Салическая правда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 18:34, контрольная работа

Описание работы

Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов.
Правовое положение личности в Риме характеризовалось тремя статусами - свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладавшее всеми этими статусами, имело полную правоспособность.

Содержание работы

ИГПЗС контрольная работа Салическая правда 2
II. Составьте план ответа, раскрывающий характерные черты средневекового городского права 9
III. Составить словарь терминов 10
IV. Составьте развернутый ответ на вопрос программной темы: «Развитие буржуазного государства во Франции в конце XVIII - н. XIX вв.» 20
4.1. Великая французская буржуазная революция и ее влияние на государственного развитие Франции 20
4.2. Эволюция французской государственности в эпоху первой Республики 23
4.3. Консульство и империя Наполеона Бонапарта 33
5. Составьте практическую задачу по уголовному праву древних франков с использованием материалов Салической правды и дайте ей решение 36
Литература 37

Файлы: 1 файл

salicheskaya-pravda (1).doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

ИГПЗС контрольная работа Салическая правда

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Некоторые вопросы, связанные с речью на защиту диплома, а также то, что необходимо при составлении правильного раздаточного материала.

 

I. Составьте план ответа, раскрывающий характерные черты государственного строя Древнего Рима в республиканский период

 

1. Положение населения.

1.1. Общая характеристика  правового положения личности

Основным социальным делением в  Риме стало деление на свободных и рабов.

Правовое положение личности в  Риме характеризовалось тремя статусами - свободы,  гражданства и семьи. Только лицо,  обладавшее всеми этими статусами,  имело  полную правоспособность. 

1.2. Деление по статусу  свободы

   По статусу  свободы   все  население Рима делилось  на свободных и рабов. Полноправным мог быть только свободный.                    

Свободные в  Риме распадались на две социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев) и мелких производителей (земледельцев и ремесленников),  составлявших большинство общества.  К  последним  примыкала  городская  беднота - люмпен-пролетарии. 

Рабы в период республики превращаются в основной  угнетенный  и  эксплуатируемый  класс.  Главным  источником рабства был военный плен.

   Рабы были  государственные   и   частновладельческие.

   Рабовладельческие отношения определяли общую незаинтересованность рабов в результатах своего труда,  что в свою очередь заставляло рабовладельцев искать более эффективные формы эксплуатации. Такой формой стал пекулий - часть имущества хозяина (земельный участок, ремесленная мастерская и др.), которую он предоставлял рабу для самостоятельного ведения хозяйства  и  получения  части дохода  от него.  Другой формой, зародившейся в период республики, был колонат. Колоны были не рабами, а арендаторами земли, попадавшими в экономическую зависимость от  землевладельцев и в конечном счете прикреплявшимися к земле.  Ими  становились  обедневшие свободные, вольноотпущенники и рабы. 

   Неэффективность рабского труда привела в конце  республиканского  периода к массовому отпуску рабов на волю. Вольноотпущенники оставались в определенной зависимости  от своего бывшего хозяина,  превратившегося в их патрона, в пользу которого они были обязаны нести определенные материальные и трудовые повинности и который в случае их бездетности наследовал их  имущество. 

1.3. Деление по статусу  гражданства

 По статусу гражданства свободное население Рима  делилось  на  граждан и иностранцев (перегринов).  Полную правоспособность могли иметь  только  свободнорожденные римские  граждане.  Помимо них.  к гражданам относились вольноотпущенники,  но они оставались клиентами  бывших хозяев и были ограничены в правах.                    

   По мере  развития  имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В среде рабовладельцев в конце III-II в. до н.э.  возникают привилегированные  сословия  нобилей  и всадников.                                            

По мере  расширения  пределов  Римского  государства число свободных пополнялось за счет жителей Апеннинского  полуострова  (полностью завоеванного к середине III в.  до н.э.) и других стран.  Они отличались от римских граждан  по своему правовому положению.  Жители Италии, не входившие в  римскую  общину  (латины),  вначале  не пользовались  всеми правами римских граждан.  Они делились на две группы - древние латины и  латины  колоний.

За первыми признавались имущественные права, право выступать в суде и вступать в брак с римскими  гражданами.

Но  они были лишены права участвовать в народных собраниях. Латины, жители колоний,  основанных Римом в Италии, и некоторых ее городов и областей,  заключивших с Римом договоры  о союзе,  пользовались теми же правами, что и древние латины,  за исключением права вступать в брак с  римскими гражданами. В дальнейшем в результате союзнических войн (I в.  до н.э.) всем латинам были  предоставлены права римских граждан.                                      

   Второй категорией свободных,  не имевших прав римских граждан, были перегрины. К ним относились свободные жители провинций - стран, находящихся вне Италии и завоеванных Римом. Они должны были нести налоговые повинности.  К  Перегринам  относились  также  свободные жители иностранных государств. 

2. Государственный строй.

2.1. Высшие органы власти

   В отличие от рабовладельческой  демократии в  Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев.  Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших  государственных органов.  Ими являлись народные собрания,  сенат и магистратуры.  Хотя  народные собрания  считались  органами  власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии,  не они преимущественно управляли государством.  Это делали сенат и магистраты - органы реальной власти нобилитета.

   В Римской республике  существовали три вида  народных собраний - центуриатные, трибутные и куриатные.       

   Народные собрания  в  Риме  созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли и прервать собрание,  и перенести его на другой день.  Они же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению.

Важную роль в государственном механизме Римской республики играл сенат.  Сенаторы (вначале их было 300, по числу патрицианских родов, а в I в. до н.э. число сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не избирались.  Специальные  должностные  лица  - цензоры, распределявшие граждан по центуриям  и  трибам,  раз  в пять  лет составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей,  уже занимавших,  как правило, высшие государственные должности.  Это делало сенат органом верхушки рабовладельцев,  фактически  независимым от воли большинства свободных граждан.

   Формально сенат  был   совещательным  органом,  и  его постановления назывались сенатус-консульты.  Но  компетенция сената была обширной. Он, как указывалось, контролировал законодательную деятельность центуриатных  (а затем и плебейских) собраний,  утверждая их решения,  а впоследствии предварительно рассматривая  (и  отвергая) законопроекты.  Точно таким же образом контролировалось избрание народными собраниями должностных лиц  (вначале утверждением  избранных,  а впоследствии - кандидатур).

Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении сената находилась казна государства.  Он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые  расходы.

К  компетенции  сената относились постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу. Важное значение имели внешнеполитические полномочия сената. 

   Магистратурами в  Риме  именовались  государственные должности. Как и в Древних Афинах, в Риме сложились определенные принципы замещения магистратур. Такими принципами  были  выборность,  срочность,  коллегиальность, безвозмездность и ответственность.                    

Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год.  Это правило не распространялось на диктаторов, срок полномочий которых  не  мог  превышать шести месяцев.  Кроме того, полномочия консула, командовавшего армией, в случае незакончившейся  военной кампании могли быть продлены сенатом. 

   Власть магистратов подразделялась на высшую (imperium) и общую (potestas).  В imperium  включались  высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них,  право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания. Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам. Диктатор имел "высочайший  империум"  (summum  imperium),  включавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию.  Консулу принадлежал большой империум (majus imperium)  - право выносить смертный приговор,  который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе Риме,  и не подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города.  У претора был ограниченный империум (imperium minus) - без права приговаривать к смертной казни.                                

   Власть potestas  принадлежала  всем  магистратам   и включала  в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение.                            

   Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные (чрезвычайные).  К

   Консулы (в Риме избирались  два консула) были высшими магистратами и  возглавляли  всю  систему  магистратур.

Преторы появились в середине IV в. до н.э.  в  качестве помощников консулов.  В силу того что последние,  командуя армиями, часто отсутствовали в Риме,  к преторам перешло управление городом и,  что особенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее в  силу  имевшегося у них империума издавать общеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права.  Вначале избирался один претор,  затем два, один из которых рассматривал дела римских граждан (городской претор), а другой - дела с участием иностранцев        (претор перегринов). Постепенно число преторов увеличилось до восьми.                                       

   Особое место  среди   магистров  занимали  плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие.  Затем, по мере увеличения роли сената,  активность плебейских трибунов пошла на убыль,  а попытка Гая Гракха во II в.  до н.э. усилить ее окончилась крахом.                         

   Экстраординарные магистратуры  создавались  только  в чрезвычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству обстоятельствах - тяжелая война,  большое восстание рабов,  серьезные внутренние беспорядки.

2.2. Армия.

Военная  организация Рима сыграла очень большую роль в его истории.  Уже само создание центуриатных собраний,  состоявших  из вооруженных воинов,  означало признание роли военной силы  в  возникшем  государстве.

 

II. Составьте план ответа, раскрывающий характерные черты средневекового городского права

 

1. Причины возникновения городского права как особого права бюргерского сословия.

2. Классификация средневекового городского права:

2.1. франконская (Вормс, Шпейер, Кёльн и др.),

2.2. баварская (Регенсбург, Нюрнберг, Вена),

2.3. швабская (Аугсбург, Страсбург),

2.4. саксонская (Зёст, Гослар, Мюнстер и др.),

2.5. фризская «семья»,

2.6. тюрингская «семья.

3. Роль кельнского право как образца для составления конституций многих немецких городов.

 

III. Составить словарь терминов

 

Авилум - означает "муж" или "человек", что подчеркивало свободное, полноправное состояние в обществе.

Азиатский способ производства - восточный путь возникновения государства, (вначале — Древний Восток, затем — Африка, Америка, Океания), для которого характерно устойчивость социально-экономических отношений и структуры родового строя - земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества.

Ареопаг - (греч. Areios pagos, букв. — холм Ареса), в Др. Афинах орган власти, осуществлявший государственный контроль, судебные и другие функции; состоял из пожизненных членов — представителей родовой аристократии.

Архонт (archon), высшее должностное лицо в древнегреческих полисах. В Афинах ок. сер. 7 в. до н. э. коллегия архонтов состояла из 9 лиц. В 5 в. до н. э. утратили значение.

Булэ – (греч. bule — совет), в древнегреческих полисах один из высших органов власти, осуществлявший государственный контроль и различные административные функции.

Ван - титул правителей государств и княжеств в Китае и Корее в древности и средние века.

Варна - четыре сословия Древней Индии. Представителям самой высшей варны — брахманам — приписывался белый цвет — цвет чистоты, незапятнанности. Брахманы выполняли обязанности жрецов и совершали многочисленные обряды, которым в Древней Индии придавалось исключительно важное значение; они считались представителями людей перед лицом богов, требовавших совершения жертвоприношений и произнесения заклинаний. Вторую варну представляли кшатрии — воины. Им приписывали красный цвет — цвет огня, войны, решительности и энергии. Кшатрии с детства обучались владеть оружием, управляться с конем и колесницей. К этой варне обычно принадлежали правители государств. Третья варна — вайшью — земледельцы и ремесленники, «народ». Их цвет — желтый, цвет земли. На них лежала обязанность возделывать поля, работать в мастерских, а также торговать. Среди них были и весьма состоятельные люди. Четвертая варна — шудры, или слуги. Их цвет — черный. Обязанность шудр — служить представителям высших варн.

Веды (санскр. веда, букв. — знание), памятники древнеиндийской литературы (кон. 2-го — нач. 1-го тыс. до н. э.) на древнеиндийском (ведийском) языке. Веды, или ведическую литературу, составляют сборники гимнов и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), теологические трактаты (брахманы  и упанишады). Веды — источник сведений по социально-экономической и культурной истории древнейшей Индии.

Всадники (греч. hippeis, от hippos — конь; лат. equites, от equus — конь), в ряде античных государств (Афинах, Риме, Фессалии и др.) наряду с аристократией привилегированное сословие с высоким имущественным цензом; к всадникам принадлежали землевладельцы, военные, ростовщики, крупные торговцы и др.

Аристократия: форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати. В рабовладельческом и феодальном государстве — наиболее привилегированное сословие; определенные преимущества сохраняет в буржуазном государстве.

Гелиэя (греч. heliaia), в Др. Афинах один из высших органов власти, с 5 в. до н. э. рассматривал как частные, так и государственные дела, контролировал деятельность высших должностных лиц, утверждал законы, принятые народным собранием. Гелиэя состояла из 6 тыс. человек.

Информация о работе Салическая правда