Референдум в зарубежных странах понятие виды порядок проведения значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:49, контрольная работа

Описание работы

Выяснить закономерности развития референдума в зарубежных странах, его процесс становления и исторический путь исследования.
А так же рассмотреть подробнее особенности правового регулирования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
-обосновать методы анализов;
-выявить процесс проведения референдума в зарубежных странах;
-определить какие методы и пути решения стоящих вопросов наиболее эффективные;
-проанализировать ситуацию политической роли референдума.

Содержание работы

Введение .3
1.Референдум: понятие, сущность и значение .5
1.1 Порядок проведение референдума 9
1.2 Инициатива проведения референдума и организация голосования 11
2. Основные виды референдума и его правовые последствия 14
2.1 Определение и подведение итогов референдума 16
2.2 Политическая роль 18
Заключение 21
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

конст зарубежка.docx

— 38.81 Кб (Скачать файл)

СМИ публичные - бесплатное время парламентским политическим группам; льготный тариф для почты; агиткампания длится не менее 10 и не более 20 дней и заканчивается в 00:00 часов дня, предшествующего дню  голосования; в течение последних 5 дней запрещается публикация, зондаж общественного мнения и моделирование  голосования; голосование осуществляется официальными бюллетенями; проверку подсчета голосов осуществляют провинциальными  избирательными советами в течение 5 рабочих дней; итоги подводятся Центральным Избирательным Советом  и немедленно доводятся председателям  правительства и палат парламента; протесты рассматриваются палатами по административным избирательным  спорам, которые могут постановить:

- о недопустимости протеста;

- о действительности голосования  и объявлении его результатов;

- о действительности голосования  и необходимости нового объявления  результатов;

- о недействительности  голосования.

Обращенный к голосующим вопрос, согласен ли он с определенным утверждением, текстом закона, определенным мероприятием и т.д. Ответ должен быть "да" или "нет". Народный выбор (т.е. предоставление голосующему двух или более вариантов решения вопроса). Может быть предложено:

- отметить (например, "крестом") предпочитаемый вариант;

- ответить "да" или "нет" ("жесткое" требование);

- положительный ответ,  два или более вариантов ("мягкое" требование).

Например, Швейцарская Конституция. Ст. 12, ч. B, предусматривает: если 100000 избирателей предложат проект поправки к Конституции, а федеральное собрание выдвинет контрпроект, то избирателю могут быть предложены три вопроса: предпочитает ли он проект избирателей действующим положениям Конституции; предпочитает ли он контрпроект действующим положениям Конституции; какой из двух проектов должен вступить в силу, если оба проекта получат поддержку на референдуме.

Если оба проекта получили поддержку, то решение определяется ответом на третий вопрос. Этот вид  формулы не стоит смешивать со случаем, когда на референдум вынесено несколько вопросов, например, в  Италии положения о референдумах, предусмотренных Конституцией, определяют, что если в один день проводятся несколько референдумов, то для каждого  из них печатаются бюллетени на бумаге особого цвета.

В Австрии - единый бюллетень, каждый вопрос помечается арабской цифрой.

По правовым последствиям референдумы могут быть следующего характера: консультативные; "дозаконодательные"; совещательные; послезаконодательные"; ратифицирующие. Референдумы также бывают обязательными и факультативными. Инициаторами проведения, референдума могут выступать государственные органы; избиратели.

С помощью референдума  правящие круги иногда обходят правительственные  учреждения. Однако этому институту  не может быть дана односторонняя  оценка.3

Итак, Референдум, как непосредственное волеизъявление народа имеет преимущество перед представительной демократией, при соблюдении определенных условий: выносимый на референдум вопрос должен быть понятен рядовому избирателю; до референдума должны быть разъяснены через СМИ, желаемые или не желаемые последствия принимаемого решения.

При соблюдении этих условий  на референдум может быть вынесен  сложный законопроект, вплоть до проекта  Конституции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные виды референдума и его правовые последствия

Классификации референдума  проводятся по разным основаниям и  потому многочисленны.

Среди них различают:

-Общегосударственный и  местный референдум (местный проводится  на территории субъекта федерации,  автономного образования, одной  или нескольких территориальных  единиц);

-Обязательный и факультативный  референдум.

В случае обязательного референдума  конституция устанавливает, что  решение по определенному вопросу  может быть принято путем референдума. Факультативный референдум означает, что решение может быть принято  путем референдума, а может быть и иным путем.

-Конституционный и обыкновенный  референдум.

В первом случае выносится  на референдум проект Конституции, во Франции в 1958 г., или поправка к  конституции. Обыкновенным считается  референдум по иным вопросам, не имеющим  конституционного значения (Швейцария).

- Допарламентский, внепарламентский, послепарламентский. Допарламентский референдум проводится до принятия закона парламентом, желающим выяснить мнения населения по данному вопросу путем голосования избирателей. Послепарламентский - после того, как закон принят парламентом и вынесен им на утверждение путем референдума, внепарламентский, когда законы принимаются на референдуме при отсутствии или в обход парламента, поскольку президент не уверен в его поддержке (действовало при президенте де Голле во Франции).

- Утверждающий референдум. Путем референдума избиратели  утверждают решения парламента  и отменяющий после соответствующего сбора подписей избирателей, требуемых законом, неоднократно проводились референдумы об отмене принятых ранее законом парламента (Италия).

- Решающий и консультативный  референдум. В последнем случае  путем голосования избирается  мнение избирателей, которые парламент  учитывает, а может и не учесть.

Есть и иные классификации: конституционный, законодательный, международно-прававой референдум, обычно по вопросам границ, участия международных организаций, административный референдум, по вопросам устройства территории границы государства, о системе его органов.

Эти классификации часто  переплетаются, один и тот же референдум может быть общегосударственным, обыкновенным, послепарламентский, отменяющим, решающим. Швейцарской конференции 1874 г. разрешает выносить на референдум федеральные законы и постановления общего значения. Значит, предметом референдума может стать практически любой вопрос, отнесенный к федеральной конституции. В некоторых странах устанавливаются ограничения, например, ст. 75, ч. 2 Конституции Италии устанавливает, что на референдум не выносятся законы: о налогах, о бюджете, об амнистии и помиловании, об уполномочии на ратификацию международных договоров.4

Конституция Дании (не выносит  на референдум финансово-бюджетные  программы, предоставление гражданства, статус монарха и т.д.). В большинстве  случаев местные референдумы  факультативны, предметом обязательного  референдума являются изменения  территориального устройства, иногда финансовые проблемы. Например, венгерский закон 1999 г. о местном самоуправлении предусматривает народное голосование  по вопросам:

1) об объединении и  разъединении общин;

2) об образовании новой  общины;

3) о создании местного  представительного органа и о  его разделении;

4) по вопросам, которые  определены самоуправленческим  постановлением.

Не могут выноситься на референдум:

1) о бюджете;

2) о местных налогах;

3) о кадровых вопросах.

Нередко конституции и  законы запрещают повторное проведение референдума, если решение принятое отрицательное, в Италии, повторный  референдум, не ранее, чем через 5 лет, в Венгрии 2 года, если это проект Конституции, то через год.

 

2.1 Определение и подведение  итогов референдума.

Для этого нужно решить вопрос о действительности голосования. Итальянский закон требует, чтобы  в голосовании приняло участие  большинство зарегистрированных граждан (действует обязательный вотум).

Венгерский закон требует, чтобы в голосовании приняло  участие более половины избирателей, и более половины голосовавших одинаково  ответили на вопрос.

Испанский закон никакого порога не устанавливает. Одобренным считается  решение, за которое подано большинство  действительных голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Согласно австрийскому Федеральному конституционному закону ст. 45, ч. 1 "При проведении народного голосования решение  принимается простым большинством".

По Конституции Македонии, ст. 73 решение считается принятым, если за него подано большинство голосов, при условии, что в голосовании  приняло участие более половины из общего числа. Исключением является, например, в Намибии, по Конституции 1990 г. ст. 132, ч. 3 предусмотрено, что конституционная  поправка 2/3 от общего числа голосов.

В Швейцарии для принятия обычного закона требуется относительное  большинство голосов, конституционной  поправки – абсолютное большинство  в большинстве кантонов.

В Италии на местных референдумах предложение считается одобренным, если его поддержало большинство  зарегистрированных депутатов в  коммунах.

Правовые последствия  в юридическом смысле, принятого  путем референдума. По Венгерскому  закону решения, принятые на референдуме, обязательны для Государственного Собрания. Отсюда, закон, принятый Государственным  Собранием и вынесенный на референдум, но не прошедший его, вступить в силу не может.

Несовершенство конституционного законодательства дает возможность  по конституциям, принятым на референдуме, согласно текстам могут подлежать  частичному пересмотру парламентом  без обращения к избирателям.

 

 

 

 

 

 

2.2 Политическая роль

Государственная власть может  осуществляться либо посредством деятельности ее различных ветвей, органов государства, либо непосредственно народом. Государственным  органом народного представительства  является, прежде всего, парламент. При  представительной демократии народ  реализует свою власть (государственную  и власть территориального коллектива) через избранных им представителей, через коллегиальные органы народного  представительства.

Референдум, как форма  выражения общественного мнения и как способ принятия принципиально  важных нормативно-правовых актов и  политических решений, несомненно является достоянием не одной нации или народа, а всего человечества. Это общечеловеческая, а не узкоклассовая или тем более какая-либо групповая ценность. В силу этого представляется не только возможным, но и необходимым широкое использование позитивного зарубежного опыта специального законодательного закрепления и проведение референдумов, в их различных вариантах и разновидностях как в сфере политики, экономики, межнациональных связей и отношений, так и в других сферах жизни общества.5

Противоречивость отношения  к референдуму со стороны других слоев общества объясняется в  основном тем, что, несмотря на свою внешнюю  демократичность, он долго и не всегда знаменовался успехами прогрессивных  сил. Во многих случаях референдумы  оканчивались принятием далеко не самых  прогрессивных законов или решений, выступали в качестве демократического щита.

О возможности использования  референдумов в интересах правящих кругов, а не всего общества со всей очевидностью свидетельствует практика проведения их в зарубежных странах.

Наряду с названными причинами  противоречивости роли референдума  есть и другие причины. В их числе можно указать в частности, на такие, как понимание сложности и противоречивости правотворческого и иных процессов на национальном уровне, требующих от их участников специальных знаний и подготовки; высокая стоимость референдумов; недостаточная компетентность и информированность граждан в политических и иных делах для того, чтобы быть активными участниками протекающих на национальном уровне процессов. Анализ причин и факторов, обусловливающих неоднозначное отношение общества к референдуму, определяет его роль и место в системе демократии, реальные возможности воздействия института референдума на конкретную политическую и социальную среду. Кроме того, он позволяет избежать в равной мере пагубных для политической теории и практики крайностей в оценке значимости роли референдумов, дает возможность со значительной долей достоверности определить факторы, способствующие повышению эффективности референдумов в политической системе общества или, наоборот, препятствующие их усилению. Это имеет огромное не только теоретическое, но и практическое значение. Отсюда можно отметить, что роль референдума может быть как позитивной, так и негативной.

Необходимо отметить, что  вопрос о разъяснении результатов  принятия определенного решения  на референдуме не получает достаточного освещения. В современных условиях низкой культуры вообще и правовой в частности, эти вопросы приобретают - как никогда - более актуальное значение.

Референдум в любой  стране будет эффективным лишь в  том случае, если он, по природе своей  как весьма важный демократический  институт. И будет правильно понят  и поддержан широкими слоями населения; иметь своей целью при решении  политических иных вопросов четко выраженную гуманную цель; если общественное мнение не будет увлечено и дезориентировано ложными социальными ценностями; и, наконец, если будут созданы все необходимые организационно-технические и иные условия для подготовки и проведения всенародных опросов. Важное, труднооценимое значение референдумов имеет строгое установление и законодательное закрепление их статуса, процедуры и порядка подведения итогов, места и роли в системе конституционного и текущего законодательства принимаемых путем референдумов нормативно- правовых актов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Референдум в зарубежных странах понятие виды порядок проведения значение