Реформа местного самоуправления в Российской Федерации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 10:05, курсовая работа
Описание работы
Актуальность данной темы на современном этапе придают следующие обстоятельства: - Оправдают ли предлагаемые разработчиками проекта нового закона социальные меры ожидания, которые связывали с введением муниципальной демократии еще в начале 90-х годов? - Готовы ли к реформе местного самоуправления субъекты РФ, муниципальные образования? Представляем ли мы ее последствия? Не приведет ли она к дезорганизации действующей системы муниципального управления и утрате ориентиров ее демократизации и развития?
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………..3 Становление правовых основ организации местного самоуправления в Российской Федерации………………………………………………………...5 Характерные черты присущие современной модели местного самоуправления в Российской Федерации…………………………………...9 Общие принципы муниципальной организации и основные организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления……………………………………………………………….15 Развитие местного самоуправления в современной России……………….21 Заключение……………………………………………………………………23 Список литературы………………………………………………………...…25
свидетельствующие как о государственной,
так и об общественной природе. К
признакам, свидетельствующим
о близости органов местного самоуправления
к
государственным органам, относятся:
- население местного сообщества
проживает на территории государства,
население муниципального образования
является гражданами государства;
- статус местного сообщества
устанавливается, гарантируется, защищается
Конституцией Российской Федерации,
Федеральными законами и законами субъектов
Федерации;
- местные вопросы решаются
населением в русле единой
государственной политики;
-полномочия органов местного
самоуправления носят властный (государственный)
характер и т.д.
К признакам, характеризующим
общественную природу новой модели местного
самоуправления можно отнести:
- самостоятельность населения
в решении вопросов местного
значения,
определение структуры органов
муниципального образования;
- органы местного самоуправления
не являются структурными единицами
государственного аппарата;
- наличие муниципальной
собственности.
Следовательно, можно сделать
вывод о том, что современное самоуправление
как специфическая форма власти имеет
смешанную, комбинированную общественно-
государственную природу.
Таким образом,
для оптимальной модели местного самоуправления
характерно многообразие черт. Приведенные
черты являются основными и позволяют
говорить о единой модели местного самоуправления
в России, с разнообразными организационными
формами в различных муниципальных образованиях.
Поэтому новая оптимальная модель местного
самоуправления может формироваться лишь
в том случае, если будет обеспечена комплексная
реализация этих признаков.
Общие принципы муниципальной
организации и основные организационно-
правовые формы осуществления
местного самоуправления
Решение вопросов
местного значения население осуществляет,
как правило,
Через создаваемые им органы
местного самоуправления, путем делегирования
этим органам собственных прав, принадлежащей
только населению компетенции.
Таким образом, органы
местного самоуправления создаются только
в связи с
делегированием части полномочий
населения с одновременным наделением
соответствующей достаточной
компетенцией.
Поэтому органы местного
самоуправления можно классифицировать
по:
- механизму делегирования
полномочий;
- качеству делегирования
полномочий;
- количеству делегирования
полномочий.
Конституция Российской
Федерации закрепляет только один из возможных
принципов классификации: по способу их
образования, механизму делегирования
населением своих полномочий.
«Местное самоуправление
осуществляется гражданами ... через выборные
и другие органы местного самоуправления»,
причем для выборных органов порядок создания
определяется в соответствии с законодательством
и уставами муниципальных образований.
Порядок создания других органов определяется
в соответствии с уставами муниципальных
образований.
Под «другими» тут
необходимо понимать органы, созданные
иным, невыборным путем (например, сформированные
путем делегирования представителей других
органов или организации; созданный соответствующим
решением уполномоченного на то органа
или должностного лица и т.д.).
Принципиальное различие
между такими органами состоит в том, что
через
выборный механизм население
напрямую наделяет соответствующие органы
собственной, принадлежащей
только ему компетенцией, позволяющей
осуществлять управление муниципальным
хозяйством в полном объеме полномочий
собственника. Все остальные не выборные
органы создаются именно для обеспечения
делегированных полномочий и не располагают
собственной компетенцией.
Уставом муниципального
образования могут быть предусмотрены
наличие высшего должностного лица. Главы
муниципального образования, возглавляющего
деятельность по осуществлению местного
самоуправления на территории муниципального
образования, а также должности иных выборных
должностных лиц местного самоуправления.
Глава муниципального
образования и иные выборные должностные
лица местного самоуправления наделяются
собственной компетенцией, по решению
вопросов местного значения в соответствии
с уставом муниципального образования.
Наряду с выборными должностными
лицами в управлении муниципальным хозяйством,
как правило, принимают участие иные должностные
лица, назначаемые или утверждаемые в
должности компетентным органом или должностным
лицом и входящим в категорию муниципальных
служащих.
Кроме различного механизма
делегирования полномочий (создания органов),
необходимо классифицировать
органы местного самоуправления по качеству
делегируемых полномочий. Такая
классификация предусматривает наличие
органов местного самоуправления, наделенных
представительными, исполнительными и
контрольными полномочиями по решению
вопросов местного значения. При этом
представительные и контрольные
полномочия делегируются, как
правило, одному органу (представительному),
но
население может создать и отдельный,
специальный орган, наделенный
контрольными полномочиями
(контрольный комитет, счетная палата
и т.п.).
Обязательным выборным органом,
обладающим правом представлять интересы
населения и принимать от его
имени решения, действующие на территории
муниципального образования,
является представительный орган местного
самоуправления, состоящий
из депутатов, избираемых на основе всеобщего
и
прямого избирательного права
при тайном голосовании в соответствии
с
федеральными законами и законами
субъектов Российской Федерации.
Местное самоуправление
- власть, наиболее приближенная к населению.
Близость определяется не столько ее местом
в иерархической лестнице, сколько теми
функциями, которые она выполняет. Занимаясь
вопросами местного значения, она должна
решать их в интересах населения. Поэтому
муниципальное управление предусматривает
наличие представительных органов местного
самоуправления, за исключением случаев,
когда их функции может выполнять сход.
Закон определяет исключительное
ведение представительных органов:
1. принятие
общеобязательных правил по предметам
ведения
муниципального образования,
предусмотренных уставом муниципального
образования;
2. утверждение
местного бюджета и отчета о его исполнении;
3. принятие
планов и программ развития муниципального
образования, утверждение отчетов
об их исполнении;
4. установление
местных налогов и сборов;
5. установление
порядка управления и распоряжения
муниципальной собственностью;
6. контроль за
деятельностью органов местного самоуправления
и должностных лиц местного
самоуправления, предусмотренных уставами
муниципальных образований.
К полномочиям представительных
органов местного самоуправления необходимо
отнести и сформулированное Л.А. Беликовым
право издания обязательных постановлений. По его определению,
«главное отличие муниципального закона
(обязательного постановления) от законов
государственных состоит в том, что первый
имеет силу только для территории муниципального
образования и относится только лишь к
вопросам местного значения, предметам
муниципального хозяйства и благоустройства».
Виды нормативных
актов, которые имеют право принимать
органы местного
самоуправления, перечисляются
в уставе муниципального образования
и в законах субъектов Российской Федерации.
Обычно к ним относят: решения, постановления
выборного органа или главы муниципального
образования - по вопросам осуществления
местного самоуправления; распоряжения
и приказы - по вопросам внутренней организации
деятельности органов местного самоуправления.
Действующее федеральное
законодательство не обуславливает обязательное
создание в муниципальных образованиях
исполнительных органов местного
самоуправления, предусматривая
возможность избрания главы муниципального
образования и других выборных
должностных лиц, наделяемых при этом
собственной компетенцией по
решению вопросов местного значения в
соответствии с уставом муниципального
образования. Кроме того, в названном уставе
помимо представительных органов и должностных
лиц местного самоуправления могут быть
предусмотрены и иные органы, должностные
лица местного самоуправления. Под этим,
как правило, и подразумевается создание
органов, наделяемых компетенцией для
исполнения решений, принимаемых населением
муниципального образования или его представительным
органом.
Говоря об общих принципах
организации таких органов, О.А. Велихов
справедливо отвечал следующее:
«К аппарату местного самоуправления,
отвечающему своей цели, надлежит
применять следующие требования.
Во-первых, он должен правильно и с
достаточной гибкостью отображать
подлинные интересы и нужды местного
сообщества; во-вторых, он должен
соответствовать принципу экономии средств
и сил, то есть при наименьших затратах
на его содержание, работать быстро,
гладко и без лишних формальностей;
в-третьих, он должен выдвигать на
исполнительные должности людей
опытных и ответственных, создавая для
них
наиболее благоприятную обстановку
работы».
Полномочия представительного
органа, а также компетенция исполнительных
органов местного самоуправления
должны быть определены и закреплены в
муниципальном уставе.
Существуют следующие
виды органов местного самоуправления:
Представительные:
собрание представителей, Совет депутатов,
Дума, Хурал
(Республика Тыва), муниципальный
совет, муниципальное собрание, окружной
сельский комитет (Саратовская
область).
Исполнительные:
местная администрация (администрация
муниципального
образования), волостная управа,
исполком, мэрия.
Конкретные названия
органов местного самоуправления, а также
глав
муниципального образования
(глава администрации, Председатель Совета,
Председатель исполкома, мэр,
городской голова, и т.д.) и иных выборных
должностных лиц и сроки их
полномочий определяются, как правило,
соответствующим законодательством
субъектов Российской Федерации.
Еще одной возможной классификацией
может быть разделение, как выборных, так
и создаваемых иным способом органов по
объему, количеству делегируемых
полномочий на общие и специальные
(отраслевые) органы.
И представительные,
и исполнительные органы местного самоуправления
могут создавать постоянные или временные
специальные органы для реализации отдельных
полномочий, как правило, выделяемых по
отраслевому принципу.
Таким образом, делегирование
полномочий населения приводит к созданию
в
муниципальных образованиях
целой системы взаимосвязанных органов
местного самоуправления с различной
компетенцией, различающихся по механизму
их создания, качеству и количеству делегируемых
им полномочий.
Однако, можно выявить и систематизировать
основные, наиболее распространенные
схемы построения таких структур.
Мировая практика показывает
большое разнообразие в организационно-правовых
формах используемых на местном уровне.
С учетом особенностей
и специфики стран авторы по-разному подходят
к
классификации, выделяют до
десятка организационно-правовых форм.
На основании изучения мирового опыта
можно предположить пять основных моделей
местного самоуправления, которые схематично
можно изобразить следующим образом:
1. Форма «сильный
совет - слабый мэр» характеризуется ограничением
прав мэра по координации деятельности
исполнительных органов и контроля за
их
деятельностью. За мэром закрепляется
в основном представительские и
оперативно-представительные
функции. Совет обладает большим объемом
прав в сфере управления, в хозяйственных
и финансовых вопросах и особенно в вопросах
назначения на должность.
2. Форма «сильный
мэр - слабый совет». Для этой формы характерно
избрание исполнительного органа (мэра)
непосредственно населением, что предопределяет
его весомые позиции по отношению к представительному
органу. Мэр самостоятельно решает многие
текущие вопросы и обладает правом отлагательного
вето на решения совета, которое может
быть преодолено только
квалифицированным большинством
голосов последовательно. Мэры городов
– весьма влиятельные фигуры, облеченные
значительной властью и призванные решать
многочисленные проблемы населения. Этот
пост традиционно рассматривается как
трамплин для выхода на общенациональную
политическую проблему, шаг к посту Губернатора
или, даже, Президента.
3. Форма «совет
– управляющий» отражает стремление «к
очищению городской политики» и устранению
коррупции, неэффективного и авторитарного
управления.
Управляющий представляет
собой политически нейтральную фигуру,
профессионала
в сфере общественного управления.
Назначается на должность и увольняется
советом, который выбирается
населением. Недостатком этой модели является
невозможность или затрудненность
влияния на политику, проводимую управляющим.
Форма управления
«совет – управляющий» продемонстрировала
свою жизнеспособность.
В настоящее время
многие американские органы муниципального
управления идут по этому пути.
4. «Комиссионная
форма». Комиссия образуется из выбранных
лиц -