Роль судебной власти в демократическом государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 13:38, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей контрольной работы является - проанализировать развитие организации правосудия, процесса модернизации судоустройства и судопроизводства в современный период, подробнее остановимся на изучении состояния судебной власти в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели контрольной работы, будут выполнены следующие задачи исследования:
1. изучена судебная реформа РФ в условиях формирования правового демократического государства.
2. рассмотрен конституционно-правовой статус судей в РФ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………. 3
1. Судебная реформа РФ в условиях формирования правового демократического государства………………………………………………….. 5
2. Конституционно-правовой статус судей в РФ………………………….…. 12
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы………………………………………...…19

Файлы: 1 файл

ГМУ.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)


 

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«Российский государственный  профессионально-педагогический университет»

Филиал в г. Советском

Кафедра профессионально-педагогического  образования

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине

ГОСУДАРСТВЕННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ  УПРАВЛЕНИЕ

На тему:

«Роль судебной власти в демократическом государстве».

 

 

 

Выполнил студент:

Тренина Ю.А

Группа:

CВ-311 СУЭ

Проверил:

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

Советский 2013 г

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………….………. 3

1. Судебная реформа  РФ в условиях формирования  правового демократического государства………………………………………………….. 5

2. Конституционно-правовой  статус судей в РФ………………………….…. 12

 

 

Заключение……………………………………………………………………….17

Список использованной литературы………………………………………...…19

 

 

Введение

 

Актуальность настоящей темы предопределена ролью судебной власти в жизни  демократического общества, в которой  её члены и их объединения пользуются достаточной степенью свободы, а все взаимоотношения строятся на основе права.

Анализ Российской социальной, экономической  и правовой действительности свидетельствует  о том, что отечественный механизм обеспечения законности, защиты прав и свобод граждан действует недостаточно эффективно. Судебная реформа, проводимая в нашей стране, обострила интерес к особенностям становления российского правосудия. Это вполне объяснимо, поскольку лишь правильно организованное правосудие способно создать прочные гарантии прав и свобод личности, обеспечить законность и правопорядок в целом. Правосудие, несомненно, выступает в качестве фактора цивилизации, прогресса и обновления в обществе, и в этом заключается, прежде всего, его социальная ценность.

Целью настоящей контрольной работы является - проанализировать развитие организации правосудия, процесса модернизации судоустройства и судопроизводства в современный период, подробнее остановимся на изучении состояния судебной власти в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели контрольной работы, будут выполнены следующие задачи исследования:

1. изучена судебная  реформа РФ в условиях формирования  правового демократического государства.

2. рассмотрен конституционно-правовой  статус судей в РФ.

Контрольная работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

1. Судебная реформа РФ  в условиях формирования правового  демократического государства.

 

Началом становления судебной власти в современной России является концепция  судебной реформы в РФ представленная первым президентом Б. Н. Ельциным и одобренная Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 года. Главной задачей судебной реформы тогда было признано утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной и влиятельной силой, независимой в своей деятельности от законодательной и исполнительной власти. Президент Ельцин отметил, что: «проведение судебной реформы является необходимым условием обеспечения функционирования демократического правового государства».1

Судебно-правовая реформа была вызвана  глубокими социально-политическими  преобразованиями, проходившими в нашей  стране. Изменение политического  устройства государства, смещение приоритетов  в соотношении интересов человечества в пользу личности, радикальная перестройка экономической базы общества в связи с переходом к рыночной экономике были бы не мыслимы без формирования соответствующей правовой среды.

Правовая среда – понятие  новое и весьма ёмкое включающее систему нормативных актов и  систему государственных институтов. Судебная власть – центр этих институтов, степень её развития в значительной мере определяет содержание и объём полномочий всей правоохранительной системы.2

Цель правовой реформы – переход  от административно-волевого регулирования  общественной жизни к системе регулирования основанного на праве. Только такая система способна обеспечить политические и экономические права граждан, соблюдение баланса общественных интересов, разрешение социальных и политических конфликтов в рамках правовой системы.

Суд, являвшийся в СССР одним из звеньев правоохранительного механизма, выполнявший по преимуществу карательную  функцию, а так же рассматривавший  в порядке гражданского судопроизводства дела, затрагивающие в основном личные имущественные и неимущественные права граждан, должен был превратиться в орган государственной власти, обеспечивающий полноценную защиту прав личности государственных и общественных интересов.

Главная цель судебной власти – содействовать  гражданам, их объединениям, включая  экономические образования, государственным и общественным институтам в реализации законных прав.3

Судебная реформа была призвана внести такие изменения в судебно-правовую систему страны, которые обеспечили бы свободный доступ к правосудию, предоставили бы объектам правоотношений достаточную возможность защищать легальным способом свои права и законные интересы.

Нормативную базу судебной реформы  составляют: Конституция РФ, Федеральные  законы, Указы Президента РФ, решения  съездов судей РФ и др. органов  судейского сообщества, решения судов РФ, касающиеся вопросов судебной деятельности и правового положения судей. 

Судебная реформа в России осуществляется уже более 10 лет. За эти годы была сформирована новая законодательная  база, произошли значительные преобразования в сфере судоустройства и судебного процесса. Съезд народных депутатов в 1991 году принял декларацию прав и свобод человека и гражданина. Декларация закрепила право на судебную защиту каждого. Верховный Совет РФ одобрил концепцию судебной реформы. Согласно которой необходимо:

  1. защита и неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека, конституционных прав граждан в судопроизводстве;

закрепление в нормах уголовного и  гражданского процесса, в соответствующих  законодательных актах демократических  принципов организации и деятельности правоохранительных органов;

обеспечение достоверности и повышение  доступности информации о деятельности правоохранительных органов, судебно-правовой статистики;

создание федеральной судебной системы;

признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;

расширение возможностей обжалования  в суд неправомерных действий должностных лиц, установление судебного  контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения;

  1. Постановление Верховного Совета РСФСР «О концепции судебной реформы в РСФСР» от 24.октября 1991г. // Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета (ВВС), 1991, № 44. С. 1435.

Основными целями судебной реформы  являются:

- создание механизма полной защиты прав и свобод человека в соответствии с общепринятыми международными стандартами;

- обеспечение прав и охраняемых  законом интересов общественных  объединений, в том числе коммерческого  характера;

- формирование системы гарантии  сохранения и эффективного функционирования государства и его органов в современных условиях.

Цели судебной реформы были конкретизированы в её задачах. К числу задач  судебной реформы относятся:

      1. создание законодательной базы судебной системы;

обеспечение беспрепятственного доступа граждан к правосудию;

осуществление эффективного правосудия в разумные сроки;

формирование нового судебного  процесса построенного на принципах  состязательности и равноправия  сторон;

формирование институтов самоуправления судей;

создание условий призванных снизить нагрузку на суды;

дальнейшее развитие институтов непосредственно  связанных с осуществлением судебной власти: адвокатуры, нотариата, прокуратуры  и т.д.

Современную судебную реформу предполагается провести в три этапа.

Первый этап – подготовительный (1991 – 1992 гг.).

В ходе подготовительного периода  была одобрена, утверждена и опубликована концепция судебной реформы. Разработан пакет нормативных актов о  судебной реформе. Принято решение  о материально-техническом обслуживании юстиции и кадровом укомплектовании его органов, о контроле за процессами, проходящими в регионах, где действует новое законодательство и активно проводится судебная реформа.

На первом этапе судебной реформы  в развитии упомянутой концепции  был принят Закон РФ «О статусе судей в РФ» 1992 год4, установивший наряду с принципом независимости судей такие важные гарантии как несменяемость и неприкасаемость судей. Именно этот закон стал легальной базой судебной реформы, создав условия для формирования в России самостоятельной судебной власти и реального судейского самоуправления. В тот же период были приняты законы РСФСР «Об арбитражном суде» 1991 год, «О Конституционном суде РСФСР» и др., тем самым было положено начало созданию правовой базы современной судебной системы.

Критериями перехода ко второму  этапу является:

Получение достаточной информации, чтобы оценить основные ошибки и  просчёты принятых ранее решений.

- Готовность материально-технической  базы юстиции к началу второго  этапа.

Второй этап – переходный (1992 – 1996 гг.).

Переходный этап характерен корректировкой разработанного законодательства в  соответствии с результатами проведённых  экспериментов и полученными  откликами.

Второй этап судебной реформы в  РФ может быть охарактеризован как  законодательное оформление основ новой судебной системы. Он охватывает период с 1992 по 1996 год. В это время интенсивно развивалось законодательство о судоустройстве, и принимались акты, преобразующие судебный процесс. Окончательно сложилась действующая система РФ. Её фундаментом явилась Конституция РФ 1993 года, в которой, с одной стороны, нашли отражения основные принципы надлежащего правосудия, а с другой -  были закреплены основы новой судебной системы.

В ходе второго этапа были приняты:

      • федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» (1996 год), учредивший действующую систему судов РФ, включающую федеральные суды и суды субъектов Федерации;

федеральный конституционный закон  «О конституционном суде РФ» (1994 год), федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ» 1995 год, и др. законодательные акты, укрепляющие независимость суда в РФ. Критериями перехода к третьему этапу является:

- достижение устойчивой судебной  практики.

- готовность материально-технической  базы к третьему этапу судебной  реформы.

Третий этап – завершающий (1997 г. – по настоящее время).

Третий этап – характерен действием  законодательства о судебной реформе  на новой судебной базе. Преобразованием  судебных округов и расположение их в границах несовпадающих с  пределами административно-территориальных единиц.

Данный этап направлен на практическую реализацию принятых законов на дальнейшее совершенствование системы судоустройства и решения вопросов материально-технического обеспечения деятельности судов, профессиональной подготовки и переподготовки судей. Важными практическими результатами этого этапа стали: передача функции управления судами от исполнительной власти (Минюст и его органы) системе судебного департамента при Верховном Суде РФ в отношении судов общей юрисдикции и реформа исполнения судебных решений.

В ходе этого этапа было продолжено законодательное регулирование  организации судебной системы. Приняты  следующие законы: Федеральный конституционный  закон «О военных судах в РФ» 1999 год, Федеральный закон «О мировых  судьях в РФ» 1998 год, «О судебном департаменте при Верховном суде РФ» 1997 год, «О финансировании судов РФ» 1999 год, и др. В настоящее время продолжается работа над проектами новых законов.

Критериями окончания третьего этапа являются:

- Устойчивое функционирование судебной системы.

- Достаточность материально-технического  и кадрового обеспечения юстиции  для её нормального функционирования.

К настоящему моменту можно констатировать следующие основные итоги судебной реформы:5

  1. Осуществлено конституционное и законодательное закрепление новых фундаментальных принципов организации и деятельности судебной власти, формирование системы гарантий, обеспечивающих доступ к правосудию. Конституция РФ 1993 года закрепила в качестве конституционных принципов практически все общепризнанные принципы отправления правосудия, восприняла в полном объёме международные стандарты, существующие в сфере организации и деятельности судебной власти, а именно:
    • Универсальное право каждого на судебную защиту (ст. 46).

Информация о работе Роль судебной власти в демократическом государстве