Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:44, контрольная работа
Вне классической триады разделения властей остаются некоторые органы государства (например, прокуратура). Имеются и другие органы, которые, занимая особое положение в государственном аппарате или примыкая к другим органам государства, отличаются с точки зрения их организации и деятельности.
К числу таких органов относятся Центральная избирательная комиссия, Центральный банк РФ, Счетная палата, Уполномоченный по правам человека и некоторые другие.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Счетная палата как основной орган государственного финансового контроля………………………………………………………………………………5
2. Организации и планирование работы Счетной палаты……………………….10
3. Процедура контрольно-ревизионного мероприятия, проводимого Счетной палатой Р.Ф…………………………………………………………………………14
Заключение …………………………………………………………………………21
Список использованной литературы……………………………………………..22
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Счетная палата
как основной орган
2. Организации и планирование работы Счетной палаты……………………….10
3. Процедура
контрольно-ревизионного мероприятия, проводимого
Счетной палатой Р.Ф………………………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………………21
Список использованной
литературы……………………………………………..
Введение
Вне классической триады разделения властей остаются некоторые органы государства (например, прокуратура). Имеются и другие органы, которые, занимая особое положение в государственном аппарате или примыкая к другим органам государства, отличаются с точки зрения их организации и деятельности.
К числу таких органов относятся Центральная избирательная комиссия, Центральный банк РФ, Счетная палата, Уполномоченный по правам человека и некоторые другие.
Счетная палата РФ - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и подотчетный ему.
К приоритетным задачам любого современного государства независимо от формы правления и его территориального устройства относится осуществление контроля над исполнением государственного бюджета и за состоянием государственных финансов. Особое значение имеет реально действующий механизм финансового контроля, отражающий как состояние управления государственными финансами, так и подлинное соотношение законодательной и исполнительной властей.
Институт финансового контроля никогда не был надстроечной структурой в системе государственного управления, а служил базовым компонентом для укрепления государственности и безопасности.
В правовых демократических государствах с устоявшимся гражданским обществом интересы всего населения призван выражать законодательный (представительный) орган страны - парламент. Именно он непосредственно и через специально создаваемые им для этой цели органы призван осуществлять контроль за эффективным и целевым использованием средств государственного бюджета, распоряжением государственной собственностью.
В большинстве зарубежных государств в целях повышения эффективности контроля за исполнением бюджета, а также для оказания помощи парламенту в реализации его контрольных полномочий созданы специализированные коллегиальные органы (в США - Главное контрольное управление; в Италии - Высший орган финансового контроля Итальянской Республики (Суд Счетов); во Франции - Счетная палата; в Великобритании - Национальное контрольно-ревизионное управление; в Канаде - Офис Генерального аудитора).
Не явилась исключением и Россия, где одним из важнейших государственных органов финансового контроля, образуемым палатами Федерального Собрания Российской Федерации, является Счетная палата Российской Федерации.
Счетная палата РФ успешно осуществляет государственный финансовый контроль в России. На протяжении всего этого времени не утихают споры о правовом статусе данного контрольного органа, его месте и роли среди других органов государственного финансового контроля, его полномочиях и реальных возможностях.
Интерес общества к деятельности Счетной палаты РФ растет год от года, и четкое понимание всего порядка проведения контрольных мероприятий Счетной палатой РФ поможет, в свою очередь, повысить контроль и за ее деятельностью. Одно дело просто знать, что Счетная палата РФ выявила определенное количество нарушений, и совсем другое - четко понимать и представлять, какие конкретные контрольные мероприятия привели к этому.
Целью написания данной контрольной работы является изучение деятельности Счетной палаты РФ.
1. Счетная палата как основной орган государственного финансового контроля
В Конституции Российской Федерации (ч. 5 ст. 101)1 предусмотрено, что для осуществления контроля над исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату Российской Федерации, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом (в настоящее время это Федеральный закон от 11.01.1995 N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»). В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.
В рамках своей компетенции Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.
В состав Счетной палаты входит ее Председатель, заместитель Председателя, аудиторы и аппарат Счетной палаты. Председатель Счетной палаты, осуществляющий руководство ее деятельностью, а также его заместитель назначаются на должность Государственной Думой по представлению Президента РФ сроком на шесть лет. Они могут быть переназначены.
Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты. Аудиторами Счетной палаты могут быть назначены граждане РФ, имеющие высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля, экономики, финансов.
При формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет.
Аудиторы Счетной палаты имеют право присутствовать на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, коллегий федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов. Они не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе, образуется Коллегия Счетной палаты, в состав которой входят Председатель Счетной палаты, его заместитель и аудиторы Счетной палаты.
Проверки и ревизии проводят инспекторы Счетной палаты. При выполнении своих служебных обязанностей по проведению бюджетно-финансового контроля они имеют право: беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения и организации, банки и иные кредитно-финансовые учреждения независимо от форм собственности, воинские части и подразделения, входить в любые производственные, складские, торговые и канцелярские помещения, если иное не предусмотрено законодательством РФ; опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений и злоупотреблений - изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия и копии или опись изъятых документов.
Инспекторы Счетной палаты наделены определенными властными полномочиями. Требования инспекторов Счетной палаты, связанные с исполнением ими своих служебных обязанностей, являются обязательными для государственных органов, а также для предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчиненности и форм собственности.2
Итак, Счетная палата РФ является специализированным контрольным органом, она вправе осуществлять и другие виды деятельности. Согласно Федеральному закону «О Счетной палате РФ»3 она в процессе осуществления возложенных на нее задач осуществляет также экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля над исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Тем не менее, основным видом деятельности Счетной палаты РФ является именно контрольно-ревизионная деятельность.
Финансовый контроль по своей сути является очередностью действий (или совокупностью мероприятий), ориентированной на результат. Какие предусмотренные законом виды деятельности контрольных органов при этом будут произведены, является второстепенным вопросом. Иными словами, экспертно-аналитическая, информационная и все иные виды деятельности Счетной палаты РФ являются дополнительными и вспомогательными по отношению к деятельности контрольно-ревизионной. Так, в соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате РФ» одними из поставленных перед Счетной палатой РФ задач являются:
- организация и осуществление контроля над своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
- определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
- контроль над законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий. 4
Между тем очевидно, что, для того чтобы представить заключение по исполнению федерального бюджета в палаты Федерального Собрания РФ, необходимо вначале это исполнение проверить. Аналогично анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе нельзя провести, предварительно не выявив эти нарушения в результате контрольно-ревизионных действий. Экспертизу проектов федерального бюджета невозможно провести без информации о выявленных в предыдущие годы нарушениях.
В материалах, размещенных на официальном сайте Счетной палаты РФ, указывается, что именно проверки, объединенные в единый комплекс на основе общей тематики, позволили всесторонне изучить различные вопросы и проблемы формирования и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, финансово-хозяйственной деятельности проверяемых объектов5.
Таким образом, все виды деятельности, осуществляемые Счетной палатой РФ, тесно связаны между собой и являются по своей сути контрольными, так как направлены на решение и достижение задач и целей финансового контроля, поставленных перед Счетной палатой РФ как специализированным государственным контрольным органом. Однако именно такой вид деятельности Счетной палаты РФ, как контрольно-ревизионная деятельность, обеспечивает непосредственное выполнение этим органом возложенных на него функций.
2. Организация и планирование работы Счетной палаты
В процессе реализации задач Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля над исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что предусматривает:
- организацию и проведение оперативного контроля над исполнением федерального бюджета в отчетном году;
- проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации;
- анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;
- подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году;
- подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти Российской Федерации.6
Счетная палата строит свою работу на основе годовых и текущих планов и программ, которые формируются исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля над исполнением федерального бюджета с учетом всех видов и направлений деятельности Счетной палаты.
Планирование осуществляется на основе разрабатываемых Счетной палатой для этих целей технико-экономических норм и нормативов, контрольных и ревизионных стандартов, методических указаний. Обязательному включению в планы и программы работы Счетной палаты подлежат поручения Совета Федерации и Государственной Думы, обращения не менее одной пятой от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Обязательному рассмотрению при формировании планов и программ работы Счетной палаты подлежат запросы Президента Российской Федерации, комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов (членов) Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.