Внедрение действенных подходов к контролю
качества и безопасности услуг и товаров
здравоохранения, фармацевтических препаратов,
медицинской техники включает в себя:
- предоставление потребителям возможности выбора поставщика услуг и товаров, в т.ч. бесплатной медицинской помощи, на основе открываемой государством объективной информации о допущенных поставщиках услуг и качественных показателях их деятельности, включая отдельных профессиональных работников здравоохранения;
- создание единого надзорного органа в сфере производства и оборота продукции, представляющей потенциальную опасность для человека;
- организацию государственного мониторинга качества и безопасности услуг и товаров здравоохранения, фармацевтических препаратов, медицинской техники, с учетом показателей удовлетворенности медицинской помощью среди пациентов разных социальных групп;
- повышение моральной (через профессиональные этические кодексы) и материальной ответственности профессиональных работников здравоохранения, производителей медицинских услуг и товаров, фармацевтических препаратов, медицинской техники за ущерб общественному и индивидуальному здоровью;
- улучшение показателей, определяемых состоянием медицинской помощи и материальной базы здравоохранения (сокращение хронизации заболеваний, нетрудоспособности, инвалидности, смертности, больничной летальности, внутрибольничных инфекций, повышение выживаемости больных, и т.п.);
- формирование стандартов лечения, клинических рекомендаций, с учетом профессионального консенсуса;
- разработку клинико-фармакоэкономических стандартов;
- внедрение сертификации поставщиков услуг и товаров здравоохранения и оценки клинических случаев на основе комплексной экспертизы качества по критериям структуры, процесса, результата;
- совершенствование этического и правового регулирования отношений субъектов рынка медицинских товаров и услуг.
Совершенствование последипломного
образования и профессиональной деятельности
работников здравоохранения включает
в себя:
- обеспечение доступности знаний, основанных на принципах доказательной медицины, для профессиональных работников здравоохранения;
- повышение требований к образовательным учреждениям и программам;
- создание учебно-тренировочных центров в здравоохранении;
расширение права работника
здравоохранения на выбор образовательного
учреждения;
- допуск всех поставщиков образовательных услуг разных форм собственности, соответствующих установленным государством единым требованиям, к обучению работников здравоохранения, на равной, конкурсной основе;
- введение балльной системы комплексных квалификационных требований, учитывающей различные формы повышения квалификации, в
т.ч. работу с медицинской литературой, участие в конференциях, подготовку публикаций, проведение консультаций с другими врачами и т.п.;
- привлечение фармацевтической и медицинской промышленности к осуществлению мероприятий последипломного образования в здравоохранении;
- направленность образования на индивидуализацию работы профессионального работника здравоохранения с каждым пациентом, учет реальных потребностей и интересов населения, развитие всех форм организации медицинской помощи, формирование экономической заинтересованности в здоровье пациента;
- применение новых информационных технологий, в т.ч. дистанционного обучения;
Развитие отечественной фармацевтической
и медицинской промышленности включает
в себя:
- формирование промышленной политики, разработку государственной программы развития и целевой, обоснованной поддержки фармацевтической и медицинской промышленности;
- осуществление лекарственного обеспечения населения, в т.ч. в рамках государственных гарантий, преимущественно на основе долгосрочных контрактов (государственного заказа) с отечественными фармацевтическими предприятиями;
- закупку «под ключ» предприятий (с технологией производства) по выпуску субстанций антибиотиков и других жизненно важных препаратов;
- включение предприятий – производителей субстанций лекарств, и иммунологических препаратов, антисептиков, а также научных учреждений по разработке новых лекарств, в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для страны;
- освобождение передовых производственно-технологических центров от налога на прибыль на 10 лет, как это предусмотрено для резидентов особых экономических зон;
- регулирование рынка лекарственных средств, медицинских изделий и техники на основе Национальной лекарственной доктрины;
- закупку лицензий для отечественной фармацевтической и медицинской промышленности на основании рекомендаций Научного совета и проблемных комиссий Министерства здравоохранения и социального развития, союзов производителей, с государственной поддержкой.
Формирование партнерств государства
в области здравоохранения с частным бизнесом,
гражданским обществом включает в себя:
- повышение социальной ответственности частного бизнеса;
- повышение инвестиционной привлекательности здравоохранения;
- вовлечение в качестве партнеров государства в области здравоохранения институтов гражданского общества, частного бизнеса, международных субъектов;
- поддержку государством деятельности организаций по защите прав потребителей, пациентов, обществ профессиональных работников здравоохранения на основе повышения ответственности за здоровье потребителей медицинской помощи;
- повышение роли саморегулирующихся организаций, передачу им части полномочий по формированию и исполнению законодательства, механизмов его реализации, управлению здравоохранением, повышению квалификации, контролю качества и безопасности;
- учет мнений профессиональных работников здравоохранения и населения при проведении преобразований в здравоохранении (горячие линии);
- возложение солидарной ответственности, в т.ч. финансовой, за действия профессионального работника здравоохранения, на профессиональные медицинские организации.
Инициирование межведомственных программ
охраны общественного здоровья и обеспечению
профессионального лидерства специалистов
в области здравоохранения включает в
себя:
- определение приоритетных направлений охраны общественного здоровья, в т.ч. охраны психического здоровья, здоровья окружающей среды, сокращения потребления психоактивных веществ (табака, алкоголя, наркотиков), борьбы с ДТП, отравлениями, насилием;
- решение межведомственных проблем охраны общественного здоровья путем формирования социально-экономической политики, способствующей сохранению и укреплению здоровья;
- обеспечение межсекторального характера деятельности по проблемам общественного здоровья при лидирующей роли здравоохранения;
- активное сотрудничество здравоохранения и других отраслей социальной сферы.
Защита национальных интересов в сфере
здравоохранения в рамках международного
сотрудничества включает в себя:
- учет национальных интересов в области здравоохранения в ходе международной интеграции России, в т.ч. при разработке технических регламентов в сфере здравоохранения;
- приоритет вопросов охраны здоровья населения по отношению к вопросам экономического развития, торговли;
- решение вопросов обеспечения медицинской помощью трудовых мигрантов, привлекаемых в страну с учетом этноконфессиональных особенностей, участия в финансировании предоставляемой помощи самих мигрантов, их работодателей или стран постоянного проживания (гражданства);
- регулирование доступа на отечественный рынок услуг и товаров здравоохранения иностранных поставщиков;
- инициативы по построению общего глобального пространства здравоохранения, сокращению стоимости закупаемых по импорту препаратов и оборудования;
- полноценное участие в международных соглашениях в сфере охраны здоровья и здравоохранения, в т.ч. Рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе против табака.
2 Современная ситуация в области
здравоохранения в Российской Федерации
и в США и тенденции ее развитие
2.1 Современная ситуация в
области здравоохранения в РФ
Приоритетность сферы здравоохранения
подтверждена выполнением национального
проекта «Здоровье», имеющего четко
очерченные задачи. Вместе с тем
нуждаются в системном решении
накопившиеся проблемы низкого уровня
доступности, качества и безопасности
медицинской помощи и лекарственного
обеспечения, услуг и товаров
здравоохранения, которые отражаются
в неудовлетворительных показателях
общественного здоровья. Нуждаются
в совершенствовании государственные
гарантии бесплатной медицинской помощи.
Финансирование здравоохранения существенно
отстает от потребностей.
Сохраняется фрагментация системы
здравоохранения, как и сферы
социальной защиты в целом, в т.ч.
по уровню платежеспособности потребителей.
Межведомственное взаимодействие здравоохранения,
образования, охраны окружающей среды
и других ведомств недостаточное. Велики
различия в обеспечении ресурсами здравоохранения
между административными территориями
страны. Муниципалитетам не хватает опыта
и ресурсов для организации полноценной
медицинской помощи в соответствии с законодательством.
Достигнутый уровень платности услуг
и товаров здравоохранения не соответствует
накопленным потребностям, культуре и
платежеспособности значительной части
населения. Это приводит к случаям позднего
обращения, ухудшению исходов заболевания,
росту социальных расходов, снижению уровня
жизни граждан, ВВП.
Приоритетным каналом обращений
за медицинской помощью стала
скорая и неотложная помощь, при
росте числа вызовов с 10 до 50 млн.
в год. Основная часть населения
не удовлетворена системой здравоохранения
по данным социологических опросов.
Парадигма реформирования здравоохранения
нуждается в обновлении, регулировании
со стороны государства. Имеются резервы
в сфере управления и финансирования здравоохранения.
Преобразование инфраструктуры здравоохранения
должно в большей степени способствовать
совершенствованию обеспечения государственных
гарантий, учитывать потребности национальной
экономики, особенности различных групп
населения, регионов, миграционные потоки.
Не преодолены искажения статистического
учета и отчетности, нарушения законодательства
и этических норм, сформировался значительный
теневой сектор здравоохранения, в целом
носящий коррупционный характер.
Обеспечение фармацевтическими препаратами
и медицинскими товарами нуждается
в оптимизации. Не получила должного
развития отечественная фармацевтическая
и медицинская промышленность. Серьезной
проблемой остается обращение фальсифицированных,
недоброкачественных, контрафактных
лекарственных средств. Налицо новые
угрозы санитарно-эпидемиологическому
благополучию. Не обеспечено полноценное
участие частного бизнеса и гражданского
общества, профессионального сообщества
в совершенствовании здравоохранения.
Крайне низка инвестиционная привлекательность
здравоохранения.
Сдерживается развитие современного,
создаваемого и управляемого государством,
конкурентного рынка товаров
и услуг здравоохранения, основными
принципами которого являются информирование
и защита интересов потребителя,
свобода выбора поставщика товаров
и услуг, повышение роли потребителя
и ответственности поставщика. На
базе накопленного опыта необходимо
более полно использовать имеющиеся
ресурсы, добиться конструктивного
сочетания преимуществ государственного,
страхового и частного подходов к
обеспечению населения медицинской
помощью, с учетом отечественных
традиций и передовых мировых
достижений.
2.2 Система здравоохранения
в Соединенных Штатах Америки
Она занимает
ведущее место в мире по масштабам сосредоточенных
в ней ресурсов. Число занятых в отрасли
людей — свыше 10 млн человек. По
расходам на медицину США занимают
первое место в мире
— как в абсолютных цифрах (2,26 триллиона
долларов, или 7439 долларов на одного человека),
так и в процентах к ВВП (16 %).
Причем, согласно прогнозам, к 2015 г.
расходы вырастут до 4 триллионов долларов,
или 12 000 долларов на каждого жителя.