4. У морали и права
различны оценочные критерии
поведения людей. В праве используются
такие критерии как правомерно-неправомерно,
законно-незаконно, имеет право - несет
обязанность и т.д. Для моральной оценки
существуют иные критерии: морально-аморально,
честно-нечестно, похвально-постыдно,
благородно-подло и т.д.
5. Мораль и право не
всегда совпадают также и по
сферам их действия. Мораль регулирует
более обширный круг отношений,
и ее воздействие на социальные
связи шире и глубже. Практически
не существует областей жизни
людей, которые в той или
иной степени не подлежат моральным
оценкам. Право же регулирует
не все, а наиболее важные
сферы общественных отношений
(собственность, власть, правосудие,
экология, взаимоотношения личности
и государства и некоторые
другие), которые могут и должны
быть регламентированы государственно-властными
средствами, где возможно и необходимо
властное вмешательство государства.
Целый ряд личных, бытовых и
иных отношений, где действуют
моральные установления (любовь, дружба,
вкусы, привычки и т.д.), в сферу
регулирующего воздействия права
не входят.
В то же время
право содержит большое число
норм, содержание которых имеет
косвенное отношение к морали.
Таковыми являются, например, ряд
норм нотариального делопроизводства,
правила ведения судебного протокола,
порядок оформления сделок и
др. Однако необходимость соблюдения
любых правовых, в том числе
и таких, норм и правил - это
не только юридическая обязанность,
но и моральный долг соответствующих
работников. Их нарушение влечет
не только правовую ответственность,
но и моральное порицание виновных
работников.
6. Право и мораль различны
также и по степени конкретности
своих предписаний. Моральные
нормы обычно носят более общий
характер и представляют собой,
как правило, принципы поведения,
рассчитанные на большой комплекс
разнообразных поступков (принципиальность,
взаимопомощь, правдивость и т.д.).
Нормы же права обычно более
конкретны, четко указывают права
и обязанности участников правоотношений.
Так, если мораль требует правдивости
во взаимоотношениях людей, то
право предусматривает ответственность
за приписки, лжесвидетельство в
суде, мошенничество и т.д.
7. Различия между правом
и моралью можно провести также
по методам их обеспечения.
Нормы права наряду с иными
методами (убеждением, воспитанием,
профилактикой, материальным и
моральным поощрением и др.) обеспечиваются
также государственным принуждением
в случае их нарушения, юридическими
санкциями (различными мерами
юридической ответственности, применяемыми
судом и иными правоохранительными
органами).
Соблюдение норм морали
опирается на другое: на силу общественного
воздействия, авторитет коллектива, в
котором живет, работает, учится гражданин.
Общественное мнение, меры духовного и
организационного воздействия (моральное
осуждение, исключение из коллектива и
т.п.), порицание аморальных поступков
окружающими - вот на что опирается мораль.
Не следует сбрасывать со счетов также
внутренние стимулы нравственного поведения:
совесть, чувство стыда, долг, честь, порядочность.
В чем же совпадают
право и мораль? Говоря о взаимоотношении
морали и права, необходимо, в
первую очередь, отметить, что
их требования в решающих сферах
отношений по содержанию совпадают.
То, с чем борется право, как
правило, осуждает и мораль. Ряд
юридических норм вытекает из
религиозно-нравственных постулатов
("не убий", "не укради"
и т.п.). Закрепляя в законе запреты
на совершение аморальных, наиболее
вредных и опасных для общества деяний,
право подкрепляет их юридическими санкциями,
применяемыми к нарушителям общественного
порядка. С другой стороны, то, что право
разрешает и поощряет, как правило, приветствует
и мораль.
Любое противоправное
поведение обычно является и
аморальным поступком. Право требует
соблюдать закон, это же предписывает
и мораль.
Право и мораль постоянно
связаны при осуществлении правосудия,
охраны общественного порядка.
Без использования нравственных
критериев невозможно объективно
и справедливо решать дела
о хулиганстве, клевете, выселении
за невозможностью совместного
проживания, лишении родительских
прав, судьбе детей и т.д. В
ряде случаев правовые нормы
служат важным инструментом воспитания
людей, вытеснения из их сознания
устаревших и вредных моральных
обычаев и убеждений (кровная
месть, свадебный калым, умыкание
невесты и т.п.).
В чем же право
и мораль противоречат друг
другу? Тесное взаимодействие
между правом и моралью не
исключает наличия в некоторых
случаях между ними противоречий,
расхождений, несогласованностей. Так,
мораль в принципе отвергает
смертную казнь как вид наказания.
Между тем во многих странах
мира она предусмотрена законом.
Как известно, закон не запрещает
молодой матери оставлять своего
ребенка в роддоме, хотя в
большинстве случаев окружающие
нравственно осуждают ее.
Для возникновения
таких противоречий, несогласованностей
имеется несколько причин. Одна
из них - это большая подвижность,
динамизм морали, достаточная гибкость
ее принципов. Она движется
как бы впереди права, которое
более консервативно в силу
своей формальной природы, необходимости
оформлять свои требования в
официальных правотворческих актах.
Другая причина - конъюнктурные,
политические, лоббистские и иные
факторы, которые всегда присутствуют
в правотворческой работе, а также
и просто ошибки законодателя.
Эффективность законодательства
будет несравненно выше, если
его предписания будут опираться
не только на власть, но и
на общечеловеческие моральные
постулаты и принципы. Известно
положение, обоснованное еще русским
дореволюционным философом В.С.
Соловьевым, что право есть минимум
нравственности, равно для всех
обязательный. Чем выше нравственная
обоснованность права, чем ближе
ее содержание к моральным
постулатам, выработанным мировой
цивилизацией на протяжении веков,
тем оно более демократично, гуманно,
справедливо.