Социальные нормы и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:57, реферат

Описание работы

Люди в современном цивилизованном обществе в своей повседневной жизни и деятельности руководствуются множеством различных норм и правил. Норма (лат.) - это правило, точное предписание. Будучи определенным образцом, эталоном, моделью поведения личности, коллективов людей, она необходима в человеческом общежитии, особенно в современном обществе, характеризующемся сложностью и многообразием социальных связей и отношений. Все нормы, существующие в обществе, обычно подразделяются на технические и социальные.

Файлы: 1 файл

pravo.docx

— 67.25 Кб (Скачать файл)

4. У морали и права  различны оценочные критерии  поведения людей. В праве используются  такие критерии как правомерно-неправомерно, законно-незаконно, имеет право - несет обязанность и т.д. Для моральной оценки существуют иные критерии: морально-аморально, честно-нечестно, похвально-постыдно, благородно-подло и т.д.

5. Мораль и право не  всегда совпадают также и по  сферам их действия. Мораль регулирует  более обширный круг отношений,  и ее воздействие на социальные  связи шире и глубже. Практически  не существует областей жизни  людей, которые в той или  иной степени не подлежат моральным  оценкам. Право же регулирует  не все, а наиболее важные  сферы общественных отношений  (собственность, власть, правосудие, экология, взаимоотношения личности  и государства и некоторые  другие), которые могут и должны  быть регламентированы государственно-властными  средствами, где возможно и необходимо  властное вмешательство государства.  Целый ряд личных, бытовых и  иных отношений, где действуют  моральные установления (любовь, дружба, вкусы, привычки и т.д.), в сферу  регулирующего воздействия права  не входят.

 В то же время  право содержит большое число  норм, содержание которых имеет  косвенное отношение к морали. Таковыми являются, например, ряд  норм нотариального делопроизводства, правила ведения судебного протокола,  порядок оформления сделок и  др. Однако необходимость соблюдения  любых правовых, в том числе  и таких, норм и правил - это  не только юридическая обязанность,  но и моральный долг соответствующих  работников. Их нарушение влечет  не только правовую ответственность,  но и моральное порицание виновных  работников.

6. Право и мораль различны  также и по степени конкретности  своих предписаний. Моральные  нормы обычно носят более общий  характер и представляют собой,  как правило, принципы поведения,  рассчитанные на большой комплекс  разнообразных поступков (принципиальность, взаимопомощь, правдивость и т.д.). Нормы же права обычно более  конкретны, четко указывают права  и обязанности участников правоотношений. Так, если мораль требует правдивости  во взаимоотношениях людей, то  право предусматривает ответственность  за приписки, лжесвидетельство в  суде, мошенничество и т.д. 

7. Различия между правом  и моралью можно провести также  по методам их обеспечения.  Нормы права наряду с иными  методами (убеждением, воспитанием,  профилактикой, материальным и  моральным поощрением и др.) обеспечиваются  также государственным принуждением  в случае их нарушения, юридическими  санкциями (различными мерами  юридической ответственности, применяемыми  судом и иными правоохранительными  органами).

 Соблюдение норм морали опирается на другое: на силу общественного воздействия, авторитет коллектива, в котором живет, работает, учится гражданин. Общественное мнение, меры духовного и организационного воздействия (моральное осуждение, исключение из коллектива и т.п.), порицание аморальных поступков окружающими - вот на что опирается мораль. Не следует сбрасывать со счетов также внутренние стимулы нравственного поведения: совесть, чувство стыда, долг, честь, порядочность.

 В чем же совпадают  право и мораль? Говоря о взаимоотношении  морали и права, необходимо, в  первую очередь, отметить, что  их требования в решающих сферах  отношений по содержанию совпадают.  То, с чем борется право, как  правило, осуждает и мораль. Ряд  юридических норм вытекает из  религиозно-нравственных постулатов ("не убий", "не укради" и т.п.). Закрепляя в законе запреты  на совершение аморальных, наиболее вредных и опасных для общества деяний, право подкрепляет их юридическими санкциями, применяемыми к нарушителям общественного порядка. С другой стороны, то, что право разрешает и поощряет, как правило, приветствует и мораль.

 Любое противоправное  поведение обычно является и  аморальным поступком. Право требует  соблюдать закон, это же предписывает  и мораль.

 Право и мораль постоянно  связаны при осуществлении правосудия, охраны общественного порядка.  Без использования нравственных  критериев невозможно объективно  и справедливо решать дела  о хулиганстве, клевете, выселении  за невозможностью совместного  проживания, лишении родительских  прав, судьбе детей и т.д. В  ряде случаев правовые нормы  служат важным инструментом воспитания  людей, вытеснения из их сознания  устаревших и вредных моральных  обычаев и убеждений (кровная  месть, свадебный калым, умыкание  невесты и т.п.).

 В чем же право  и мораль противоречат друг  другу? Тесное взаимодействие  между правом и моралью не  исключает наличия в некоторых  случаях между ними противоречий, расхождений, несогласованностей. Так,  мораль в принципе отвергает  смертную казнь как вид наказания.  Между тем во многих странах  мира она предусмотрена законом.  Как известно, закон не запрещает  молодой матери оставлять своего  ребенка в роддоме, хотя в  большинстве случаев окружающие  нравственно осуждают ее.

 Для возникновения  таких противоречий, несогласованностей  имеется несколько причин. Одна  из них - это большая подвижность,  динамизм морали, достаточная гибкость  ее принципов. Она движется  как бы впереди права, которое  более консервативно в силу  своей формальной природы, необходимости  оформлять свои требования в  официальных правотворческих актах.  Другая причина - конъюнктурные,  политические, лоббистские и иные  факторы, которые всегда присутствуют  в правотворческой работе, а также  и просто ошибки законодателя.

 Эффективность законодательства  будет несравненно выше, если  его предписания будут опираться  не только на власть, но и  на общечеловеческие моральные  постулаты и принципы. Известно  положение, обоснованное еще русским  дореволюционным философом В.С.  Соловьевым, что право есть минимум  нравственности, равно для всех  обязательный. Чем выше нравственная  обоснованность права, чем ближе  ее содержание к моральным  постулатам, выработанным мировой  цивилизацией на протяжении веков,  тем оно более демократично, гуманно,  справедливо.


Информация о работе Социальные нормы и их виды