– помощь в натуральной форме (продукты, одежда);
– субсидии (целевые средства для оплаты услуг);
– компенсации (возмещение некоторых расходов).
Муниципальная политика в области социальной защиты и социальной поддержки населения представляет собой реализацию собственных и переданных (федеральных, и региональных) государственных полномочий по организации комплекса мероприятий, направленных на предохранение отдельных уязвимых групп населения и граждан от попадания в зону крайнего социального неблагополучия. Формирование и реализация местной политики в области социальной поддержки населения осуществляются в рамках адресной помощи конкретным группам и слоям населения, отдельным гражданам.
К основным критериям для оказания социальной поддержки отдельным категориям граждан на муниципальном уровне относятся следующие:
– низкий уровень материальной обеспеченности. Если размер душевого дохода человека (семьи) ниже определенного законодательно установленного нормативного значения, этот человек (семья) нуждается в социальной поддержке. Нормативное значение душевого дохода определяется ценной потребительского набора, характеризующего прожиточный минимум в расчете на одного члена семьи для данного периода развития общества;
– нетрудоспособность, следствием которой является невозможность самообслуживания;
– утрата жилища и имущества.
Категории граждан, нуждающихся в социальной поддержке:
а) нетрудоспособные:
1) пенсионеры;
2) инвалиды;
3) граждане, находящиеся на попечении государства (в домах престарелых, инвалидов и т.д.);
4) дети;
б) малоимущие;
в) попавшие в экстремальные ситуации:
1) безработные;
2) пострадавшие при
чрезвычайных ситуациях (
Для каждой из перечисленных
категорий государством разрабатываются
специфические программы
Итак, как отмечалось,
состояние экономики страны в
настоящее позволяет
Таблица 1
Социальная помощь бедному населению, оказываемая из бюджета города за 2010-2011гг.
(млн.руб.)
Показатели |
2009 год |
2010год |
2011год |
В % к 2010 году |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Дефицит дохода бедного населения |
1734,9 |
1440 |
1695 |
118 |
Социальная защита населения - всего |
872,1 |
1072,7 |
1100,2 |
110 |
в том числе: |
||||
-адресная помощь |
32 |
46 |
24 |
113 |
-детские пособия |
35 |
42 |
24 |
101 |
-компенсация проезда на автотранспорте |
185,2 |
205,8 |
220,3 |
107 |
-выплаты многодетным семьям |
68,4 |
76 |
83 |
110 |
- жилищные субсидии населению |
394,7 |
493,4 |
547,9 |
111 |
- прочие выплаты |
35,8 |
71 |
4,2 |
116 |
Доля бюджетных средств в покрытии дефицита дохода бедного населения, % |
67,0 |
74 |
65 |
х |
Итак, в полном объеме предоставлены меры социальной поддержки льготным категориям граждан, на эти цели из бюджетов всех уровней израсходовано около 4 млрд. руб., что на 14% больше, чем в 2010 году. Объем социальных выплат малоимущему населению из бюджета города увеличился на 10% и составил 1,1 млрд.руб. Адресную помощь получили 128 тыс. граждан на сумму 154,4 млн. руб. с ростом 113%, ее размер на 1 человека в год увеличился на 45% и составил 1,2 тыс. руб. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг составили около 548 млн.руб. с ростом 111%
Рассмотренные в курсовой работе проблемы системы социальной защиты в условиях рынка, требуют незамедлительного решения. Именно из-за социальной благоустроенности зависит эффективность производства, благосостояние государства. В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни простым гражданам (среднему классу). Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений. На первый взгляд не видимая отдача от этих вложений приумножит благосостояние не только населения, но и самого государства. То как государство проводит социальные программы можно судить о уровне жизни наименее обеспеченных слоев общества и то какую часть занимает эта группа населения в общем населении страны.
Таким образом, социальная защита населения являются важнейшей составной частью любого цивилизованного государства. Развитие социальной защиты населения тесно связано с экономическим положением страны.
В нашей стране это развитие только началось, и в будущем должно стать отлаженной системой социального обеспечения, помогающих людям удовлетворять их социально-экономические и духовные потребности в новых условиях рыночных отношений.
Россия еще по крайней мере десятилетие будет находиться в достаточно сложном положении, когда социальные ожидания населения существенно завышены по сравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда велика опасность острых социальных конфликтов. Поэтому выбор направлений и механизмов реализации социальной политики для России имеет сейчас особо важное значение.
Социальная политика
не может рассматриваться как
исключительно экономическая
Как показывает исторический опыт, при осуществлении радикальных экономических преобразовании проблемы социальной политики выходят на первый план, являясь одновременно и стимулом этих преобразований, и фактором, определяющим границы радикализма.
Действительно, с одной стороны, потребность и готовность общества пойти на радикальные экономические преобразования достигает максимума тогда, когда становится очевидной неспособность решить назревшие социальные проблемы в рамках сложившейся экономической ситуации.
С другой, радикальный
слом существующих экономических механизмов
зачастую опережает становление
новых. В результате складывается ситуация, когда старый экономический
механизм уже не работает, а новый ещё
не создан.
Понятно, что такая ситуация в первую очередь
негативно отражается на социальных аспектах
экономической жизни. Результатом может
стать отказ значительной части общества
поддержать реформы. Поэтому в период
реформ социальные проблемы имеют особое
значение, т.к. по их состоянию население
судит о самих реформах.
Тем самым становится очевидно, что для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма необходимо незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения.
Список литературы
3. «Социальное положение и уровень жизни населения России», Статистический Сборник, Госкомстат России, 2009г.-123с.
4. Российский статистический ежегодник 2010: статистический сборник./ Госкомстат России. – М., 2010г. –819 с.
5.Борисенко, Н. О понятии финансовой устойчивости пенсионного фонда РФ./Под ред. Н.О.Борисенко-Вопросы экономики 2010г-с.106
6.Галаганов, В. П. Организация работы органов социальной обеспечения./Под ред. В.П.Галаганов. Право и политика- М., 2010г.- с.81-87.
7.Гусова, К.Н. Право социального обеспечения/под ред. К.Н. Гусова, ПБОЮЛ, 2010г.-32с.
8. Гусова,К.Н. Право социального обеспечения/Под ред. К.Н.Гусовой- ПБОЮЛ, 2010г.-26с.
9.Лисица, В.Н. Об основных направлениях кодификации законодательства в сфере социального обеспечения./Под ред. В.Н.Лисица- Трудовое право 2011г-с.
10.Макконнел, К.Экономикс/Под ред.К. Маконелла :2009 г.-345с.
11.Осадчая, Г.И. Социальное государство и социальная политика./Под ред. Г.И. Осадчая, 2009г.-с.24.
12.Пантелеева, Т.С. Экономические основы социальной работы/Под ред.Т.С.Пантелеевой- ВЛАДОС, 2010г.-542с.
13.Пантелеева, Т.С. Экономические основы социальной работы/Под ред. Т.С.Пантелеева, Г.А.-ВЛАДОС, 2009г.-232с.
14.Стафилова,О.В.Накопительная составляющая доходов системы обязательного пенсионного страхования/Под ред О.В.Стафилова-Финансы 2009г.-с.53.
15.Социальная политика: реформы социального страхования /Общество и экономика – 2009г. – с.11
Информация о работе Реализация социальной защиты населения на муниципальном уровне