Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 09:47, реферат
Предмет исследования составляют правовые нормы, регулирующие исследуемые общественные отношения, закрепленные в таких правовых актах, как Конституция РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и других законах и подзаконных актах.
Целью данной контрольной работы является изучение понятия местного самоуправления, истории возникновения и развитие его в России, а также его системы, необходимое для получения наиболее полного представления о данном правовом явлении.
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
2 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
3 СИСТЕМА МЕСНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ МЕСТНОГО
2 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И
3 СИСТЕМА МЕСНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление представляет собой децентрализованную форму управления, которая характеризуется известной самостоятельностью. Одним из основных признаков данной формы народной власти является автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ.
Теоретические основы учения о местном самоуправлении разработаны в первой половине XIX века французским государственным деятелем и историком Алексисом Токвилем, немецкими учёными-юристами Рудольфом Гнейстом (1816—1895), Лоренцом Штейном (1815—1890), Паулем Лабандом и другими.1
Общественная теория
самоуправления исходит из принципов
признания свободы
В современной России местное самоуправление относится к институтам публичной власти, а не гражданского общества, вместе с тем отрицается государственно-правовой характер местного самоуправления. Правовые основы организации местного самоуправления в нашем государстве закреплены в Конституции Российской Федерации2, Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3.
Объектом исследования данной контрольной работы являются общественные отношения, возникающие в сфере организации местного самоуправления.
Предмет исследования составляют правовые нормы, регулирующие исследуемые общественные отношения, закрепленные в таких правовых актах, как Конституция РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и других законах и подзаконных актах.
Целью данной контрольной работы является изучение понятия местного самоуправления, истории возникновения и развитие его в России, а также его системы, необходимое для получения наиболее полного представления о данном правовом явлении.
Настоящая работа включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников и литературы.
1 ПОНЯТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Согласно статье 12 Конституции
РФ в нашем государстве признается
и гарантируется местное
В пункте 2 статьи 3 данного
основополагающего документа
Также данному институту посвящена глава 8 Конституции РФ, в которой статьями 130, 131, 132 и 133 закреплены общие положения об организации местного самоуправления в России.
Согласно вышеперечисленным
статьям местное самоуправление
в Российской Федерации обеспечивает
самостоятельное решение
Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Европейская Хартия местного самоуправления4, ратифицированная в России в 1998 году, дает определение местного самоуправления как права и реальной способности органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.
В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дается более широкое понятие местного самоуправления, согласно которому местное самоуправление представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Вышеперечисленные нормативные акты являются непосредственной правовой основой организации местного самоуправления в России наряду с другими законами и подзаконными актами. К другим законам относятся ФЗ от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»5 и Закон от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации»6, которые применяются в части, не противоречащей положениям главы 12 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, и утрачивают силу с 1 января 2009 года.
Также существует и действует ФЗ от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»7, который обеспечивает защиту данных прав в случае их нарушения.
К подзаконным актам относятся Указы Президента РФ от 02.11.2007 № 1451 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления»8, от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»9, от 15.10.1999 № 1370 «Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации»10, а также Постановления Правительства РФ, приказы Министерства Юстиции РФ в данной сфере и другие законодательные акты.
Таким образом, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации и представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающей самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства и другие нормативно-правовые акты.
2 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II.
В марте 1863 года был выработан проект «Положения губернских и уездных земских учреждениях», который после обсуждения его в Государственном совете 1-ого января 1864 года был утвержден Александром II и получил силу закона. Данным положением создавались выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами.
Компетенция и деятельность
земства все более
В 1867 г. последовали запреты земств разных губерний сноситься друг за другом и сообщать друг другу свои решения, а также печатать без разрешения местного губернского начальства отчеты о своих собраниях. Председателей земских собраний обязывали под угрозой наказания закрывать заседания собраний, если на них обсуждались вопросы, «не согласованные с законом». Циркуляры и указы 1868-1874 гг. ставили земства в еще большую зависимость от власти губернатора, стеснили свободу прений в земских собраниях, ограничивали гласность и публичность их заседаний - оттесняли земства от заведования школьным образованием.
Городское самоуправление было реформировано на тех же началах что и земское самоуправление. В 1862 г. в 509 городах были организованы всесословные комиссии для разработки оснований предстоящей реформы. В 1864 г. проект нового городского положения был уже готов, но потом неоднократно пересматривался, и только 16 июня 1870 г. его, наконец, утвердил Александр II. Согласно данному положению органами городского самоуправления были городские думы и управы.
При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников. 12 июня 1890 г. было утверждено новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Формально оно сохранило принципы бессословности и выборности земств, однако эти принципы были сильно урезаны.
11 июня 1892 г., было издано новое
«Городовое положение», по которому
значительно урезали
Проблема модернизации, т.е. коренного обновления всех сфер жизни от экономики до государственного строя, встала вновь перед Россией на рубеже века. Модернизацию предстояло проводить на огромном пространстве, в стране со многими феодальными пережитками и устойчивыми консервативными традициями. Внутренняя политика строилась на великодержавных принципах. Нарастала социальная напряженность, обусловленная быстрым развитием новых экономических форм.
Под давлением революции
В октябре в стране началась Всероссийская политическая забастовка, и в этой обстановке Николаю II ничего другого не оставалось, как объявить Манифест 17 октября 1905 года, в котором подчеркивался конституционный путь развития страны и предоставление гражданских свобод и провозглашался законодательный характер представительного органа - Государственной думы.
Порядок формирования Государственной думы изложен в законе от 3 июля 1907 года по сравнению с законом от 11 декабря 1905 года резко сужался круг избирателей. Целые слои населения - женщины, военнослужащие - лишались права избирать и быть избранными.
Далее был принят ряд указов, с помощью которых были предприняты попытки проведения ряда реформ, которые окончились неудачей. После переворота 3 июня 1907 г., по существу, были отменены какие-либо гарантии прав и свобод, у Думы были отобраны ограниченные законодательные полномочия, и она фактически превратилась в законосовещательный орган. Попытки конституционных реформ окончились неудачей, и те проблемы, которые должны были решаться парламентским, цивилизованным путем, решались насильственно- революционными, методами. Муниципальная реформа 1917 года не была проведена в жизнь.
После Октябрьской революции 1917 года
в основу организации власти был
положен принцип единства системы
советов как органов
К идее местного самоуправления вернулись в конце 1980-х годов в связи с реформой государственной власти в стране. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990), Закон РСФСР «О местном самоуправлении» (1991) сыграли большую роль в становлении местного самоуправления. Были разграничены полномочия между местными советами и администрациями, введены судебные и некоторые иные гарантии местного самоуправления.
В 1993 году в период поэтапной
конституционной реформы