Современные проблемы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Местное самоуправление, безусловно, является одним из важнейших институтов современного общества. В последние годы огромное внимание уделялось и уделяется совершенствованию принципов местного самоуправления, укреплению его законодательной базы. В 2003–2008 гг. проведена серьезная реформа местного самоуправления, а с 1 января 2009 г. уже на всей территории страны в полном объеме вступили в силу положения Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Федеральный закон о МСУ, несомненно, стал значительным шагом вперед в области конституционного и государственного строительства.

Файлы: 1 файл

Местное самоуправлени1.docx

— 17.63 Кб (Скачать файл)

                    Местное самоуправление, безусловно, является одним из  важнейших институтов современного общества. В последние годы огромное внимание уделялось и уделяется совершенствованию принципов местного самоуправления, укреплению его законодательной базы. В 2003–2008 гг. проведена серьезная реформа местного самоуправления, а с 1 января 2009 г. уже на всей территории страны в полном объеме вступили в силу положения Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Федеральный закон о МСУ, несомненно, стал значительным шагом вперед в области конституционного и государственного строительства.                                                   

           Однако практика применения нового закона (а в 46 регионах России он действует уже с 1 января 2006 г.) вскрыла как серьезные недостатки самого закона, так и весьма существенные проблемы в области местного самоуправления в его самых различных аспектах – политическом, экономическом, социокультурном. Не случайно в период между принятием закона и его вступлением в силу в федеральный закон № 131 были внесены десятки изменений и дополнений, в том числе весьма значимых и принципиальных. А непосредственно перед вступлением в силу нового законодательства о МСУ являющийся на тот момент Президент России Д.А. Медведев обозначил работу по развитию местного самоуправления в качестве одной из приоритетных задач государства и отметил, что «насущной проблемой остается совершенствование законодательства о местном самоуправлении»1.

               К числу важных проблем, которые вскрыла практика внедрения новых принципов местного самоуправления, относится несоответствие установок законодательства, рассматривающего эти принципы как базовый элемент самоуправляемого гражданского общества, и устоявшегося в менталитете общества отношения к органам местного самоуправления как к органам государственной власти низового уровня. Причем подобного рода отношение свойственно и обычным гражданам, и самим муниципалам, и в значительной мере представителям региональной государственной власти. В значительной степени это наследие советского периода с его фактическим отсутствием самого понятия «гражданское общество».

               Под термином “местное самоуправление”, как правило, обозначается лишь власть на местах»1.Такое отношение к органам МСУ приводит к низкой социальной активности граждан, проживающих на подведомственной территории. По существу, их участие в самоуправлении ограничивается самой простой формой – участием в выборах, а значительная часть жителей отказывается даже и от такой активности, не видя в ней смысла. Последствия такой пассивности весьма значительны. Ряд исследователей считают, что «важнейшей институциональной проблемой формирования местного самоуправления в современной России является то, что оно пока так и не обрело в полной мере своего потенциально главного субъекта, ключевого игрока – сообщество граждан, проживающих на конкретной территории»

Здесь, конечно, многое зависит  и от специфики регионов, и от отношения к проблеме региональных лидеров. Однако в значительной части  российских регионов местное самоуправление остается, по сути, чистой формальностью. «Вертикаль власти от главы субъекта федерации и вниз до глав районов, городских округов и глав поселений  идет по принципу начальник – подчиненный.

       Финансовая и функциональная зависимость органов местного самоуправления в выполнении переданных им полномочий привела к практическому огосударствлению местного самоуправления».Другой крупной проблемой, которую сами местные управленцы выносят, как правило, на первое место, является вопрос заполняемости местных бюджетов и связанный с этим почти повсеместный дефицит экономических ресурсов. На сегодня в России сложилась ситуация, при которой лишь 20% местных бюджетов обеспечены доходами с собственной налогооблагаемой базы муниципальных образований; остальные 80% – это средства вышестоящих бюджетов, выдаваемые в виде трансфертов, дотаций или субвенций.

Очень малый размер поступлений от местных налогов, повсеместная финансовая зависимость самоуправления от региональной власти – все это не только снижает эффективность местного самоуправления и качество муниципальных услуг, но и лишает муниципальных служащих мотивации к экономическому развитию подведомственной территории. Необходимо добавить, что проблема наполняемости местных бюджетов отнюдь не является наследием советского прошлого. Этот тяжелый удар был нанесен уже в 2000-е гг., при проведении налоговых реформ федерального масштаба

        С принятием Налогового кодекса РФ в 2000 г. количество местных налогов было сокращено до пяти (земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на наследование и дарение, налог на рекламу, местные муниципальные сборы). В результате же изменения бюджетного и налогового законодательства в течение 2004–2007 гг. в числе местных налогов, формирующих финансовую базу местных бюджетов за счет собственных средств, осталось всего два налога: земельный и на-лог на имущество физических лиц.

            К тому же постоянные изменения в бюджетно-на-логовой сфере приводят к невозможности верстки местных бюджетов не только на долгосрочную, но и на среднесрочную  перспективу. Рассмотрим еще одну проблему, которая по праву входит в «большую тройку» трудностей местного самоуправления на современном этапе. Это проблема кадров.

          Недостаток кадров наблюдается и в некоторой части муниципальных районов или городских поселений. При этом какая-либо система подготовки кадров для органов местного самоуправления в России, по существу, отсутствует. Некомпетентность муниципальных кадров многократно отмечалась различными СМИ. При этом необходимо отметить, что и в последние годы ситуация сколь-нибудь значимым образом не улучшилась

Так что определенные, хотя и очень незначительные, сдвиги к  лучшему за это время произошли. Подводя итог, следует сказать, что  и ряд достижений в области  местного само-управления, и ряд достаточно серьезных проблем этой сферы остались за рамка-ми данной статьи. Важнейшие вопросы местного самоуправления, несомненно, требуют значительных усилий политологов, социологов, экономистов, юристов. Необходимы и новые, хорошо продуманные действия законодателей, с тем чтобы местное самоуправление заняло свое достойное место в современной России.


Информация о работе Современные проблемы местного самоуправления