Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 15:39, курсовая работа
Цель данного курсового проекта – выявление путей совершенствования процесса управления муниципальной собственности г.Тюмень.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы системы управления муниципальной собственностью;
2. Рассмотреть систему управления муниципальной собственностью в г.Тюмень;
3. Выявить проблемы эффективности управления муниципальной собственностью в г. Тюмень и предложить пути их решения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы системы управления муниципальной собственностью…………………………………5
1.1. Понятие муниципальной собственности: сущность, цели, объекты……...5
1.2. Система управления муниципальной собственностью……………………9
1.3. Нормативно-правовая база управления муниципальной собственностью………………………………………………………..13
Глава 2. Система управления муниципальной собственностью в г.Тюмень..19
2.1. Характеристика и анализ системы управления муниципальной собственностью в г. Тюмени……………………19
2.2. Повышение эффективности управления собственностью г.Тюмени……………31
Глава 3. Проблемы эффективности управления муниципальной собственностью в г. Тюмень и пути их решения……...34
Заключение……………………………………………………………………….41
Список используемой литературы……………………………………………...42
На аукционах же выставлялись помещения в большинстве своем подвального типа, которые изначально пользуются малым спросом.
В прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2012 г. включен 51 объект, расположенный в восьми районах областного центра (исключая Куйбышевский).
Власти планируют выставить на аукцион преимущественно те помещения, которые не были реализованы в предыдущие годы. Общая площадь включенной в проект плана приватизации недвижимости составляет 5695,2 кв. м. Общая балансовая стоимость объектов составляет более 24 млн. руб. Муниципальных предприятий в плане приватизации на 2012 г. не значится.
Ожидать улучшения качества имущества, выставляемого на торги, не приходится, поскольку от конкурентоспособной недвижимости муниципалитет избавился еще несколько лет назад. Как и в предыдущие годы, в список включены помещения в подвальных, на первых и цокольных этажах жилых и нежилых домов. Их разбавляют лишь несколько отдельно стоящих зданий, также попавших в список на приватизацию. Тот факт, что основная масса зданий, помещения в которых власти намерены продать, построена в середине прошлого века, а часть из них и вовсе до революции, говорит и о состоянии объектов, а 25% из них отнесены к категории ветхих.
Опыт МО г. Тюмень показывает, что, в соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" и согласно Устава города Тюмени, полномочия между органами МСУ распределены по такому принципу: представительный орган (Городская дума) устанавливает порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, Администрация города управляет и распоряжается этой собственностью. Деятельность Управления имущественных отношений рассматривается как один из существенных источников пополнения городской казны в целом и местного бюджета в частности. Отсюда вытекают три главные задачи, поставленные перед Управлением: увеличение поступлений в городской бюджет от использования муниципального имущества; б) поиск новых источников поступлений от использования муниципального имущества; в) активизация работы по приумножению муниципальной собственности.
Анализ процесса управления муниципальной собственностью на примере мероприятий, проводимых Управлением имущественных отношений Администрации г. Тюмени, показывает, что произошли существенные изменения в управлении имущественным комплексом города, относящимся к муниципальной собственности. В результате реорганизационных мероприятий и проведенной приватизации значимая часть бывших предприятий торговли, бытового обслуживания, системы общественного питания стали частными. Но, вместе с тем, город по-прежнему отстаивает идею сохранения определенной части объектов, подлежащих приватизации, в муниципальной собственности, рассматривая сохранение муниципальной собственности на данном этапе как гарантию реализации социальных программ.
На данный период функционирует ряд учрежденных Управлением муниципальных предприятий в сферах торговли, бытового обслуживания и общественного питания. Значительна доля созданных с участием Управления предприятий смешанной формы собственности. Управление выступает учредителем ряда предприятий в порядке санации убыточных, но жизненно важных для города предприятий (в системе ЖКХ, бытового обслуживания, общественного питания, по работе с детьми). По всем учрежденным предприятиям (муниципальным и смешанным) проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности с целью своевременного предотвращения банкротства и контроля за "движением" имущества.
Одним из направлений деятельности Управления стала работа по внедрению внешнего аудита финансово-экономической деятельности МУП, начиная с 2001 года, и процедур ежегодной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципальных предприятий аудиторскими фирмами, аккредитованными при Администрации г. Тюмени.
Структура муниципальной казны. Пунктом 3 статьи 215 ГК РФ введено понятие муниципальной казны: "Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования". Только в последнее время появляется практика создания муниципальных казначейств и заключения соглашений с отделениями Федерального казначейства на казначейское обслуживание местных бюджетов, но это касается исполнения местных бюджетов. Практически все муниципальное имущество (за исключением имущества органов МСУ, необходимого для их функционирования) передается в хозяйственное ведение и оперативное управление иным юридическим лицам (муниципальным предприятиям, муниципальным учреждениям, комитетам по управлению имуществом - самостоятельным юридическим лицам). В такой ситуации невозможен эффективный контроль за целевым использованием имущества, за его сохранностью, и существует возможность утраты имущества в результате банкротства муниципальных организаций (например, жилого фонда, инженерных сетей и т.п., переданных в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям). Более рациональным представляется перевод основного муниципального имущества в муниципальную казну с последующей сдачей его на обслуживание, в аренду любым организациям под контролем органов МСУ.
Помимо формального соблюдения закона имеются и другие причины формирования местной казны, прежде всего - экономические. Изымая муниципальное имущество из хозяйственного ведения и закрепляя его в составе местной казны, муниципалитет обретает право самостоятельно распоряжаться этим имуществом. В частности, муниципальные предприятия освобождаются от уплаты налога на имущество, а в свою очередь, муниципальный орган, держатель реестра муниципальной казны, не будет уплачивать налоги, поскольку он является бюджетной организацией.
Также муниципалитет получает дополнительные гарантии сохранения муниципальной собственности. Исключив имущество из хозяйственного ведения муниципального предприятия, и закрепив его в составе местной казны, муниципалитет гарантирован от наложения ареста на это имущество кредиторами муниципального предприятия. Говоря о формировании местной казны как средстве защиты муниципального имущества от отчуждения, следует учитывать защиту не только реально существующего имущества, но и имущества, которое может и должно быть муниципальным, но по различным причинам таковым не становится. Имеются в виду доходы муниципальных предприятий от сдачи в аренду принадлежащих им на праве хозяйственного ведения нежилых помещений, когда арендная плата поступает не в муниципальную казну, а на счет предприятия.
2.2. Повышение эффективности управления собственностью
г. Тюмени
Для решения проблем, связанных с нерациональным использованием муниципальной собственности органами местного самоуправления, для повышения эффективности управления ею необходимо проведение ряда мероприятий:
Увеличение количества информации о конкурсах и аукционах, на которых проходит приватизация муниципальных объектов, привлечение интереса потенциальных покупателей с помощью рекламы. Произвести рыночную оценку объектов, подлежащих приватизации с целью определения реальной рыночной цены. Усилить контроль при проведении сделок о купле-продаже для предотвращения нелегальности приобретения и использования муниципальных объектов;
При приватизации безнадежно убыточных элементов муниципальной хозяйственной системы, не связанные с выполнением сугубо общественных функций, необходима активная поддержка со стороны органов местного самоуправления, для того чтобы приватизированные предприятия, оказавшись полностью вовлеченными в стихию рынка, не разорились в первые же месяцы своей самостоятельной деятельности. Поддержка должна выражаться не в выделении из местных бюджетов дотаций на покрытие убытков приватизированных предприятий, а, например, в предоставлении им на льготных условиях муниципальных заказов, кредитов, в привлечении внимания к данным предприятиям других потенциальных заказчиков, в оказании им бесплатных консультационных услуг и т.п.;
необходимо, чтобы создание организаций в форме муниципального предприятия осуществлялось исключительно в случаях, когда их цели и задачи не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм.
Как альтернативный вариант, проблема неэффективного управления имуществом местных органов ради собственного обогащения может быть решена перспективной формой контроля. То есть создание так называемых наблюдательных советов при органах местного самоуправления.
Создание наблюдательных советов не противоречит действующему законодательству, т.к. указанные советы к числу органов предприятия не относятся (у предприятия по закону только один орган - его руководитель). Наблюдательный совет не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность предприятия, не вправе определять характер его обязательств по отношению к третьим лицам. Как представляется, круг полномочий наблюдательных советов можно очертить следующим образом:
а) определение стратегии развития предприятия, включая рассмотрение бизнес-планов и планов перспективного развития, представленных руководителем предприятия;
б) утверждение ежегодных отчетов о деятельности предприятия;
в) установление основных экономических показателей деятельности предприятия на предстоящий год;
г) контроль за использованием предприятием средств, выделенных ему из местного бюджета или кредитов, предоставленных ему под поручительство муниципального образования;
д) выработка предложений о размере на очередной год доли прибыли предприятия, перечисляемой в местный бюджет;
е) выработка предложений об установлении цен и тарифов на продукцию, работы и услуги предприятия, являющегося монополистом на местном рынке;
ж) принятие решений о назначении аудиторской проверки предприятия;
з) выработка предложений о реорганизации, ликвидации или приватизации предприятия;
и) принятие решений об установлении размера премии руководителю предприятия по результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
к) рассмотрение вопроса о привлечении руководителя предприятия к ответственности в соответствии с заключенным с ним контрактом;
л) рассмотрение кандидатур на должность руководителя предприятия;
м) согласование локальных нормативных актов предприятия:
Для увеличения неналоговых поступлений в местный бюджет, можно привлечь арендаторов, предложив им следующую систему стимулов:
В целом для повышения эффективности использования муниципального имущества важна разработка программ социально-экономического развития муниципальных образований, оптимизация их территориальной организации, подготовка кадров, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Оно призвано решать и регулировать различные экономические, социальные, политические, экологические и др. вопросы, возникающие на местном уровне. Реальность и эффективность местного самоуправления определяется, прежде всего, материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении муниципальных образований и составляющими в своей совокупности финансово-экономические основы местного самоуправления.
Экономическую основу местного самоуправления муниципального образования составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований (ст.49 ФЗ №131).
Но, несмотря на такой перечень ресурсов, большинство муниципальных образований являются дотационными. В структуре финансовой помощи местным бюджетом все большее значение приобретают не дотации, направления, расходования которых определяются самими муниципалитетами, а субсидии, т.е. долевое участие вышестоящего уровня бюджетной системы в расходах, которые субъект Федерации считает необходимыми.
В таких условиях, безусловно, муниципальные образования теряют свою экономическую свободу и состоятельность, что в свою очередь, понижает эффективность местного самоуправления. Муниципалитеты вынуждены предпринимать все необходимые меры по изменению сложившейся ситуации. Так, муниципальная собственность служит основой деятельности муниципального образования и инструментом управления платежеспособности и финансовой устойчивости региона.
В последние годы все более заметен интерес ученых и практиков к проблеме эффективности использования муниципальной собственности. Повышение актуальности данной проблемы обусловлено неэффективным использованием муниципальных земель, которые часто сдаются или, что еще хуже, продаются по минимальным ценам. Муниципальное имущество находится в изношенном состоянии, часто непригодном для использования и нуждающимся в капитальном ремонте.
Анализируя данную проблему, можно выделить несколько подходов к определению эффективности использования имущества.
Информация о работе Совершенствование системы управления муниципальной собственностью