Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 22:22, доклад
Градообслуживающая сфера, или городское хозяйство, представляет собой сложный комплекс различных подотраслей, тесно связанных между собой и объединенных общей целью удовлетворения потребностей населения в его услугах. По классификатору отраслей народного хозяйства городское хозяйство относится к непроизводственной сфере.
Состав городского хозяйства
Градообслуживающая сфера, или городское хозяйство, представляет собой сложный комплекс различных подотраслей, тесно связанных между собой и объединенных общей целью удовлетворения потребностей населения в его услугах. По классификатору отраслей народного хозяйства городское хозяйство относится к непроизводственной сфере.
В состав градообслуживающей сферы (рис.1) входят:
Рис.1. Укрупненный состав градообслуживающей сферы
Объекты социальной сферы относятся к городскому хозяйству в той части, в какой они являются имущественными комплексами и требуют обслуживания и ремонта.
Чем больше город по численности населения и территории, тем больше услуг должны предоставлять предприятия и организации городского хозяйства не только в абсолютных цифрах, но и в расчете на одного жителя. Большим городам необходима хорошо развитая сеть общественного транспорта и дорожная сеть. Повышение этажности жилых зданий вызывает потребность в лифтовом хозяйстве, подаче на верхние этажи воды, тепла, растет потребление электроэнергии и т.д.
Жилищно-коммунальный комплекс
Важнейшей и самой крупной составной частью городского хозяйства является жилищно-коммунальный комплекс, который состоит из жилищного хозяйства и коммунального хозяйства.
Жилищное хозяйство включает в себя жилые и нежилые здания с сетью обслуживающих их эксплуатационных, ремонтно-строительных и других предприятий и организаций. Коммунальное хозяйство может быть, в свою очередь, разделено на две крупные подсистемы:
Транспортный комплекс
Обеспечение населения, предприятий и организаций города транспортными услугами — одна из самых сложных задач городского хозяйства. Транспорт предъявляет соответствующие требования к дорожной сети города, ее пропускной способности. Потребность населения в транспортных перевозках крайне неравномерна по времени и по направлениям (спальные районы, центр города, районы размещения крупных предприятий, места массового отдыха и т. д.), что вызывает сложности в организации пассажирских перевозок. За последние годы в осуществлении транспортного обслуживания населения и автосервисе повысилась роль частного сектора. Это позволило снять напряжение на ряде загруженных маршрутов, хотя и породило проблемы, связанные с экологией и безопасностью дорожного движения.
Бесперебойную работу городского транспорта обеспечивают такие службы, входящие в состав транспортного комплекса, как: транспортные парки (автобусные, трамвайные, троллейбусные), автостоянки, автозаправочные станции, службы автосервиса, системы электроснабжения городского электротранспорта (сети, подстанции), специальная служба содержания трамвайных путей и т. п. Важную роль в жизни города играют объекты внешнего транспорта: железнодорожные и автовокзалы, речные и морские порты, аэропорты.
Комплекс потребительского рынка
Торговля и общественное питание. В состав этой сферы городского хозяйства входят не только магазины, рынки, предприятия общественного питания, но и большая сеть предприятий (хлебозаводы, молокозаводы, предприятия по производству мороженого и т. п.), оптовых баз, складов, холодильников и морозильников, упаковочных и расфасовочных цехов, специализированный транспорт (хлебовозы, молоковозы и т. п.). Торговля и общественное питание в российских городах практически полностью приватизированы, однако городская власть обязана заботиться о рациональном сочетании крупных и мелких предприятий торговли и общественного питания, рациональном размещении торговых предприятий. Для этого используются такие рычаги, как выделение земельных участков и нежилых помещений, а также ставки арендной платы. Городская администрация может также влиять на ценовую политику в торговле, устанавливая предельные торговые надбавки на жизненно важные товары (хлеб, молоко и некоторые другие).
Бытовое обслуживание населения включает многочисленную сеть парикмахерских, швейных и других ателье, химчисток, фотографий и фотолабораторий, мастерских и служб по ремонту квартир, одежды, обуви, бытовой техники, аудио- и видеоаппаратуры, пунктов проката и т. д. Эта сфера также практически полностью принадлежит частному сектору. Органы местного самоуправления должны создавать благоприятные условия для создания и функционирования предприятий службы быта, их равномерному размещению на территории города.
Строительный комплекс
Город не может существовать
без строительства для
Комплекс общественной безопасности
Безопасность жизнедеятельности на территории города обеспечивают: милиция общественной безопасности, дорожная служба (ГИБДД), пожарная охрана, скорая медицинская помощь, службы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, служба спасения на водах, экологическая служба.
Системы информатизации и связи
В эту сферу входят средства массовой информации (печать, радио, телевидение), телефон, телеграф, почта, современные средства телекоммуникаций, включая Интернет. Органы местного самоуправления обязаны заботиться о рациональном размещении объектов данной сферы на территории города, выделении соответствующих помещений, доступности для населения услуг связи и информации.
Социальная инфраструктура города
В состав отдельных блоков социальной инфраструктуры города входят:
Большинство объектов социальной инфраструктуры городов находится в муниципальной собственности. Их содержание является самой крупной статьей расходов местных бюджетов. Органы местного самоуправления призваны содействовать рациональному размещению объектов социальной инфраструктуры по территории города, обеспечивать их доступность для жителей.
Таким образом, инфраструктуру, можно классифицировать на следующие составляющие:
Социальная инфраструктура представляет собой совокупность материально-вещественных элементов, создающих и обеспечивающих условия для пространственной и временной организации жизни деятельности населения в контексте его потребностей, ценностных ориентаций, социальных, демографических и других особенностей.
Объекты социальной инфраструктуры призваны обслуживать всех жителей города (региона, района) независимо от сферы приложения их труда и социального положения. К объектам социальной инфраструктуры относят:
Каждая отрасль социальной инфраструктуры выполняет конкретные функции, являющиеся ее подфункциями.
Критерием отнесения отраслей к социальной
инфраструктуре остается
Категория «социальная инфраструктура» - это результат развития не только производства, но и прежде всего потребностей. Систематически поставленное изучение потребностей населения является одним из условий решений многих социальных задач.
Воздействуя на изменение уровня и качества спроса путем предоставления постоянно совершенствующихся видов услуг, удовлетворяющих возрастающие потребности общества, социальная инфраструктура выступает одной из движущих сил его процесса, ибо она не только создает условия, но и определяет направление развития общественного производства, что особенно ярко выражено при формировании рыночных отношений.
Социальная инфраструктура ориентирована
не на специализированного
Жилищно-коммунальный комплекс
Важнейшей и самой крупной составной частью городского хозяйства является жилищно-коммунальный комплекс, который состоит из жилищного хозяйства и коммунального хозяйства (рис.1).
Жилищное хозяйство включает в себя жилые и нежилые здания с сетью обслуживающих их эксплуатационных, ремонтно-строительных и других предприятий и организаций. Коммунальное хозяйство может быть, в свою очередь, разделено на две крупные подсистемы:
Жилищное хозяйство. Жилищное хозяйство включает жилищный фонд, нежилые здания и помещения общественного, социального и иного назначения, а также предприятия и организации, эксплуатирующие и обслуживающие жилищный фонд и нежилые здания.
Жилищный фонд представляет собой совокупность всеж жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома (одноквартирные и многоквартирные), специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. По мере роста благосостояния населения требования к объему и качественным характеристикам жилищного фонда повышаются, соответственно изменяется и структура жилищного фонда города.