Региональный портрет российского региона. Москва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность изучаемого региона обусловлена следующим:
Москва — столица Российской Федерации, город федерального значения, административный центр Центрального федерального округа и центр Московской области,крупнейший по численности населения город России, по этому показателю входит в десятку крупнейших городов мира, а так же важнейший транспортный узел. Москва — крупный культурный и туристический центр Европы и мира, московский регион имеет один из богатейших в России историко-культурных потенциалов. В Москве много интересных мест — это как различные историко-культурные и архитектурные памятники, так и современная развлекательная инфраструктура.

Содержание работы

Введение. 4
1 Физико-географическая характеристика 5
1.1 Географическое положение, часовой пояс. 5
1.2 Растительность, животный мир, климат, экология. 6
2 История. 10
2.1 Этимология. 10
2.2От первых поселений до Смутного времени. 10
2.3Москва впериод правления династии Романовых. 11
2.4 События 1917 года и Гражданская война 11
2.5 Советская Москва 12
2.6 Москва в постсоветское время 14
2.7. Награды 14
3Геоэкономическая характеристика. 15
3.1. Официальная символика. 15
3.2. Административно-территориальное деление 15
3.3. Федеральные и городские органы власти. 16
3.4. Население и национальный состав. 16
3.5. Экономика и бюджетная сфера. 16
3.6. Промышленность 18
3.7. Розничная торговля 19
4. Транспортная инфраструктура. 20
4.1. Железнодорожный транспорт 20
4.2. Аэропорты 21
4.3. Речной транспорт 21
4.4. Наземный городской транспорт 22
4.5. Скоростной транспорт Москвы 22
4.6. Внутригородская транспортная инфраструктура 22
5. Культура. 24
5.1. Наука 24
5.2. Образование 24
5.3. Религия 25
5.4. Искусство 25
5.5. Архитектура и достопримечательности 26
5.6. Средства массовой информации 27
6. Общество 29
6.1. Почётные граждане города 29
6.2. Здравоохранение 29
6.3. Физкультура и спорт 30
6.4. Преступность 31
6.5. Мероприятия, проводимые в Москве. Ночная жизнь 32
7. Стратегии развития Москвы. 33
Заключение. 35
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

регион.docx

— 148.15 Кб (Скачать файл)

 

Москва  — крупнейший в общероссийском масштабе финансовый центр, международный деловой  центр и центр управления большой  частью экономики страны. Так, например, в Москве сосредоточено около  половины банков из числа зарегистрированных в России45. Кроме того, бо́льшая часть крупнейших компаний зарегистрированы и имеют центральные офисы именно в Москве, хотя их производство может быть расположено за тысячи километров от неё.

По  данным на 2008 год, по объёму ВВП (321 млрд $) Москва находилась на 15 месте среди крупнейших городов мира46.  По данным компании «Ernst & Young» за 2011 год, Москва занимает 7-е место среди европейских городов по инвестиционной привлекательности, причём её рейтинг растёт.47

Размер  бюджета Москвы сравним с размером бюджетов многих средних государств. Например, доходы сводного бюджета  Украины в 2006 году составили 171,8 млрд гривен48, что примерно равно 855 млрд руб., а у Москвы доходы были равны 800,8 млрд руб. Бюджет Москвы в 2008 году был равен бюджету Нью-Йорка в 2007 году49; ожидается, что бюджеты двух городов сравняются в 2012 году.

 

Данные о  бюджетах Москвы за 2006—2008 годы50

 

Данные о бюджетах Москвы за 2006—2008 годы

Год

Доходы

Расходы

Дефицит

Всего

Экономика

ЖКХ

Образование

Здравоохранение и спорт

Социальная политика

2006

800,8

734,4

23,3 %

26,5 %

12,0 %

17,5 %

10,1 %

-66,4

2007 (январь-ноябрь)

889,2

737,1

22,0 %

26,4 %

13,7 %

16,8 %

10,8 %

-152,1

2008

998,7

1.169,3

23,4 %

27,4 %

15,5 %

9,1 %

11,9 %

170,6

Данные, представленные в абсолютных величинах, соответствуют  единице измерения — 1 млрд руб.


 

Основные  характеристики бюджета города Москвы51:

1) на 2009 год  - прогнозируемый объем доходов  в сумме 1 387 110 055,8 тыс. рублей, общий объем расходов в сумме 1 462 031 071,2 тыс. рублей, превышение расходов над доходами в сумме 74 921 015,4 тыс. рублей;

2) на 2010 год  - прогнозируемый объем доходов  в сумме 1 613 293 960 тыс. рублей, общий 

объем расходов в сумме 1 698 425 486,6 тыс. рублей, превышение расходов над доходами в сумме 85 131 526,6 тыс. рублей;

3) на 2011 год  - прогнозируемый объем доходов  в сумме 1 866 350 231 тыс. рублей, общий 

объем расходов в сумме 1 963 050 151,8 тыс. рублей, превышение расходов над доходами в сумме 96 699 920,8 тыс. рублей.

В отчете об исполнении бюджета Москвы за 2009 год были указаны следующие  параметры: доходы в сумме 1009444059 тыс. рублей, расходы в сумме 1154827842,1 тыс. рублей, превышение расходов над доходами в сумме 145383783,1 тыс. рублей (дефицит).52

  В отчете об исполнении бюджета Москвы за 2010 год были указаны следующие параметры: по доходам в сумме 1126144932,2 тыс. рублей, по расходам в сумме 1106059501,4 тыс. рублей с превышением доходов над расходами в сумме 20085430,8 тыс. рублей (профицит).53

 

    1.  Промышленность.

 

 

 

Динамика  индексов промышленного производства в Москве и в России в 1991—2009 годах, в процентах от значений 1991 года54.

 

Москва, несмотря на незначительную долю промышленности в экономике, — крупнейший промышленно-производственный центр России, основанный на значительном квалифицированном трудовом ресурсе. Город является крупным центром машиностроения, в том числе энергомашиностроения, станко-, судо-, приборостроения; чёрной и цветной металлургии (производство алюминиевых сплавов, цветного проката и литья), химической, лёгкой, полиграфической промышленности. Но сто́ит отметить, что в последние годы идёт процесс переноса производств за пределы Москвы.

На  территории города действует значительное количество предприятий оборонной  промышленности, среди них:

  • Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева
  • Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля
  • Комплексы двигателестроения «Салют» и ММП им. Чернышева
  • Производство компании РСК «МиГ»
  • Предприятия Концерна ПВО «Алмаз-Антей» (крупнейшие — «Алмаз», «Альтаир», «Авангард»)
  • Тушинский машиностроительный завод
  • Ракетостроительное МКБ «Вымпел»
  • Московский радиотехнический завод

 

Из  гражданских производств наиболее крупные:

  • Московский нефтеперерабатывающий завод — крупный производитель, в том числе и на экспорт, нефтепродуктов
  • Завод имени Лихачёва — производитель грузовых автомобилей, около 10 тыс. штук в год
  • Автофрамос — предприятие по сборке легковых автомобилей Renault, ок. 60 тыс. в год, на территории бывшего АЗЛК
  • Московский шинный завод
  • Металлургический завод «Серп и Молот»
  • Электрозавод — крупный производитель электротрансформаторов и реакторов
  • Московский завод Электрощит — производитель электрических распределительных устройств
  • Трёхгорная мануфактура

 

В городе имеется сильная научная  и технологическая база по производству оптико- и радиоэлектронных приборов, авиационной и космической аппаратуры, высокоточных механических приборов. Москва является крупнейшим в стране инженерным центром, здесь проектируется значительная часть российской продукции (особенно авиационной, космической, ядерной и вооружения), разрабатываются технологии её изготовления, исследуются материалы. Среди проектных организаций наиболее известны:

  • КБ Сухой
  • КБ Туполев
  • Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина
  • ОКБ имени Яковлева
  • КБ Транспортного машиностроения
  • Московский институт теплотехники
  • Гидропроект
  • ЦНИИПСК им. Н. П. Мельникова и многие другие

 

    1.  Розничная торговля.

 

Москва  — важнейший центр розничной  торговли России. На долю Москвы приходится более 30 % общероссийского объёма розничного товарооборота. Общее количество супермаркетов  и гипермаркетов, принадлежащих  различным сетям, на данный момент превышает  тысячу, в Москве продолжают развиваться  существующие и открываются новые  торговые сети. На территории города действуют и продолжают возводиться крупные торговые и торгово-развлекательные комплексы, среди которых можно выделить ГУМ, ЦУМ, ТК «Охотный ряд», ТРЦ «Атриум», ТЦ «Европейский», ТЦ «Москва» и многие другие. В соответствии с генеральной схемой размещения торговых объектов городского значения до 2020 года, утверждённой столичным правительством в 2001 году, предполагалось организовать около 300 новых крупных торговых центров общей площадью 6,3 млн м²55.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Транспортная инфраструктура.

 

    1.  Железнодорожный транспорт.

 

Железнодорожная сеть представлена десятью основными  направлениями с девятью вокзалами, Малым кольцом Московской железной дороги, несколькими соединительными  ветвями, а также рядом ответвлений, основная часть которых полностью  находится в черте города. История дороги берет начало с открытия движения в 1861 году до Петушков, а 1 августа 1862 года из Москвы до Нижнего Новгорода был отправлен первый поезд с пассажирами и грузами для открывшейся Нижегородской ярмарки, которая была известна далеко за пределами России.

В существующих границах Московская железная дорога была организована в 1959 году в  результате полного и частичного объединения шести дорог: Московско-Рязанской, Московско-Курской-Донбасской, Московско-Окружной, Московско-Киевской, Калининской и  Северной.

Московская  железная дорога - это 13 тысяч км развернутой  длины, 8.8 тыс км эксплуатационной длины, которые обслуживает 50.3 тысячи человек. 

Характерная особенность дороги – это ее разветвленность. В самом напряженном регионе  – Московском железнодорожном узле - сходится 11 радиальных направлений, которые  связаны между собой Малым  кольцом (54 км) и Большим окружным кольцом (558 км). Такой сложной транспортной сети не имеет ни одна дорога компании.

Московская  железная дорога обслуживает 13 субъектов  Российской Федерации, в том числе 9 полностью (Москву, Московскую, Тульскую, Орловскую, Курскую, Рязанскую, Смоленскую, Калужскую, Брянскую области) и 4 частично – Владимирскую, Белгородскую, Липецкую области и республику Мордовия.

Московская  железная дорога по праву называется пассажирской. Она осуществляет 50% всех пригородных перевозок компании и 23% в поездах дальнего следования. Столичная магистраль отправляет 420 пассажирских поездов в сутки. 

Существенная  особенность Московской железной дороги - колоссальный объем пригородных  перевозок. Ежесуточно здесь курсирует  около 3000 пригородных поездов. Ежедневно  на столичной магистрали электричками в среднем пользуется полтора  миллиона человек.

В "пиковые" часы интервал движения электропоездов в Мосузле составляет 4-6 минут. Такой частоты нет ни на одной железной дороге мира.

 

Список железнодорожных  вокзалов Москвы:

  • Белорусский вокзал — с этого вокзала идут поезда дальнего следования на запад и юго-запад России, в Белоруссию, Германию, Польшу, Литву, Чехию, Словакию, Австрию и Венгрию.
  • Казанский вокзал — с этого вокзала отправляются поезда дальнего следования на юг, восток и юго-восток России, на Урал и Алтай, Кубань и Северный Кавказ, в республики и области Поволжья, в Казахстан и Среднюю Азию.
  • Курский вокзал — с этого вокзала отправляются поезда дальнего следования в центральную и южную часть России, юго-восточную часть Украины, в Крым и на Кавказ, а также транзитные поезда в Санкт-Петербург и Мурманск. Крупнейший вокзал в Москве.
  • Киевский вокзал — с этого вокзала отправляются поезда дальнего следования на запад и юго-запад России, на Украину, в Молдавию, Болгарию, Венгрию, Италию и Грецию.
  • Ленинградский вокзал — с вокзала отправляются поезда дальнего следования на северо-запад России, в Эстонию и Финляндию. Единственный вокзал в Москве, который обслуживается не Московской железной дорогой — он принадлежит Октябрьской железной дороге.
  • Павелецкий вокзал — с этого вокзала отправляются поезда дальнего следования в центральную и южную части России, в Казахстан и Поволжье, на Северный Кавказ и в Азербайджан.
  • Рижский вокзал — с вокзала отправляются поезда дальнего следования до Великих Лук и Риги.
  • Савёловский вокзал — единственный в Москве вокзал, который обслуживает исключительно пригородные поезда. С вокзала ежедневно отправляются электропоезда до Лобни, Дмитрова, Дубны, Савёлово.
  • Ярославский вокзал — с вокзала отправляются поезда дальнего следования на север, северо-восток и восток России, на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток, в Китай и Монголию. Крупнейший в России по объёму перевозок56.

 

    1.  Аэропорты.

 

На  территории Москвы находится международный  аэропорт Внуково. Также жители и  гости города пользуются услугами других международных аэропортов, расположенных  на территории соседнего субъекта Российской Федерации — Московской области:

  • Домодедово,
  • Остафьево,
  • Чкаловский (действующий военный аэродром, осуществляет чартерные пассажирские авиаперевозки),
  • Шереметьево.

 

В городе действовал аэровокзал, однако с начала XXI века он фактически утратил  свое прямое назначение: его помещения  были сданы арендаторам под торговые площади. По состоянию на 2009 год, в  здании аэровокзала действуют лишь кассы по продаже железнодорожных и авиабилетов.

Добраться до аэропортов Внуково, Шереметьево  и Домодедово можно не только на автотранспорте, что зачастую проблематично  из-за заторов на дорогах, но и воспользовавшись экспрессами, отправляющимися с  Киевского — до аэропорта Внуково, с Белорусского — до аэропорта  Шереметьево и с Павелецкого  — до аэропорта Домодедово вокзалов соответственно.

 

    1.  Речной транспорт

 

Благодаря системе каналов, построенных в  составе Великих строек коммунизма, Москва с советских времён заслужила  название «порта пяти морей». От Северного  и Южного речных вокзалов ходят круизные теплоходы, соединяющие Москву с  Санкт-Петербургом, Астраханью, Ростовом-на-Дону и другими городами России57. Также осуществляются перевозки по Химкинскому водохранилищу, пригородным линиям. В период навигации на Москве-реке работают несколько маршрутов речного трамвая58.

Грузовые  причалы имеются в Северном, Западном и Южном речных портах. Грузовые речные перевозки по Москве-реке в  основном обеспечивают доставку различных  насыпных грузов строительного характера; в Южном порту имеется крупный  контейнерный терминал.

 

    1.   Наземный городской транспорт.

В Москве с советских времён действует разветвлённая сеть уличного общественного транспорта: маршрутов автобусов, троллейбусов, трамваев, маршрутных такси, которые перевозят около 12 миллионов пассажиров ежедневно.59

Общественный  транспорт вынужден стоять в общих  пробках, но на крупных магистралях  создаются выделенные полосы. В июле 2009 года выделенная полоса открыта  на Волоколамском шоссе, в 2011 году на Щёлковском шоссе, Ярославском шоссе  и Ленинградском проспекте, идёт подготовка по запуску на Севастопольском  проспекте60.

Информация о работе Региональный портрет российского региона. Москва