Шпаргалка по "Муниципальное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 22:22, шпаргалка

Описание работы

1.. Муниципальное право - отрасль права
Концепция муниципального права как комплексной отрасли права начала развиваться менее десяти лет назад. Правовой основой этого про¬цесса служит становление и развитие местного самоуправления в Рос¬сийской Федерации. Сам факт базирования муниципального права на местном самоуправлении как самостоятельном институте власти дает основания отнести муниципальное право к самостоятельной отрасли права.

Файлы: 1 файл

otvety_po_municipalnomu_pravu.doc

— 849.50 Кб (Скачать файл)

Каждое муниципальное образование должно иметь выборный орган местного самоуправления- представительный орган -, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Компетенцию муниципальных образований составляют вопросы местного значения.

 

34. Муниципальное  хозяйство - совокупность организаций, предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования (МО) хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение общественных потребностей населения

элементы в структуре муниципального хозяйства:

-органы МСУ, осуществляющие нормативное и экономическое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов на территории МО, при этом целью такого регулирования является удовлетворение коллективных потребностей населения МО;

-предприятия, учреждения и организации, находящиеся в муниципальной собственности. Органы МСУ определяют цели, условия и порядок их деятельности; регулируют цены и тарифы на их продукцию;

-предприятия, учреждения и организации, не находящиеся в муниципальной собственности. Органы МСУ имеют право координировать деятельность этих субъектов в комплексном социально-экономическом развитии территории МО, устанавливать в определенных случаях ограничения на их деятельность.

Муниципальные предприятия все свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном или законодательном порядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения.

Органы МСУ – выполняют функцию регулирования деятельности двух предыдущих групп в интересах населения муниципального образования.

При построении отношений между населением муниципального образования и хозяйствующими субъектами по вопросам местного значения наиболее выгодно иметь отношения с муниципальными предприятиями, так как они не только реализуют населению товары и услуги, но и прибыль, полученная в итоге их деятельности, является также собственностью данного местного сообщества. Поэтому хорошо работающее муниципальное предприятие в принципе всегда выгоднее для муниципального хозяйства.

Виды муниципального хозяйства

1. Коммунальная модель муниципального  хозяйства.

Характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на реализацию общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования (коммуны, общины) и основным ресурсом являются налоги на население. Главным элементом в этой системе выступает орган местного самоуправления, который осуществляет как накопление ресурсов, так и их расходование. Данная модель наиболее приемлема и существует в наиболее “благополучных” странах Европы, где права органов местного самоуправления на ведение хозяйственной деятельности ограничены. Недостаточность ресурсов для исполнения задач, возложенных на местное самоуправление, восполняется государством.

2. Коммунально-рентная модель муниципального  хозяйства.

Данная модель предусматривает участие органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории и в ее развитии через предоставление ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты. То есть налоги с населения дополняются возможностью обложения производителя продукции и услуг на территории муниципального образования.

3. Муниципально-рентная модель  муниципального хозяйства.

Данная модель подразумевает, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и по решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории.

вид муниципального хозяйства зависит от

1.Объема компетенции органов местного самоуправления, определенный законодательством.

2. Наличие и характер основных  ресурсов территории.

3. Наличие квалифицированных кадров  в органах местного самоуправления  и муниципальных предприятиях.

4. Налогоспособность населения.

 

35. Ресурсы  муниципального образования.

Под ресурсами понимают совокупность возможностей той или иной территории. Применительно к хозяйственным отношениям под ресурсами, как правило, понимаются материальные и нематериальные показатели территории, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности. Прежде всего, в это понятие включаются природные ресурсы (земля, недра и др.). Обычно к материальным ресурсам относят также и производственный потенциал, производственные мощности, расположенные на данной территории.

Развитие территории в значительной степени определяется наличием материальных ресурсов, поскольку от них зависит эффективность инвестиций, вкладываемых в регион, они определяют структуру производственной деятельности и благосостояние населения

Сама деятельность невозможна без основного ресурса - кадрового потенциала территории.

Не менее важным ресурсом является тот объем полномочий, которым наделен хозяйствующий субъект по закону -определенный правовой ресурс.

Значительную роль в играют и другие виды ресурсов: финансовые, организационные

Основной границей, отделяющей ресурсы муниципального образования от иных видов ресурсов, расположенных на территории муниципального образования, является закон.

В связи с этим под ресурсами муниципального образования понимают некую совокупность материальных и нематериальных возможностей территории муниципального образования, распоряжение которыми отнесено к муниципальной компетенции законом.

Общепринято выделять следующие основы местного самоуправления.

1. Правовая (законодательная) основа. Включающая в себя полномочия, предметы ведения и гарантии прав местного самоуправления.

2. Финансовая основа местного  самоуправления. Включающая в себя  весь комплекс финансовых ресурсов  и проявляющаяся наиболее ярко  в бюджетном процессе.

3. Экономическая основа. Включающая  в себя ресурсы, связанные с  участием муниципальных образований  в хозяйственной деятельности; ключевым  вопросом здесь является управление  муниципальной собственностью.

4. Управленческие основы. Включающие в себя структурно-организационные, информационные и кадровые ресурсы.

 

38. Территориальные  основы МСУ

МСУ осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий МО устанавливаются и изменяются законами субъектов Федерации

 Муниципальное образование - это  территориальная единица, на которой  осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и сформированные населением муниципального образования органы местного самоуправления.

 Предусмотрено три типа МО.

 1) городские и сельские поселения. Поселения наделяются полномочиями по решению вопросов местного значения, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения этих населенных пунктов.

 Сельское поселение - это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых МСУ осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы.

 Городское поселение - это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

 2) муниципальные районы, объединяющие территории нескольких поселений. Муниципальные районы осуществляют на всей своей территории полномочия по вопросам местного значения, которые эффективнее реализуются на больших территориях, чем территория поселения, и в основном имеют межмуниципальный характер. При этом поселения наделены собственным кругом полномочий, которые указываются в самостоятельно принимаемых ими уставах.

 Местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными и региональными законами.

 3) Городские округа - создаются, как правило, на базе городов республиканского, краевого, областного значения. Городские округа осуществляют полномочия как поселений, так и муниципальных районов.

 Городской округ - это городское  поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных ФЗ "Об общих принципах МСУ в РФ" вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными и региональными законами.

 Муниципальным образованием  является также внутригородская  территория города федерального  значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Поселения и районы имеют различный перечень вопросов местного значения, поскольку назначение каждого из видов муниципального образовании является различным: муниципальный район в отличие от поселения решает задачи межпоселенческого характера

 

Требования к установлению и изменению границ МО:

1) территория субъекта РФ разграничивается между поселениями. Территории с низкой плотностью сельского населения (за исключением исторически сложившихся земель населенных пунктов, прилегающих к ним земель общего пользования, территорий традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационных земель, земель для развития поселения) могут не включаться в состав территорий поселений;

2) территории всех поселений, за  исключением территорий городских  округов, а также возникающие  на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов;

3) территорию поселения составляют  исторически сложившиеся земли  населенных пунктов, прилегающие  к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;

4) в состав территории поселения  входят земли независимо от  форм собственности и целевого  назначения;

5) в состав территории городского  поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);

6) в состав территории сельского  поселения могут входить, как  правило, один сельский населенный  пункт или поселок с численностью  населения более 1000 человек (для  территории с высокой плотностью  населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый);

7) сельский населенный пункт  с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения;

8) в соответствии с законами  субъекта Федерации статусом  сельского поселения с учетом  плотности населения региона  и доступности территории поселения  может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;

9) на территориях с низкой  плотностью населения и в труднодоступных  местностях сельский населенный  пункт с численностью населения  менее 100 человек может не наделяться  статусом поселения, и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте;

10) административным центром муниципального  района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района;

11) границы сельского поселения, в состав которого входят два  и более населенных пункта, как  правило, устанавливаются с учетом  пешеходной доступности до его  административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района - с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;

12) территория населенного пункта  должна полностью входить в состав территории поселения;

13) территория поселения не может  входить в состав территории  другого поселения;

14) территория городского округа  не входит в состав территории  муниципального района;

15) границы муниципального района  устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными и региональными законами;

Информация о работе Шпаргалка по "Муниципальное право"