Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:46, курсовая работа
Местное самоуправление — самостоятельная инициативная деятельность местных сообществ по решению вопросов местного значения. Местное самоуправление — это такая признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ форма самоорганизации населения (местного сообщества), которая, исключая управление "сверху", позволяет гражданам в границах муниципального образования непосредственно либо через создаваемые ими органы самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, обеспечивать владение, пользование муниципальной собственностью и ее распределение исходя из своих интересов, т.е. потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ……………….5
1.2.Правовое регулирование функционирования муниципального образования в РФ………………………………………………………………….5
1.2. Понятие и содержание категории «муниципальное образование»……….7
1.3. Устав муниципального образования………………………………………14
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ …………….22
2.1.Органы местного самоуправления как основа функционирования муниципального образования…………………………………………………..22
2.2. Собственность и бюджет муниципального образования………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..38
Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях.
Таким образом, должность
главы местного самоуправления может
быть предусмотрена только в уставе
муниципального образования. Субъект
Российской Федерации не вправе устанавливать
в своих законах нормы, обязывающие
население муниципальных
Части 1 и 2 ст.26 Закона Приморского
края от 9 февраля 1996 г. "О местном
самоуправлении в Приморском крае",
противоречащие ст.ст.14, 16 Федерального
закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации" и нарушающие право
населения муниципальных
Ссылка Думы Приморского
края на то, что выборы главы местного
самоуправления одновременно с выборами
представительного органа местного
самоуправления предусмотрены в
Федеральном законе "Об обеспечении
конституционных прав граждан Российской
Федерации избирать и быть избранными
в органы местного самоуправления",
необоснованна, так как в соответствии
со ст.1 этого Федерального закона сфера
его применения является ограниченной:
он применяется лишь при невозможности
формирования выборных органов местного
самоуправления на основе регионального
законодательства. В Приморском крае
имеется нормативно-правовая база,
необходимая для проведения выборов
представительных органов местного
самоуправления, в связи с чем
нормы упомянутого Федерального
закона при организации и проведении
выборов органов местного самоуправления
Приморского края применены быть
не могут.
ГЛАВА2. ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ОСНОВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Законодательно обозначены две группы органов местного самоуправления, отличающиеся друг от друга по способу своего образования. Одна из них формируется на основе выборов, другая - невыборным путем, то есть путем назначения, делегирования, кооптирования и т.д.
Порядок образования выборных
органов определяется Федеральным
законом, законами субъектов Федерации,
уставами муниципальных образований.
Закон оставляет на усмотрение муниципального
образования, какие конкретно выборные
органы местного самоуправления будут
сформированы. Теоретически это могут
быть выборные заместители главы
администрации, руководители некоторых
наиболее важных подразделений администрации
- отделов социальной защиты населения,
жилищно-коммунального
Как правило, законы о местном
самоуправлении субъектов Российской
Федерации устанавливают, что выборы
муниципальных органов
Признание факта создания невыборных органов местного самоуправления по усмотрению самих муниципальных образований, ни в коей мере не означает, что условия деятельности названных органов не входят в сферу внимания федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации. Независимо от того, являются ли муниципальные органы выборными или назначаемыми, статус служащих там лиц устанавливается федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации и учитывается в уставе муниципального образования.
Невозможно осуществлять
самоуправление без органов, которым
население делегировало право решать
дела, непосредственно затрагивающие
их интересы и нужды. Наличие выборных
органов местного самоуправления -
важнейшее организационное
На уровне местного самоуправления
не применяется принцип разделения
властей, каждый орган должен действовать
так, чтобы не дублировать другие.
Границы разделения труда могут
быть достаточно подвижными. Более
того, институционально возможно даже
гибкое объединение органов, выполняющих
разные функции. Глава муниципального
образования может быть наделен
правом входить в состав представительного
органа местного самоуправления и председательствовать
на его заседаниях. В то же время,
принципы рациональной организации
труда по управлению требуют, чтобы
каждый орган был наделен
Закон закрепляет наделение органов местного самоуправления собственной компетенцией в решении вопросов местного значения в соответствии с уставом данного муниципального образования. Собственная компетенция - это относительно постоянные, устойчивые полномочия, отраженные в базовом документе местного самоуправления. Ее изменение возможно на основе изменения устава. В то же время изменения компетенции в уставе могут быть вызваны федеральными законами и законами субъектов Федерации. Впрочем, речь может идти не только о вопросах местного значения, но и об отдельных государственных полномочиях, которыми наделяются органы местного самоуправления. Если в Законе о передаче полномочия муниципальному образованию речь идет о конкретном органе, которому поручается осуществление этого полномочия, значение устава не столь велико, как в случае с решением вопросов местного значения. В последнем случае именно устав может определять, какой конкретно орган решает эти вопросы. При передаче государственных полномочий с фиксированным органом-исполнителем в уставе воспроизводится поручение данному органу.
Предоставление права определять наименование органов местного самоуправления одновременно и муниципальным образованиям, и субъектам Российской Федерации порождает споры о компетенции, поскольку и те и другие считают себя вправе на такое определение. Поэтому, если субъект Российской Федерации устанавливает в законах наименование органов местного самоуправления, то орган местного самоуправления вынужден просто дублировать его в уставе своего муниципального образования. Однако такой орган местного самоуправления вправе решить, что субъект Российской Федерации лишил его права установить собственное наименование, и может обратиться в суд за защитой нарушенного права.
Законы о местном
Органы местного самоуправления,
согласно ст. 12 Конституции РФ, не входят
в систему органов
Недопустимо назначение сверху
руководителей администрации
Будучи сформированы "снизу",
органы местного самоуправления не находятся
в отношениях подчиненности с
органами государственной власти и
не обязаны выполнять их директивные
предписания, если те выходят за пределы
полномочий, предоставленных данным
органам государственной
Соответственно той же статье 12 Конституции РФ субъекты местного самоуправления - в значительной степени корпорации публичного права, обладающие властными полномочиями по отношению к гражданам, учреждениям, предприятиям и организациям.
Статья 16 Закона предоставляет
широкие возможности
Должность главы муниципального образования - одна из ключевых в системе местного самоуправления. В период, когда идет реформа местного самоуправления, кристаллизация его форм, когда с трудом преодолеваются не заслуживающие уважения многолетние традиции (и когда, кстати сказать, требуется особое внимание к сохранению ценных правил и обычаев), необходим авторитетный выборный руководитель, который мог бы объединить и возглавить деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Именно введение такой должности Закон закрепляет за самим муниципальным образованием.
Само муниципальное
Правовой статус главы
муниципального образования – сложный
и во много еще не решенный вопрос.
И сложность эта обусловлена
расплывчатостью и
Часто муниципальные образования идут по пути наименьшего сопротивления: глава муниципального образования и другие выборные должностные лица наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования, причем глава муниципального образования, избранный населением, нередко наделяется правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях.
Довольно типична ситуация,
когда глава муниципального образования
соединяет свои функции с функциями
главы администрации, и в этом
случае уставы возлагают на главу
администрации ответственность
за исполнительно-распорядительную деятельность.
Причем если одному и тому же лицу поручается
еще и председательствовать в
представительном органе (а как следует
из вышеизложенного, обязанности в
представительном органе этим часто
не ограничиваются), выходят из положения
путем выборов заместителя
Большое внимание законы субъектов Российской Федерации и уставы муниципальных образований уделяют еще одному выборному лицу, возглавляющему исполнительно-распорядительную деятельность. В большинстве случаев он именуется главой администрации. И хотя согласно Федеральному закону компетенция этого выборного должностного лица должна определяться уставами муниципальных образований, законы о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации тоже не обходят этот вопрос.
Глава администрации, будучи выборным должностным лицом, наделяется "собственной компетенцией", чем подчеркивается самостоятельность его деятельности.
Информация о работе Собственность и бюджет муниципального образования